Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Клиническая психология. Определение, предмет, задачи.

Поиск

Клиническая психология. Определение, предмет, задачи.

Клиническая психология – отрасль психологии, которая сформировалась на стыке с медициной, она использует знания психологических закономерностей в медицинской практике: в диагностике, лечении и профилактике заболеваний. Происходит от греч. Klinike – уход за лежачим Больным, лечение на больничной койке.

Клиническая психология – наука, изучающая психологические особенности людей, страдающих различными заболеваниями, методы и способы диагностики психических отклонений, дифференциации психологических феноменов и психопатологических симптомов и синдромов, психологию взаимоотношений пациента и медицинского работника, психо-профилактические, психокоррекционные и психотерапевтические способы помощи пациентам, а также теоретические аспекты психосоматических и соматопсихических взаимовлияний.

К основным областям клинической психологии можно отнести такие как: нейропсихология, патопсихология, психосоматика, психология телесности, психология здоровья и др.

Нейропсихология – отрасль клинической психологии, которая изучает мозговые механизмы высших психических функций и эмоционально-личностной сферы на материале локальных поражений мозга и других моделей.

Патопсихология – это наука, изучающая психологические закономерности нарушения или распада психики при душевном заболевании в сопоставлении с протеканием психических процессов в норме.

Психосоматика изучается в контексте психосоматической медицины. Психосоматическая медицина – это отрасль медицины, занимающаяся изучением взаимосвязей между психологическими состояниями и соматическими расстройствами.

Психология здоровья (позитивное определение здоровья) – это состояние телесного, психического и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний.

Психология телесности. Отрасли: - неврология; - психофизиология; - педагогика.

 

Клиническая психология – как предмет означает деятельность специалистов в широкой области в прикладной психологии.

Деятельность включает в себя:

диагностику отклонений (личностной сферы, интеллекта, адаптация);

психопрофилактика;

психотерапия, психокоррекция;

социальная реабилитация.

Название специальности связано со словом "клиника". Современные значения этого слова: (1) место, куда люди приходят для индивидуального обследования, диагностики и/или лечения. (2) клиника как лечебно-профилактическое специализированное учреждение высокого профессионального уровня, являющееся базой для научно-педагогического процесса (соответствующей кафедры медицинского вуза или института усовершенствования врачей) или научно-исследовательской работы; (3) клиника как организация, включая здания, оборудование и персонал; (4) синоним понятия "клиническая картина болезни".

Объект К. п. — человек с трудностями адаптации и самореализации, связанными с его физическим, психическим, социальным, духовным состоянием.

Предметом профессиональной деятельности специалиста — клинического психолога являются психические процессы и состояния, индивидуальные и межличностные особенности, социально-психологические феномены, проявляющиеся в различных областях человеческой деятельности. Клинический психолог может иметь дело с людьми, которые жалуются, например, на состоянии тревоги, выражающееся в функциональных расстройствах эмоционального или сексуального плана, или же на трудности в преодолении неурядиц повседневной жизни.

Практическая и научно-исследовательская деятельность клинического психолога направлена на повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека, на гармонизацию психического развития, личностный рост, самореализацию, на охрану здоровья, преодоление недугов и т. п. Для этого он должен быть компетентным для выполнения следующих видов профессиональной деятельности: диагностической, экспертной, коррекционной, профилактической, реабилитационной, консультативной, научно-исследовательской, культурно-просветительной, учебно-воспитательной.

Как профессионал клинический психолог может специализироваться по (а) нейропсихологии, (б) патопсихологии, (в) психосоматике, (г) психологии аномального развития, (д) психопрофилактике, (е) психотерапии, (ж) психологической реабилитации и др. Он может работать в центрах психического здоровья, больницах, на предприятиях, в учебных учреждениях, консультационных кабинетах и т. п., иметь частную практику.

ЗАДАЧИ КП

I. Первая задача КП – это сохранение здоровья людей (профилактика).

Метод – просветительская работа (делиться знаниями).

Существует 2 вида задач: теоретические и практические.

