Основы здорового способа жизни 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы здорового способа жизни



Основы здорового способа жизни

Тема1. Основы профилактической медицины

Сегодня уровень цивилизованности страны определяется не только развитием космической техники, электроники, атомной энергетики, но и продолжительностью жизни населения, являющейся од­ним из наиболее обобщенных показателей здоровья человека. Здоровье — репрезентатор социальной, экологической, духовной, экономической норм развития любой цивилизации. Здоровье нации тесно вязано с нормой развития общественного интеллекта, образования, науки, культуры, физического воспитания и спорта.

Здоровье человека

Просматриваются три уровня структуры здоровья: биологический, составляющий физическое здоровье, совершенство механизмов регуляции организма и адекватность физиологических процессов, отражающих пре­дел адаптации к внешнему миру; социальный, определяющий социальную позицию в общественно-профессиональной деятельности; личностно-психологический и духовный уровень, содержание которого составляют морально-этические и духовные ценности, формирующие образ жизни.
Представления о здоровье получили свое выражение в уставе ВОЗ как «состояние полного физи­ческого, духовного и социального благосостояния, а не только отсут­ствие болезней и физических дефектов». Следовательно, понятие «здо­ровье» надо рассматривать не только как отсутствие или наличие нару­шений в нормальной структуре и функции разных органов и систем, но и как уровень физического развития и функциональных возможнос­тей организма, диапазона его приспособления к меняющимся услови­ям среды. Важнейшим критерием физиологической нормы является способ­ность организма наиболее эффективно использовать свои биологичес­кие возможности в выполнении социальных, и прежде всего трудовых функций, его способность приспосабливаться к повышенным требова­ниям внешней среды, быстрее и эффективнее при этом перестраивать уровень своей деятельности. Таким образом, необходимо не только фи­зическое, но и психическое и нравственное здоровье.

Здоровье людей зависит от социальной сферы, условий жизни и труда, экономи­ческого состояния страны, уровня культуры населения. Показателями общественного здоровья являются рождаемость, смертность, в том числе детская, заболеваемость, уровень физическо­го развития людей, средняя продолжительность жизни. Здоровье чело­века надо рассматривать не только с учетом результатов медицинского обследования, пола и возраста, но и в совокупности с социальными, климатическими, географическими условиями жизни. Здоровье человека на 50% зависит от образа жизни, на 30% — от окружающей среды, на 10% — от генетического наследия и лишь на 8—10% — от лечебных процедур. Следовательно, человек располагает большими возможностями для охраны своего здоровья.

Краткий очерк истории развития профилактического направления в отечественной медицине

Уже в первобытной общине были сформированы определенные са­нитарные правила и запреты, касающиеся постройки жилищ, уходу за чистотой тела и др. Археологические данные свидетельствуют о развитии народной ги­гиены среди первобытных людей, населявших территорию нашей стра­ны. Это, в частности, касалось гигиенических навыков в месте выбора жилищ и в их устройстве, в обычаях захоронения умерших.

В сочинениях врачей Древнего Египта, Месопотамии, Индии, Китая, Древней Греции и других стран содержатся рассуждения о профилактике, которой отдается предпочтение по сравнению с лечением болезней. Образ жизни древних египтян был целесообразно урегулирован, в нем было очень много рационального. Так, рекомендовалось рано вста­вать, ежедневно заниматься гимнастикой и обтирать все тело прохлад­ной водой, поощрялись занятия спортом, гимнастика и некоторые виды спорта входили в число занятий во всех древнеегипетских школах. В рабовладельческую эпоху появились элементы общественной санитарии. Так, в Спарте существовала целая система правил гигиеничес­кого и физического воспитания, а законами Древнего Рима предусмат­ривались меры санитарного характера (правила пользования водой, кон­троль за пищевыми продуктами и др.).

