Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психопаталогия детского возраста (психология аномального развития)

Поиск

Эта область выделилась из общей ПП сравнительно недавно. Сформировалась на стыке 2 направлений: детской психиатрии и психологии. ППДВ имеет общие корни со специальной психологией, с возрастной, с педагогикой.

Предмет ППДВ – изучение любых возможных нарушений развития психики ребенка. Одной из центральных задач является диагностика психического развития детей с нарушением этой сферы. Патопсихолог должен установить уровень развития, соотнести его с возрастной нормой, определить особенности данного ребенка и провести профилактическую работу возникновения отклонений. В детском возрасте изучаются особенности отклонения в игровой деятельности, в мышлении, в речи, в эмоциях и т.д. Психолог с одной стороны дает уточнение диагноза лечащему врачу, а с другой – подбирает методы коррекции, являясь коррекционным педагогом, дает рекомендации родителям.

Формы:

  1. Дизонтогенез психики – нарушение психического развития в детском и подростковом возрастах. Причины: патология структур и функций головного мозга (хрестоматия патопсихологии – Г.Е.Сухарева, 3 или 4 Лебединских, В.В.Ковалев, Г.К.Ушаков, Каннер и др.).

Классификация аномального развития (В.В.Лебединский):

  1. Недоразвитие (умственная отсталость, олигофрения).
  2. Задержка развития.
  3. Поврежденное развитие (физические удары, инфекционные заболевания – нарушение мозговой деятельности, наступает после 3 лет).
  4. Дифицитарное развитие (патологическое формирование личности при аномальном физическом развитии).
  5. Искаженное развитие (шизофрения, аутизм).
  6. Дисгармоничное развитие (психопатия).

 

Недоразвитие – патологическое состояние психики, при котором психическое развитие ребенка ограничено по причине нарушений функций ЦНС. К этой форме относятся все дети с олигофренией. Олигофрения бывает трех степеней:

1 степень – легкая степень умственной отсталости, «дебильность» - около 75% от всех умственно отсталых детей. Прогноз развития зависит от социальной адаптации и системы воспитания и обучения.

2 степень - «имбицильность» - около 20% (инвалиды детства).

3 степень – «идиотия», около 5% (инвалиды детства).

 

Задержка развития – в своем развитии ребенок догонит своих сверстников.

Искаженное развитие – «шизофрения», сложное, многообразное заболевание. Неясная картина происхождения. Формы различны, но есть общие закономерности с аутизмом:

  1. Искаженное восприятие окружающего мира: нарушение мыслительных операций, человек не может объединить в целое и создать образ предмета. Мышление дисгармонично.
  2. Своеобразие игровой деятельности и общения. Плохо идет на контакт. Чаще хочет играть один. Игра без смысла. К 5 годам нет сложностно-ролевых игр.
  3. Изменение эмоционально-волевой сферы. Подавленность. Падает результативность обучения.

«Аутизм» - проявляется как полный или частичный отказ от общения с окружающими людьми. В первую очередь в общении с матерью. Болеют 20 человек на 10000.

Симптомы аутизма:

  1. Отсутствие эмоционального контакта с матерью и семьей с младенчества.
  2. Эмоциональное безразличие, холодность.
  3. Частые капризы, если мамы нет рядом.
  4. Страх новизны (люди, пища, одежда).
  5. Расстройство речи.
  6. Недостаточность сомато-вегетативной и инстинктивной сферы.
  7. Нарушение сна, аппетита.
  8. Отсутствие дифференциации «люди-предметы».
  9. Резкие реакции на изменение в обстановке (время сна, кормления).
  10. Однотипность движений в игре (пустое перекладывание предметов).
  11. Нарушение психомоторики (угловатые и неловкие движения).
  12. Задержка развития навыков самообслуживания.
  13. Мимическая бедность (лицо-маска).
  14. Взгляд мимо человека.
  15. Развитие автономной речи (сам с собой).