Теоретические: 1) соотношение биологического и социального в психике человека; 2) связь психики и мозга (проблема психики и мозга); 3) психосоматические и соматопсихические корреляции. 4) проблема развития и распада психики в онтогенезе; 5) проблема нормы и патологии психического состояния; 6) соотношение между сознанием и бессознательным процессом; 7) исследование строения различных форм психической деятельности (восприятие, мышление, деятельность, память и т.д.).

Практические: 1) сохранение здоровья (профилактика); 2) клинико-психологическая диагностика. Типы диагностических задач: а) клиника нозологическая диагностика (психиатрическая клиника); б) топическая психологическая диагностика (клиники локальных поражений мозга – нейропсихология) – топика – узкое место поражения; в) личностная или типологическая диагностика (группа повышенного риска, психосоматических, нервно-соматических расстройств); г) функциональная диагностика, проводится для оценки динамики психического состояния (терапевтическое лечение); д) диагностика уровня психического и интеллектуального развития (в детском и подростковом возрастах) при различных аномалиях (и физических); е) диагностика в целях психологической коррекции. 3) Клинико-психологическая экспертиза. Ее виды: а) врачебно-трудовая; б) судебно-психиатрическая; в) военно-медицинская; г) психолого-педагогическая. 4) Клинико-психологические формы воздействия: психокоррекция и психотерапия. 5) Социально-трудовая реабилитация больных и восстановление ВПФ.

 


2. Понятия клинической и медицинской психологии

Медицинская психология:.Психосоматика, Нейропсихология, Патопсихология, Психопатология, Методы медицинской психологии

Клиническая психология понятия: Профессиональная деятельность клинического психолога и психотерапевта Индивидуальная психотерапия. Виды, направления, концепции Приемы, техники, методики психотерапии Психоанализ и психоаналитическая терапия Групповая и семейная психотерапия

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ (знать, чтоб от зубов отлетало)

В основе науки КП лежат методологии.

I. Культурно-историческая теория происхождения и обусловленности ВПП (высших психических процессов).

II. Формирование ВПП возможно только под влиянием социального фактора и в деятельности. Человек ничего никогда не делает вне психики.

III. Опосредованность психических процессов человека в знаково-символической системе (язык, речь, в мышлении – образы).

IV. Ведущую роль в организации в развитии ВПФ и процессов человека играет речь.

V. Системный целостный подход к исследованию психики человека.

VI. Приоритет понятия личности в подходе к человеку, а именно к пациенту или клиенту.

 

ИСТОРИЯ КП КП своими корнями уходит в медицину. В конце 19 века, 1860 г. Появились первые труды по КП (патопсихологии).

Э.Крепелин, Крейчмер, Брейер (австро-германские врачи)– работа медицинской психологии.

Жане (франц.врач) 1890 г. – работы посвящены исследованию внимания природных качеств на человека.

Шарко – водные процедуры (направление воды).

З.Фрейд – конец 19 века.

 

В Европе и России параллельно в 1885 году появились первые труды.

Бехтерев В.Н. – Петербург – институт мозга, который сейчас возглавляет его дочь.

Лурия А.Р. – ученик Бехтерева – основатель нейропсихологии, занимался психофизиологией, создал прибор «детектор лжи».

Корчаков – Москва, 1886 г. – опубликовал первые работы.

Юрьев Чиж – Прибалтика.

Павлов.

Сеченов – 1920 г.

 

Современная патопсихология.

Лурия А.Р., Зейгарник Б.В. – открытие универсального метода «патопсихологический эксперимент».

Выготский Л.С.

Леонтьев А.Н.

 

Современный этап.

Цветкова Л.С., Хомская Е.Д. – ученики Лурия.

Симярницка Э.Г.

Маскавичутс Л.И. – клиническая нейропсихология.

Корсакова Н.С.

Пылоева Н.М.

Охотина, Микадзе, Семикович А.В.

 

Теоретические задачи.

  1. Исследовательская – разработка методов диагностики.
  2. Биологическая проблема – вопросы соотношения биологического и социального.
  3. Социокультурные закономерности аномального развития.
  4. Индивидуальности личности и мотивационные факторы в структуре и динамике патопсихологических синдромов.