В средние века в связи с широким распространением инфекцион­ных болезней были разработаны и законодательно оформлены различ­ные противоэпидемические мероприятия. Гигиеническими советами арабских и европейских медиков предписывались умеренность в потреб­лении пищи, поддержание чистоты тела, воздержание в употреблении вина, рациональный образ жизни. Особое место в развитии профилакти­ки занимает великий врач, поэт и философ Ибн Сина (Авиценна), который в своих трудах, и особенно в «Каноне врачебной науки», пер­востепенное значение уделял диететике, режиму питания и сна, физи­ческим упражнениям. По сути, он в поэтичной форме изложил основ­ные принципы профилактической медицины.

В литературных памятниках Киев­ской Руси имеются под­робные гигиенические предписания по сохранению чистоты тела, со­держанию жилищ, по диететике, предохранению от заразных болез­ней, о пользе бани. Уже в X—XI вв. встречаются примеры общественной заботы о здоровье, предо­хранении от болезней такими санитарно-гигиеническими методами, как сооружение водопроводов и соблюдение правил общественного водо­пользования, проведение карантинных мер и др.

В эпоху Возрождения усилилась профилактическая направленность медицины. Накопленный опыт явился поводом к созданию превентивной медицины, основанной на достижениях фундаментальной науки.

В XIX в. эмпирические изыскания, обобщение опыта народной медицины усту­пили место профилактической медицине как естественно-научному на­правлению. Гигиеническая наука стала опираться на данные физиоло­гического эксперимента, микробиологии, патологии, физики, химии и других естественных наук.

Болезни цивилизации

Во второй половине XX в. в большинстве экономически развитых стран четко определилось изменение профиля заболеваемости за счет резко­го увеличения числа неинфекционных заболеваний.

В 50—60 гг. XX в. болезни неинфекционной природы заняли ведущее место среди причин смертности, инвалидности и временной нетрудос­пособности населения. Трансфор­мировался сам профиль заболеваемости вследствие сокраще­ния инфекционных и паразитарных заболеваний как причин смертнос­ти и «натиска» хронически протекающих неинфекционных болезней, а также несчастных случаев, и прежде всего травм (особенно автодорож­ных). Так, например, лишь несколько групп хронических неинфекци­онных заболеваний и несчастные случаи в большинстве экономически развитых стран являются ныне причиной 70—80% всех случаев смерти, а удельный вес случаев смерти от инфекционных и паразитарных забо­леваний сократился до 1—4%.

В последние десятилетия все чаще стали говорить о наступлении эры «болезней цивилизации». Не случайно говорят об эпидемии этих болезней, вышед­ших на первое место в структуре заболеваемости населения мира. В группу так называемых «болезней цивилизации» входят заболева­ния сердечно-сосудистой системы (гипертоническая болезнь, инфаркт миокарда, ишемическая болезнь сердца, сосудистые поражения голов­ного мозга), злокачественные опухоли, нервно-психические расстрой­ства, болезни обмена веществ (атеросклероз, сахарный диабет и др.), травмы.

Особая роль принадлежит болезням сердца и сосудов, которые за­нимают ведущее место в структуре заболеваемости населения эконо­мически развитых стран. Распространенность этих за­болеваний и ущерб от них таковы, что они стали большой социальной проблемой.

Болезни цивилизации прямо или опосредованно связаны с развити­ем современного мирового сообщества. Так, образ жизни и поведение населения преобразовались или преобразуются в связи с урбанизацией, химизацией и другими искусственными изменениями внешней среды, в связи с интенсификацией производственных процессов. В свою очередь, эти факторы способствуют неадекватным нейроэмоциональным реак­циям, психологическим и иным стрессам, резким изменениям баланса питания, информационным перегрузкам, физической обездвиженнос­ти. Таким образом, болезни цивилизации — не фатальная предопреде­ленность, а следствие деяния самих людей. Следовательно, профилак­тика этих заболеваний вполне реальна.

Болезни цивилизации зависят главным образом от воздействия фак­торов внешней среды. Речь идет о воздействии комплекса факторов, и прежде всего о совокупности экзогенных социально-экономических фак­торов и изменившемся образе жизни. Нервные перегрузки и физические недогрузки, загрязненный воздух больших городов, неполноценное питание, курение и алкоголизм взрос­лых — все эти издержки цивилизации особенно больно бьют по организму человека.

