Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные принципы оздоровительных физических нагрузок.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
А. Использование дозированных физических нагрузок в целях первичной и вторичной профилактики, а также в комплексе реабилитационных мероприятий. Б. Перед тем как начать занятия физ. культурой, следует пройти серьезное мед. обследование (это касается в том числе и здоровых молодых людей) с использованием нагрузочных проб (желательно на велоэргометре) и получить соответствующие врачебные рекомендации. В последующем также необходим врачебный контроль. Самолечение недопустимо (опасно). Затем надо научиться определять свои оптимальные величины частоты пульса и дыхания, которые потом нужно использовать в качестве контроля за эффективностью физических нагрузок. Определение оптимального пульса: для этого надо от 205 отнять половину вашего возраста (у женщин половину возраста следует отнять от 220). Например, в 50 лет максимальная расчетная частота пульса у мужчин составит 205-25= 180, а у женщин 220-25=195. Оптимальный пульс равен 80% от этих цифр. Если вы доводите свой пульс до этой цифры и удерживаете в данном режиме в течение как минимум 20 минут четыре раза в неделю, это значит, что вы получаете хороший эффект. Параметры физ. нагрузки должны соответствовать текущему состоянию здоровья и соизмеряться с естественным ритмом его двигательной функции. В. С учетом состояния здоровья и физ. развития выбирается наиболее оптимальный вид физ. нагрузки (по темпу, интенсивности, продолжитель-ности). Подход должен быть индивидуальным с учетом физической работоспособности и топографии функций различных групп мышц. Различают три вида мышечной работы: статическую, динамическую положительную и динамическую отрицательную. Статическая работа с изометрическим сокращением мышц производится при усилии, направленном на поддержание груза, перемещение массы при этом не происходит. При динамической положительной работе груз перемещается в противоположном направлении действию силы тяжести (подъем груза). При динамической отрицательной работе движение массы производится в направлении силы тяжести (опускание груза), например спуск по лестнице. Существуют основные типы аэробных упражнений, которые следует дифференцированно применять в различных случаях: 1. изометрические упражнения, при которых мышцы напрягаются, но движений в суставах не происходит. Например, вы стоите перед зеркалом и периодически напрягаете бицепсы. Такие движения, во-первых, не оказывают положительного влияния на ССС, во-вторых, они не рекомендуются пациентам с заболеваниями сердца и сосудов. Такой вид физической активности может даже спровоцировать напряжение сердечной деятельности или приступы стенокардии. Так, поднимая что-то тяжелое, заменяя колесо на автомобиле или пытаясь сдвинуть с места почти неподвижный предмет, вы выполняете нагрузки, опасные для людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями; 2. изотонические упражнения. Это тоже физические нагрузки, при которых происходит сокращение мышц и совершаются движения в суставах. В качестве примера можно привести тяжелую атлетику, когда упражнения помогают нарастить мышечную массу, но, как и изометрические, незначительно влияют на ССС, не увеличивают жизненную емкость легких и выносливость. Можно создать невероятную мышечную массу и силу и в то же время иметь нарушения деятельности ССС (пример: культуристы с гигантскими объемами мышц, но которые не выдерживают нагрузки на тредбане). Таким образом, этот человек занимался такими упражнениями, которые развивают мышечную систему, игнорируя нагрузки, укрепляющие сердце и сосуды; 3. изокинетические упражнения. Примером является поднятие тяжести при разных скоростях (расходование силы не только на поднятие тяжести, но и на опускание, что способствует развитию выносливости); 4. сочетание вышеуказанных видов нагрузок на разнообразных тренажерах. Г. Тот вид физ. нагрузок, которые вы выберете, должен иметь две основ-ные характерные особенности: обеспечивать физ. нагрузку, соответствую-щую вашему оптимальному пульсу в течение по меньшей мере 20-30 минут в одно занятие, и это должен быть такой вид двигательной активности, который заинтересует вас настолько, что вы