Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профилактика и коррекция стрессовых воздействий.

Поиск

В решении этих задач главенствующая роль принадлежит мероприя­тиям оздоровительного и воспитательного характера и способам не­традиционной медицины. Безусловно, снижение роли нервного стресса как фактора риска многих заболеваний возможно только путем устра­нения сопутствующих факторов риска (нерациональное питание, низ­кая физическая активность, вредные привычки, нездоровый образ жизни и др.), потенцирующих его действие, и повышения адаптационных воз­можностей организма человека к стрессовым ситуациям. Важное значе­ние приобретает, с одной стороны, выработка навыков культурного поведения на производстве, в семье, при любых отношениях с другими людьми, с другой — мероприятия, позволяющие «разрядить человека» от неотреагированных эмоций, например, с помощью регулярных фи­зических тренировок или методов воздействия искусства. Применение же лекарственных препаратов показано лишь в сложных стрессовых си­туациях, причем их назначение обязательно должно быть согласовано с врачом.

С целью профилактики нежелательных последствий эмоциональных возбуждений негативного характера возникает необходи­мость «воспитания» отрицательных эмоций. «Воспитание» должно быть направлено на умение перевести уже сложившиеся обиду, гнев или не­удовлетворенность на другое полезное дело. Достижение результата вызывает положительные эмоции, которые нивелируют от­рицательные эмоциональные переживания с их нежелательными по­следствиями.

К числу оздоровительных мероприятий относятся: рациональное питание; правильный режим труда, отдыха и питания; активный отдых; полноценный ночной сон; исключение вредных привычек.Кроме того, целесообразно переключение с одного вида деятельно­сти на другой, особенно при развитии утомления. При переключении в коре головного мозга возникает новый очаг возбуждения, который как бы гасит, тормозит старые очаги, вызвавшие утомление или отрица­тельное возбуждение. В этих условиях выключаются из деятельности ра­нее возбужденные центры с предоставлением им отдыха.

Важны физические тренировки, которые создают определенный психологический эффект. Исследования врачей и физиологов спорта приближают нас к научному пониманию единства физического и эмоционального здоровья. Интенсивная мышечная деятельность способна в значительной мере нейтрализовать изменения в организме, вызванные эмоциональным напряжением, и тем самым погасить возни­кающую «эмоциональную бурю». Недаром житейские наблюдения и спе­циальные исследования свидетельствуют о важнейшей роли мышечной работы в качестве средства, снижающего напряжение. И. П. Павлов в связи с этим специально подчеркивал роль «мышечной радости».Физические упражнения помогают смягчить стресс и в том случае, если человек прибегает к ним в момент, когда испытывает нервное напряжение. И если вы упражняетесь в конце дня, то аэробная физи­ческая активность поможет вам снять нервное напряжение, усталость, расслабиться и даже зарядиться энергией, что позволит вам заняться еще каким-либо делом.

Почему занятия физическими упражнениями в конце дня позволя­ют смягчить нервное возбуждение? Вероятнее всего, улучшение обме­на веществ в результате физической нагрузки помогает нейтрализовать повышенную секрецию адреналина. Физические упражнения в этом слу­чае действуют в качестве естественного фактора, разряжающего из­лишки гормонов и помогающего организму вернуться к состоянию хи­мического равновесия.

Различают два уровня, на которые действуют факторы уменьше­ния стрессовых воздействий: способность не теряться в ежедневных стрессовых ситуациях; способность расслабиться после напряженного дня, чтобы чув­ствовать себя отдохнувшим, энергичным и готовым к работе. После отдыха появляется ощущение счастья и эйфории, расслаб­ление, сопровождающееся положительными эмоциональными ощуще­ниями.

Профилактика и лечение патологических последствий эмоциональ­ного стресса должны проводиться с учетом так называемого золотого правила нормы — периоды наивысшего эмоционального напряжения у человека даже в самых острых конфликтных ситуациях не опасны для здоровья, если они завершаются периодами активного отдыха, сопро­вождающимися положительными эмоциональными ощущениями.