Профилактика должна включать сумму мероприятий, направленных на изучение окружающей среды и изменение ее, планомерное воздей­ствие на среду с целью искоренения условий, которые способствуют возникновению болезней. Мероприятия первичной профилактики долж­ны носить как общеоздоровительный характер, содействуя улучшению условий жизни и укреплению здоровья населения в целом, так и строго целевое назначение по предотвращению конкретных заболеваний, в ча­стности устранению факторов риска. При этом наилучшие результаты могут быть получены при комплексном осуществлении профилактичес­ких мер, обеспечивающих одновременно изменения условий труда и быта, защиту организма от внешних болезнетворных влияний с устранением риска возникновения болезни и повышающих устойчивость к этим фак­торам на основе мобилизации биологических приспособительных меха­низмов организма. Такой подход определяет необходимость регулирова­ния с профилактической целью множества факторов быта и профессио­нальной деятельности, формирующих условия и образ жизни человека и относящихся к экологической и производственной обстановке, жилищ­ным условиям, питанию, к духовной и физической культуре и т.д.

Меры первичной профилактики являются обязательным компонен­том лечебных и реабилитационных мероприятий и неотъемлемой час­тью мероприятий вторичной профилактики.

Диспансеризация.

Диспансеризация — основной ведущий метод проведения профилак­тических мероприятий, направленный на сохране­ние, восстановление и укрепление здоровья населения.

Основные задачи диспансеризации:

1. массовые углубленные медицинские обследования населения, которые должны проводиться регулярно. Эти обследования являются основным методом выявления лиц, подлежащих динамическому дис­пансерному наблюдению;

2. динамический учет результатов углубленного медицинского обследования;

3. на основании диспансеризации определяется объем лечебно-профилактических мероприятий;

4. выявление лиц с предболезненными состояниями, начальными стадиями болезней, а также больных со сформировавшимися заболеваниями. Важной особенностью предболезненных состояний и начальных форм болезней является обратимость лежащих в их основе функцио­нальных и структурных изменений в организме больного человека. Имен­но в этих случаях лечебно-профилактические мероприятия оказывают­ся наиболее эффективными.

Критерии хорошо организованной диспансеризации: полнота охвата диспансерным наблюдением, своевременность взятия на учет больных и лиц, имеющих факторы риска, степень активности диспансерного на­блюдения (повторность контрольных вызовов для обследования и др.)

В процессе диспансеризации разрабатываются рекомендации по режиму дня, труда, отдыха и двигательной активности (физическая культура, спорт, лечебная гимнастика). Обязательны индивидуальные рекомендации необходимых лечебных мероприятий с оп­ределением объема и сроков проведения (лечебное питание, физиоте­рапия, санаторно-курортное лечение и др.), организованного отдыха (дома отдыха, пансионаты, турбазы). Важны рекомендации и меропри­ятия по оздоровлению условий труда (устранение или смягчение влия­ния профессиональных вредностей) и быта, рекомендации сроков и объема дополнительного и контрольного медицинских исследований.

Отбор лиц, которые подлежат диспансеризации по состоянию здо­ровья, осуществляется врачами поликлиник, амбулаторий, больниц, специальных диспансеров и других лечебно-профилактических учреж­дений.

Основные принципы профилактики:

1. единство мер первичной и вторичной профилактики, лечебных и реабилитационных мероприятий. Эффективность лечения и реабилитации значительно увеличивается при одновременном использовании про­филактических мероприятий;

2. использование комплекса профилактических мероприятий;

3. в системе профилактических мероприятий безусловные преимуще­ства имеют немедикаментозные средства профилактики и только при их неэффективности в отношении так называемых «внутренних факторов рис­ка» (повышенное содержание холестерина в крови, тенденция к неустой­чивому АД и др.) речь может идти о профилактике лекарственной, дифференцированной и контролируемой;

