Патофизиологические механизмы психических расстройств у детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Патофизиологические механизмы психических расстройств у детей



Изучение физиологических основ (патофизиологических меха­низмов) психических расстройств особенно интенсивно проводи­лось И. П. Павловым и его школой. Были получены материалы, касающиеся многих психических заболеваний. В дальнейшем ин­терес к этим исследованиям упал, и они не получили большого развития. В этой связи здесь будут приведены результаты изуче­ния патофизиологических механизмов психических расстройств, полученных, главным образом, физиологами, учениками и после­дователями И. П. Павлова.

Выявлены следующие общие закономерности нарушений вы­сшей нервной деятельности (ВИД), которые могут обусловливать психические расстройства.

Ослабление основных нервных процессов и нарушение их отношений. Если ослабление возбудительного или тормозного процесса перейдет определенный предел, если они перестанут уравновешивать друг друга и их подвижность, смена одного дру­гим станет или чрезмерно легкой, или, напротив, крайне затруд­ненной, то это может явиться основой для возникновения психи­ческого расстройства.

Охранительное торможение и гипнотигеские фазы. Тор­можение может иметь важное защитное, охранительное значение. Сверхсильные, превышающие возможности нейронов раздражения натормаживают, выключают их, освобождают от реагирования на эти раздражения и тем самым спасают от гибели. Во время такого торможения нейроны отдыхают и становятся снова работоспособ­ными. Охранительное торможение различается по своему распро­странению в мозгу, по глубине и интенсивности. Если торможение охватывает всю кору больших полушарий 'и нижележащие отделы мозга, если оно настолько глубоко, что психическая деятельность прекращается и мозг на раздражения не реагирует, наступает сон. Промежуточные состояния между сном и бодрствованием называ­ются гипнотическими фазами. В этих фазах мозг на раздражения реагирует иначе, чем в здоровом состоянии. В гипнотических фа­зах рефлекторные реакции извращены. Эти извращенные реакции мозга на воздействия внешней или внутренней среды могут стать основой возникновения психических расстройств.

«Изолированные больные пункты» в коре больших полу­шарий. Распространенность областей в мозгу, в которых могут происходить срывы высшей нервной деятельности, различны. Иногда возникают очень ограниченные «изолированные больные пункты». В них происходит избирательное болезненное реагиро­вание только на определенный раздражитель, при этом реакция может быть самой различной: то в форме чрезмерной инертности или лабильности одного из основных процессов, то в несоразмер­ном его усилении или ослаблении. Формирование больного пунк­та может стать основой психического расстройства.

Разобщенная деятельность отделов мозга и его сигналь­ных систем. Целостное функционирование мозга осуществляется нормальным соотношением и отсутствием разобщенности между корой и «подкоркой», с одной стороны, и первой и второй сигна­льными системами, с другой. Распространение возбуждения и тор­можения посредством индукции, иррадиация или концентрация нервных процессов, болезненное их ослабление, лабильность или инертность, возникновение гипнотических фаз — все это может стать причиной разобщенной деятельности мозга и явиться осно­вой психического расстройства.

Единство физиологических мер защиты и патологии. В ответ на различные вредности, действующие на мозг, требова­ния, превышающие работоспособность и выносливость, нейроны защищаются с помощью охранительного торможения, гипнотиче­ских фаз и т. п. Однако в то же время эти же структуры выключа­ются из нормальной деятельности мозга. Вследствие этого дея­тельность различных отделов мозга становится разобщенной, а ре­акции мозга извращенными. Эти защитные механизмы нейронов обеспечивают сопротивление болезням, но и сами приводят к рас­стройствам психической деятельности.

Физиологические основы психогенных расстройств (не­врозов). Развитию психогенных расстройств предшествует пере­работка личностью психотравмирующих переживаний. Возникнув­ший комплекс переживаний, заряженный отрицательным аффек­том (страхом, чувством неуверенности и т.д.) провоцирует обра­зование компенсаторных механизмов. Если способность личности к преодолению психотравмирующих переживаний недостаточна, развиваются психогенные расстройства. Расстройство отношений личности называют неврозом. Физиологической основой психо­генных расстройств (неврозов) являются срывы высшей нервной деятельности в результате «перенапряжения нервных процессов» или их «ошибки».