Практические задачи.

  1. Профилактическая – превентивные методы (создание щадящей атмосферы).
  2. Коррекционная – проведение коррекционно-развивающей работы в детском возрасте и проведение психотерапевтической работы со взрослыми.
  3. Диагностическая.

 

Основным диагностическим методом является эксперимент. В него входят:

  1. Корректурная проба.
  2. Счет по Крепелину.
  3. Доски Сегена.
  4. Кубики Коса и т.д.
  5. Классификация предметов, 4-й лишний.
  6. Аналогии (простые, сложные, сравнение понятий).
  7. Соотношение пословиц, метафор, поговорок, крылатых выражений.
  8. Опосредованное запоминание, заучивание 10 слов, исследование долговременной и кратковременной памяти.
  9. Выбор ценностей, уровень притязаний, исследование самооценки.

Задачи НП.

На практике связаны с диагностикой нарушений ВПФ и восстановление их. Теоретические сферы и применении НП расширяются.

  1. Определение норм или типологии.
  2. Развитие психики в онтогенезе.

Исследуются особенности нарушений психики при пограничных состояниях ЦНС.

Нерешенные задачи в НП.

  1. Вопрос о гетерохронии ((от греч. heteros различный, chronos время) - разновременность созревания разных систем организма или разных признаков в пределах одной системы. В эволюции человека под этим термином понимается также изменения сроков периодов развития в ряду последовательных поколений, постепенно приводящие к модификации исходных, "предковых" признаков.) морфогенеза мозга (развитие тела).
  2. Об интегративности работы мозга и принципы системности в работе обоих полушарий. Левое полушарие может справляться с умственной деятельностью без правого.
  3. Морфо- и физиозакономерности протекания процессов.
  4. О роли мозга в формировании развития и распада психической деятельности.
  5. Вопрос о локализации ВПФ (где территориально локально осуществляется процесс).

Новое и уникальное, принесенное НП. Знания: О структурности ВПФ, их в соционенезе, их гетерохронности развития. Факторный анализ.

 

Характеристики ВПФ

  1. ВПФ – общественно-исторического происхождения.
  2. Прижизненное формирование путем усвоения социального опыта.
  3. Условия присвоения (овладения) знаниями – это предметная деятельность общения, возникающая в форме внешнего сотрудничества, а затем интериорезирующаяся.
  4. Общественный опыт формирует не только внешнюю предметную деятельность, но и создает возможность человеку управлять своим внутренним миром, то есть через сознание и поведение.
  5. Язык и речь не только главное средство в общении, но и главное звено в опосредовании ВПФ, а с годами это средство познания себя и окружающего мира.
  6. ВПФ в своем развитии проходят ряд этапов: от развернутой внешней материальной деятельности с предметами и опорой на речь, до внутреннего сокращения действий в уме. ВПФ имеют опосредованное строение, главным звеном является речь.

I. Главным звеном является речь, именно она переводит на высший уровень организации. Слова, речь может замещать предметы, явления, их качество в их отсутствии. Таким образом происходит опосредование ВПФ. Оно имеет системное строение – это многоуровневое и многозначное образование.

II. Концепция. Учение о функциональных системах как психофизиологической основе психической деятельности (функций). ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА Данное учение принадлежит П.К..Анохину. ФС – это избирательное, динамическое, образование, состоящее из значительного числа анатомических и физиологических компонентов, территориально расположено в различных частях ЦНС. Однако, все они объединяются функционально для выполнения общей задачи.

III. Концепция. Учение о динамической и системной локализации психических функций в головном мозге (в коре). Учение, которое основывается на предоставленных о сложных структурах ВПФ и социогенезе этих функций, их хроногенности (развитие во времени).

Теоретический раздел Концепции. I. Учение о факторе. Фактор нейропсихологическй – это определенный принцип или механизм работы той или иной сферы мозга.

