Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Физиологические аспекты стресса и его последствия.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Компенсаторные возможности организма человека, позволяющие ему приспосабливаться к изменениям внешней и внутренней среды, большие. Условиями, необходимыми для становления полноценной адаптации, являются: оптимальное состояние механизмов адаптации (здоровье человека), интенсивность и продолжительность воздействия раздражителей внешней и внутренней среды организма и время, необходимое для становления процесса адаптации. К числу механизмов, осуществляющих адаптацию организма, относятся изменения деятельности сердца, дыхательного аппарата, обмена веществ и иммунной системы. В становлении адаптационных механизмов огромная роль принадлежит нервной системе и эндокринным органам (гипофиз, щитовидная железа, надпочечники и др.). Стрессовые реакции могут возникать под влиянием самых разнообразных раздражителей (травмы, ожоги, болезни и др.), а также при эмоциональном воздействии — эмоциональный стресс. Состояние стресса провоцируют многочисленные неблагоприятные экологические факторы. Нередко возникают ситуации информационного стресса. Навязываемая по утрам населению радиопрограммами поп- музыка нарушает естественный ритм вхождения в рабочее состояние организма, особенно у людей среднего и пожилого возраста. Высокоскоростной ритм современной жизни, особенно в городах, создает нагрузку для функционирования основных центров нервной системы. Различные раздражители придают стрессу свои особенности, обусловленные возникновением специфических реакций на качественно различные воздействия. Научно-технический прогресс в высокоразвитых странах привел к возрастанию удельного веса интеллектуального труда. Изменился характер труда рабочих в результате широкого внедрения механизации и автоматизации производственных процессов. Рабочие все в большей степени обслуживают машины и механизмы, занимаясь не физическим, а интеллектуальным трудом. Усложнился и увеличился объем учебных программ школ и вузов, возросла учебная нагрузка. Резко возросло количество времени, которое посвящено просмотру телевизионных программ и кинофильмов. Многие из них, особенно с сюжетами ужасов, насилия и убийств, вызывают сильнейшие, отрицательные эмоциональные реакции, сопровождающиеся резким увеличением содержания в крови адреналина (сердцебиение, повышение артериального давления). Эмоциональный стресс (волнение, возбуждение, напряжение) — это субъективное состояние выраженного психоэмоционального переживания человеком (удовольствие или неудовольствие, радость, страх, гнев и т.д.) конфликтных жизненных ситуаций, которые ограничивают удовлетворение его социальных и биологических потребностей. Ответственные реакции организма на эмоции зависят от поведенческих реакций, психологических особенностей и воспитания человека. Эмоциональные возбуждения строятся на основе специфических нейрохимических механизмов. Периферические компоненты эмоций подразделяют на произвольно управляемые (движение, деятельность мышечной мускулатуры, речевая функция, дыхание) и неуправляемые (деятельность сердца, гладких мышц сосудов, бронхов, кишечника и эндокринных желез). Из всех стрессов следует особо выделить те, которые вызывают отрицательные эмоции. Печаль, страх, тоска угнетают психическую деятельность, мышечную активность, тормозят любые ответные реакции организма. Гнев же, ярость, ненависть, наоборот, повышают энергообеспечение, стимулируют деятельность рецепторов мышц, центральной нервной и сердечно-сосудистой систем. К числу положительных эмоций относятся радость, надежда и др., которые приносят здоровье, силу, работоспособность. Положительная эмоция пропорциональна величине снятого состояния напряжения. Положительные, эмоции особенно важны для функционирования сердечно-сосудистой системы. Адреналин, выделяющийся во время стресса, вызывает целый каскад реакций: повышается кровяное давление, напрягаются мышцы, дыхание становится поверхностным и быстрым, мозг находится на вершине бдительности, а чувства обострены до предела. Юлий Цезарь выбирал себе тех воинов, которые краснели, а не бледнели при внезапном стрессе. Оказывается, что при реакции страха в организме человека увеличивается выделение адреналина, который вызывает сужение сосудов и бледность, а при реакции гнева выделяется норадреналин, вызывающий расширение сосудов, и человек краснеет. Широко распространены социально детерминированные стрессорные ситуации в результате межличностных конфликтов, связанных с унижением достоинства, предательством, разочарованием. В подобном положении конфликт людей заключается в потребности реализовать оборонительную реакцию самосохранения и невозможностью ее осуществить в создавшихся условиях. Однако большинство людей, поставленных