будете заниматься им в течение многих лет, а еще лучше всю жизнь. Д. Во всякий труд надо входить постепенно. Не надо сразу перенапрягать свои усилия, а нужно развивать их постепенно, осуществляя контроль за своим самочувствием (оценка эффекта или, напротив, сигнал к отмене или изменению характера режима физ. нагрузок). Следует помнить, что физ. упражнения обладают высокой степенью воздействия на организм человека. Поэтому необходим индивидуальный выбор вида физ. упражнений и адек-ватное их дозирование. Следовательно, физ. упражнения надо использовать разумно, сохраняя чувство меры. Назначение оптимальных двигательных режимов, поддерживающих высокий уровень мотивации к занятиям оздоровительной физкультурой - одна из наиболее актуальных проблем, решение которой невозможно без учета индивидуальных особенностей здоровья. Е. В целях определения уровня тренированности организма человека используется термин «максимальная физическая работоспособность». Это способность конкретного лица выполнить в течение определенного времени возрастающую работу до такой интенсивности, при которой достигается максимальное потребление кислорода и ограничивается дальнейшее его повышение. Установлено, что потребление кислорода работающими мышцами постепенно повышается в зависимости от уровня нагрузки. Однако повышение потребления кислорода возможно до определенного предела. Повышение максимального потребления кислорода свидетельствует об эффективности лечебно-реабилитационных мероприятий. Из опыта спорт. медицины известно, что лучший эффект (в смысле достижения высокого уровня тренированности организма) возникает при интенсивных, но кратко-временных физических нагрузках. Мало интенсивные нагрузки практически организм не тренируют. Однако понятие интенсивности нагрузок сугубо индивидуально. С другой стороны, известно, что люди, интенсивно занимаю-щиеся спортом, а потом сразу прекратившие тренировки, подвержены забо-леваниям ССС в большей мере, чем лица никогда не занимавшиеся спортом. Ж. Выбранный вид физической нагрузки должен доставлять радость, удовольствие, а не заботу. Принцип удовольствия — один из отличительных принципов использования физических упражнений. Проприоцептивные и интороцептивные ощущения формируют субъективное семантическое пространство при занятиях физ. культурой. Различные физ. упражнения имеют неодинаковую привлекательность в плане кинетических и органических ощущений. Установлена зависимость предпочтения различных методик занятий от личностных особенностей и стиля мышления занимающихся. З. Необходимо научить человека физиологически правильно дышать. В этом отношении дыхательная гимнастика является одним из обязательных элементов физической культуры. Правильное дыхание имеет жизненно важное значение, обеспечивая газообмен и являясь необходимым звеном общего обмена веществ. И. Систематическое, регулярное использование различных видов физической культуры на протяжении всей жизни. К. Необходимо учитывать закономерность возрастного развития мото-рики человека, которая носит колебательный характер отдельных элементов двигательной системы. Эти колебания формируют биологический ритм развития движений, сущность которого состоит в неравномерном и гетеро-генном развитии двигательного аппарата, что проявляется в последова-тельной смене периодов ускоренного развития, периодами консолидации отдельных элементов моторики. Реализация этой биологической закономер-ности важна в любой форме двигательной активности и выражается общим правилом: параметры физ. нагрузки должны соответствовать состоянию человека и соизмеряться с естественным ритмом его двигательной функции. Выявленные закономерности моторного развития сформировались в течение всей эволюции человека как биологического вида и одинаково правомерны для ребенка и взрослого, здорового и больного, независимо от условий внешней среды и воспитания. Это означает, что процесс управления двигательной активностью будет плодотворным в том случае, если управ-ляющие взаимодействия соответствуют динамике развития моторики. В противном случае они окажутся в роли сбивающих факторов, нарушающих естественный алгоритм развития, гармонично согласованный с эволюцией остальных систем целостного организма. Общая закономерность развития моторики