Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профилактика и коррекция стрессовых воздействий.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В решении этих задач главенствующая роль принадлежит мероприятиям оздоровительного и воспитательного характера и способам нетрадиционной медицины. Безусловно, снижение роли нервного стресса как фактора риска многих заболеваний возможно только путем устранения сопутствующих факторов риска (нерациональное питание, низкая физическая активность, вредные привычки, нездоровый образ жизни и др.), потенцирующих его действие, и повышения адаптационных возможностей организма человека к стрессовым ситуациям. Важное значение приобретает, с одной стороны, выработка навыков культурного поведения на производстве, в семье, при любых отношениях с другими людьми, с другой — мероприятия, позволяющие «разрядить человека» от неотреагированных эмоций, например, с помощью регулярных физических тренировок или методов воздействия искусства. Применение же лекарственных препаратов показано лишь в сложных стрессовых ситуациях, причем их назначение обязательно должно быть согласовано с врачом. С целью профилактики нежелательных последствий эмоциональных возбуждений негативного характера возникает необходимость «воспитания» отрицательных эмоций. «Воспитание» должно быть направлено на умение перевести уже сложившиеся обиду, гнев или неудовлетворенность на другое полезное дело. Достижение результата вызывает положительные эмоции, которые нивелируют отрицательные эмоциональные переживания с их нежелательными последствиями. К числу оздоровительных мероприятий относятся: рациональное питание; правильный режим труда, отдыха и питания; активный отдых; полноценный ночной сон; исключение вредных привычек.Кроме того, целесообразно переключение с одного вида деятельности на другой, особенно при развитии утомления. При переключении в коре головного мозга возникает новый очаг возбуждения, который как бы гасит, тормозит старые очаги, вызвавшие утомление или отрицательное возбуждение. В этих условиях выключаются из деятельности ранее возбужденные центры с предоставлением им отдыха. Важны физические тренировки, которые создают определенный психологический эффект. Исследования врачей и физиологов спорта приближают нас к научному пониманию единства физического и эмоционального здоровья. Интенсивная мышечная деятельность способна в значительной мере нейтрализовать изменения в организме, вызванные эмоциональным напряжением, и тем самым погасить возникающую «эмоциональную бурю». Недаром житейские наблюдения и специальные исследования свидетельствуют о важнейшей роли мышечной работы в качестве средства, снижающего напряжение. И. П. Павлов в связи с этим специально подчеркивал роль «мышечной радости».Физические упражнения помогают смягчить стресс и в том случае, если человек прибегает к ним в момент, когда испытывает нервное напряжение. И если вы упражняетесь в конце дня, то аэробная физическая активность поможет вам снять нервное напряжение, усталость, расслабиться и даже зарядиться энергией, что позволит вам заняться еще каким-либо делом. Почему занятия физическими упражнениями в конце дня позволяют смягчить нервное возбуждение? Вероятнее всего, улучшение обмена веществ в результате физической нагрузки помогает нейтрализовать повышенную секрецию адреналина. Физические упражнения в этом случае действуют в качестве естественного фактора, разряжающего излишки гормонов и помогающего организму вернуться к состоянию химического равновесия. Различают два уровня, на которые действуют факторы уменьшения стрессовых воздействий: способность не теряться в ежедневных стрессовых ситуациях; способность расслабиться после напряженного дня, чтобы чувствовать себя отдохнувшим, энергичным и готовым к работе. После отдыха появляется ощущение счастья и эйфории, расслабление, сопровождающееся положительными эмоциональными ощущениями. Профилактика и лечение патологических последствий эмоционального стресса должны проводиться с учетом так называемого золотого правила нормы — периоды наивысшего эмоционального напряжения у человека даже в самых острых конфликтных ситуациях не опасны для здоровья, если они завершаются периодами активного отдыха, сопровождающимися положительными эмоциональными ощущениями. К числу факторов, препятствующих воздействию стрессорных факторов или ослабляющих