4. раннее использование профилактических мероприятий, начиная с детства, особенно в семьях неблагоприятных в отношении наследствен­ной отягощенности. Необходимость проведения широких профилактических мер в отношении детей и юношей, вклю­чая прежде всего меры воспитательного и санитарно-просветителыюго характера, увеличивается в связи с тем, что в этом возрасте формиру­ются основные поведенческие установки, взгляды, навыки, привычки, вкусы — словом, то, что определяет в дальнейшем образ жизни челове­ка. Именно в этот период можно предупреждать возникновение вредных привычек, эмоциональной невоздержанности, установки на пассивный отдых и нерациональное питание, которые в дальнейшем могут стать факторами риска заболеваний;

5. систематическое, регулярное проведение профилактических ме­роприятий на протяжении всей жизни;

6. профилактика должна быть основой деятельности всех медицин­ских учреждений; раннее выявление факторов риска и их коррекция, хорошо поставленная систематическая пропаганда здорового образа жизни и борьбы с вредными привычками;

7. индивидуальная тактика выбора профилактических мероприятий с учетом состояния здоровья, факторов риска, психологии человека.

Факторы риска

Концепция о факторах риска — один из важнейших принципов, ле­жащих в основе современных представлений о возможностях и направ­лениях профилактической медицины.

Факторы риска как эпидемиологическое понятие вытекает из наших представлений о ха­рактеристике и влиянии отдельных факторов внешней и внутренней среды, которые до этого изучались в эксперименте на животных, в кли­нике на больных и в дальнейшем получили подтверждение в эпидемиологических исследованиях. Факторами риска следует называть такие факторы, ко­торые ассоциируются с большой частотой тех или иных заболеваний. Это такие факторы, борьба с которыми направлена на уменьшение частоты возникновения болезней, снижение выраженности или устранения тех или иных болезненных процессов. Из огромного числа факторов целесообразно выделить две основные группы факторов риска, име­ющих важное значение для проведения профилактических мероприятий. К первой группе социально-культурных факторов риска можно отнести:

1. сидячий (малоактивный) образ жизни;

2. насыщенные стрессами и конфликтами условия современной жизни;

3. нерациональное питание;

4. экологический дисбаланс;

5. нездоровый образ жизни, в том числе вредные привычки.

Вторая группа — внутренние факторы риска представляют собой те
или иные физиологические и биохимические сдвиги в организме человека (ожирение, повышенное АД, увеличение содержания холестерина в крови и др.). Проявление внутренних факто­ров может быть связано с генетическими особенностями (наследствен­ная предрасположенность).

Некоторые особенности факторов риска:

1. их воздействие на организм зависит от степени и продолжительности действия каждого из них и от реактив­ности самого организма;

2. факторы риска находятся в причинно-следственных свя­зях при формировании болезней. Пример: нерациональное питание, как фактор риска, способствует возникновению другого факто­ра риска - ожирения;

3. многие факторы риска начинают воздействовать в детском возра­сте, поэтому профилактические мероприятия следует проводить как мож­но раньше;

4. вероятность развития болезни повышается при комбинированном воздействии факторов риска. Пример: если курение по­вышает вероятность онкологических заболеваний в 1,5 раза, а злоупот­ребление алкоголем — в 1,2, то сочетанное их воздействие — в 5,7 раза;

5. выявление факторов риска — одна из основных задач профилакти­ческой медицины, цель которой устранить имеющийся фактор риска или ослабить его воздействие на организм человека;

6. обычно у одного и того же человека имеется не один, а комби­нация факторов риска, в связи с чем довольно часто идет речь о много- факторной профилактике.

Представляется целесообразным дать характеристику наиболее зна­чимых факторов риска. При рассмотрении каждого фактора обратить внимание на характеристику факторов риска, механизмы их воздей­ствия на человека и адекватные профилактические мероприятия.

Тема 3. Нервный стресс

 

Стресс — это состояние организма человека, возникающее при дей­ствии чрезвычайных и патологических раздражителей и приводящее к напряженной деятельности неспецифических адаптационных механиз­мов организма. Термин «стресс» ввел в медицину в 1936 г. Г. Селье, кото­рый определил стресс как состояние организма, возникающее при предъявлении к нему любых требований.

Движение — это жизнь.