проявляется в ее неуклонном и положительном изменении в детс-кие и юношеские годы и неуклонном угасании в зрелом и пожилом возрасте. В соответствии с динамикой развития двигательных функций выделяют два этапа: 1. первый этап (от рождения до 20 лет) — накопление двигательного потенциала. Здесь ведущий принцип педагогических воздействий — интенсивное развитие физического потенциала, согласованного с ритмом возрастной эволюции моторики человека; 2. второй этап (от 20 лет до старости) — стабилизация и постепенное снижение двигательных возможностей, обусловленное естественными инволюционными процессами. Чем выше был двигательный потен-циал, заложенный на первом этапе, тем дольше он сохраняется па втором (спортивное долголетие). Ведущий педагогический принцип — расширение диапазона разнообразных двигательных задач, способных активизировать мышечные системы, умеренные режимы нагрузки. В молодом возрасте основное внимание должно быть уделено использо-ванию методов спортивной подготовки, интенсивность которой должна равномерно возрастать, начиная с детского возраста, до 18—25 лет, после чего спортивные упражнения должны постепенно заменяться использова-нием широкого арсенала средств физ. культуры. Спортивные упражнения и средства физ. культуры позволяют увеличить верхние (максимальные) пределы функциональных возможностей организма человека. Л. Тренировка — это не только нагрузка, но и полноценный отдых. К сожалению, о рациональном отдыхе часто забывают. А ведь именно в этот период протекают процессы по перестройке и реконструкции организма. Если отдых недостаточный или неполноценный, эти процессы нарушаются. Поэтому очень важно уметь правильно, эффективно отдыхать после физических упражнений, в том числе необходим полноценный ночной сон. М. Аэробные физические упражнения помогают человеку стать счастливым обладателем большого запаса жизненной энергии в течение целого дня, хорошего пищеварения и отсутствия запоров. Они служат универсальным способом похудеть и поддерживать оптимальный вес, костную ткань, продолжают укреплять хорошие умственные способности, работоспособность, хороший спокойный сон. Все это - эффективный способ предупреждения эмоциональных расстройств, избавления от стресса, дополнительная гарантия от развития болезней ССС. Н. Среди основных видов физ. упражнений, обладающих наибольшим оздоровительным потенциалом, можно выделить следующие: бег на лыжах, плавание, бег трусцой, езда на велосипеде, ходьба. Помимо них заслуживают внимание: большой теннис, гандбол, катание на роликовых коньках или ритмическая гимнастика (аэробные танцы). Другие виды физических упражнений менее эффективны. Интенсивную физ. тренировку можно осуществлять, пользуясь древним, как мир, средством — ходьбой. Для этого не нужно специальных приспособлений и особого времени. Нужно только одно — научиться ходить быстро. Но главное внимание все же обратить на то, чтобы тренировать не столько скорость, сколько выносливость. Мудрая природа в ходе эволюции запрограммировала для организма человека высокую надежность и прочность, рассчитанную, по оценкам специалистов, не менее чем на 120—150 лет здоровой жизни. Однако реализовать эту заманчивую программу не так-то просто. Этому мешают чаще всего сбои, происходящие в ССС. В современных условиях именно она оказывается самым слабым звеном в нашем организме. К счастью, существует немало средств укрепления сердечно-сосудистой системы. И на ведущее место среди них все увереннее выдвигается оздоровительный бег, завоевавший огромную популярность благодаря своей эффективности, общедоступности, естественности. Вместе с тем оздоровительный бег может быть источником не только положительных, но и отрицательных последствий. Дело в том, что оздоровительный бег дает организму довольно высокие нагрузки. И если относиться к ним легкомысленно, можно в результате занятий получить отрицательный эффект. Итак, правила оздоровительного бега: а) серьезные консультации с врачами, тщательный самоконтроль — обязательные условия, при которых можно тренироваться безболезненно. «Бегом от инфаркта, а не к нему»; б) нагрузка должна соответствовать функциональным возможностям организма, быть адекватной. Лозунг: «Всегда в пределе»; в) тренировочная нагрузка не должна превращаться