Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основы здорового способа жизни↑ Стр 1 из 17Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Основы здорового способа жизни Тема1. Основы профилактической медицины Сегодня уровень цивилизованности страны определяется не только развитием космической техники, электроники, атомной энергетики, но и продолжительностью жизни населения, являющейся одним из наиболее обобщенных показателей здоровья человека. Здоровье — репрезентатор социальной, экологической, духовной, экономической норм развития любой цивилизации. Здоровье нации тесно вязано с нормой развития общественного интеллекта, образования, науки, культуры, физического воспитания и спорта. Здоровье человека Просматриваются три уровня структуры здоровья: биологический, составляющий физическое здоровье, совершенство механизмов регуляции организма и адекватность физиологических процессов, отражающих предел адаптации к внешнему миру; социальный, определяющий социальную позицию в общественно-профессиональной деятельности; личностно-психологический и духовный уровень, содержание которого составляют морально-этические и духовные ценности, формирующие образ жизни. Здоровье людей зависит от социальной сферы, условий жизни и труда, экономического состояния страны, уровня культуры населения. Показателями общественного здоровья являются рождаемость, смертность, в том числе детская, заболеваемость, уровень физического развития людей, средняя продолжительность жизни. Здоровье человека надо рассматривать не только с учетом результатов медицинского обследования, пола и возраста, но и в совокупности с социальными, климатическими, географическими условиями жизни. Здоровье человека на 50% зависит от образа жизни, на 30% — от окружающей среды, на 10% — от генетического наследия и лишь на 8—10% — от лечебных процедур. Следовательно, человек располагает большими возможностями для охраны своего здоровья. Краткий очерк истории развития профилактического направления в отечественной медицине Уже в первобытной общине были сформированы определенные санитарные правила и запреты, касающиеся постройки жилищ, уходу за чистотой тела и др. Археологические данные свидетельствуют о развитии народной гигиены среди первобытных людей, населявших территорию нашей страны. Это, в частности, касалось гигиенических навыков в месте выбора жилищ и в их устройстве, в обычаях захоронения умерших. В сочинениях врачей Древнего Египта, Месопотамии, Индии, Китая, Древней Греции и других стран содержатся рассуждения о профилактике, которой отдается предпочтение по сравнению с лечением болезней. Образ жизни древних египтян был целесообразно урегулирован, в нем было очень много рационального. Так, рекомендовалось рано вставать, ежедневно заниматься гимнастикой и обтирать все тело прохладной водой, поощрялись занятия спортом, гимнастика и некоторые виды спорта входили в число занятий во всех древнеегипетских школах. В рабовладельческую эпоху появились элементы общественной санитарии. Так, в Спарте существовала целая система правил гигиенического и физического воспитания, а законами Древнего Рима предусматривались меры санитарного характера (правила пользования водой, контроль за пищевыми продуктами и др.). В средние века в связи с широким распространением инфекционных болезней были разработаны и законодательно оформлены различные противоэпидемические мероприятия. Гигиеническими советами арабских и европейских медиков предписывались умеренность в потреблении пищи, поддержание чистоты тела, воздержание в употреблении вина, рациональный образ жизни. Особое место в развитии профилактики занимает великий врач, поэт и философ Ибн Сина (Авиценна), который в своих трудах, и особенно в «Каноне врачебной науки», первостепенное значение уделял диететике, режиму питания и сна, физическим упражнениям. По сути, он в поэтичной форме изложил основные принципы профилактической медицины. В литературных памятниках Киевской Руси имеются подробные гигиенические предписания по сохранению чистоты тела, содержанию жилищ, по диететике, предохранению от заразных болезней, о пользе бани. Уже в X—XI вв. встречаются примеры общественной заботы о здоровье, предохранении от болезней такими санитарно-гигиеническими методами, как сооружение водопроводов и соблюдение правил общественного водопользования, проведение карантинных мер и др. В эпоху Возрождения усилилась профилактическая направленность медицины. Накопленный опыт явился поводом к созданию превентивной медицины, основанной на достижениях фундаментальной науки. В XIX в. эмпирические изыскания, обобщение