Двигательная функция организма — одна из основных функций, обеспечивающих адекватность жизни организма на Земле, что практи­чески всегда предполагает интенсивную мышечную деятельность. Это единственная функция, обеспечивающая активное воздействие чело­века на внешнюю среду. Организм челове­ка принципиально рассчитан на постоянное движение. Именно поэто­му движение рассматривается как основной признак жизни человека, как формирую­щее начало в его развитии.

Мышечная деятельность является врожденным фактором, важней­шим условием совершенствования как двигательных, так и вегетатив­ных функций. Двигательное развитие не происходит само собой с дости­жением определенного возраста. Двигательное развитие — это результат движений.

Двигательная актив­ность — это естественная потребность человека, фактор биологической стимуляции, совершенствования механизмов адаптации, главный фактор развития, повышения работоспособности, экономной деятельности сердца, сосудов и системы дыхания, улучшения транспорт­ных и буферных свойств крови, совершенствования обмена веществ, не­рвных и анализаторных систем, повышения устойчивости организма к воз­действию неблагоприятных условий внешней среды. Развитие, обретаемое в движении, касается не только двигательного аппарата (мышц, костей). Движения способствуют и развитию головного мозга, влияют на развитие умственных способностей ребенка. Значит, умственное и двигательное развитие — это два связанных друг с другом процесса.

В организме человека все прекрасно сбалансировано. Нам необхо­дим вполне определенный объем физических нагрузок, определенное количество разнообразных питательных веществ, определенное время сна и отдыха. Если человек получает слишком много нагрузок, пищи и отдыха, тогда нарушается равновесие систем и расстраиваются функ­ции. Если нет равновесия, нет здоровья и благополучия.

Проблема физической культуры и спорта призвана сегодня рассмат­риваться как одна из приоритетных, имеющая жизненно важное зна­чение. Это обусловлено объективными процессами. Научно-техничес­кий прогресс, порождающий дефицит двигательной активности челове­ка, решительно требует выработки механизма восполнения этого де­фицита, угрожающего здоровью, благополучию и самой жизни милли­онов людей. А восполнение этого дефицита может дать только физичес­кая культура как одно из наиболее эффективных и общедоступных средств воспитания, укрепления здоровья, сохранения общей и твор­ческой работоспособности и долголетия.

Двигательный голод и некоторые болезни века (болезни цивилиза­ции) побудили по-новому осознать жизненный смысл двигательной ак­тивности, особенно в тех оптимальных формах, которые несет физи­ческая культура, которая в наш век все больше признается едва ли не единственным средством неутилитарного плана. Сегодня, используя все имеющиеся средства, необходимо формировать общественное мнение и показывать не только все то положительное, что обществу в целом и каждому человеку в отдельности может дать физическая культура. Вме­сте с этим на конкретных примерах нужно показывать то, что обще­ство теряет в результате отсутствия у части населения привычки и осоз­нанной потребности регулярно заниматься физическими упражнения­ми и спортом. Так, по некоторым наблюдениям, среди лиц, которые затрачивают на ходьбу в течение дня более часа, ИБС возникает в 5 раз реже, чем у тех, которые ходят ежедневно менее 1-го часа.

Мы являемся свидетелями бурного роста алкоголизма, наркома­нии и преступности. Физическая культура и спорт на сегодня — одни из немногих сфер, которые, не будучи слиш­ком обременительными для государства, способны своими специфи­ческими средствами эффективно аккумулировать невостребованную энергию молодых людей, особенно подростков.
Безусловно, массовое привлечение людей к физическим упражне­ниям зависит и от санитарно-просветительной работы, и от доступно­сти для населения предлагаемых методов работы и тренировки, от их безопасности и того эмоционального удовлетворения, которое должно приносить всякое изменение укоренившихся вредных привычек.

Понятие питания.

С самого зарождения человечества природа растительного и животного мира предопределила его существование и жизнь на Земле. Известно, что источником энергии и структурным ком­понентом для постоянно обновляющихся клеток органов и систем че­ловека является питание. Питание — это не столько насыщение (удовлетворение чувства го­лода), сколько огромное влияние на обмен веществ и течение физио­логических процессов в организме животных и человека.