  1. Лобный фактор (локализуется в лобной части) – отвечает за организацию, программирование, регулирование и контроль всей психической деятельности человека. Регуляция идет всей физиологической системы.
  2. Окустический фактор (Височный отдел) - два механизма: 2а) фонематическое звукоразличение; 2б) фактор объема слуха речевой памяти (словарный запас).
  3. Оптический фактор (затылочный отдел мозга) - формирование зрительного образа, представление о мире. Автоматизируются знания, сохраняются в правом полушарии.
  4. Пространственный фактор (локализуется в теменных отделах мозга) – отвечает за осознание собственного тела. Соматопространственный фактор.
  5. Кинетический фактор (локализуется в задних лобных отделах) – отвечает за плавное переключение.
  6. Кинестетический фактор (нижние теменные отделы, постцентральные) – ощущения. Отделяет Ролондева борозда.
  7. Общединамический фактор – отвечает за управление всей системой корковых процессов.

УЧЕНИЕ О НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОМ СИМПТОМЕ. Симптом – характеристика какого-то прочеса (единичного). Это нарушение или дезинтеграция той или иной ВПФ вследствие нарушений в определенной зоне мозга. Симптом представляет собой психологический, психический и психофизиологическую структуру нарушенной функции. Нарушение одной и той же функции может иметь различную локализацию из-за нарушения различных звеньев в структуре этого процесса. Структура психической функции имеет вертикальное и горизонтальное расположение в головном мозге. Симптоматика напрямую связана со структурной и функциональной организацией мозга.

Три функциональных блока организации мозга:

  1. Энергетический – отвечает за регуляцию общей и избирательной, не специфической активацией мозга (отвечают подкорковые образования): ретикулярная формация, лимбическая система, медиобазальные отделы коры, лобных и височных отделов головного мозга.
  2. Приема и переработки информации – включает в себя анализаторные системы: зрительные, слуховые, кожно-кинестетические, корковые отделы (теменные, височные, затылочный).
  3. Блок управления, организации, регуляции – лобные доли.

Нейропсихологический синдром – избирательное нарушение одной группы психических процессов, в структуру которых входит нарушенный фактор при сохранении всех других ВПФ, в структуру которых этот фактор не входит.

Методы Нейропсихологии Методы КП системны, научно обоснованы, динамичны в исследовании, состоят из психологических методов, позволяют путем анализа нарушений психических процессов с наибольшей точностью дать характеристики тем психическим функциям и психической деятельности, которые в норме не различимы. Нейропсихологический методы дали возможность разложить на составляющие части психические процессы и далее определить принципы их взаимодействия.

  1. Метод наблюдения.
  2. Беседа: - клиническая

- общая (для сбора данных)

- коррекционная

- просветительская (консультация)

  1. Опрос – предусматривает большую выборку, не менее 1500 человек. Представляет разные слои населения – этот метод массовый.
  2. Биографический – сбор анализа.
  3. Лонгитюдный.
  4. Срезовый метод – сегодняшнее состояние клиента.
  5. Психофизиологический.
  6. Ассоциативный анализ
  7. Тестирование (как дополнение к другому методу).
  8. Эксперимент.


6 вопрос. Психосоматика как раздел клинической психологии. Определение, предмет, задачи

Психосоматика (от греч. psyche – душа и soma – тело) — раздел медицинской психологии, занимающийся изучением психических факторов в развитии функциональных и органических расстройств. Существует ряд заболеваний, в которых роль психосоматических факторов чрезвычайно велика. Это гипертония, язва желудка, сахарный диабет, глаукома.

Выделилась из психопатии. Изменения эмоционального жизненного уровня в отрицательном плане ведут к целому ряду телесных нарушений.

Выделяется ряд вариантов развития психосоматических заболеваний:

  1. Ситуативный (первично психогенный, то есть он порождает соматическое заболевание) – постстрессовая ситуация, мы не справляемся с проблемой, со стрессом.
  2. Личностный – измененный вид психологического реагирования, хроническое эмоциональное напряжение.
  3. Психопатологический – основная причины генотипические (наследственные) центрального аппарата эмоций.
  4. Церебральный –органические заболевания мозга.
  5. Соматический – оценивание своего тела, ощущение неполноценности (в случаях отсутствия конечностей, шрамов, после аварий и т.д). Это разрушает психику.