в тяжелую механическую работу. Лозунг: «Бег должен доставлять радость»; г) лозунг «Бежать легко». Это значить, что бег должен быть легким, свободным, ритмичным, естественным, ненапряженным. Лозунг: «Бежать как бежится»; д) лозунг: «Бегать одному». Это важнейший принцип тренировки, особенно на первых порах. Состояние здоровья, возраст, физическая подготовленность бегунов весьма различны. Только через несколько лет занятий можно подобрать более или менее подходящего партнера; е) лозунг «Бегать через день». Не рекомендуется увлекаться длинными дистанциями бега. Для здоровья достаточно бегать пять километров в день. Правило «чем больше, тем лучше» — для физкультуры имеет пределы. Молодым вреда от этого нет, но и пользы ждать не следует. Передозировка нагрузок особенно опасна пожилым и ослабленным людям. «Если вы будете пробегать более пяти километров пять раз в неделю, то вы прибежите к чему угодно, но только не к здоровью» (Купер); ж) лозунг: «Только бодрость». Этот принцип означает, что нагрузка, особенно в начале занятий, не должна вызывать выраженного утомления и снижения работоспособности. Помните, что здоровые нагрузки, а не перегрузки укрепляют организм. Эффективным оздоровительным потенциалом обладает езда на велоси-педе или домашнем велоэргометре. В часы «пик» в европейских столицах 1 км на автомобиле можно проехать за 1 час. Велосипед дает возможность гражданину, не тратя специального времени, заниматься интенсивной физической тренировкой при обычных поездках па работу и обратно. Предпочтительны специальные модели велосипедов, так как обычный велосипед создает динамическую нагрузку лишь на мышцы ног, в то время как мышцы туловища несут статическую нагрузку. О. Физические тренировки надо начинать в детстве и проводить систе-матически всю жизнь. Говоря о стратегии физического воспитания и раз-вития человека, профилактике неблагоприятных последствий гипокинезии, следует помнить о необходимости преемственности осуществляемых мер на протяжении всех периодов индивидуальной жизни человека. Решать пробле-му физ. воспитания и физ. развития населения необходимо с дошкольного возраста, а затем в школах, в училищах, вузах, на предприятиях и т.д. Действительно, каждый из нас со своим характером, склонностями, физ. обликом, достоинствами и недостатками - во многом сформировался уже в первые годы, месяцы и даже недели своего существования. Потом качества, обретенные в детстве, лишь развивались, совершенствовались, шлифовались. На здоровье будущего ребенка влияет физ. активность беременной женщины. Так, для будущего ребенка очень вредно, если его мать большую часть времени проводит в постели или кресле. Будущей матери необходимы систе-матические прогулки на свежем воздухе, зарядка, легкая домашняя работа. По формуле профессора И.А. Аршавского ведущей системой в организме ребенка является скелетно-мышечная, а все остальные развиваются коррелятивно, т.е. в прямой зависимости от нее. Нагружая скелетно-мышечную систему, мы не только делаем ребенка сильным и ловким, но тем самым развиваем и укрепляем его сердце, легкие, все внутренние органы. Поистине детство можно назвать временем великих начал. Поражает целесообразность, даже мудрость действий плода. Нас, взрослых людей, отличает постоянное стремление к комфорту, под которым подразумевается достижение максимума жизненных благ, и прежде всего обильной и вкусной пищи при минимальной затрате усилий (как можно меньше двигательной активности). Потребности же плода ограничены необходимым минимумом питательных веществ и кислорода, что создает условия, при которых ему необходимо путем движений прилагать серьезные мышечные усилия. Эти движения вместе с питательными веществами обеспечивают физ. развитие организма. Будущая мать часто переедает, ошибочно полагая, что она должна питаться за двоих - за себя и за будущего ребенка. Однако избыток питательных веществ лишает плод возможности регулярно делать свою «гимнастику», вносит диссонанс в гармоничное развитие всех систем его организма. В итоге рождается крупный, перекормленный младенец с рыхлой мускулатурой и недостаточно развитыми отдельными органами. Физкультура должна войти в быт каждого человека начиная с самого раннего возраста. Смелая инициатива массового обучения