опыта народной медицины уступили место профилактической медицине как естественно-научному направлению. Гигиеническая наука стала опираться на данные физиологического эксперимента, микробиологии, патологии, физики, химии и других естественных наук. Болезни цивилизации Во второй половине XX в. в большинстве экономически развитых стран четко определилось изменение профиля заболеваемости за счет резкого увеличения числа неинфекционных заболеваний. В 50—60 гг. XX в. болезни неинфекционной природы заняли ведущее место среди причин смертности, инвалидности и временной нетрудоспособности населения. Трансформировался сам профиль заболеваемости вследствие сокращения инфекционных и паразитарных заболеваний как причин смертности и «натиска» хронически протекающих неинфекционных болезней, а также несчастных случаев, и прежде всего травм (особенно автодорожных). Так, например, лишь несколько групп хронических неинфекционных заболеваний и несчастные случаи в большинстве экономически развитых стран являются ныне причиной 70—80% всех случаев смерти, а удельный вес случаев смерти от инфекционных и паразитарных заболеваний сократился до 1—4%. В последние десятилетия все чаще стали говорить о наступлении эры «болезней цивилизации». Не случайно говорят об эпидемии этих болезней, вышедших на первое место в структуре заболеваемости населения мира. В группу так называемых «болезней цивилизации» входят заболевания сердечно-сосудистой системы (гипертоническая болезнь, инфаркт миокарда, ишемическая болезнь сердца, сосудистые поражения головного мозга), злокачественные опухоли, нервно-психические расстройства, болезни обмена веществ (атеросклероз, сахарный диабет и др.), травмы. Особая роль принадлежит болезням сердца и сосудов, которые занимают ведущее место в структуре заболеваемости населения экономически развитых стран. Распространенность этих заболеваний и ущерб от них таковы, что они стали большой социальной проблемой. Болезни цивилизации прямо или опосредованно связаны с развитием современного мирового сообщества. Так, образ жизни и поведение населения преобразовались или преобразуются в связи с урбанизацией, химизацией и другими искусственными изменениями внешней среды, в связи с интенсификацией производственных процессов. В свою очередь, эти факторы способствуют неадекватным нейроэмоциональным реакциям, психологическим и иным стрессам, резким изменениям баланса питания, информационным перегрузкам, физической обездвиженности. Таким образом, болезни цивилизации — не фатальная предопределенность, а следствие деяния самих людей. Следовательно, профилактика этих заболеваний вполне реальна. Болезни цивилизации зависят главным образом от воздействия факторов внешней среды. Речь идет о воздействии комплекса факторов, и прежде всего о совокупности экзогенных социально-экономических факторов и изменившемся образе жизни. Нервные перегрузки и физические недогрузки, загрязненный воздух больших городов, неполноценное питание, курение и алкоголизм взрослых — все эти издержки цивилизации особенно больно бьют по организму человека. Профилактика должна включать сумму мероприятий, направленных на изучение окружающей среды и изменение ее, планомерное воздействие на среду с целью искоренения условий, которые способствуют возникновению болезней. Мероприятия первичной профилактики должны носить как общеоздоровительный характер, содействуя улучшению условий жизни и укреплению здоровья населения в целом, так и строго целевое назначение по предотвращению конкретных заболеваний, в частности устранению факторов риска. При этом наилучшие результаты могут быть получены при комплексном осуществлении профилактических мер, обеспечивающих одновременно изменения условий труда и быта, защиту организма от внешних болезнетворных влияний с устранением риска возникновения болезни и повышающих устойчивость к этим факторам на основе мобилизации биологических приспособительных механизмов организма. Такой подход определяет необходимость регулирования с профилактической целью множества факторов быта и профессиональной деятельности, формирующих условия и образ жизни человека и относящихся к экологической и производственной обстановке, жилищным условиям, питанию, к духовной и физической культуре и т.