Применение оздоровительных технологий в малокомплектных школах.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Применение оздоровительных технологий в малокомплектных школах.



Применение оздоровительных технологий в малокомплектных школах.

 

 

Выполнила студентка 791 группы

Жданова Александра

______________(подпись)

 

Научный руководитель

Мартынова В.А.

______________(подпись)

 

Курсовая работа защищена

«__»___________2011г.

Оценка_________

 

Елабуга 2011г.

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1.Теоретические основы оздоровительных технологий………………6

1.1 Возрастные особенности школьников…………………………………… 6

1.2 Методики оздоровления детей школьного возраста……………………17

Вывод по 1 Главе………………………………………………………………29

Глава 2.Отличительные особенности применения оздоровительных технологий в малокомплектованых школах…………………………………30

2.1 Цель, задачи, методы и организация исследования……………………..30

2.2 Особенности оздоровительных технологий в малокомплектованных школах на примере Русско-Шуганской СОШ……………………………….32

Вывод по 2 Главе……………………………………………………………….37

Заключение……………………………………………………………………..38

Список использованной литературы………………………………………….43

 

ВВЕДЕНИЕ

Повышение функциональных возможностей организма школьников, сохранение и укрепление их здоровья является важнейшей задачей общества. Актуальность решения данной задачи подкрепляется тем, что по данным Научного центра здоровья детей РАМН, только 5-10% школьников могут считаться практически здоровыми, остальные дети страдают различными хроническими заболеваниями [2]. Это неблагополучие связано, по мнению медиков, с драматическими социально-экономическими преобразованиями, которые обрушились на Россию в последние десятилетия и особенно сильно и негативно затронули сельские регионы. Между тем, сельские школьники составляют по-прежнему очень большую долю от детей школьного возраста страны, а Российская армия ежегодно пополняется новобранцами, выросшими на селе, не менее, чем на 40%.

Немаловажной причиной ухудшающегося состояния здоровья детей является то, что нынешняя система физического воспитания в частности и физкультурно-оздоровительной работы в целом, не стали одним из факторов улучшения здоровья и физического развития подрастающего поколения [1]. По данным исследований физическая подготовленность у современных подростков на 25% ниже, чем у их сверстников 80-90-х гг.

Приведенные факты неутешительного положения о состоянии здоровья школьников, и сельских школьников в частности, говорят о том, что сегодня назрела острая необходимость заняться системной физкультурно-оздоровительной работой в целях повышения уровня физического состояния учащихся сельской школы.

Школа - идеальное место для формирования здорового образа жизни и реализации оздоровительных программ, так как большую часть времени дети проводят в школе, она оказывает значительное влияние на формирование личности ученика, его мировоззрение.

Физическое воспитание в сельской школе имеет свои отличительные особенности по сравнению с городской школой [5]. Эти особенности обусловлены слабым развитием сферы дополнительного образования по удовлетворению физкультурных интересов и потребностей учащихся. Небольшое количество учащихся в сельских школах препятствует проведению полноценного спортивного отбора, а порой и соревновательной деятельности вообще. Во многих сельских школах не организована оздоровительная работа, а также не проводится мониторинг физического состояния учащихся, нет четкой системы в организации самостоятельных занятий.

Однако следует отметить определенные преимущества сельской школы. Как правило, экологические проблемы в сельской местности стоят менее остро по сравнению с городами России. Климатогеографические особенности средней полосы Российской Федерации позволяют максимально использовать в физическом воспитании на селе природные факторы: организовывать занятия на открытом воздухе, обучение плаванию на базе природного водоема, полноценно реализовывать программный материал по лыжам, легкой атлетике, туризму и т.д. Большим преимуществом является обширная территория, которой располагают сельские школы, в отличие от городских школ, где зачастую нет даже места для спортивной площадки, не говоря уже о футбольном поле и хоккейной коробке. Небольшая в среднем наполняемость классов, дает возможность осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход. Исследования показывают, что учет индивидуальных потребностей и интересов детей при составлении учебных программ во многом обеспечивает успешность физкультурных мероприятий в системе физического воспитания учащихся общеобразовательных школ [3, 6].