От 15-20 % больных аутизмом развиваются с интеллектуальной нормой.

Задачи –

1. Дать основные психологические представления формирования болезни.

2. Понятие (целостного) комплексного (социопсихосоматического) подхода к здоровью и нездоровью ребенка.

3. Умение правильно и грамотно оценивать состояние здоровья ребенка, применять адекватную коррекционную методику.


8. Практическая направленность профессиональной деятельности клинических психологов.

практические задачи и функции: диагностика, воздействие, профилактика, реабилитация, экспертиза, восстановление ВПФ, сферы приложения деятельности клинических психологов.

Клиническая психология направлена на охрану и укрепление здоровья населения (преодоление болезней, восстановление здоровья и социально-трудовой адаптации больных).

Предметом клинической психологии как области профессиональной деятельности психологов являются многообразные особенности психики человека в их отношении к здоровью и болезни. Клиническая психология участвует в решении прикладных проблем, связанных с предупреждением и возникновением заболеваний, диагностикой болезней и патологических состояний, психокоррекционными формами влияния, участвует в решении различных экспертных вопросов, в социальной и трудовой реабилитации больных людей.

Объект клинической психологии. В центре внимания клинической психологии находится человек с душевными “болями” и проблемами, с трудностями адаптации и самореализации, связанными с состоянием его здоровья. Связи эти носят двусторонний характер: особенности психики обуславливают трудности адаптации человека, приводящие к повышению риска возникновения болезненных состояний (психосоматическая патология, неврозы и др.); болезни и их последствия могут влиять на изменения психологического склада человека, что приводит к дезадаптации, требуя психологической помощи в преодолении болезней и восстановления адаптационных способностей.

Задачи. Предупреждение возможностей возникновения заболеваний, рациональные пути научного распознания заболеваний и различения их форм, научно обоснованные пути их лечения и восстановления нарушенных функций, возвращающих заболевшего человека к жизни и труду Клинические психологи направляют свои научные исследования для решения задач охраны психического здоровья людей, психопрофилактической и психогигиенической работы, помощи врачам в лечении людей и возвращении к трудовой и профессиональной деятельности.

Клиническая практика -- критерий оценки психологических теорий. "Не навреди!" -- заповедь медицины и клинической психологии.

1. Психопрофилактика и задачи клинических психологов.

Две задачи здравоохранения: 1) лечение больных людей и 2) пред-упреждение заболеваний, укрепление здоровья. Отставание медицины в решении второй задачи.

Усиление роли психологии в профилактике заболеваний. Превентивные задачи клинической психологии на трех этапах профилактики:

- в первичной профилактике; в системе общегосударственных мер по укреплению здоровья населения, внедрению здорового образа жизни и формированию культуры здоровья;

- во вторичной профилактике; в работе с группами повышенного риска за-болеваемости нервно-психическими болезнями, психосоматическими недугами, пограничными расстройствами, наркоманией, аномалиями развития;

- в третичной профилактике; в помощи переболевшим людям в целях предупреждения декомпенсации и инвалидизации; консультативные, восстановительные и коррекционные формы деятельности психологов.

Профилактика.

Существует три этапа профилактики во всем мире:

Первичная профилактика - общегосударственная задача укрепления здоровья всего населения. Здравоохранение должно выполнять не только функцию лечения, но и функцию охраны здоровья. Задача психологов - формировать представление о здоровом образе жизни, ценность здоровья, чувство необходимости здоровья у всех людей.

Вторичная профилактика - выявление групп повышенного риска по отношению к тем или иным заболеваниям, психологическая работа с группами риска, корригирование факторов риска и образа жизни.

Третичная профилактика - работа с переболевшими людьми, направленная на предотвращение инвалидизации или повторения рецидива болезни.

2. Клинико-психологическая диагностика. Типы диагностических задач.

Диагностика - первичная форма деятельности клинических психологов. Разнообразие диагностических задач.

Клинико-нозологическая диагностика в психиатрической клинике; показания для психологической диагностики.