их эффект, относятся: 1. высокая культура людей; 2. товарищеская обстановка и оптимальный климат в коллективе и семье; 3. очень важно научиться правильно планировать свое время, чтобы не создавать острых дефицитов его — причины резкого возрастания напряжения и возникновения неврозов; 4. познание мира, наслаждение произведениями литературы и искусства, восприятие красоты природы — источники постоянной радости; 5. активная деятельность, тренировка, жизненный опыт способствуют снижению степени выраженности состояния напряжения; 6. создание условий, исключающих длительное воздействие психоэмоциональных нагрузок, непрерывно поддерживающих состояние напряжения. Это в первую очередь связано с психологической атмосферой, моральным климатом, в котором живет и работает человек и в котором осуществляется взаимодействие его с другими людьми, а также с особенностями его индивидуальных реакций на этот микроклимат; 7. формирование положительных устойчивых психоэмоциональных реакций у людей. Положительная эмоция пропорциональна величине снятого состояния напряжения. Природа неслучайно заложила в организм человека механизм поиска радости (цели). Он лежит в основе активности, стремления навстречу опасностям, желания их преодолеть, что в целом улучшает жизнеспособность. Высокие устремления души, творческие дерзания, разведка нового, поиск в науке, борьба за идеалы, преодоление трудностей — все это первостепенные условия для радости. Положительные эмоции (радость, вдохновение) дают перевес сфере сознания и увеличивают его возможности, подчиняя подсознание себе. Мобилизация резервов человеческой психики с помощью методов психической саморегуляции основана на базе самовнушения. В основе действенности этого метода находится мобилизация волевого усилия, которое обеспечивает целевое формирование готовности организма к определенному виду функционирования, в том числе в преодолении различных трудностей. Повышение устойчивости к стрессовым раздражениям может быть достигнуто так называемыми поведенческими мероприятиями. Речь идет о дыхательных упражнениях, расслаблении, гипнозе, аутогенной тренировке и т.п. Аутогенная тренировка является научной психологической дисциплиной, теорией, практикой и методикой самовнушения и дает возможность переносить представления, образы, эмоциональное состояние, а также поведенческие намерения человека на деятельность его органов, управляемых вегетативной нервной системой. Аутогенная тренировка позволяет с помощью специальных упражнений приводить себя в гипноидное состояние (аутогенное погружение), в котором человек может управлять органами и системами, не подчиняющимися в обычном состоянии разума. Занятия по аутогенной тренировке проводятся по специальным, индивидуально подобранным программам. Таким образом, надо совершенствовать свои психические возможности. Способность преодолеть испытания с наименьшими духовными и телесными потерями зависит от развития и тренированности механизмов психической защиты, создающих психический иммунитет по отношению к ударам судьбы. В качестве отрицательных последствий может развиться невроз. К числу постоянных реакций человека относятся и нарушения деятельности внутренних органов. Степень психогенных изменений функций внутренних органов может быть различна: от преходящих расстройств деятельности до грубых органических повреждений. Каким же образом, в какой последовательности надо осуществлять меры самопомощи? Начальной процедурой несомненно должно быть осознание принципиальной возможности развития своего недомогания в результате действия тех факторов, которые выступают в качестве причины «психологической ненормальности». В этих случаях рекомендуется принять позу мыслителя, отключиться от сиюминутных мыслей и переживаний, погрузившись в самосозерцание. Следует также попробовать вначале использовать самые простые средства для достижения внутреннего спокойствия и расслабления (различные упражнения, например, спокойно лечь или сесть в удобной позе в слабоосвещенной комнате или закрыть глаза, медленно и глубоко делая вдох- выдох). Достижение состояния расслабления и покоя будет способствовать формированию свободного от эмоций определения зоны конфликта, а также утверждению и подкреплению тех личностных качеств, которые выполняют функцию психологической защиты. Не менее важной формой защиты от стресса является развитость