Для истерии характерны: 1) чрезвычайная подверженность гипнотическим состояниям, обусловленная тем, что даже обычные жизненные раздражения оказываются сверхмаксимальными, вы­зывают запредельное торможение разлитого характера по типу па­радоксальной фазы; 2) чрезвычайная фиксированность и концен-трированность нервных процессов в отдельных пунктах коры, обусловленные влиянием подкорки; 3) чрезмерная сила и распро­страненность отрицательной индукции, которая зависит от слабо­го тонуса коры. Возникновение истерии отмечается у индивидов со слабым типом нервной системы и у представителей более или менее сильных типов, но подвергшихся «ударам жизни».

При психастении имеется общая слабость основы взаимоот­ношений организма со средой, т. е. первой сигнальной системы, эмоциональности и подкорковых отделов мозга. Основа этого не­вроза — в слабости этих двух инстанций мозга, следствием чего является как нарушение взаимодействия корковой и подкорковой деятельности, так и нарушения взаимосогласованной работы сиг­нальных систем. Преобладание у психастеников пассивно-оборо­нительных реакций объясняется тем, что эти реакции, будучи са­мыми ранними, врожденными, в дальнейшем подавляются други­ми инстинктами. Но так как последние слабы у психастеника, то сохраняются пассивно-оборонительные реакции. Для психастени­ков характерна также инертность раздражительного процесса. В происхождении частых у психастеников навязчивостей помимо инертности отчетливо выступает роль фазовых состояний.

Неврастения невроз, развивающийся у индивида со слабым типом ВИД в комбинации со средним человеческим типом, т. е. для ее возникновения помимо общей слабости нервной системы необходимо еще и равновесие между сигнальными системами, от­сутствие преобладания одной из них. При неврастении выступают черты слабости во всех трех инстанциях соотношения организма с окружающей средой: в пищевых, оборонительных и половых безу-

словных рефлексах, во всей корковой деятельности — и в первой, и во второй сигнальных системах. При этом слабый раздражите­льный процесс лабилен, взрывчат и сочетается с недостаточно­стью тормозного процесса. Слабость обоих процессов проявляется также и в застойности раздражительного процесса. У одних боль­ных преобладает раздражительный процесс (слабость внутреннего торможения), у других — слабость раздражительного процесса, а у третьих — апатия и вялость в связи с развитием охранительного торможения [Иванов-Смоленский А. Г., 1971].

Невротические расстройства могут обнаруживаться в детском возрасте, в этом случае в их происхождении участвует врожденная слабость нервной системы, ранние неоднократные заболевания или нарушения питания.

Психотравмирующая ситуация оказывает патогенное влияние при наличии таких особенностей личности, которые придают осо­бое значение возникшим неблагоприятным обстоятельствам жиз­ни. Фактором, способствующим возникновению невроза, оказыва­ется отсутствие подвижных, быстро приспосабливаемых к меняю­щимся условиям среды установок [Узнадзе Д. Н., 1966]. Одним из механизмов возникновения невроза могут быть расстройства сна, не выполняющего в связи с этим важной роли психологической защиты. Активизирующие и синхронизирующие аппараты мозга участвуют во взаимодействии психотравмирующей ситуации с осо­бенностями структуры личности при формировании невротическо­го конфликта. Большое значение имеет участие мотивационных систем, лимбических механизмов и межполушарного взаимодей­ствия. М. Г. Айрапетянц и А. М. Вейн (1982) считают характерным патофизиологическим механизмом для неврозов синдром дезин­теграции, который складывается из нарушенных физиологических взаимоотношений между отдельными функциональными система­ми мозга и внутри них.

Физиологические основы расстройств личности (психо­патий). Для понимания формирования расстройств личности мо­жет помочь то, что ее составляющими, как и здоровой личности, являются темперамент и характер.