Топическая психологическая диагностика - нейропсихологический синдромный анализ в клинике локальных поражений мозга.

Личностная (типологическая) диагностика групп повышенного риска психосоматических, нервно-психических заболеваний и пограничных расстройств.

Функциональная диагностика (в специальных экспертных задачах, для оценки динамики психического состояния, терапевтического эффекта и т.д.).

Диагностика уровня психического и умственного развития детей и подростков при разных вариантах аномального развития.

Диагностика в целях психологической коррекции (выявление психологических факторов риска, опора для выбора коррекционных программ, оценка эффективности психологического воздействия).


9. Факторы обуславливающие практическую направленность профессиональной деятельности клинических психологов.

Факторы, детерминирующие интенсивность развития клинической психологии:

· динамика изменений «социальной анатомии» здоровья;

· усиление роли нервно-психических факторов в возникновении болезней;

· эволюция идеологии современной медицины;

· профилактическая направленность здравоохранения.

Позиция психотерапевта (греч. psychē — душа + therapia — забота, уход, лечение) — ролевые стратегии, принимаемые психотерапевтом во взаимоотношениях с клиентом. Ведущие параметры П. п.: "авторитарность — партнерство" в выборе целей и задач психотерапии (авторитарная позиция подразумевает отношение к клиенту как к объекту манипуляций со стороны психотерапевта, партнерство предполагает видение в клиенте равноправного партнера) и "директивность — недирективность" в их технической реализации (является одновременно мерой разделения ответственности за результат психотерапии). Выбор позиции зависит от индивидуальных особенностей психотерапевта и установок пациента, диктуется концептуальной позицией психотерапевта и техническими особенностями используемых им методов психотерапии. Показателем профессионализма психотерапевта является его способность сознательно занимать различные позиции, исходя из интереса пациента и требований используемых методов.

В групповой психотерапии вслед за Р. Шиндлером выделяют альфа-позицию эмоционального лидера, бета-позицию лидера-эксперта, гамма-позицию пассивного конформиста и дельта-позицию отвергаемого "козла отпущения", объекта групповой агрессии. Каждую из этих позиций сознательно может занять групповой психотерапевт в зависимости от фазы развития психотерапевтической группы (эти же позиции может занять и каждый участник группы).


10. Функции клинических психологов.

Практические функции клинических психологов. Диагностика (в клинической психологии) — идентификация болезни, расстройства, синдрома, состояния, пр.

1. Диагностика.(Это наиболее традиционная функция, наиболее "старая". Специфика клинико-психологической диагностики: синдромальность - выделение и качественное описание синдрома, прогностичность.)

1) нозологическая (с помощью нозологических единиц)

Клинико-психологический синдром, в отличие от медицинского, это структура, система взаимосвязанных нарушенных психических функций и свойств личности. В основе синдрома должен лежать некий фактор, который связан со всеми изменениями.

В медицине для выделения синдрома применяется метод наблюдения, причем он позволяет только описать симптомы, проявления болезни, итоговые нарушения психической деятельности. Клинический психолог пытается выделить закономерности нарушения, используя экспериментальный метод. Особенно этот метод актуален в сложных для диагностики случаях - латентное протекание болезни, ремиссия (временное ослабление симптомов), диссимуляция симптомов больным. В этих случаях клинический психолог может подобрать прицельный комплекс методик с учетом гипотезы, пола, возраста, анамнеза больного.

2) топическая - участие психологов в определении места поражения мозга, так как при разных локализациях мозговых поражений наблюдаются разные нарушения психики.

Существуют медицинские методы невропатологической диагностики, но они не всегда точны, кроме того, существуют т.н. "немые" зоны мозга (ассоциационные отделы), которые не поддаются прямой медицинской диагностике.

3) индивидуально-психологическая - диагностика личности человека с целью выявления предрасположенности к различным заболеваниям в связи с личностными чертами и особенностями (характер, темперамент - акцентуации, психопатии).