у человека способности к уважению, любви, радости межчеловеческого общения. Сознание сопричастности других к твоим бедам помогает справляться с различными стрессовыми ситуациями. Развитие этих качеств личности обычно связано с освоением культуры человечества и культуры общения. Еще одной заповедью, освоение которой увеличивает возможности психологической защиты, является способность радостного восприятия жизни, умение находить в ней позитивное, веселое, смешное. Признание неспособности справиться со своими переживаниями должно приводить к выводу о необходимости обратиться за помощью к психо-терапевту. Создано новое направление лечения таких больных — психо-ритмометралия. В основе этого вида лечения находятся наблюдения о том, что ритм звучащих инструментов позволяет проникать в те области мозга, которые регулируют активность психических процессов, формирование форм мозговой деятельности, способствующей более гармоничному функционированию внутренних органов. Применяя возбуждающие воздействия (зрительные, слуховые, тактильные) на различные органы чувств раздражителями, имеющими определенную частоту (например, мигающий свет или импульсивный ток), можно подобрать ритмические характеристики, которые будут способны исправлять имеющиеся нарушения деятельности. Вопрос управления стрессом оказывается сложным, так как толкование человеком любой ситуации в основном проецируется из его памяти — наше восприятие новых ситуаций всегда окрашено опытом прошлого. Вместо того чтобы воспринимать каждую новую ситуацию на свежую голову, мы подгоняем ее под старые категории. Это происходит непременно и находится вне контроля нашего сознания. Главное — нейтрализовать эти старые впечатления, иначе стресс подчинит человека себе и стрессовые события будут заводить людей автоматически, делая их узниками. У всех людей разная пороговая чувствительность к стрессам, но угрозу в любой стрессовой ситуации представляют следующие факторы: недостаток контроля, непредсказуемость, безвыходность. Когда присутствуют эти элементы, то достаточно безобидная ситуация может оказаться стрессовой, иногда намного превышая свою настоящую значимость. Наша повседневная жизнь изобилует подобными ситуациями, и все они накапливаются в нашей памяти, усиливая нашу привычную реакцию. В ряде экспериментов было показано, что для возбуждения стрессовой реакции порой не надо никакого внешнего события, а достаточно одного чувства непредсказуемости, потери контроля и отсутствия сил для выхода из фрустрации. Большое значение приобретает своевременная профилактика и раннее лечение неврозов. При неврозах ухудшается управление функциями организма. Адаптационные силы организма человека велики, но если нервное напряжение длится долго, развиваются такие болезни, как инфаркт миокарда, мозговой инсульт, гипертоническая болезнь, язва желудка и др. Профилактику этих заболеваний надо начинать с момента появления их предшественников — неврозов. Благотворное влияние на организм человека, в том числе на психику и эмоциональную сферу, оказывают нетрадиционные методы, обладающие оздоровительными и целебными свойствами (юмор, музыка, ландшафт, некоторые цвета). ЮМОР. Еще Ибн Сина указывал, что смех наряду с музыкой, запахами, трудом является «нелекарственным» способом лечения. Известно, что смех снимает эмоциональную скованность, уменьшает нервное напряжение и агрессивность. Юмор вызывает у здоровых и больных людей положительные эмоции и тем самым снимает состояние страха, угнетения, подавленности. Известный отечественный психиатр Краснушкин подчеркивал, что «смех, радость, бодрое и веселое настроение — это не только лучшие свидетели здоровья, но и настоящие творцы его». Смех является отличной гимнастикой для всего организма: активизируется работа мышц, эндокринных желез, усиливается вентиляция легких, улучшается обмен веществ. Норвежские врачи утверждают, что по степени воздействия на организм человека 3 минуты смеха вполне заменяют 15-минутную утреннюю физическую зарядку. С учетом этого авторы считают весьма полезным внедрять в различных коллективах своего рода смехолечение, а «рецепты смеха» составлять с учетом индивидуальных особенностей человека. ЛЕЧЕНИЕ МУЗЫКОЙ. Из всех видов искусства музыка, пожалуй, обладает наибольшей властью над настроениями и чувствами людей. Музыка объединяет моральную, эмоциональную и эстетическую сферы