К числу факторов, препятствующих воздействию стрессорных фак­торов или ослабляющих их эффект, относятся:

1. высокая культура людей;

2. товарищеская обстановка и оптимальный климат в коллективе и семье;

3. очень важно научиться правильно планировать свое время, что­бы не создавать острых дефицитов его — причины резкого возрастания напряжения и возникновения неврозов;

4. познание мира, наслаждение произведениями литературы и искус­ства, восприятие красоты природы — источники постоянной радости;

5. активная деятельность, тренировка, жизненный опыт способ­ствуют снижению степени выраженности состояния напряжения;

6. создание условий, исключающих длительное воздействие психо­эмоциональных нагрузок, непрерывно поддерживающих состояние на­пряжения. Это в первую очередь связано с психологической атмосфе­рой, моральным климатом, в котором живет и работает человек и в котором осуществляется взаимодействие его с другими людьми, а так­же с особенностями его индивидуальных реакций на этот микроклимат;

7. формирование положительных устойчивых психоэмоциональных реакций у людей. Положительная эмоция пропорциональна величине снятого состояния напряжения. Природа неслучайно заложила в орга­низм человека механизм поиска радости (цели). Он лежит в основе ак­тивности, стремления навстречу опасностям, желания их преодолеть, что в целом улучшает жизнеспособность. Высокие устремления души, творческие дерзания, разведка нового, поиск в науке, борьба за идеа­лы, преодоление трудностей — все это первостепенные условия для радости. Положительные эмоции (радость, вдохновение) дают перевес сфере сознания и увеличивают его возможности, подчиняя подсозна­ние себе.

Мобилизация резервов человеческой психики с помощью методов психической саморегуляции основана на базе самовнушения. В основе действенности этого метода находится мобилизация волевого усилия, которое обеспечивает целевое формирование готовности организма к определенному виду функционирования, в том числе в преодолении различных трудностей. Повышение устойчивости к стрессовым раздра­жениям может быть достигнуто так называемыми поведенческими мероприя­тиями. Речь идет о дыхательных упражнениях, расслаблении, гипнозе, аутогенной тренировке и т.п. Аутогенная тренировка является научной психологической дисцип­линой, теорией, практикой и методикой самовнушения и дает возмож­ность переносить представления, образы, эмоциональное состояние, а также поведенческие намерения человека на деятельность его орга­нов, управляемых вегетативной нервной системой. Аутогенная трени­ровка позволяет с помощью специальных упражнений приводить себя в гипноидное состояние (аутогенное погружение), в котором человек может управлять органами и системами, не подчиняющимися в обыч­ном состоянии разума. Занятия по аутогенной тренировке проводятся по специальным, индивидуально подобранным программам. Таким об­разом, надо совершенствовать свои психические возможности.

Способность преодолеть испытания с наименьшими духовными и телесными потерями зависит от развития и тренированности механиз­мов психической защиты, создающих психический иммунитет по отношению к ударам судьбы. В качестве отрицательных последствий может развиться невроз. К числу постоянных реакций че­ловека относятся и нарушения деятельности внутренних органов. Степень психогенных изменений функций внутренних органов может быть раз­лична: от преходящих расстройств деятельности до грубых органичес­ких повреждений.

Каким же образом, в какой последовательности надо осуществлять меры самопомощи? Начальной процедурой несомненно должно быть осознание принципиальной возможности развития своего недомогания в результате действия тех факторов, которые выступают в качестве при­чины «психологической ненормальности». В этих случаях рекомендует­ся принять позу мыслителя, отключиться от сиюминутных мыслей и переживаний, погрузившись в самосозерцание. Следует также попробо­вать вначале использовать самые простые средства для достижения внут­реннего спокойствия и расслабления (различные упражнения, напри­мер, спокойно лечь или сесть в удобной позе в слабоосве­щенной комнате или закрыть глаза, медленно и глубоко делая вдох- выдох). Достижение состояния расслабления и покоя будет способствовать формированию свободного от эмоций определения зоны конфликта, а также утверждению и подкреплению тех личностных качеств, которые выполняют функцию психологической защиты.

Не менее важной формой защиты от стресса является развитость у человека способности к уважению, любви, радости межчеловеческого общения. Сознание сопричастности других к твоим бедам помогает справ­ляться с различными стрессовыми ситуациями. Развитие этих качеств личности обычно связано с освоением культуры человечества и культуры общения.

