ТОП 10:

ФОРМИРОВАНИЕ ЗАРУБЕЖНОЙ ДЕТСКОЙ ПСИХИАТРИИ



Возникновение детской психиатрии, как и любой другой нау­ки, смогло стать возможным только тогда, когда для этого появи­лась соответствующая потребность и созрели необходимые усло­вия. Уменьшившаяся детская смертность к концу XVIII — началу XIX века привела к увеличению популяции подрастающего поко­ления, в том числе и с различными отклонениями в развитии. Од­новременно пришло понимание того, что дети — не уменьшенная копия взрослых, а своеобразный развивающийся организм. Изме­нившееся мнение о сути душевной организации детей привело к новому взгляду на аномального ребенка, созданию новой науки. Для этого возникли и условия — появились педагоги и врачи (психиатры), которые уже могли отличать ребенка с отстающим развитием или отклоняющимся поведением от психически здоро­вого ребенка. Все же процесс формирования науки о нарушениях психики у детей проходил сложно — через несколько этапов в те­чение более ста лет. По мнению Д. Дюше (1990), рассвет совре­менной детской психиатрии связан с проникновением в мир детст­ва и наступившим у людей пониманием его особенностей. Это в значительной мере определялось опубликованием биографий вы­дающихся людей (Ж. Ж. Руссо,- Шатобриан, Дидро), литературных произведений, в которых героями были дети или которые были написаны для детей (Ростопчина, В. Гюго, Ж. Санд, Г. Мало,

Л. Доде, Ч. Диккенс и др.), и, наконец, научных трудов о детях (Несталоцци, 1828; Ч.Дарвин, 1876].

Во второй половине XVHI века начали появляться отдельные описания детей с врожденной или приобретенной «душевной сла-Сюстью», проживавших в горной местности (кретинизм), или воз­никавшей спорадически (идиотия). Ж. Итар в 1798 г. провел пер­вую попытку обучения умственно отсталого. В начале XIX века стали создаваться подходы к воспитанию и обугению умственно отсталых детей [СегенЭ., 1846]. Этот процесс, происходивший в спорах о перспективности занятий с дефектными субъектами, о принципах обучения, привел в дальнейшем к организации специ­альных угебных заведений и изугению психигеского развития [Прей-ср У., 1882; Холл С., 1891]. При этом возможность возникновения психозов у детей категорически отрицалась, как думали в то вре­мя, из-за элементарности их психики и отсутствия у них пережи­ваний трудностей жизни и опыта бурных страстей.

Только на границе XVIII и XIX столетий начали описывать еди­ничные случаи острых психических расстройств у детей [Грединг, 1781; Перфект, 1794; Хаслем Дж., 1809]. Несмотря на эти наблюде­ния, К. Карус (1809) все еще утверждал, что дети могут страдать лишь слабоумием, но у них не может быть помешательства.

Накопление сообщений о психозах у детей позволило Э. А. Целлеру высказать мысль о том, что у них душевные болез­ни протекают так же, как и у взрослых, т. е. начальная меланхо­лия переходит в манию, а затем завершается деменцией. Шольц (1846) наблюдал ребенка с детским церебральным параличом, а Тор (1840) — с галлюцинациями.

Возможность возникновения психозов у детей стала доказан­ным фактом во второй половине XIX века. Вест (1860) описал ре­бенка со слабоумием, припадками и «истинным помешательством». Дюран-Фардель (1855) обнаружил у детей самоубийства. В Париже открыли психиатрическое детское отделение. Помье там же защи­тил первую диссертацию о психических расстройствах у детей (1856). О случаях детских психозов появились сообщения в Герма­нии, Англии, Швейцарии, Америке. Первая монография о детских психических расстройствах была написана Берканом в 1864 г.

Конец XIX столетия — поворотный пункт в истории детской психиатрии; X. Модели (1867) пришел к выводу, что возраст мо­жет быть причинным фактором, он систематизировал известный опыт в области детской психопатологии и предложил свою клас­сификацию детских психических расстройств.