Частные проявления психосоматических расстройств:

  1. Нарушение в работе желудочно-кишечного тракта, пищеварительной системы.
  2. Кожные проявления (экземы, аллергия).
  3. Нарушение опорно-двигательной системы.
  4. Нарушение эндокринной системы (диабет, онкология).
  5. Респираторные нарушения (астма).
  6. Сердечно-сосудистые.
  7. Ятрогения – внушенная болезнь.

Причины психосоматических заболеваний:

  1. Неблагополучные отношения в диаде: мать и дитя.
  2. Семья – общение в семье.
  3. Эмоциональное состояние и эмоциональное отношение.
  4. Сама личность (у взрослых людей).

Профилактика.

Существует три этапа профилактики во всем мире:

Первичная профилактика - общегосударственная задача укрепления здоровья всего населения. Здравоохранение должно выполнять не только функцию лечения, но и функцию охраны здоровья. Задача психологов - формировать представление о здоровом образе жизни, ценность здоровья, чувство необходимости здоровья у всех людей.

Вторичная профилактика - выявление групп повышенного риска по отношению к тем или иным заболеваниям, психологическая работа с группами риска, корригирование факторов риска и образа жизни.

Третичная профилактика - работа с переболевшими людьми, направленная на предотвращение инвалидизации или повторения рецидива болезни.

2. Клинико-психологическая диагностика. Типы диагностических задач.

Диагностика - первичная форма деятельности клинических психологов. Разнообразие диагностических задач.

Клинико-нозологическая диагностика в психиатрической клинике; показания для психологической диагностики.

Топическая психологическая диагностика - нейропсихологический синдромный анализ в клинике локальных поражений мозга.

Личностная (типологическая) диагностика групп повышенного риска психосоматических, нервно-психических заболеваний и пограничных расстройств.

Функциональная диагностика (в специальных экспертных задачах, для оценки динамики психического состояния, терапевтического эффекта и т.д.).

Диагностика уровня психического и умственного развития детей и подростков при разных вариантах аномального развития.

Диагностика в целях психологической коррекции (выявление психологических факторов риска, опора для выбора коррекционных программ, оценка эффективности психологического воздействия).


9. Факторы обуславливающие практическую направленность профессиональной деятельности клинических психологов.

Факторы, детерминирующие интенсивность развития клинической психологии:

· динамика изменений «социальной анатомии» здоровья;

· усиление роли нервно-психических факторов в возникновении болезней;

· эволюция идеологии современной медицины;

· профилактическая направленность здравоохранения.

Позиция психотерапевта (греч. psychē — душа + therapia — забота, уход, лечение) — ролевые стратегии, принимаемые психотерапевтом во взаимоотношениях с клиентом. Ведущие параметры П. п.: "авторитарность — партнерство" в выборе целей и задач психотерапии (авторитарная позиция подразумевает отношение к клиенту как к объекту манипуляций со стороны психотерапевта, партнерство предполагает видение в клиенте равноправного партнера) и "директивность — недирективность" в их технической реализации (является одновременно мерой разделения ответственности за результат психотерапии). Выбор позиции зависит от индивидуальных особенностей психотерапевта и установок пациента, диктуется концептуальной позицией психотерапевта и техническими особенностями используемых им методов психотерапии. Показателем профессионализма психотерапевта является его способность сознательно занимать различные позиции, исходя из интереса пациента и требований используемых методов.

В групповой психотерапии вслед за Р. Шиндлером выделяют альфа-позицию эмоционального лидера, бета-позицию лидера-эксперта, гамма-позицию пассивного конформиста и дельта-позицию отвергаемого "козла отпущения", объекта групповой агрессии. Каждую из этих позиций сознательно может занять групповой психотерапевт в зависимости от фазы развития психотерапевтической группы (эти же позиции может занять и каждый участник группы).