Еще одной заповедью, освоение которой увеличивает возможности психологической защиты, является способность радостного восприятия жизни, умение находить в ней позитивное, веселое, смешное.

Признание неспособности справиться со своими переживаниями должно приводить к выводу о необходимости обратиться за помощью к психо-терапевту. Создано новое направление лечения таких больных — психо-ритмометралия. В основе этого вида лечения находятся наблюдения о том, что ритм звучащих инструментов позволяет проникать в те области моз­га, которые регулируют активность психических процессов, формирование форм мозговой деятельности, способствующей более гармоничному функционированию внутренних органов. Применяя возбуж­дающие воздействия (зрительные, слуховые, тактильные) на различ­ные органы чувств раздражителями, имеющими определенную частоту (например, мигающий свет или импульсивный ток), можно подобрать ритмические характеристики, которые будут способны исправ­лять имеющиеся нарушения деятельности.

Вопрос управления стрессом оказывается сложным, так как тол­кование человеком любой ситуации в основном проецируется из его памяти — наше восприятие новых ситуаций всегда окрашено опытом прошлого. Вместо того чтобы воспринимать каждую новую ситуацию на свежую голову, мы подгоняем ее под старые категории. Это происхо­дит непременно и находится вне контроля нашего сознания. Главное — нейтрализовать эти старые впечатления, иначе стресс подчинит чело­века себе и стрессовые события будут заводить людей автоматически, делая их узниками.

У всех людей разная пороговая чувствительность к стрессам, но угрозу в любой стрессовой ситуации представляют следую­щие факторы: недостаток контроля, непредсказуемость, безвыходность. Когда присутствуют эти элементы, то достаточно безобидная ситуация может оказаться стрессовой, иногда намного превышая свою настоя­щую значимость. Наша повседневная жизнь изобилует подобными си­туациями, и все они накапливаются в нашей памяти, усиливая нашу привычную реакцию. В ряде экспериментов было показано, что для возбуждения стрес­совой реакции порой не надо никакого внешнего события, а достаточ­но одного чувства непредсказуемости, потери контроля и отсутствия сил для выхода из фрустрации.

Большое значение приобретает своевременная профилактика и ран­нее лечение неврозов. При неврозах ухудшается управление функциями организма. Адаптационные силы организма человека велики, но если нервное напряжение длится долго, развиваются такие болезни, как инфаркт миокарда, моз­говой инсульт, гипертоническая болезнь, язва желудка и др. Профилак­тику этих заболеваний надо начинать с момента появления их предше­ственников — неврозов. Благотворное влияние на организм человека, в том числе на психику и эмоциональную сферу, оказывают нетрадици­онные методы, обладающие оздоровительными и целебными свойствами (юмор, музыка, ландшафт, некоторые цвета).

ЮМОР. Еще Ибн Сина указывал, что смех наряду с музыкой, за­пахами, трудом является «нелекарственным» способом лечения. Известно, что смех снимает эмоциональную скованность, умень­шает нервное напряжение и агрессивность. Юмор вызывает у здоровых и больных людей положительные эмоции и тем самым снимает состоя­ние страха, угнетения, подавленности. Известный отечественный пси­хиатр Краснушкин подчеркивал, что «смех, радость, бодрое и веселое настроение — это не только лучшие свидетели здоровья, но и настоя­щие творцы его». Смех является отличной гимнастикой для всего орга­низма: активизируется работа мышц, эндокринных желез, усиливается вентиляция легких, улучшается обмен веществ.

Норвежские врачи утверждают, что по степени воздействия на орга­низм человека 3 минуты смеха вполне заменяют 15-минутную утрен­нюю физическую зарядку. С учетом этого авторы считают весьма полез­ным внедрять в различных коллективах своего рода смехолечение, а «рецепты смеха» составлять с учетом индивидуальных особенностей че­ловека.

ЛЕЧЕНИЕ МУЗЫКОЙ. Из всех видов искусства музыка, пожалуй, обладает наибольшей властью над настроениями и чувствами людей. Музыка объединяет моральную, эмоциональную и эстетическую сферы человека. «Музыка глушит печаль» (Шекспир).