Началом современной детской психиатрии считается выход в Германии книги X. Эммингхауза (1887) «Психические расстрой­ства детского возраста» и руководств во Франции — П. Моро де Тур (1889), Н. Манхаймера (1899), в Англии - В. Айрленда (1889), в Германии - Инфельда (1902), Г. Т. Циена (1902), В. Штромайера (1910) и А. Гомбургера (1926).

События, сыгравшие наиболее важную роль в формиро­вании зарубежной детской психиатрии в XX веке, можно сгруппировать следующим образом.

1. Были получены определенные знания о психическом разви­тии и его гетерогенности у детей. Для оценки психической зрело­сти и степени обучаемости детей созданы психологические методи­ки -тесты [Бине А., 1905; Симон Т., 1905; Термен Л. М., 1921; Векслер Д., 1949]. Начали проводиться регулярные исследования психического развития детей [Гезелл А., 1925], которые позволили понять закономерности нормального формирования личности и научиться выявлять отклонения. Общественные движения, возглав­ленные психиатрами и психологами США (А. Майер, У. Джеймс), положили начало развитию психогигиены, а затем — движению за детскую психопрофилактику [Хили У., 1909; Айхорн А., 1918 и др.], что способствовало становлению детской психиатрии. •« 2. Развитие динамической психиатрии, связанное с изучением всего случившегося на жизненном пути больного, всех его пере­живаний, повысило значение детства, нередко отягощенного серь­езными психическими травмами, которые стали рассматриваться как возможные этиологические факторы психических заболеваний (Э. Крепелин, 3. Фрейд, А. Майер).

3. Начатое в конце XIX века изучение подростковой преступно­сти и нарушений поведения у детей привело к введению в юриди­ческую практику детских судов (в Австралии — в 1895 г.; в США — в 1899 г.). Для оценки причин правонарушений потребо­валось изучение личности детей и среды, из которой они вышли. С целью предупреждения детской преступности организовывались воспитательные дома для детей, лишенных родительской опеки. Для облегчения приспособления к жизни умственно отсталых ста­ли создаваться программы специального обучения.

4. Первые амбулаторные психиатрические учреждения — кон­сультирующие клиники (Child Guidance Clinics) — были созданы в Бостоне (США) в 1921 г., в Великобритании — в 1926 г. Клиниче­ская команда, работавшая в них, состояла из психиатра, психолога и социального работника. Руководство служб просвещения играло большую роль в развитии этих клиник, хотя часть из них и орга­низовывалась в больницах. Перешли от изучения психологии обу­чения и интеллектуальных различий детей к психологии социаль­ного развития детей, что должно было помочь распознавать и ис­правлять поведенческие нарушения, выявлять эмоциональные факторы, лежащие в их основе. Появились учителя, подготовлен­ные для работы с семьями, имеющими детей с отклонениями по­ведения.

5. Наблюдения за детьми сменились активной работой с ними, исправлением их поведения и лечением. Пришло понимание значения симптомов нервно-психических расстройств для анализа (больных детей. 3. Фрейд в 1905 г. изложил свои взгляды на дет­ский невроз и его психоаналитигеское легение. Т. фон Хуг-Хельмут (1919) показала, что ребенок лучше выражает себя в игре, и пред­лагала ее использовать для изучения у него бессознательных пси­хических процессов. М. Кляйн (1932) в психоанализе детей вместо свободных ассоциаций использовала игры. Она впервые начала истолковывать ранние психодинамические процессы младенцев. А. Фрейд (1927) применяла психоанализ у детей лишь для лече­ния неврозов, считала установление положительных отношений с детьми и понимание их переживаний обязательными условиями терапии, их игру истолковывала как приспособление к реальности, работала в контакте с родителями. Она не только интерпретирова­ла переживания детей, но и, будучи педагогом, оказывала на них воспитательное воздействие.