человека. «Музыка глушит печаль» (Шекспир). Истоки взглядов па музыку как средства воздействия на живые существа ведут в глубокую древность. Об использовании музыки при лечении человека упоминают Гиппократ, Гален и др. Представляют интерес взгляды на музыкотерапию крупнейшего философа Востока Аль-Фераба. В известном «Трактате о музыке» он делил ее на 3 вида, каждый из которых выполняет определенную функцию и только при использовании по назначению даст положительный эффект. Так, музыка первого вида должна использоваться для отдыха. Она восстанавливает душевное равновесие, приносит радость и является преградой возникновению болезней. Музыка второго вида вызывает страсти, т.е. сильное выражение чувств, способствует избавлению от патологического состояния. Музыка третьего вида возбуждает воображение. Она воспитывает, прививает навыки и эффективно закрепляет результаты лечения. Воздействие музыки, состоящей из множества звуков, — сложное и разнообразное явление. Музыка стимулирует мышечную работоспособность, влияет на деятельность сердца, сосудов, дыхание, кровообращение, центральную нервную систему. Музыка может использоваться в качестве профилактического средства в стрессовой ситуации. В музыке отражается все разнообразие ритмических процессов организма человека. Не случайно уже сам ритм музыки как единичный звуковой раздражитель в виде простых ударов метронома способен влиять на частоту пульса и эмоции. Пользуясь музыкой как ритмическим раздражителем, можно улучшить ритмические процессы организма, делать их более экономными в энергетических затратах. Оправданно внедрение на производстве так называемой функциональной (производственной) музыки. Специально подобранные музыкальные произведения увеличивают работоспособность, положительно влияют на зрение, память и внимание, предупреждают утомление и устраняют нервно-психическое напряжение. Причина благоприятного эффекта заключается в положительных эмоциях, возникающих под воздействием музыки. Наиболее выраженное положительное воздействие па работоспособность оказывают любимые музыкальные произведения, воспринимаемые в желательном диапазоне громкости и гармонично согласующиеся с характером, ритмом и темпом выполняемых движений. Музыкотерапию используют как вспомогательное средство при лечении больных неврозами, обусловленными переутомлением и соматическими страданиями. Сила и характер воздействия музыки зависят от особенностей личности, содержания музыкальных произведений, в том числе от средств музыкальной выразительности. Дифференцированное назначение музыкотерапии должно осуществляться врачом-специалистом. При этом учитывается не только клиническая картина заболевания, но и личные особенности, музыкальный опыт больных. Рекомендуется выяснить музыкальный анамнез больного, отношение к музыке, его любимые произведения. Важное значение имеет психологическое исследование индивидуальных особенностей личности с выделением экспансивного, импрессивного и промежуточного психологических типов для выбора оптимальных видов музыкотерапии. Проведенные специальные исследования позволяют сделать вывод: туки оказывают большое местное и общее влияние на организм и при чрезмерном воздействии могут быть опасны для здоровья. Сильное и разнообразное влияние звуков объясняется тем, что процессу их слухового восприятия всегда в той или иной мере сопутствует вибрационный эффект. Воздействие звуков, включая звуки речи и музыки, связано с синергическим эффектом — совместным влиянием нескольких факторов. Сюда входят вибрация, громкость, частота, информационная значимость и др. Принципы физического воздействия «массовой» музыки — это принцип проведения ритмически неизменного, доминирующего и стереотипного баса. Этому ритму при высокой громкости легко преодолеть психический барьер и непосредственно затронуть вегетативную нервную систему. Музыка с неизмененным, доминирующим ритмом способна влиять на все ритмические процессы, происходящие в организме человека, помимо нашего сознания и воли. Обычно люди стремятся слушать музыку, которая еще более усиливает то состояние, в котором они находятся в данный момент. Очень часто отношение к музыке сходно с отношением к наркотикам, поскольку люди поглощают ее в больших количествах, не ведая, что это может грозить серьезным расстройством здоровья. Так, рок-музыка чревата физиологическими травмами