Истоки взглядов па музыку как средства воздействия на живые су­щества ведут в глубокую древность. Об использовании музыки при лече­нии человека упоминают Гиппократ, Гален и др. Представляют интерес взгляды на музыкотерапию крупнейшего философа Востока Аль-Фераба. В известном «Трактате о музыке» он делил ее на 3 вида, каждый из которых выполняет определенную функцию и только при использова­нии по назначению даст положительный эффект. Так, музыка первого вида должна использоваться для отдыха. Она восстанавливает душевное равновесие, приносит радость и является преградой возникновению бо­лезней. Музыка второго вида вызывает страсти, т.е. сильное выражение чувств, способствует избавлению от патологического состояния. Музы­ка третьего вида возбуждает воображение. Она воспитывает, прививает навыки и эффективно закрепляет результаты лечения. Воздействие музыки, состоящей из множества звуков, — сложное и разнообразное явление. Музыка стимулирует мышечную работоспособность, влияет на деятельность сердца, сосудов, дыхание, кровообра­щение, центральную нервную систему. Музыка может использо­ваться в качестве профилактического средства в стрессовой ситуации.

В музыке отражается все разнообразие ритмических процессов орга­низма человека. Не случайно уже сам ритм музыки как единичный зву­ковой раздражитель в виде простых ударов метронома способен влиять на частоту пульса и эмоции. Пользуясь музыкой как ритмическим раз­дражителем, можно улучшить ритмические процессы организма, де­лать их более экономными в энергетических затратах. Оправданно вне­дрение на производстве так называемой функциональной (производ­ственной) музыки. Специально подобранные музыкальные произведе­ния увеличивают работоспособность, положительно влияют на зрение, память и внимание, предупреждают утомление и устраняют нервно-психическое напряжение. Причина благоприятного эффекта заключается в положи­тельных эмоциях, возникающих под воздействием музыки. Наиболее выраженное положительное воздействие па работоспо­собность оказывают любимые музыкальные произведения, восприни­маемые в желательном диапазоне громкости и гармонично согласую­щиеся с характером, ритмом и темпом выполняемых движений. Музыкотерапию используют как вспомогательное средство при лечении боль­ных неврозами, обусловленными переутомлением и соматическими страданиями.

Сила и характер воздействия музыки зависят от особенностей лич­ности, содержания музыкальных произведений, в том числе от средств музыкальной выразительности. Дифференцированное назначение музыкотерапии должно осуществляться врачом-специалистом. При этом учитывается не только клиническая картина заболевания, но и лич­ные особенности, музыкальный опыт больных. Рекомендуется выяс­нить музыкальный анамнез больного, отношение к музыке, его люби­мые произведения. Важное значение имеет пси­хологическое исследование индивидуальных особенностей личности с выделением экспансивного, импрессивного и промежуточного психо­логических типов для выбора оптимальных видов музыкотерапии.

Проведенные специальные исследования позволяют сделать вывод: туки оказывают большое местное и общее влияние на организм и при чрезмерном воздействии могут быть опасны для здоровья. Сильное и разнообразное влияние звуков объясняется тем, что процессу их слу­хового восприятия всегда в той или иной мере сопутствует вибрацион­ный эффект. Воздействие звуков, включая звуки речи и музыки, связа­но с синергическим эффектом — совместным влиянием нескольких факторов. Сюда входят вибрация, громкость, частота, информацион­ная значимость и др.

Принципы физического воздействия «массовой» музыки — это прин­цип проведения ритмически неизменного, доминирующего и стерео­типного баса. Этому ритму при высокой громкости легко преодолеть психический барьер и непосредственно затронуть вегетативную нервную систему. Музыка с неизмененным, доминирующим ритмом способна влиять на все ритмические процессы, происходящие в организме чело­века, помимо нашего сознания и воли. Обычно люди стремятся слу­шать музыку, которая еще более усиливает то состояние, в котором они находятся в данный момент. Очень часто отношение к музыке сход­но с отношением к наркотикам, поскольку люди поглощают ее в боль­ших количествах, не ведая, что это может грозить серьезным расстрой­ством здоровья. Так, рок-музыка чревата физиологи­ческими травмами зрения, слуха, нервной и эндокринной систем. По­этому не случайно возврат к симфоническому оркестру переживает в настоящее время западный мир, насытившись рок-музыкой.