в безвыходные ситуации, не погибают, а приобретает ту или иную степень устойчивости к этим стрессовым ситуациям. Повседневный жизненный опыт, а также данные экспериментов на животных, наблюдения над больными свидетельствуют о том, что возникновение эмоции нередко предшествует нашим действиям, что именно эмоции оказываются поводом к действиям. Эмоциональное возбуждение может возникнуть до того, как человек успеет составить программу действий, и даже до того, как он сможет хотя бы сознательно оценить ситуацию. Эмоция зачастую представляет собой первую импульсивную реакцию на внезапно возникшую чрезвычайную обстановку. Лишь потом следует анализ и оценка обстановки и необходимые обдуманные действия. Большое значение для характера последствий стресса имеют поведенческие реакции на стрессовые ситуации. Так, боль, сопряженная с опасностью и страхом, побеждается выдержкой и терпением. Однако при этом заторможенным оказывается лишь внешний поведенческий компонент реакции. Ее внутренний компонент, т.е. мобилизация функций крово-обращения, дыхания и т.д., сохраняется. При возникновении эмоционального напряжения под влиянием стресса происходит мобилизация энергетических и структурных ресурсов, осуществляемая комплексом стрессорных гормонов, которые обеспечивают эмоциональное поведение. Эмоции вызывают генерализованное возбуждение огромного количества структур центральной нервной системы, мгновенно вовлекая в весьма интенсивную деятельность многие органы и системы организма, которое нередко сравнивают с бурей. Эта «буря» иногда безжалостно обрушивается на сердечно-сосудистую систему и другие системы организма, являясь причиной развития ряда тяжелых заболеваний. При любом стрессе всегда есть три фазы реакции организма: 1) само стрессовое событие; 2) внутреннее восприятие его человеком; 3) реакция самого организма. Со стрессовой реакцией иногда трудно справиться потому, что если она началась, то мозг может потерять контроль над ней. Состояние напряжения — это мобилизация резервов, резко увеличивающих информационные и энергетические ресурсы организма (а также благодаря повышению скорости реакции ресурсы времени). Тот факт, что состояние напряжения нередко может возникнуть раньше включения сознания, свидетельствует о том, что подсознание является не просто складом поведенческих «матриц» или «кладовой памяти». Оно играет весьма важную роль в формировании характера нашей деятельности. На уровне подсознания осуществляется не только первичный анализ всей поступающей в мозг информации, но и оценка собственных энергетических ресурсов организма и ресурсов времени, учитывается уровень прошлого жизненного опыта, степень тренированности организма, обеспечивающих возможность адекватных реакций на поступивший сигнал, на возникшую обстановку. 1. первая степень — внимание, мобилизация, активность. Объективные изменения в организме: повышение обмена веществ, усиление функций ССС и дыхательной систем, повышение тонуса скелетных мышц, умственной и физической работоспособности. Изменения психологического статуса: усиление внимания, напряжения, подъем физических и духовных сил; 2. вторая степень — стеническая отрицательная эмоция. Объективные изменения в организме: предельное усиление функций органов и систем, обеспечивающих взаимодействие организма с внешней средой; резкое усиление деятельности сердца, значительное повышение АД и вентиляции легких. Изменения психологического статуса: чувство резкого возбуждения, раздражения, ярости, нередко угнетение интеллектуальных функций; 3. третья степень — астенические отрицательные эмоции. Объективные изменения: резкое снижение умственной и физической работоспособности, резкое утомление мышц, значительное торможение центральной нервной системы, повышение кровяного давления, ослабление работы сердца, ухудшение кровообращения, особенно в сердце и головном мозгу. Изменения психологического статуса: ощущение тоски и страха, потеря памяти, угнетение физических сил, подавление способности к мышлению; 4. четвертая степень — невроз. Объективные изменения в организме: резкие нарушения нормальных поведенческих реакций и поступков, резкая дисфункция вегетативной нервной системы, возникновение психосоматических заболеваний. Изменения психологического статуса: крайне угнетенное тяжелое самочувствие, неадекватные мысли, полная потеря работоспособности, сознание собственной ненужности, бесполезности. Наблюдающийся при стрессе общий адаптационный синдром может иметь три стадии развития: стадию тревоги, при которой происходит мобилизация исходных сил организма; стадию резистентности; стадию истощения, которая отмечается при воздействии интенсивного раздражителя и при длительном воздействии слабого раздражителя, а также при функциональной слабости адаптивных механизмов организма. Существуют