6. Для понимания развивающейся личности и психопатологи­ческих механизмов у ребенка много сделали Л. Каннер (1935), Р. Спитц (1947), Дж. Боулби (1951) и др., изучавшие отношения мать—дитя. Возникло учение о материнской депривации как о бедной эмоциональными стимулами среде, препятствующей нор­мальному психическому развитию младенцев и приводящей к его задержке. Были сделаны выводы о роли ранних психических травм в происхождении нервно-психических расстройств в более старших возрастах.

7. Большое влияние на понимание детского поведения и на развитие детской психопатологии оказали труды И. П. Павлова об условно-рефлекторной деятельности, Э. Торндайка и Дж. Уотсона о научении, Н. Миллера и Дж. Долларда о социальном научении, Г. Петтерсона и др. об интеракционном анализе и социально-ког­нитивном анализе. Связанные с этими именами теории не только объясняли происхождение отклоняющегося поведения детей, но и служили основой создания методов исследования и лечения. При­менение научного аппарата этологии (науки о поведении): тер­риториального поведения, мотиваций, групповых структур, импритинга — в детской психиатрии углубило понимание поведенче­ских расстройств.

8. Изучение клинических особенностей нервно-психических расстройств у детей привело к созданию современных систематик психических болезней у детей. Уточнение описания клинических картин и роли некоторых этиологических факторов привело к вы­делению новых клинических форм (синдромы гиперактивности, трудности обучения, дефицита внимания, детского аутизма и др.).

9. Детская психиатрия перестала быть только отдельной спе­циальностью, работающей со своими больными, — она проникла в суть профессии детского врача, психолога, педагога. Любой из них использует знания психопатологии для повышения эффективности своей деятельности. Педиатру знания психиатрии облегчают пони­мание эмоционального развития и состояния детей, без которого невозможна оценка происхождения и течения многих (психосома­тических) болезней. Педагог, используя психопатологический ана­лиз, раскрывает причины расстройств поведения. Возникла так на­зываемая связующая психиатрия, которая изучает нервно-психиче­ские осложнения соматических- заболеваний и психологические ситуации, возникающие в процессе заболевания, а также участвует в их лечении. Выявление психотравмирующих обстоятельств у де­тей с соматическими болезнями привело к выделению в детском возрасте психосоматических расстройств (психической анорексии и булимии, привычных рвот и руминации, энуреза, бронхиальной астмы и др.), изучению механизмов их происхождения и лечения. 10. Изучение эмоциональных расстройств у детей обнаружи­ло, что депрессии у них встречаются чаще, чем предполагалось в этом возрасте, и что проявляются они атипично — в форме сома­тических или поведенческих эквивалентов. Описан «синдром же­стокого обращения с детьми» родителей и других лиц, воспитыва­ющих детей, при котором детей отвергают, лишают перспективы, понимающего, любящего отношения и при этом грубо обращают­ся, эксплуатируют, истязают, избивают, а иногда и используют в качестве сексуального объекта.

Детская психиатрия за двести лет прошла путь от отвергания специфичности душевных проявлений в норме и патологии у де­тей и подростков до признания их своеобразия, систематизиро­ванного описания и изучения причинных факторов, а также в зна­чительной степени эффективного лечения, сформировавшись в по­следние 100 лет в самостоятельную, но тесно связанную с другими науку.

[?] Вопросы для самостоятельной работы

1. Каковы основные события в XIX веке, предшествующие появле­нию детской психиатрии? 2. Когда появились первые обобщающие труды по детской психиатрии? 3. С какого времени и в связи с ка­кими событиями ведется отсчет начала наукидетской психиатрии?

4. Какие этапы развития прошла детская психиатрия в XX веке?

5. Какой вклад в формирование детской психиатрии сделали психо­логи? 6. Какие психиатры создавали детскую психиатрию?







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.13.39 (0.008 с.)