Среди множе­ства средств, способствующих сохранению здоровья, высокой умственной и физи­ческой работоспособности, высокой сопротивляемости организма по отношению к воздействию вредных факторов окружающей среды и активному долголетию, важнейшее место занимает рациональное питание. С помощью рационально­го питания можно перестроить даже поведение человека и его запросы. Например, неправильное, нерациональное питание может способство­вать усилению психической реактивности человека: возбуждающее дей­ствие оказывают кофе, крепкий чай, жареные блюда, особенно жир­ные сорта мяса, птицы, рыбы. Напротив, повышенное потребление овощей, фруктов, ягод, хлеба из низких сортов муки, творога, кисло­молочных продуктов способствует снижению нейроэмоциональной воз­будимости.

Рациональное питание (от латинского слова rationalis - разумный) — это физиологически полноценное питание здорового человека с уче­том его пола, возраста, характера труда, климатических условий оби­тания. Определенные коррективы в питание людей вносят традиции, религиозные воззрения, уровень культуры и другие факторы.

Нерациональное питание - источник различных болезненных состояний, низкой физической и умственной работоспособности, со­кращения продолжительности жизни. «Человек по своему неблагора­зумию в еде, питье и невоздержанности умирает, не прожив и поло­вины той жизни, которую мог бы прожить. Он потребляет самую трудно перевариваемую пищу, запивая ее ядовитыми напитками, и после этого поражается, почему не живет до ста лет. Я уверен, что 99% больных страдают из-за неправильного, неестественного пита­ния» (Поль Брег).

Питание - сложный процесс поступления, переваривания, всасы­вания и усвоения в организме пищевых веществ, необходимых для по­крытия его энергетических трат, построения и возобновления клеток и тканей тела и регуляции функций организма. Химические вещества пищи, которые ассимилируются в процессе обмена веществ, получили назва­ние пищевых (питательных) веществ.

Основным медицинским требованием к режиму питания является его рациональность. Рациональное питание обязательно должно соче­таться с условиями жизнедеятельности человека и по возможности сни­мать неблагоприятное влияние экзогенных факторов окру­жающей среды.

Баланс энергии.

Вся необходимая для жизнедеятельности человека энергия посту­пает из пищи. Энергозатраты человека складываются из расхода энергии на работу внутренних органов, течение обменных процессов, поддер­жание температуры тела на постоянном уровне и мышечную деятель­ность. В процессе превращений пищевых веществ в организме человека выделяется определенное количество энергии. Так, при распаде 1 г бел­ков выделяется около 4 ккал, 1 г углеводов — 3,8 ккал, 1 г жиров — 9 ккал. Витамины, минеральные соли и вода не являются источниками энергии. Напомним, что калорийность характеризует количество выде­ляемого тепла.

Ученые разработали физиологически обоснованные нормы потребности в калориях в зависимости от характера профессио­нальной деятельности, пола, возраста и занятий физической культу­рой.

По интенсивности труда население можно разделить на 5 групп:

1. группа — лица, работа которых не связана с затратами физическо­го труда или требует незначительных физических усилий (работники умственного труда, служащие);

2. группа — работники, труд которых не требует больших физических усилий (занятых на автоматизированных процессах, работники ра­диоэлектронной промышленности, связи, телеграфа, проводники, про­давцы и др.);

3. группа — лица, труд которых связан со значительными физическими усилиями (текстильщики, станочники, водители транспорта, обув­щики, почтальоны, работники общественного питания и прачечных);

4. группа — работники не механизированного тяжелого труда (литейщики, плотники, строительные и сельскохозяйственные рабочие, металлурги, кузнецы);

5. группа — работники особо тяжелого физического труда (горнора­бочие, занятые непосредственно на подземных работах, землекопы, сталевары, рабочие па лесозаготовках, каменщики, грузчики, труд ко­торых не механизирован).

Для населения городов и населенных пунктов с менее развитым коммунальным обслуживанием нормы потребности в калориях увеличиваются на 200 ккал в сутки.

Таблица 1. Суточная потребность в анергии взрослого человека в городах и селах с развитым коммунальным обслуживанием, ккал.