10. Функции клинических психологов.

Практические функции клинических психологов. Диагностика (в клинической психологии) — идентификация болезни, расстройства, синдрома, состояния, пр.

1. Диагностика.(Это наиболее традиционная функция, наиболее "старая". Специфика клинико-психологической диагностики: синдромальность - выделение и качественное описание синдрома, прогностичность.)

1) нозологическая (с помощью нозологических единиц)

Клинико-психологический синдром, в отличие от медицинского, это структура, система взаимосвязанных нарушенных психических функций и свойств личности. В основе синдрома должен лежать некий фактор, который связан со всеми изменениями.

В медицине для выделения синдрома применяется метод наблюдения, причем он позволяет только описать симптомы, проявления болезни, итоговые нарушения психической деятельности. Клинический психолог пытается выделить закономерности нарушения, используя экспериментальный метод. Особенно этот метод актуален в сложных для диагностики случаях - латентное протекание болезни, ремиссия (временное ослабление симптомов), диссимуляция симптомов больным. В этих случаях клинический психолог может подобрать прицельный комплекс методик с учетом гипотезы, пола, возраста, анамнеза больного.

2) топическая - участие психологов в определении места поражения мозга, так как при разных локализациях мозговых поражений наблюдаются разные нарушения психики.

Существуют медицинские методы невропатологической диагностики, но они не всегда точны, кроме того, существуют т.н. "немые" зоны мозга (ассоциационные отделы), которые не поддаются прямой медицинской диагностике.

3) индивидуально-психологическая - диагностика личности человека с целью выявления предрасположенности к различным заболеваниям в связи с личностными чертами и особенностями (характер, темперамент - акцентуации, психопатии).

Здесь же возможна другая цель - дать коррекционные и реабилитационные рекомендации в послеболезненных состояниях.

4) функциональная - в рамках какой-либо экспертизы в зависимости от задачи - ВТЭК, судебная и т.п.

5) диагностика умственного развития детей и подростков в процессе онтогенеза для определения (и рекомендаций) случаев недоразвития, задержки развития, искаженного развития психики.

6) диагностика, связанная с различными формами психологического воздействия, в т.ч. психологической коррекцией и психотерапией. Психологическая диагностика должна предшествовать воздействию, необходима в процессе коррекции и в конце, после воздействия. Особенно важна катамнестическая оценка (через некоторое время).

2. Психологическое воздействие (в основном проработана на эмпирическом уровне, в теории - гораздо хуже)

Психологическое воздействие - целенаправленное, организованное во времени и в методах влияние человека на другого человека с определенной целью и намерениями.

- что воздействует? слова, мимика, пантомимика

- на что воздействует? на мотивацию, систему отношений, эмоциональную сферу, мышление, самооценку и самосознание

- к чему приводит? к изменению поведения человека в целом, изменению саморегуляции, телесных функций и состояния здоровья

- цели воздействия? профилактические, лечебные, восстановительно-адаптационные

- кто воздействует? Тут можно говорить о двух видах психологического воздействия в зависимости от воздействующего лица - психотерапия и психологическая. коррекция. Психотерапией занимаются врачи-профессионалы в этой области, и основной смысл терапевтических воздействий - вылечить человека, снять симптомы. Для этого можно использовать рациональные, суггестивные, аутотренинговые и даже фармакологические методы. Психологическая коррекция - любое изменение, улучшение и совершенствование состояния любого человека. Возможна коррекция

- поведения

- психологических факторов риска заболеваемости здоровых людей

- психологических последствий перенесенных заболеваний (от ипохондрии до анозогнозии)

- совершенствование адаптационных возможностей человека

- психокоррекция конфликтных ситуаций

- профилактика инвалидизации

- профилактика рецидивов перенесенных заболеваний

Существуют также и такие типы психологического воздействия, как психоанализ, психодрама, гештальттерапия, гуманистическая психотерапия, бихевиоральная - но все это - не психотерапии, а лишь формы психологической помощи и поддержки. Это может быть помощь, не требующая "влезания в душу" и ее изменения, как в психокоррекции.