д. Меры первичной профилактики являются обязательным компонентом лечебных и реабилитационных мероприятий и неотъемлемой частью мероприятий вторичной профилактики. Диспансеризация. Диспансеризация — основной ведущий метод проведения профилактических мероприятий, направленный на сохранение, восстановление и укрепление здоровья населения. Основные задачи диспансеризации: 1. массовые углубленные медицинские обследования населения, которые должны проводиться регулярно. Эти обследования являются основным методом выявления лиц, подлежащих динамическому диспансерному наблюдению; 2. динамический учет результатов углубленного медицинского обследования; 3. на основании диспансеризации определяется объем лечебно-профилактических мероприятий; 4. выявление лиц с предболезненными состояниями, начальными стадиями болезней, а также больных со сформировавшимися заболеваниями. Важной особенностью предболезненных состояний и начальных форм болезней является обратимость лежащих в их основе функциональных и структурных изменений в организме больного человека. Именно в этих случаях лечебно-профилактические мероприятия оказываются наиболее эффективными. Критерии хорошо организованной диспансеризации: полнота охвата диспансерным наблюдением, своевременность взятия на учет больных и лиц, имеющих факторы риска, степень активности диспансерного наблюдения (повторность контрольных вызовов для обследования и др.) В процессе диспансеризации разрабатываются рекомендации по режиму дня, труда, отдыха и двигательной активности (физическая культура, спорт, лечебная гимнастика). Обязательны индивидуальные рекомендации необходимых лечебных мероприятий с определением объема и сроков проведения (лечебное питание, физиотерапия, санаторно-курортное лечение и др.), организованного отдыха (дома отдыха, пансионаты, турбазы). Важны рекомендации и мероприятия по оздоровлению условий труда (устранение или смягчение влияния профессиональных вредностей) и быта, рекомендации сроков и объема дополнительного и контрольного медицинских исследований. Отбор лиц, которые подлежат диспансеризации по состоянию здоровья, осуществляется врачами поликлиник, амбулаторий, больниц, специальных диспансеров и других лечебно-профилактических учреждений. Основные принципы профилактики: 1. единство мер первичной и вторичной профилактики, лечебных и реабилитационных мероприятий. Эффективность лечения и реабилитации значительно увеличивается при одновременном использовании профилактических мероприятий; 2. использование комплекса профилактических мероприятий; 3. в системе профилактических мероприятий безусловные преимущества имеют немедикаментозные средства профилактики и только при их неэффективности в отношении так называемых «внутренних факторов риска» (повышенное содержание холестерина в крови, тенденция к неустойчивому АД и др.) речь может идти о профилактике лекарственной, дифференцированной и контролируемой; 4. раннее использование профилактических мероприятий, начиная с детства, особенно в семьях неблагоприятных в отношении наследственной отягощенности. Необходимость проведения широких профилактических мер в отношении детей и юношей, включая прежде всего меры воспитательного и санитарно-просветителыюго характера, увеличивается в связи с тем, что в этом возрасте формируются основные поведенческие установки, взгляды, навыки, привычки, вкусы — словом, то, что определяет в дальнейшем образ жизни человека. Именно в этот период можно предупреждать возникновение вредных привычек, эмоциональной невоздержанности, установки на пассивный отдых и нерациональное питание, которые в дальнейшем могут стать факторами риска заболеваний; 5. систематическое, регулярное проведение профилактических мероприятий на протяжении всей жизни; 6. профилактика должна быть основой деятельности всех медицинских учреждений; раннее выявление факторов риска и их коррекция, хорошо поставленная систематическая пропаганда здорового образа жизни и борьбы с вредными привычками; 7. индивидуальная тактика выбора профилактических мероприятий с учетом состояния здоровья, факторов риска, психологии человека. Факторы риска Концепция о факторах риска — один из важнейших принципов, лежащих в основе современных представлений о возможностях и направлениях профилактической медицины. Факторы риска как эпидемиологическое понятие вытекает из наших представлений о характеристике и влиянии отдельных факторов внешней и внутренней среды, которые до этого изучались в эксперименте на животных, в клинике на больных и в дальнейшем получили подтверждение в эпидемиологических исследованиях. Факторами риска следует называть такие факторы, которые ассоциируются с большой частотой тех или иных заболеваний. Это такие факторы, борьба с которыми направлена на уменьшение частоты возникновения болезней, снижение выраженности или устранения тех или иных болезненных процессов. Из огромного числа факторов целесообразно выделить две основные группы факторов риска, имеющих