 
Группа Возраст, Мужчины Женщины
населения лет    
I 18—40    
  40—60    
ІІ 18-40    
  40—60    
ІІІ 18—40    
  40—60    
IV 18—40    
  40—60    
V 18—29   -
  30—39   -
  40—59   -

Итак, по таблице 1 определяется потребность человека в энергии (калорий за сутки). Затем, зная химический состав основных пищевых продуктов, используя специальные таблицы, легко подсчитать, сколько энергетического материала должен получать человека в сутки.

Все пищевые продукты в зависимости от их калорийности можно разделить на пять групп (калорийность указана в расчете на 100 г пищи):

а) очень большая калорийность (450-900 ккал): свинина жирная, колбаса сырокопченая, масло (сливочное, растительное), орехи, шо­колад, халва, пирожные слоеные с кремом;

б) большая калорийность (200-400 ккал): свинина мясная, сосис­ки, колбасы, гуси, утки, сельдь жирная, сайра, икра, сливки, смета­на, творог жирный, сыр, мороженое пломбир, хлеб, крупы, макаро­ны, сахар, мед, варенье, мармелад, конфеты помадные;

в) умеренная калорийность (100-199 ккал): баранина, говядина, мясо кролика, куры, ставрида, скумбрия, сардины, сельдь нежирная, осетрина, творог полужирный, мороженое молочное, яйца;

г) малая калорийность (30-99 ккал): треска, хек, камбала, судак, карп, щука, молоко, кефир, творог нежирный, карто­фель, свекла, морковь, зеленый горошек, фрукты, ягоды;

д) очень малая калорийность (менее 30 ккал): кабачки, капуста, огурцы, редис, салат, репа, томаты, тыква, перец сладкий, грибы све­жие, клюква.

Именно рациональное питание предусматривает баланс поступле­ния энергии в соответствии с расходом ее на обеспечение нормативной жизнедеятельности. Нарушение этого соответствия приводит к разви­тию различных болезней. Снижение калорий­ности (недостаточность питания) приводит к расходу не только угле­водов, жиров, но и белков, к уменьшению массы мышц, в результате чего снижается трудоспособность и повышается восприимчивость к ин­фекционным заболеваниям. Избыточная калорийность пищевого раци­она ведет к отложению жиров и углеводов в виде подкожного жира в жировых клетках, увеличению массы тела, ожирению.

Пищевая аллергия.

Пищевая аллергия — заболевание, тесно связанное с питанием, в последнее время оно прогрессирует. Пищевая аллергия является ре­зультатом индивидуальной непереносимости определенных пищевых про­дуктов или приготовленных из них блюд. Пищевая аллергия является результатом индивидуальной повышенной чувствительности организма человека к определенному веществу - аллергену (пищевые продукты) вследствие преды-дущего контакта с ним. Извес­тно, что пищеварение должно гарантировать расщепление белков до аминокислот. Однако вследствие еще не выясненных причин из желудочно-кишечного тракта в кровь попадают чужеродные для орга­низма молекулы белка (полипептиды), которые являются аллергенами. В ответ на это организм человека реагирует соответствующими иммун­ными реакциями. Большую роль в возникновении пищевой аллергии играют наследственный фактор и различные заболевания органов пищеварения.

Пищевая аллергия проявляется рядом болезненных реакций (отек, покраснение и зуд кожи, затрудненное дыхание) в ответ на потребле­ние белка одного или нескольких пищевых продуктов.Проявления пищевой аллергии: в полости рта — отек, слущивание эпителия слизистой оболочки, кровоизлияния, онемение губ; в пище­воде — затруднение прохождения пищи; в кишечнике — боли, запоры, поносы; в заднем проходе — зуд, воспаление. Среди больных пищевой аллергией частота повышенной чувствительности к отдельным продук­там составляет: к молоку - 60%, яйцам - 33,6%, рыбе - 12%, к ово­щам и фруктам - 6,4%. Наиболее часто пищевую аллергию вызывают: пшеница, молоко, яйца, нерыбные морепродукты, икра, арахис, бананы, апельсины, ман­дарины, лимоны, грейпфрут, персики, орехи, клубника, малина, зем­ляника, дыня, томаты, шоколад, мед. Среди овощей чаще вызывают аллергические реакции картофель, помидоры и баклажаны.