Характер — «совокупность стержневых психических свойств человека, накладывающих отпечаток на все его действия и поступ­ки, тех свойств, от которых прежде всего зависит, как ведет себя человек в различных жизненных ситуациях» [Теплов Б. М., 1954]. Характер — это сплав врожденных и приобретенных свойств лич­ности.

Темперамент — это врожденные особенности ВНД, выра­жающиеся эмоциональным реагированием и двигательной актив­ностью, включающие в себя тонус и темп психических проявлений и характеризующиеся силой, подвижностью и уравновешенностью основных нервных процессов. В основу выделения типов нервной системы положены следующие признаки: сила возбуждения и тор­можения, уравновешенность и подвижность (насколько легко осу­ществляется переход нейронов из состояния возбуждения к состо­янию торможения). Последнее качество определяет, насколько легко образовываются новые и тормозятся старые условные реф­лексы.

И. П. Павловым описано четыре основных типа ВНД: 1) силь­ный уравновешенный подвижный тип, характеризующийся силой возбуждения и торможения, а также их легкой сменяемостью;

2) сильный уравновешенный неподвижный тип, отличающийся трудностью переключения процессов возбуждения и торможения;

3) сильный неуравновешенный тип (безудержный), характеризую­щийся преобладанием возбуждения и относительно слабым тор­можением; 4) слабый тип, характеризующийся слабостью обоих нервных процессов и невыносливостью.

Выделены также специальные, свойственные только человеку три типа ВНД: 1) средний тип, характеризующийся уравновешен­ностью и гармоничным сочетанием первой и второй сигнальных систем; 2) «художественный» тип, отличающийся относительно более сильной первой сигнальной системой в сравнении со второй и конкретным образным мышлением; 3) «мыслительный» тип, обнаруживающий относительно сильную вторую сигнальную сис­тему в сравнении с первой и отвлеченное, словесное мышление.

Болезненным нарушением формирования описанных типов ВНД объясняют происхождение расстройств личности (психопа­тий). Полагают, что астенические психопатии соответствуют слабому типу нервной системы. Возбудимые психопатии рас­сматривают как патологический вариант сильного неуравновешен­ного типа. Паранойяльную психопатию расценивают как такую патологическую личность, которая отличается склонностью к об­разованию очагов застойного возбуждения во второй сигнальной системе. При этом повышенная их эмоциональность — фактор, поддерживающий тонус возбуждения в очаге патологической инертности. Патофизиологическая основа гипертимических пси­хопатических личностей нарушение тех отделов мозга, от ко­торых преимущественно зависят эмоции (подкорковые узлы и связанные с ними структуры коры большого мозга). За возникно­вение психастенических личностей ответственна при общей сла­бости нервной системы, эмоциональной слабости крайняя степень преобладания второй сигнальной системы над первой. Ее развитие связано также с развитием в нервной системе «парадоксальной стадии парабиоза», поэтому реальные раздражения извне произво­дят меньшее действие, чем физиологически слабые словесные сти­мулы. Истероидная психопатия продукт формирования тако­го патологического развития, при котором на фоне общей слабо­сти высших отделов головного мозга особенно слаба вторая сигнальная система, а первая сигнальная система оказывается до­минирующей. Относительное преобладание активности подкорковых образований мозга обусловливает необычную эмоциональ­ность, бурность проявления аффектов и, с другой стороны, яр­кость образов фантазий (первая сигнальная система).