условно-рефлекторные влияния на сердечно-сосудистую систему, которые приспосабливают ее функции не только к возникшим, но и к предстоящим изменениям окружающей среды, обеспечивая таким образом будущую деятельность организма и изменения его поведения. Некоторые особенности степеней напряжения. При первой степени напряжения изменения со стороны функций органов и систем не чрезмерны и соответствуют задачам, возникшим перед организмом, способствуя наилучшему их выполнению. Средства и силы организма расходуются при этом оптимально экономно. Это состояние напряжения, возникающее периодически, является фактором, тренирующим организм. При второй степени напряжения мобилизация ресурсов происходит не избирательно (экономно, целесообразно), а бурно, избыточно (по типу гиперкомпенсации). Это состояние сравнивают с «бурей» или «пожаром», внезапно вспыхнувшими в организме. Эмоциональным «пожаром» охватываются определенные структуры центральной нервной системы и строго определенный круг внутренних органов, именно тех, которые обеспечивают взаимодействие организма с окружающей средой. При экстренных (чрезвычайных) условиях, когда возникает альтернатива выжить или погибнуть, процессы накопления (ассимиляции) тормозятся; резко активизируются процессы диссимиляции, давая организму необходимые энергетические ресурсы. Таким образом, стенические эмоции представляют собой состояние максимальной мобилизации всех сил и средств организма, необходимой для выхода из чрезвычайного положения. Характер возникающей эмоции определяется результатом первичной (подсознательной) оценки значимости данной цели для организма и наличием ресурсов, необходимых для достижения цели. При астенических отрицательных эмоциях (третья степень напряжения) этот дефицит определяется разницей между необходимыми и существующими у организма временем, информацией, энергией. При цели большой важности нужны и большие ресурсы: огромная энергия и не меньший объем необходимой информации (умений, навыков) и достаточное время. И.П. Павлов пришел к выводу, что неврозы вызываются: перенапряжением процессов возбуждения в коре головного мозга; перенапряжением тормозного процесса; «сшибкой» (столкновением) процессов возбуждения и торможения в пунктах коркового представительства условных и безусловных раздражителей. Невроз может сопровождаться тяжелыми расстройствами функции сердечно-сосудистой системы. При неврозе, помимо сердца, могут страдать и другие органы, при этом всегда страдают тонкие приспособительные (условно-рефлекторные) реакции внутренних органов на изменения среды. Эмоциональный стресс лежит в основе адаптивных физиологических реакций, позволяющих организму за счет мобилизации резервных возможностей преодолевать конкретные ситуации. Как временное явление стрессовая реакция необходима, но если она не ограничена временем, то катаболический метаболизм может привести к разрушительным последствиям. При длительности стресса каждый подъем энергии приводит к определенному разрушению. Если угроза стресса не проходит, подъем энергии приводит к истощению, так как для тела оказывается невозможным вернуться в обычное состояние анаболического метаболизма, который создает резервы тканей и энергии. Нервный стресс признается ответственным за распространение психических и невротических расстройств, гипертонической болезни, ишемической болезни сердца, мозгового инсульта, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки и других заболеваний в развитых странах. Неврозы — результат воздействия на организм чрезвычайных ситуаций, которые должны вызвать состояние напряжения и эмоции. Стрессовые воздействия при предрасположенности способны спровоцировать возникновение или обострение различных психических заболеваний. Изменения условий жизни человека в высокоразвитых странах являются основной причиной роста частоты неврозов и заболеваний сердечно-сосудистой системы. Среди этих условий важным фактором является увеличение нервного напряжения. Об этом, в частности, свидетельствуют данные о высоком распространении гипертонической болезни среди людей, труд которых связан с постоянным нервным напряжением. А.