важное значение для проведения профилактических мероприятий. К первой группе социально-культурных факторов риска можно отнести: 1. сидячий (малоактивный) образ жизни; 2. насыщенные стрессами и конфликтами условия современной жизни; 3. нерациональное питание; 4. экологический дисбаланс; 5. нездоровый образ жизни, в том числе вредные привычки. Вторая группа — внутренние факторы риска представляют собой те Некоторые особенности факторов риска: 1. их воздействие на организм зависит от степени и продолжительности действия каждого из них и от реактивности самого организма; 2. факторы риска находятся в причинно-следственных связях при формировании болезней. Пример: нерациональное питание, как фактор риска, способствует возникновению другого фактора риска - ожирения; 3. многие факторы риска начинают воздействовать в детском возрасте, поэтому профилактические мероприятия следует проводить как можно раньше; 4. вероятность развития болезни повышается при комбинированном воздействии факторов риска. Пример: если курение повышает вероятность онкологических заболеваний в 1,5 раза, а злоупотребление алкоголем — в 1,2, то сочетанное их воздействие — в 5,7 раза; 5. выявление факторов риска — одна из основных задач профилактической медицины, цель которой устранить имеющийся фактор риска или ослабить его воздействие на организм человека; 6. обычно у одного и того же человека имеется не один, а комбинация факторов риска, в связи с чем довольно часто идет речь о много- факторной профилактике. Представляется целесообразным дать характеристику наиболее значимых факторов риска. При рассмотрении каждого фактора обратить внимание на характеристику факторов риска, механизмы их воздействия на человека и адекватные профилактические мероприятия. Тема 3. Нервный стресс
Стресс — это состояние организма человека, возникающее при действии чрезвычайных и патологических раздражителей и приводящее к напряженной деятельности неспецифических адаптационных механизмов организма. Термин «стресс» ввел в медицину в 1936 г. Г. Селье, который определил стресс как состояние организма, возникающее при предъявлении к нему любых требований. Движение — это жизнь. Двигательная функция организма — одна из основных функций, обеспечивающих адекватность жизни организма на Земле, что практически всегда предполагает интенсивную мышечную деятельность. Это единственная функция, обеспечивающая активное воздействие человека на внешнюю среду. Организм человека принципиально рассчитан на постоянное движение. Именно поэтому движение рассматривается как основной признак жизни человека, как формирующее начало в его развитии. Мышечная деятельность является врожденным фактором, важнейшим условием совершенствования как двигательных, так и вегетативных функций. Двигательное развитие не происходит само собой с достижением определенного возраста. Двигательное развитие — это результат движений. Двигательная активность — это естественная потребность человека, фактор биологической стимуляции, совершенствования механизмов адаптации, главный фактор развития, повышения работоспособности, экономной деятельности сердца, сосудов и системы дыхания, улучшения транспортных и буферных свойств крови, совершенствования обмена веществ, нервных и анализаторных систем, повышения устойчивости организма к воздействию неблагоприятных условий внешней среды. Развитие, обретаемое в движении, касается не только двигательного аппарата (мышц, костей). Движения способствуют и развитию головного мозга, влияют на развитие умственных способностей ребенка. Значит, умственное и двигательное развитие — это два связанных друг с другом процесса. В организме человека все прекрасно сбалансировано. Нам необходим вполне определенный объем физических нагрузок, определенное количество разнообразных питательных веществ, определенное время сна и отдыха. Если человек получает слишком много нагрузок, пищи и отдыха, тогда нарушается равновесие систем и расстраиваются функции. Если нет равновесия, нет здоровья и благополучия. Проблема физической культуры и спорта призвана сегодня рассматриваться как одна из приоритетных, имеющая жизненно важное значение. Это обусловлено объективными процессами. Научно-технический прогресс, порождающий дефицит двигательной активности человека, решительно требует выработки механизма восполнения этого дефицита, угрожающего здоровью, благополучию и самой жизни миллионов людей. А восполнение этого дефицита может дать только физическая культура как одно из наиболее эффективных и общедоступных средств воспитания, укрепления здоровья, сохранения общей и творческой