Не секрет, что школа в селе зачастую оказывается единственным очагом приобщения детей к занятиям физической культурой и спортом, она выступает также в качестве центра физкультурно-оздоровительной работы на селе [8].

Цель исследования – теоретически обосновать эффективность оздоровительные технологии в малокомплектных школах.

Задачи исследования:

1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.

2. Выявить отличительные особенности применения оздоровительных технологий в малокомплектных школах.

Объект исследования – оздоровительные технологии в малокомплектных школах.

Предмет исследования – эффективность оздоровительные технологии в малокомплектных школах.

Гипотеза исследования. Предполагается, что оздоровительные технологии в малокомплектных школах имеет отличительные особенности.

Практическая значимость. Полученные в ходе формирующего педагогического эксперимента результаты могут быть использованы в работе в малокомплектных школах.

Структура работы.Работа состоит из введения, отражающего актуальность исследования, литературного обзора по поставленной проблеме, цели, задач, методов, методики, организации исследования, результатов проведенного исследования и их обсуждения, выводов,

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

МЕТОДИКИ ОЗДООВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ

ШКОЛЬНОО ВОЗРАСТА.

Самая большая ценность, которую человек получает от природы здоровье. Недаром в народе говорят: «Здоровому всё здорово». Жить долго, не болея, сохраняя интерес к жизни и полную мощь физических и духовных сил самое заветное желание каждого человека на протяжении всей истории. В своё время Сократ говорил, что здоровье «не всё, но без здоровья – ничто». Здоровье отдельного человека в нации в целом является одним из показателей культуры.

В современной системе дошкольного образования задачи оздоровительной направленности остаются наиболее значимыми, однако отмечается снижение эффективности традиционной системы физического воспитания. Главной причиной этого процесса выступает бессистемный характер оздоровительно-воспитательного процесса, а также односторонний нормативный подход к физическому совершенствованию детей. [13,с 24]

 

Коррекционно-оздоровительных подвижных игры. По мнению В.Л. Страковской (1994), О.А. Степановой (2003), рационально подобранные подвижные игры способны повысить адаптационно-профилактический потенциал, решать задачи коррекционно-оздоровительным тарактера. Игра способна обеспечить как первичную, так и вторичную профилактику наиболее распространенных недостатков в физическом развитии и здоровье дошкольников. Преимущество подвижных игр перед строго дозированными упражнениями состоит в том, что творчество, фантазия, инициатива, являющиеся непременным условием большинства игр, - как проявления воли к жизни усиливают мозговые импульсы, которые в свою очередь стимулируют гипофиз, деятельность щитовидной железы и всей эндокринной системы; [25,с 17]

Элементы хат-ха йоги. Хат-ха йога - это составная часть индийской йоги, которая включает в себя систему физических упражнений, направленных на совершенствование человеческого тела и функций внутренних органов. Она состоит из статических поз (асан), дыхательных упражнений и элементов психорегуляции. Влияние асан на организм зависит по крайней мере от двух факторов: сильного растяжения нервных стволов и мышечных рецепторов, усиления кровотока в определенном органе (или органах) в результате изменения положения тела. При возбуждении рецепторов возникает мощный поток импульссв в ЦНС, стимулирующий деятельность соответствующих нервных центров и внутренних органов. [27,с 10]

Элементы точечного массажа и самомассажа по методике А.А. Уманскойпредставляет собой глубокое растирание наиболее активных точек на лице, шее. Суть метода заключается в воздействии пальцами на 9 биоактивных точечных зон на теле. Биологические активные точки представляют собой проекции проходящих в тканях сосудисто-нервных пучков и нервных стволов. Во время проведения точечного массажа происходит раздражение рецепторов кожи, мышц, сухожилий, пальцев рук, импульсы от которых проходят одновременно в головной и спинной мозг, а оттуда уже поступает команда включиться в работу различным органам и структурам. Массаж повышает защитные свойства оболочек носоглотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов. Точечный массаж хорошо снимает повышенную общую возбудимость, нервозность, следствием чего является хорошее расслабление скелетной мускулатуры. Проведение даже одной процедуры точечного массажа позволяет нормализовать гемодинамическую реакцию на нагрузку, что свидетельствует о повышении резервных возможностей сердечнососудистой системы. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства (например, интерферон), которые эффективнее и безопаснее лекарственных препаратов. [25,с 5]