Здесь же возможна другая цель - дать коррекционные и реабилитационные рекомендации в послеболезненных состояниях.

4) функциональная - в рамках какой-либо экспертизы в зависимости от задачи - ВТЭК, судебная и т.п.

5) диагностика умственного развития детей и подростков в процессе онтогенеза для определения (и рекомендаций) случаев недоразвития, задержки развития, искаженного развития психики.

6) диагностика, связанная с различными формами психологического воздействия, в т.ч. психологической коррекцией и психотерапией. Психологическая диагностика должна предшествовать воздействию, необходима в процессе коррекции и в конце, после воздействия. Особенно важна катамнестическая оценка (через некоторое время).

2. Психологическое воздействие (в основном проработана на эмпирическом уровне, в теории - гораздо хуже)

Психологическое воздействие - целенаправленное, организованное во времени и в методах влияние человека на другого человека с определенной целью и намерениями.

- что воздействует? слова, мимика, пантомимика

- на что воздействует? на мотивацию, систему отношений, эмоциональную сферу, мышление, самооценку и самосознание

- к чему приводит? к изменению поведения человека в целом, изменению саморегуляции, телесных функций и состояния здоровья

- цели воздействия? профилактические, лечебные, восстановительно-адаптационные

- кто воздействует? Тут можно говорить о двух видах психологического воздействия в зависимости от воздействующего лица - психотерапия и психологическая. коррекция. Психотерапией занимаются врачи-профессионалы в этой области, и основной смысл терапевтических воздействий - вылечить человека, снять симптомы. Для этого можно использовать рациональные, суггестивные, аутотренинговые и даже фармакологические методы. Психологическая коррекция - любое изменение, улучшение и совершенствование состояния любого человека. Возможна коррекция

- поведения

- психологических факторов риска заболеваемости здоровых людей

- психологических последствий перенесенных заболеваний (от ипохондрии до анозогнозии)

- совершенствование адаптационных возможностей человека

- психокоррекция конфликтных ситуаций

- профилактика инвалидизации

- профилактика рецидивов перенесенных заболеваний

Существуют также и такие типы психологического воздействия, как психоанализ, психодрама, гештальттерапия, гуманистическая психотерапия, бихевиоральная - но все это - не психотерапии, а лишь формы психологической помощи и поддержки. Это может быть помощь, не требующая "влезания в душу" и ее изменения, как в психокоррекции.

В настоящее время сложилась такая форма работы, как бригадный метод - врач, психолог и социальный работник вместе могут оказать гораздо больше видов помощи как здоровым, так и больным людям.

3. Экспертиза.


11. Виды клинико-психологической диагностики. Психодиагностическое обследование (пдо) – деятельность психолога, конечным результатом которой является психологический диагноз. Выделяют три основных этапа: сбор данных в соответствии с задачей исследования; переработка и интерпретация полученных данных; вынесение решения (диагноз или прогноз).

Сбору данных с помощью психодиагност-их методик (тестов) должен предшествовать период ознакомления с некоторым комплексом объективной и субъективной информации об обследуемом (н\р история болезни, заключения других специалистов и т.д). с этой целью м.б. использованы и опросники-анкеты. В процессе переработки и интерпретации диагностических данных традиционно выделяют два пути: клинический и статистический. Клинический ориентирован на опыт исследователя, интуицию, его особенность – доверие к субъективному суждению. Статистический подход предусматривает учет объективных (количественных) показателей, их статистическую обработку в виде, н\р уравнения регрессии.

Диагностика (в клинической психологии) — идентификация болезни, расстройства, синдрома, состояния, пр. Диагностический тест — любой тест или процедура, используемые с целью точного определения характера и происхождения нарушения способности или расстройства. Диагностическое интервью — распространенная процедура в клинической обстановке, при которой клиент или пациент интервьюируется с целью получения некоторого приемлемого определения характера расстройства и его этиологии и для планирования метода лечения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 596; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.68.161 (0.01 с.)