Тактика поведения при появлении пищевой аллергии:

1. обязательно обратиться за советом к врачу. Самолечение опасно для здоровья (!);

2. выяснить, какой пищевой продукт и какие способы кулинарной обработки являются виновниками аллергических реакций;

3. исключить пищевой продукт, белки которого вызывают пище­вую аллергию, из питания;

Меры профилактики пищевой аллергии:

1. предупреждение этого заболевания следует начинать с правиль­ного питания беременных женщин и детей, особенно в семьях с аллер­гическими заболеваниями. В раннем детском возрасте питание должно быть разнообразным, с исключением избыточного употребления рыбы, шоколада, апельсинов, мандаринов, орехов и меда;

2. раннее и систематическое лечение заболеваний пищеваритель­ных органов;

3. исключение из питания пищевых продуктов, вызывающих аллергические реакции;

4. следует помнить, что с овощами, фруктами и ягодами в орга­низм могут попадать вещества, способные вызывать аллергические ре­акции (пестициды, красители, консерванты, бактерии, яйца глист и др.). Поэтому особое значение приобретает правильная холодная и теп­ловая обработка пищевых продуктов.

Принципы диетического лечения пищевой аллергии:

1. исключение из рациона пищевых продуктов, вызывающих аллергические реакции, и изделий, содержащих эти продукты даже в малом количестве;

2. исключение из рациона острых блюд, пряностей и специй (гор­чицы, перца, лука, чеснока, хрена, томатов);

3. не разрешается в питании редис, мускат, майонез, консервы, соленья, сельдь, сыры, копчености, соленая рыба, колбаса;

4. запрещаются алкоголь и пиво;

5. все жареные блюда заменяются отварными, тушеными или пе­чеными;

6. из жиров разрешается только сливочное и растительное масло;

7. пищу надо готовить только из свежих продуктов, хранящихся не более одних суток в холодильнике;

8. приготовленная пища при подаче на стол не должна быть горячей.

Ионизирующая радиация.

Чем больше человечество проникало в глубь атома, чем больше овладевало энергией атомного ядра, тем грандиознее становились ре­альные плоды этого освоения для судеб цивилизации и тем зловеще вырисовывались контуры атомного джина. Энергия рас­щепленного атома открыла человечеству реальную перспективу нео­граниченного прогресса и поставила под вопрос само существование жизни на Земле. Широкие масштабы мирного использования атомной энергии в ряде областей — энергетике, медицине, промышленности, исследовании кос­моса, а также сохраняющаяся угроза военного конфликта с примене­нием ядерного оружия представляют потенциальную опасность для ны­нешнего и будущего поколений.

Ава­рия на Чернобыльской АЭС с небывалой остротой обнаружила опасно­сти, связанные с мирным использованием атомной энергии. Так, по состоянию на август 1986 г. в результате аварии на Чернобыльской АЭС радиоактивному загрязнению подверглась большая часть сельскохозяй­ственных угодий. Накопление радионуклидов в почве и лесной подстилке будет оказывать длительное и интенсивное воздействие на животных, а также активно подавлять прорастание семян и рост моло­дых растений. В связи с аварией на Чернобыльской АЭС произошло зна­чительное увеличение радионуклидов в продуктах питания.

Источники загрязнения окру­жающей среды радионуклидами:

1. испытания ядерного оружия;

2. выбросы радиоактивных веществ предприятиями ядерной энер­гетики в атмосферу (АЭС, радиохимические заводы);

3. предприятия ядерного топливного цикла (добыча, переработка уранового сырья, заводы по изготовлению твэлов);

4. сбросы отходов атомных заводов в водоемы;

5. хранение и захоронение радиоактивных отходов.

Причины загряз­нения: нарушения технологического процесса, ненадежность атомных установок, нарушения техники безопасности, пренебрежительное от­ношение к очистным сооружениям и правилам захоронения отходов и хранения радиоактивных веществ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 352; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.146.154.243 (0.072 с.)