В настоящее время сложилась такая форма работы, как бригадный метод - врач, психолог и социальный работник вместе могут оказать гораздо больше видов помощи как здоровым, так и больным людям.

3. Экспертиза.


11. Виды клинико-психологической диагностики. Психодиагностическое обследование (пдо) – деятельность психолога, конечным результатом которой является психологический диагноз. Выделяют три основных этапа: сбор данных в соответствии с задачей исследования; переработка и интерпретация полученных данных; вынесение решения (диагноз или прогноз).

Сбору данных с помощью психодиагност-их методик (тестов) должен предшествовать период ознакомления с некоторым комплексом объективной и субъективной информации об обследуемом (н\р история болезни, заключения других специалистов и т.д). с этой целью м.б. использованы и опросники-анкеты. В процессе переработки и интерпретации диагностических данных традиционно выделяют два пути: клинический и статистический. Клинический ориентирован на опыт исследователя, интуицию, его особенность – доверие к субъективному суждению. Статистический подход предусматривает учет объективных (количественных) показателей, их статистическую обработку в виде, н\р уравнения регрессии.

Диагностика (в клинической психологии) — идентификация болезни, расстройства, синдрома, состояния, пр. Диагностический тест — любой тест или процедура, используемые с целью точного определения характера и происхождения нарушения способности или расстройства. Диагностическое интервью — распространенная процедура в клинической обстановке, при которой клиент или пациент интервьюируется с целью получения некоторого приемлемого определения характера расстройства и его этиологии и для планирования метода лечения.

Методы

Автоматическое письмо, Альфа-тренинг, Аутентичность, Аутогенная тренировка, Биологическая обратная связь, Борьба со стрессом, Вегетотерапевтические методики, Вербализация, Вербальные и невербальные методы групповой психотерапии, Визуализации методики, Внушение, Выяснение, Гипноанализ, Гипноз "активный ступенчатый", Гипноз эриксоновский. Дерефлексия
Десенсибилизация Децентрирование. Имажинальная десенситизация. Интервенция. Интерпретация Катартический метод. Конгруэнтность. Контр-знак. Конфронтация. Медитация. Метод свободных ассоциаций. Методические подходы в психотерапии. Обратная связь. Осознание. "Отзеркаливание". Отражение чувств. Перефразирование. Прогрессивная релаксация. Процедура мисатрибуции. Ролевая игра. Скрытая практика. Слушание нерефлексивное. Слушание понимающее. Тайм-аут. Техника имплозии Тренинг прививкой стресса. Тренировка решения проблем. Убеждение. Управление случайностью. Циркулярное интервью
Эмоциональная поддержка. Эмпатия


12. Особенности участия психологов в решении задач медицинской экспертизы.

Принципы клинико-психологической экспертизы (в отличие от клинико-психологической диагностики):

- исследовать не только нарушенные, но и сохранные стороны психики;

- соотносить психический статус в требованиями того действия, в отношении которого проводится экспертиза.

1) врачебно-трудовая экспертиза: психолог должен оценить, насколько человек, переболевший определенной болезнью или не до конца выздоровевший, сохранен в психическом плане, не оставила ли болезнь следов в психике. ВТЭК определяет степень инвалидизации: 3 гр. - некоторый изъян, позволяющий заниматься многими формами труда; 2 гр. - более тяжелый дефект, который ограничивает трудовые возможности человека; 1 гр. - человек не может и не имеет права работать.

Психологи ВТЭКа решают, может ли человек вернуться к своей работе, или рекомендует рекомендует другую - в соответствии с возможностями человека и требованиями деятельности.

2) военно-медицинская экспертиза: раньше психолог оценивал, в основном, уровень психического развития, чтобы в армию не попадали недоразвитые, в последние годы - оценка личностных аномалий призывников (неспособность к дисциплине, психопатичность, чрезмерная возбудимость и т.д.). Психологи оценивают стабильность, уравновешенность личностного склада и отсеивают акцентуированных, психопатичных и возбудимых.