работоспособности и долголетия. Двигательный голод и некоторые болезни века (болезни цивилизации) побудили по-новому осознать жизненный смысл двигательной активности, особенно в тех оптимальных формах, которые несет физическая культура, которая в наш век все больше признается едва ли не единственным средством неутилитарного плана. Сегодня, используя все имеющиеся средства, необходимо формировать общественное мнение и показывать не только все то положительное, что обществу в целом и каждому человеку в отдельности может дать физическая культура. Вместе с этим на конкретных примерах нужно показывать то, что общество теряет в результате отсутствия у части населения привычки и осознанной потребности регулярно заниматься физическими упражнениями и спортом. Так, по некоторым наблюдениям, среди лиц, которые затрачивают на ходьбу в течение дня более часа, ИБС возникает в 5 раз реже, чем у тех, которые ходят ежедневно менее 1-го часа. Мы являемся свидетелями бурного роста алкоголизма, наркомании и преступности. Физическая культура и спорт на сегодня — одни из немногих сфер, которые, не будучи слишком обременительными для государства, способны своими специфическими средствами эффективно аккумулировать невостребованную энергию молодых людей, особенно подростков. Понятие питания. С самого зарождения человечества природа растительного и животного мира предопределила его существование и жизнь на Земле. Известно, что источником энергии и структурным компонентом для постоянно обновляющихся клеток органов и систем человека является питание. Питание — это не столько насыщение (удовлетворение чувства голода), сколько огромное влияние на обмен веществ и течение физиологических процессов в организме животных и человека. Среди множества средств, способствующих сохранению здоровья, высокой умственной и физической работоспособности, высокой сопротивляемости организма по отношению к воздействию вредных факторов окружающей среды и активному долголетию, важнейшее место занимает рациональное питание. С помощью рационального питания можно перестроить даже поведение человека и его запросы. Например, неправильное, нерациональное питание может способствовать усилению психической реактивности человека: возбуждающее действие оказывают кофе, крепкий чай, жареные блюда, особенно жирные сорта мяса, птицы, рыбы. Напротив, повышенное потребление овощей, фруктов, ягод, хлеба из низких сортов муки, творога, кисломолочных продуктов способствует снижению нейроэмоциональной возбудимости. Рациональное питание (от латинского слова rationalis - разумный) — это физиологически полноценное питание здорового человека с учетом его пола, возраста, характера труда, климатических условий обитания. Определенные коррективы в питание людей вносят традиции, религиозные воззрения, уровень культуры и другие факторы. Нерациональное питание - источник различных болезненных состояний, низкой физической и умственной работоспособности, сокращения продолжительности жизни. «Человек по своему неблагоразумию в еде, питье и невоздержанности умирает, не прожив и половины той жизни, которую мог бы прожить. Он потребляет самую трудно перевариваемую пищу, запивая ее ядовитыми напитками, и после этого поражается, почему не живет до ста лет. Я уверен, что 99% больных страдают из-за неправильного, неестественного питания» (Поль Брег). Питание - сложный процесс поступления, переваривания, всасывания и усвоения в организме пищевых веществ, необходимых для покрытия его энергетических трат, построения и возобновления клеток и тканей тела и регуляции функций организма. Химические вещества пищи, которые ассимилируются в процессе обмена веществ, получили название пищевых (питательных) веществ. Основным медицинским требованием к режиму питания является его рациональность. Рациональное питание обязательно должно сочетаться с условиями жизнедеятельности человека и по возможности снимать неблагоприятное влияние экзогенных факторов окружающей среды. Баланс энергии. Вся необходимая для жизнедеятельности человека энергия поступает из пищи. Энергозатраты человека складываются из расхода энергии на работу внутренних органов, течение обменных процессов, поддержание температуры тела на постоянном уровне и мышечную деятельность. В процессе превращений пищевых веществ в организме человека выделяется определенное количество энергии. Так, при распаде 1 г белков выделяется около 4 ккал, 1 г углеводов — 3,8 ккал, 1 г жиров — 9 ккал. Витамины, минеральные соли и вода не являются источниками энергии. Напомним, что калорийность характеризует количество выделяемого тепла. Ученые разработали