Аэробика Купера.Кеннет Купер, известный американский врач, разработал систему оздоровительных упражнений для массового пользования, которую он назвал «аэробикой». В течении нескольких лет аэробика завоевала большую популярность во многих странах, в том числе и в России.

Есть определение слова«аэробика»: это «активное времяпровождения,

связанное с потреблением кислорода». Купер распространил этот термин на физические упражнения, необходимые для укрепления здоровья.

Идея Купера заключается в том, что эффективность дыхания каждого человека зависит от систематического воздействия определенных физических упражнений. Те, кто выполняют эти упражнения, дышат так эффективно, что доставляют достаточное количество кислорода в организм. В результате выход энергии оказывается очень большим. Другие же не занимающиеся физическими упражнениями, не могут получать кислород достаточно быстро и в нужном количестве. Они легко утомляются, страдают одышкой при незначительном увеличении темпа движения[7,с 35].

Сущность аэробики Купера заключается в преимущественном развитии сердечнососудистой системы с помощью ходьбы, бега, плавания, велосипеда, гребли. При определении физического состояния человека за основу взят такой важнейший показатель, характеризующий состояния сердца и сосудов, кА способность человека усваивать определенное количество кислорода в единицу времени, т. е. укрепление и развитие тех органов и систем, которые участвуют в освоении кислорода сердца, легких, кровеносных сосудов. Насколько соответствует интенсивность нагрузки возможностям организма, показывает частота пульса или одышка. Резерв здоровья это способность снабжения кислородом мышц при большой физической нагрузке При этом потребность энергии может возрасти в десятки раз и соответственно возрастет и потребность в кислороде. К примеру, когда человек бежит, значительно увеличиваются энегрозатраты. Но у не тренированного человека сердце и легкие не успевают обеспечивать мышцы кислородом отсюда кислородный долг одышка. А у тренированных людей за такое же время одышка не возникает сердце справляется с возникшей нагрузкой.

В зависимости от способности организма усваивать кислород Купером введены очки своего рода «кислородная стоимость» отдельных упражнений, проделанных с различной степенью интенсивности в различное время. Тот же принцип лежит в основе оценки других видов упражнений и прочих форм физической активности 1 очко всегда соответствует потреблению кислорода в количестве 7 мл/кг/мин. (7 миллилитров на 1 кг массы тела в минуту).

Для определения объема упражнений и количество очков, необходимых для достижения физической подготовленности, Купер использовал такой метод[6,с 14].

Контрольной группе испытуемых, состоящей из физически подготовленных людей, было дано задание отмечать в дневнике все ежедневные и еженедельные виды своей физической деятельности.

Основная группа занималось по прогрессирующей тренировочной программе. С помощью этого метода было установлено, что большинство мужчин достигает уровня контрольной группы, набирая 30очков в неделю, а женщинам для этого необходимо набирать по 24очка еженедельно. Эти очки можно набирать различными физическими упражнениями, не зависимо от их конкретного вида.

Купер установил, что удовлетворительным можно считать такой уровень физической подготовленности, при котором организм способен поглощать 42 мл кислорода на 1 кг массы тела в 1мин[5,с 36].

По Куперу, задача оптимизации здоровья сводится к норме 30 и24 очка. Эти очки свидетельствуют о хорошем запасе прочности организма. Однако набрать их не так-то просто! Хотя все программы аэробики рекомендуют набирать 30 очков за первую же неделю. Купер предупреждает, что для проверки степени физической подготовленности по предлагаемым тестам необходима предварительная 4-6-недельная тренировка.

Занятия оздоровительным бегом мы рекомендуем проводить на основе аэробики Купера набирать 30 очков здоровья еженедельно мужчинам, 24 очка женщинам.