Л. Мясников отмечал наличие эмоционального напряжения, предшествующего инфаркту миокарда у 85,5% больных. Взаимоотношение эмоционального стресса с ишемической болезнью сердца далеко не всегда выявляется непосредственно в период действия стресса, а может наступить сравнительно часто спустя некоторое (даже значительное) время после него. Эмоциональный стресс индивидуальной, ограниченной направленности, по-видимому, скорее, чем общий стресс для населения (война, стихийное бедствие), может рассматриваться как фактор риска ишемической болезни сердца. Почему именно напряжение, возникающее при отрицательных эмоциях, стало сегодня фактором риска возникновения сердечно-сосудистых заболеваний? Чрезвычайное физическое напряжение сегодня нередко бессмысленно, оно ненужно для преодоления трудностей. Сегодняшние трудности — большей частью трудности психологические, моральные — это сложные интеллектуальные задачи. В отличие от дикаря цивилизованный человек обязан сдерживать свои эмоции, подавлять проявления своих чувств, оставаться хладнокровным, выдержанным, спокойным в любой сложной обстановке. Надо уметь погасить возникший в организме эмоциональный «пожар», сдерживать соматические проявления, двигательные ответы, мимику, речевые реакции. Если возникшая стеническая эмоция получает адекватную разрядку, если она реализуется посредством интенсивных мышечных усилий (для обеспечения которых, собственно, в процессе эволюции возникла сама эмоция), то вреда для организма она не приносит. Трудность же положения в том, что естественные по своей биологической природе проявления таких эмоций и способы их разрядки стали совершенно не приемлемыми в современном человеческом обществе. Однако, несмотря на это, слепая биологическая природа в сложных ситуациях по-прежнему мобилизует на помощь организму древний механизм эмоционального напряжения. И тут-то появляется конфликт: вегетативные функции перестроены, гигантские энергетические ресурсы (независимо от воли) уже мобилизованы, а возможность адекватной разрядки напряжения исключена. Усилием воли человек обязан подавить двигательные реакции, сдержать естественную разрядку эмоций. В результате возникает трудное для физиологических систем организма состояние. «Разряжать» стенические эмоции «по адресу» — значит в ряде случаев поставить себя вне коллектива, сдерживать же эмоции — значит наносить удары по системам вегетативного обеспечения функций организма. В этом сложность проблемы. Чем меньше тренированность организма, тем в большей мере возникает состояние максимальной мобилизации функции мышечной и сердечно-сосудистой систем. Но для нетренированного организма, обладающего недостаточными резервными возможностями, такая мобилизация может оказаться непосильной. Образуется замкнутый порочный круг. Меньшая тренированность усиливает состояние напряжения и в то же время приводит к тому, что организму трудно выдержать это состояние. В этом причины того, что полезные в принципе для организма состояния отрицательных эмоций в условиях жизни современного человека становятся одним из факторов поражения сердечно-сосудистой системы. Однако нервное напряжение, которое может оказывать выраженное отрицательное действие, одновременно представляет собой основное условие прогресса организма, развития и совершенствования функций самой нервной системы, повышения резистентности всех структур к действию неблагоприятных агентов. Восстановление, созидание возможны лишь при условии активной деятельности, без которой наступает дегенерация, перерождение и гибель любой клетки, органа, ткани. Напряжение — фактор, тренирующий нервную систему, повышающий ее работоспособность и выносливость. Современному обществу не дано отменить нервный стресс. Жизнь без него невозможна. Г. Селье различал эустресс-синдром, способствующий сохранению здоровья, и дистресс-синдром, приобретающий роль болезненного фактора. Известно, что общей неспецифической реакцией организма является стрессовая. Определенный уровень стресса, как считал Г. Селье, необходим для обеспечения нормальной реакции организма (эустресс). Но довольно часто уровень стрессорных воздействий оказывается выше оптимального, что приводит к различного рода расстройством (дистресс). К признакам хронического стрессового состояния могут быть отнесены осязаемые физические явления: усталость, головная боль, головокружение, сердцебиение и др., а к психическим признакам стрессорного напряжения — чувство беспокойства, раздражительность, резкая смена настроения и др. На этом фоне появляются обычно сложности в межличностных отношениях: учащаются ссоры в семье и на работе. Обычно в это время повышается кровяное давление, нарушается сердечный ритм и т.п. Оптимальная мера стресса необходима для нормального развития и долгой здоровой жизни человека. Действительно, мышечные напряжения, контрастные температурные воздействия, солнечная радиация, гипоксия среднегорья — все это стресс, который в своей мере полезен и необходим организму. Создатель учения о стрессе Г. Селье подчеркивал в своей книге «Стресс без дистресса», что стресса не следует избегать, ибо полная свобода от стресса означает смерть. Другими словами, без определенного объема постоянной двигательной активности человек не может воспользоваться в своей жизни тем, что заложено в него природой, не может дожить до почтенной старости, не может быть здоровым и счастливым.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 579; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.200.223 (0.01 с.) |