физиологически обоснованные нормы потребности в калориях в зависимости от характера профессиональной деятельности, пола, возраста и занятий физической культурой. По интенсивности труда население можно разделить на 5 групп: 1. группа — лица, работа которых не связана с затратами физического труда или требует незначительных физических усилий (работники умственного труда, служащие); 2. группа — работники, труд которых не требует больших физических усилий (занятых на автоматизированных процессах, работники радиоэлектронной промышленности, связи, телеграфа, проводники, продавцы и др.); 3. группа — лица, труд которых связан со значительными физическими усилиями (текстильщики, станочники, водители транспорта, обувщики, почтальоны, работники общественного питания и прачечных); 4. группа — работники не механизированного тяжелого труда (литейщики, плотники, строительные и сельскохозяйственные рабочие, металлурги, кузнецы); 5. группа — работники особо тяжелого физического труда (горнорабочие, занятые непосредственно на подземных работах, землекопы, сталевары, рабочие па лесозаготовках, каменщики, грузчики, труд которых не механизирован). Для населения городов и населенных пунктов с менее развитым коммунальным обслуживанием нормы потребности в калориях увеличиваются на 200 ккал в сутки. Таблица 1. Суточная потребность в анергии взрослого человека в городах и селах с развитым коммунальным обслуживанием, ккал.
Итак, по таблице 1 определяется потребность человека в энергии (калорий за сутки). Затем, зная химический состав основных пищевых продуктов, используя специальные таблицы, легко подсчитать, сколько энергетического материала должен получать человека в сутки. Все пищевые продукты в зависимости от их калорийности можно разделить на пять групп (калорийность указана в расчете на 100 г пищи): а) очень большая калорийность (450-900 ккал): свинина жирная, колбаса сырокопченая, масло (сливочное, растительное), орехи, шоколад, халва, пирожные слоеные с кремом; б) большая калорийность (200-400 ккал): свинина мясная, сосиски, колбасы, гуси, утки, сельдь жирная, сайра, икра, сливки, сметана, творог жирный, сыр, мороженое пломбир, хлеб, крупы, макароны, сахар, мед, варенье, мармелад, конфеты помадные; в) умеренная калорийность (100-199 ккал): баранина, говядина, мясо кролика, куры, ставрида, скумбрия, сардины, сельдь нежирная, осетрина, творог полужирный, мороженое молочное, яйца; г) малая калорийность (30-99 ккал): треска, хек, камбала, судак, карп, щука, молоко, кефир, творог нежирный, картофель, свекла, морковь, зеленый горошек, фрукты, ягоды; д) очень малая калорийность (менее 30 ккал): кабачки, капуста, огурцы, редис, салат, репа, томаты, тыква, перец сладкий, грибы свежие, клюква. Именно рациональное питание предусматривает баланс поступления энергии в соответствии с расходом ее на обеспечение нормативной жизнедеятельности. Нарушение этого соответствия приводит к развитию различных болезней. Снижение калорийности (недостаточность питания) приводит к расходу не только углеводов, жиров, но и белков, к уменьшению массы мышц, в результате чего снижается трудоспособность и повышается восприимчивость к инфекционным заболеваниям. Избыточная калорийность пищевого рациона ведет к отложению жиров и углеводов в виде подкожного жира в жировых клетках, увеличению массы тела, ожирению. Пищевая аллергия. Пищевая аллергия — заболевание, тесно связанное с питанием, в последнее время оно прогрессирует. Пищевая аллергия является результатом индивидуальной непереносимости определенных пищевых продуктов или приготовленных из них блюд. Пищевая аллергия является результатом индивидуальной повышенной чувствительности организма человека к определенному веществу - аллергену (пищевые продукты) вследствие преды-дущего контакта с ним. Известно, что пищеварение должно гарантировать расщепление белков до аминокислот. Однако вследствие еще не выясненных причин из желудочно-кишечного тракта в кровь попадают чужеродные для организма молекулы белка (полипептиды), которые являются аллергенами. В ответ на это организм человека реагирует соответствующими иммунными реакциями. Большую роль в возникновении пищевой аллергии играют наследственный фактор и различные заболевания органов пищеварения. Пищевая аллергия проявляется рядом болезненных реакций (отек, покраснение и зуд кожи, затрудненное дыхание) в ответ на потребление белка одного или нескольких пищевых продуктов.