зрения, слуха, нервной и эндокринной систем. Поэтому не случайно возврат к симфоническому оркестру переживает в настоящее время западный мир, насытившись рок-музыкой. ЛАНДШАФТОТЕРАПИЯ. Это один из множества древних незаслуженно забытых методов психотерапии, включающий лечебный, профилактический и реабилитационный эффекты действия географического и культурного ландшафта на физиологическое состояние человека. Основная цель ландшафтотерапии — коррекция измененного функционального и психологического состояния человека. Среди задач ландшафтотерапии на первый план выступают следующие: преодоление отрицательных эмоций, переживаний, воздействие на умственную и физическую работоспособность, стимуляция ассоциативной способности, творческой активности, создание благоприятного психологического фона для проведения психо-терапевтических процедур, устранение психологического дискомфорта. Средства и методы ландшафтотерапии применяются в разнообразных программах реабилитации. Ландшафтотерапия — одна из форм психотерапии. Она отвлекает от мыслей о болезни, повседневных хлопот, способствует преодолению эгоцентризма, избавляет от депрессии. Длительное созерцание ландшафта может ослабить некоторые проблемы, которые больной скрывает, отвлечь от самоанализа и навязчивых мыслей. Восприятие человеком окружающего мира реализуется через эмоции и чувства. Желанные ощущения — радость, удовлетворение, душевный покой, счастье — возникают обычно при контакте с природой, произведениями искусства, архитектурой городских ансамблей. Чувство творческой приподнятости может быть поддержано созерцанием красивого, спокойного ландшафта или, наоборот, стихийного состояния природы, бури. В ландшафтотерапии видение объектов природы есть пассивный процесс. Эстетическое созерцание великолепия природы только тогда приносит свои плоды, когда происходит творческое восприятие природных эффектов. Помимо этого человек должен периодически переходить к моментам пассивного наблюдения, испытывая при этом благодатный отдых. Продолжительное воздействие объектов искусственного ландшафта на людей, например, экстерьеров современных жилых зданий, микрорайонов, не «зеленой», а «серой» архитектуры, изменяет, несомненно, их психо-эмоциональный статус, вызывает эффект цветового голодания, жажду пространства. Окружающий мир горожанина состоит в большинстве из объектов, сделанных заводским тиражированным способом, механизмов, автомашин, над головой небо в паутине проводов и антенн. Эти объекты постепенно вытесняют впечатление о природе. Положительные эмоции, вызываемые созерцанием произведений искусства и архитектуры, красивым пейзажем, помогают расслабиться и отдохнуть. Однако максимальный эффект такого действия может проявиться в том случае, если предложенная терапия ландшафтом будет соответствовать структуре личности больного, особенностям переживаний и характеру патологических изменений. ВЛИЯНИЕ СВЕТА И ЦВЕТА. Еще в далекой древности в таких странах, как Индия, Китай, Египет, были заложены основы лечебного использования света и цвета. Так, египетские жрецы устанавливали, в каком цвете нуждается больной, и купали его в помещении с необходимым цветом, заставляли его пить воду, которую подвергали воздействию этого же цвета. Согласно их учению красный цвет восстанавливает физические силы, желтые лучи стимулируют психику, синий цвет пробуждает к жизни. Использование цвета применил академик В.М. Бехтерев. У больных в состоянии депрессии улучшалось настроение, если психотерапия проводилась при красном цвете, и наоборот, синий цвет благотворно действовал при возбуждении. Цветовая обстановка окружающей среды всегда оказывает на человека определенное действие. Корни этого лежат в исторически закрепленных реакциях на цветовые стимулы. По влиянию на характер жизнедеятельности организма цвета подразделяются на стенические (стимулирующие, возбуждающие) - красный, желтый, отчасти зеленый; нейтральные - белый; астенические (успокаивающие, пассивные) - голубой, синий, фиолетовый. Примечательно, что каждый человек реагирует на цвет по-своему. Это позволило швейцарскому психофизиологу М. Люшеру разработать на основе анализа сочетаний в расстановке цветных карточек тесты определения психологического портрета человека.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 489; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.28.79 (0.013 с.) |