Главное достижение этой системы в том, что она позволяет выбрать надлежащие нагрузки в разных видах спорта, сообразуюсь с индивидуальными вкусами и условиями. Она правильно ориентирует людей на борьбу за снижение частоты пульса в покое. Для этого частота пульса должна значительно увеличиваться во время нагрузок. Как врач, я могу сказать, что система Купера хорошо физиологически обоснована. В то же время она не требует чрезмерных нагрузок. Это единственная научно обоснованная система профилактической физкультуры. Купер логично доказывает, что для поддержания надлежащего уровня тренированности требуется не так уж и много времени, хотя многие именно отсутствием времени объясняют свою инертность: прикрывают свое не желание выйти на стадион, в парк, на спортивную площадку, оправдывают свою лень.

Некоторые системы, которые пропагандируются по радио и телевидению, в научно-популярных журналах, во главу угла ставят количество движения. Я полностью согласен с Купером, что главное это темп. Показателем достаточности темпа являются учащения пульса, дыхания. Купер считает, что достаточно в день бегать лишь 12 минут, но в хорошем темпе.

Самое значительное достижение аэробики Купера в том, что он ввел в науку о физиологии человека конкретной цифры очки. До настоящего времени говорили: большие нагрузки, малые нагрузки. А как их измерять, какой меркой? С помощью очков Купера величина нагрузки преобразуется в конкретные цифры: любая нагрузка выражается в очках. Появляется возможность точно дозировать нагрузку по дням, неделям и месяцам.

Оздоровительный бег, как один из составных частей аэробики, является системой физических упражнений, позволяющей поднять общую выносливость и работоспособность организма, укрепить самые уязвимые его звенья сердце, сосуды и легкие. Потребление кислорода увеличивается до показателей, с которых начинается оздоровительный эффект.[17,с 59] Конечно, в зависимости от вашего возраста и состояния здоровья существует предел, который получил название максимальной частоты сердечных сокращений. Это уровень, на котором сердце работает на максимуме своих возможностей. На основании нескольких тысяч опытов с мужчинами и женщинами различного возраста Купер установил нормы, по которыс его можно предсказать.[17,с 59].

По Куперу главное правило аэробики заключается в том, чтобы не перенапрягаться и не наносить, таким образом, ущерба своему здоровью «Поспешность, утверждает он, никакой пользы принести не может. Она принесет лишь неприятности. Идите к Вашей цели постепенно. Человек, который подрывал свое здоровье в течение многих лет неправильным образом жизни, не должен рассчитывать на то, что сумеет привести себя в порядок за пару недель».

Одной из характерных черт оздоровительной системы Купер являются тесты физической готовности. Эти тесты Купер не считает тренировочным средством, они служат лишь для контроля физического состояния.

«Если вам меньше 30 лет, если вы в течение последнего года прошли медосмотр, который не обнаружил нарушений в состоянии вашего здоровья, пишет Купер, то только в этом случае при желании можете начать занятия. аэробики с тестов. В любом другом случае вам следует начать с программы занятий для новичков. Только завершив ее, можно (опять-таки при желании) пройти тесты, чтобы определить уровень своей подготовленности, свою принадлежность к одной из категорий».

Беговой 12-минутный тест Купера заключается в том, чтобы пробежать (или пробежать и пройти в зависимости от физической возможности) как можно больше расстояние за 12 мин. Во время этого теста ни в коем случае нельзя перенапрягаться. Почувствовав отдышку, надо перейти на ходьбу. Когда дыхание восстановится, можно снова бежать. (Тесты приведены в справочном разделе книги.) К. Купер утверждает, что физические упражнения особенно необходимы после наступления климакса, поскольку естественные защитные силы организма в этот период жизни резко ослабляются. Помимо прекрасной профилактики против сердечнососудистых и многих других заболеваний тренировки значительно облегчают протекание хирургических операций, от которых не застрахованы женщины и мужчины этого возраста.[23,с 47].