ЛАНДШАФТОТЕРАПИЯ. Это один из множества древних незаслу­женно забытых методов психотерапии, включающий лечебный, про­филактический и реабилитационный эффекты действия географичес­кого и культурного ландшафта на физиологическое состояние челове­ка. Основная цель ландшафтотерапии — коррекция измененного функ­ционального и психологического состояния человека. Среди задач лан­дшафтотерапии на первый план выступают следующие: преодоление от­рицательных эмоций, переживаний, воздействие на умственную и фи­зическую работоспособность, стимуляция ассоциативной способнос­ти, творческой активности, создание благоприятного психологическо­го фона для проведения психо-терапевтических процедур, устранение психологического дискомфорта.

Средства и методы ландшафтотерапии применяются в разнообразных программах реабилитации. Ландшафтотерапия — одна из форм психотерапии. Она отвлекает от мыслей о болезни, повседневных хлопот, способствует преодолению эгоцентризма, избавляет от депрессии. Длительное созерцание ландшафта может ослабить некоторые проблемы, которые больной скрывает, от­влечь от самоанализа и навязчивых мыслей.

Восприятие человеком окружающего мира реализуется через эмо­ции и чувства. Желанные ощущения — радость, удовлетворение, ду­шевный покой, счастье — возникают обычно при контакте с приро­дой, произведениями искусства, архитектурой городских ансамблей. Чув­ство творческой приподнятости может быть поддержано созерцанием красивого, спокойного ландшафта или, наоборот, стихийного состоя­ния природы, бури. В ландшафтотерапии видение объектов природы есть пассивный процесс. Эстетическое созерцание великолепия природы толь­ко тогда приносит свои плоды, когда происходит творческое восприя­тие природных эффектов. Помимо этого человек должен периодически переходить к моментам пассивного наблюдения, испытывая при этом благодатный отдых.
Специалисты различают географический, культурный ландшафт, ландшафтную архитектуру. На человека действуют прежде всего такие составные части пейзажа, как цвет, форма и его линия.

Продолжительное воздействие объектов искусственного ландшаф­та на людей, например, экстерьеров современных жилых зданий, мик­рорайонов, не «зеленой», а «серой» архитектуры, изменяет, несом­ненно, их психо-эмоциональный статус, вызывает эффект цветового го­лодания, жажду пространства. Окружающий мир горожанина состоит в большинстве из объектов, сделанных заводским тиражированным спо­собом, механизмов, автомашин, над головой небо в паутине проводов и антенн. Эти объекты постепенно вытесняют впечатление о природе. Положительные эмоции, вызываемые созерцанием произведений искусства и архитектуры, кра­сивым пейзажем, помогают расслабиться и отдохнуть. Однако макси­мальный эффект такого действия может проявиться в том случае, если предложенная терапия ландшаф­том будет соответствовать структуре личности больного, особенностям пе­реживаний и характеру патологических изменений.

ВЛИЯНИЕ СВЕТА И ЦВЕТА. Еще в далекой древности в таких стра­нах, как Индия, Китай, Египет, были заложены основы лечебного ис­пользования света и цвета. Так, египетские жрецы устанав­ливали, в каком цвете нуждается больной, и купали его в помещении с необходимым цветом, заставляли его пить воду, кото­рую подвергали воздействию этого же цвета. Согласно их учению крас­ный цвет восстанавливает физические силы, желтые лучи стимулируют психику, синий цвет пробуждает к жизни. Использование цвета при­менил академик В.М. Бехтерев. У больных в состоянии депрессии улучшалось настроение, если психотерапия проводилась при красном цвете, и наоборот, синий цвет благотворно действовал при возбуждении.

Цветовая обстановка окружающей среды всегда оказывает на чело­века определенное действие. Корни этого лежат в исторически закреп­ленных реакциях на цветовые стимулы. По влиянию на характер жизнедеятельности организма цвета подразделяются на стенические (стимулирующие, возбуждающие) - красный, желтый, отчасти зеленый; нейтральные - белый; астеничес­кие (успокаивающие, пассивные) - голубой, синий, фиолетовый.

Примечательно, что каждый человек реагирует на цвет по-своему. Это позволило швейцарскому психофизиологу М. Люшеру разработать на основе анализа сочетаний в расстановке цветных карточек тесты определения психологического портрета человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 489; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.28.79 (0.013 с.)