плавания грудных младенцев под лозунгом «Плавать раньше, чем ходить» дала отличные результаты. Мы знаем, как порой легко отстраняют людей разного возраста, в том числе и школьного, от активных занятий физкультурой в связи со слабым здоровьем. Это серьезная ошибка. Нужно не освобождение от физ-культуры, а строгая индивидуальная нагрузка. Любовь к мышечной работе нужно развивать и культивировать с детства через игру. Нужно дать школь-никам возможность побегать зимой 10 минут без пальто во дворе, поиграть в футбол, погонять шайбу. Надо организовать необходимую двигательную разрядку и не рассматривать удовлетворение в физиологической потребности в движении как нарушение дисциплины. Объем двигательной активности детей непосредственно влияет на их здоровье и успеваемость. При организации режима дня детей нельзя пренебрегать движением как естественным проявлением живого организма. Уже с первых месяцев жизни ребенка необходимо создавать ему возможность достаточно двигаться. Движения способствуют укреплению его мышечной системы, они являются мощным биологическим стимулятором всех функций растущего организма. Научные данные свидетельствуют об огромном значении движений в правильном формировании речи, а также в развитии психических функций организма ребенка. Без обучения у ребенка не могут возникнуть даже самые простые движения, его двигательные изменения и естественные навыки. С целью общего физического развития уже в младшем школьном возрасте детей можно обучать технике некоторых видов спорта (фигурное катание па коньках, художественная гимнастика). Физическое воспитание должно быть построено с учетом физиологических возможностей молодого организма, его возрастных и индивидуальных особенностей. Одним из лучших средств развития движений у детей являются подвижные игры, способствующие гармоничному развитию их организма. Спортивные игры (баскетбол, волейбол, настольный теннис) полезны еще и тем, что они вырабатывают у ребенка ловкость, подвижность, развивают глазомер, воспитывают чувство коллективизма. Весьма эффективно музыкальное сопровождение физических упражнений. Большую роль играет музыка, точнее, одно из ее выразительных средств воздействия — ритм для развития таких качеств, как память, внимание, координация движения, мышечная свобода. Опыты показали, что мажорная музыка повышает силу мышечных сокращений и устраняет усталость, в то время как заунывная минорная музыка, особенно медленного ритма, ослабляет силу мышечных сокращений. Определение вида и интенсивности физ. нагрузки и контроль за ее эффективностью должен взять на себя специалист этого дела — физический реабилитолог. Если человек отвык от физ. труда, необходима величайшая осторожность. Нужно начинать с очень маленьких нагрузок и увеличивать их постепенно, делая перерывы, следя за самочувствием, состоянием организма. Неблагоприятные явления могут возникнуть у практически здоровых людей, когда сильнейшее мышечное напряжение возникает у организма, неподготовленного достаточной предшествующей физической тренировкой. Важно, чтобы на первых порах нагрузки были небольшими и кратковременными, а индикатором переносимости их должно быть быстрое (в течение нескольких минут) возвращение частоты пульса и дыхания к норме и общее хорошее самочувствие — отсутствие неприятных ощущений, а также желание заниматься тренировкой снова и снова. Средства физической культуры в целях реабилитации позволяют снизить количество обострений хронических болезней на 15-20%. Экономический эффект от снижения заболеваемости в 8-10 раз превосходит средства, затрачиваемые на лечение больных. Под влиянием производственной гимнастики трудовые ресурсы каждого рабочего дня увеличиваются на 640 000 человек, что за год составляет дополнительно 196,5 млн. отработанных человеко-дней. В настоящее время большое значение приобретает необходимость широкой сети массовой физкультурно-оздоровительной работы, основой которой должна стать государственная научно обоснованная программа по охране здоровья населения. Несомненно, что повышение уровня массовой физкультуры зависит от адекватной материально-технической базы, обеспечивающей проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 869; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.71 (0.013 с.) |