Физиологические основы эпилепсии. Согласно мнению И. П. Павлова, изменение ВНД при эпилепсии выражается в склонности к образованию в каком-либо пункте мозга сильного возбуждения с чрезвычайной инертностью. Большой пункт в моз­гу у эпилептика характеризуется патологическим накоплением исключительно сильного возбуждения, его инертностью и перио­дической разрядкой этого возбуждения в форме взрыва. Сила, взрывчатость и периодичность — характерные черты ВНД боль­ных эпилепсией. Во время эпилептического приступа разрядка на­капливающегося в очаге инертного сильного возбуждения проте­кает при динамической смене основных нервных процессов как в коре, так и в нижележащих отделах мозга — в «подкорке» и в стволе, преимущественно участвующих в разных фазах припадка. Взрыв возбуждения в двигательном анализаторе проявляется в су­дорожной фазе припадка, развертывается на фоне быстро развива­ющегося торможения всей остальной части коры (в порядке отри­цательной индукции), результатом чего является потеря сознания. Спускающаяся волна возбуждения в двигательном анализаторе со­провождается отрицательной индукцией (в форме торможения) и в нижележащих отделах мозга, о чем свидетельствует отсутствие во время эпилептического припадка реакции зрачков на свет и стремительное падение больного вследствие резкого ослабления мышечного тонуса. Физиологическая основа типичных изменений личности при эпилепсии (тугоподвижность, прилипчивость, вяз­кость) — преобладание инертности в процессах высшей нервной деятельности.

Физиологические основы шизофрении. Главным в патоло­гических изменениях ВНД при шизофрении считается наличие в больших полушариях мозга различных гипнотических фаз, дроб­ного и расположенного в отдельных пунктах мозга торможения. Расщепление психики объясняется тем, что по мере увеличения таким образом измененных и ослабленных пунктов в мозгу возра­стает «разложение коры полушарий, расщепление нормальной, связанной работы их». Отмечается, что «всякое мышление, не со­ответствующее и отвлеченное от действительности, есть аутистическое». Аутизм больных шизофренией коренится в преобладании внутренних следовых раздражений над внешними в силу изменен­ного реагирования нейронов полушарий головного мозга, находя­щихся в состоянии гипнотического торможения. Аутизм в более поздних стадиях шизофрении связывается с «прорешливостью по­лушарий». Физиологические механизмы атактического расстройст ва мышления и разорванности речи больного шизофренией можно охарактеризовать высказыванием И. П. Павлова (1949): «Его (больного шизофренией) речь беспутна, потому что в коре уже есть больные пункты, из-за которых получаются перескоки мыс­лей, ненормальные переходы от одной к другой». В основе ката-тонии у больных шизофренией лежит длительное торможение в отделах мозга, управляющих движением человека. Заторможены те нервные центры, с деятельностью которых связаны произволь­ные и непроизвольные движения, а также способность к устной и письменной речи. Причиной такого торможения является слабость нервных клеток коры головного мозга, в которых легко наступает истощение, так как для них и нормальные раздражения являются сверхсильными. Истощение же ведет к торможению, которое име­ет защитный, охранительный характер и предотвращает угрозу разрушения нейронов коры мозга.

Темы для самостоятельной работы

1. Охранительное торможение и гипнотические фазы. 2. Физиологи--ческие основы психогенных расстройств (неврозов). 3. Физиологиче­ские основы расстройств личности (психопатий). 4. Физиологические основы эпилепсии. 5. Физиологические основы шизофрении.

Ш Рекомендуемая литература

Айрстетянц М. Г. Неврозы в эксперименте и в клинике.—М.: Наука, 1982.- 272 с.

Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса.— М.: Ме­дицина, 1968.- 547 с.

Бехтерева Н. П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельно­сти человека.— Л.: Медицина, 1974.— 151 с.

Иванов-Смоленский А. Г. Очерки экспериментального исследования вы­сшей нервной деятельности человека.— М.: Медицина, 1971.— 448 с.

Косщкий Г.И. Лекции по клинической физиологии.—М.: Изд. 2 ММИ, 1974.- 144 с.

Павлов И. П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга.

Поли. собр. соч., т. 4.- М.- Л., Изд. АН СССР, 1951.- 451 с. Сегенов И. М. Рефлексы головного мозга.— М. Изд. АН СССР, 1961.—61 с. Теплое Б. М. Типологические свойства нервной системы и их значение для

психологии.- М.: ВНИТИ, 1962. Узнадзе Д. Я. Психологические исследования.— М.: Наука, 1966.— 451 с.

Глава 4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 1256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.201.71 (0.014 с.)