Проявления пищевой аллергии: в полости рта — отек, слущивание эпителия слизистой оболочки, кровоизлияния, онемение губ; в пищеводе — затруднение прохождения пищи; в кишечнике — боли, запоры, поносы; в заднем проходе — зуд, воспаление. Среди больных пищевой аллергией частота повышенной чувствительности к отдельным продуктам составляет: к молоку - 60%, яйцам - 33,6%, рыбе - 12%, к овощам и фруктам - 6,4%. Наиболее часто пищевую аллергию вызывают: пшеница, молоко, яйца, нерыбные морепродукты, икра, арахис, бананы, апельсины, мандарины, лимоны, грейпфрут, персики, орехи, клубника, малина, земляника, дыня, томаты, шоколад, мед. Среди овощей чаще вызывают аллергические реакции картофель, помидоры и баклажаны. Тактика поведения при появлении пищевой аллергии: 1. обязательно обратиться за советом к врачу. Самолечение опасно для здоровья (!); 2. выяснить, какой пищевой продукт и какие способы кулинарной обработки являются виновниками аллергических реакций; 3. исключить пищевой продукт, белки которого вызывают пищевую аллергию, из питания; Меры профилактики пищевой аллергии: 1. предупреждение этого заболевания следует начинать с правильного питания беременных женщин и детей, особенно в семьях с аллергическими заболеваниями. В раннем детском возрасте питание должно быть разнообразным, с исключением избыточного употребления рыбы, шоколада, апельсинов, мандаринов, орехов и меда; 2. раннее и систематическое лечение заболеваний пищеварительных органов; 3. исключение из питания пищевых продуктов, вызывающих аллергические реакции; 4. следует помнить, что с овощами, фруктами и ягодами в организм могут попадать вещества, способные вызывать аллергические реакции (пестициды, красители, консерванты, бактерии, яйца глист и др.). Поэтому особое значение приобретает правильная холодная и тепловая обработка пищевых продуктов. Принципы диетического лечения пищевой аллергии: 1. исключение из рациона пищевых продуктов, вызывающих аллергические реакции, и изделий, содержащих эти продукты даже в малом количестве; 2. исключение из рациона острых блюд, пряностей и специй (горчицы, перца, лука, чеснока, хрена, томатов); 3. не разрешается в питании редис, мускат, майонез, консервы, соленья, сельдь, сыры, копчености, соленая рыба, колбаса; 4. запрещаются алкоголь и пиво; 5. все жареные блюда заменяются отварными, тушеными или печеными; 6. из жиров разрешается только сливочное и растительное масло; 7. пищу надо готовить только из свежих продуктов, хранящихся не более одних суток в холодильнике; 8. приготовленная пища при подаче на стол не должна быть горячей. Ионизирующая радиация. Чем больше человечество проникало в глубь атома, чем больше овладевало энергией атомного ядра, тем грандиознее становились реальные плоды этого освоения для судеб цивилизации и тем зловеще вырисовывались контуры атомного джина. Энергия расщепленного атома открыла человечеству реальную перспективу неограниченного прогресса и поставила под вопрос само существование жизни на Земле. Широкие масштабы мирного использования атомной энергии в ряде областей — энергетике, медицине, промышленности, исследовании космоса, а также сохраняющаяся угроза военного конфликта с применением ядерного оружия представляют потенциальную опасность для нынешнего и будущего поколений. Авария на Чернобыльской АЭС с небывалой остротой обнаружила опасности, связанные с мирным использованием атомной энергии. Так, по состоянию на август 1986 г. в результате аварии на Чернобыльской АЭС радиоактивному загрязнению подверглась большая часть сельскохозяйственных угодий. Накопление радионуклидов в почве и лесной подстилке будет оказывать длительное и интенсивное воздействие на животных, а также активно подавлять прорастание семян и рост молодых растений. В связи с аварией на Чернобыльской АЭС произошло значительное увеличение радионуклидов в продуктах питания. Источники загрязнения окружающей среды радионуклидами: 1. испытания ядерного оружия; 2. выбросы радиоактивных веществ предприятиями ядерной энергетики в атмосферу (АЭС, радиохимические заводы); 3. предприятия ядерного топливного цикла (добыча, переработка уранового сырья, заводы по изготовлению твэлов); 4. сбросы отходов атомных заводов в водоемы; 5. хранение и захоронение радиоактивных отходов. Причины загрязнения: нарушения технологического процесса, ненадежность атомных установок, нарушения техники безопасности, пренебрежительное отношение к очистным сооружениям и правилам захоронения отходов и хранения радиоактивных веществ. В сравнительно ранние сроки после ядерного взрыва или аварии на атомных реакторах наибольшую опасность для человека представляют:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 390; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.227.250 (0.018 с.) |