Вследствие психологических ошибок повышается частота суицидов в офицерском составе (тяжелые жизненные условия семей), невооруженной и вооруженной агрессии, стрессов и индивидуально-специфических психических нарушений.

3) судебно-психиатрическая и судебно-психолого-психиатрическая экспертизы:

основная задача судебно-психиатрической экспертизы - определить вменяемость человека. Вменяем - наказать, невменяем - отправить на принудительное лечение, вылечить и выпустить. "Можно ли вменить в вину поступок?" - решается на основании двух факторов, медицинского (болен или нет) и психолого-юридического (мог ли в тот момент осознавать последствия своих поступков и руководить своими действиями), причем для принятия отрицательного решения необходимо соблюдение обоих критериев. Решение вопроса о невменяемости носит конкретный характер не только в смысле состояния психики конкретного человека, но и в смысле конкретного преступления (например, легкому олигофрену мелкую кражу не простят, а участие в групповом преступлении - мог не осознавать своей роли).

Судебно-психолого-психиатрическая экспертиза помимо вопроса о вменяемости может решать и другие вопросы:

- каков уровень психического развития человека, соответствует ли умственный возраст паспортному (например, если "по уму" несовершеннолетний, то даже вменяемому смягчат)

- в каком аффективном состоянии человек находился в момент совершения преступления, не было ли чрезмерного аффекта, который человек не мог контролировать (если да, то вменяем, но смягчат)

- можно ли доверять показаниям свидетелей (психолог может характеризовать особенности психики человека, которые могли повлиять на его свидетельские показания)

- оценка состояния суицидента перед актом самоубийства на основании имеющихся фактов (каковы причины, чья вина)

4) психолого-педагогическая экспертиза: осуществляется клиническими психологами в отношении детей с аномалиями развития, трудностями обучения, отклонениями поведения. Дается диагноз и прогноз эффективности педагогических действий - где и как учить и корректировать. Иногда в рамках этой экспертизы проводится различение ЗПР и недоразвития.

 


13. Участие клинических психологов в профилактической работе.

Между психикой человека и соматическим состоянием имеется тесная связь. Устойчивость психического состояния может оказывать влияние на соматическое состояние. Известно, что при большом эмоциональном подъеме редко возникают соматические заболевания (примером могут служить годы Великой Отечественной войны). Состояние соматического здоровья также может оказывать влияние на психику человека, вести к возникновению тех или иных расстройств или препятствовать им.

1. Психопрофилактика и задачи клинических психологов.

Две задачи здравоохранения: 1) лечение больных людей и 2) пред-упреждение заболеваний, укрепление здоровья. Отставание медицины в решении второй задачи.

Усиление роли психологии в профилактике заболеваний. Превентивные задачи клинической психологии на трех этапах профилактики:

- в первичной профилактике; в системе общегосударственных мер по укреплению здоровья населения, внедрению здорового образа жизни и формированию культуры здоровья; Итак, под психической профилактикой (первичной) принято понимать систему мероприятий, направленных на изучение психических воздействий на человека, свойств его психики и возможностей предупреждения психогенных и психосоматических болезней (гипертоническая, язвенная и др.). Все психопрофилактические мероприятия должны способствовать повышению выносливости психики к вредным воздействиям. К ним относятся правильное воспитание ребенка, борьба с детскими инфекционными заболеваниями и психогенными воздействиями, которые могут вызвать задержку психического развития, асинхронию развития, психический инфантилизм, сделать психику человека неустойчивой к внешним воздействиям.

 

- во вторичной профилактике; в работе с группами повышенного риска заболеваемости нервно-психическими болезнями, психосоматическими недугами, пограничными расстройствами, наркоманией, аномалиями развития;

- в третичной профилактике; в помощи переболевшим людям в целях предупреждения декомпенсации и инвалидизации; консультативные, восстановительные и коррекционные формы деятельности психологов.

2. Клинико-психологическая диагностика. Типы диагностических задач.

Диагностика - первичная форма деятельности клинических психологов.

Клинико-нозологичес



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 4186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.86.6 (0.012 с.)