Гимнастика дыхания. На моем уроке нередко приходится слышать: «Дышите правильно!» Но все мы знаем, что дыхание функция непроизвольная, саморегулирующаяся. С рождения и до момента смерти каждому нашему вдоху предшествуют соответствующие импульсы приказы дыхательного центра дыхательным мышцам. Однако природа оставила за нами и право управлять дыханием, учащать и углублять его или, наоборот, замедлять. Благодаря этому мы можем произвольно регулировать дыхание во время физических нагрузок и приспосабливать его к различной деятельности, соблюдая определенный ритм, глубину вдохов и выдохов.

И все же порой человек испытывает немалые трудности при дыхании. Очень часто приличной нарушения его становится те или иные заболевания органов дыхания. Среди них на первом месте обычный насморк. Нередко воспитательный процесс распространяется на придаточные полости носа, гортани, трахею, бронхи, а иногда и легкие.

Последствия этого могут быть весьма серьезные. Нередко нарушения дыхания оказываются стойкими (например, дыхание становится слишком глубоким, частым или поверхностным, порой вместо дыхания через нос человек дышит через рот т. д.),а это, в конечном счете, ведет к ослаблению организма, новым болезням и преждевременному его изнашиванию. Вот и возникает необходимость учить детей разумно управлять дыханием, умело сочетать вдох и выдох с достижениями туловища и конечностей, выбирать наиболее целесообразный ритм дыхания при той или иной работе, по своему желанию дышать в различном ритме произвольно укорачивая отдельные фазы дыхания (вдох, выдох),использовать для дыхания разные группы мышц и отделы легких.[21,с 43].

Дети, научившись управлять своим дыханием, будут легче справляться с различного рода физическими напряжениями (подниманием переноской грузов, ходьбой, бегом, плаванием, нырянием и т. д.)

Очень важно и то, что укрепляя свой дыхательный аппарат, человек становится более устойчивым к болезням. Так, исследованием последних лет показано, что правильное дыхание важно не только для достаточного обеспечения организма кислородом. Дыхательной системе подлежит важная роль в регуляции и здоровья человека. Она, например активно влияет на регуляцию водно-солевого обмена, кислотно-щелочного равновесия, теплоотдачу, свертывания крови, синтез некоторых белков и т. д.[16,с28]

Дышим по методике Стрельниковой А.Н.Дыхательная методика Стрельниковой с каждым годом набирает большую популярность. Два упражнения – наклон и сведение согнутых в локтях рук, поднятых на уровень плеч и поставленных перед грудь, главные в Стрельниковой гимнастике. Основа ее резкий короткий вдох через нос. Он проталкивает воздух на предельную глубину. Все упражнения простые и научится их выполнению, у детей не составляет труда. Однако возможны ошибки – затягивание вдоха и как можно больше набирание воздуха.[16,с 47]

Вдох должен быть коротким, активным, выдох же происходит сам собой, он слабый, пассивный. На нем не следует фиксировать внимание.Занятие нужно начинать с разминки. Для этого нужно встать прямо, руки опущены, ноги на ширине плеч. Делать короткие, резкие вдохи, шумно шмыгая носом. Тренироваться по 2, 4,8,16 и т. д. вдохов подряд. Ходьба на месте, на каждый шаг – вдох. Ходьба, по залу переминаясь с ноги на ногу стоящую впереди; вдох делается в крайней точке движения, воздуха брать мало. Вслед за разминкой – движение головы.

1.Повороты головы вправо- влево, сочитающиеся с быстрыми, резкими шумными вдохами носом. Выдох самопроизвольный через нос или слегка приоткрытый рот.

2.Наклоны головы вправо и влево, плечи неподвижны, при каждом наклоне резкий вдох.

3.Наклон головы вперед- назад. В каждой точке каждого движения резкий вдох.

За этими упражнениями следуют основные упражнения комплекса.

4.Ноги на ширине плеч. Чуть приседая то вправо, то влево. При этом тяжесть тела переносится на ту ногу, в сторону которой выполнен поворот (короткий вдох в крайней его точке).

5.Пружинящие глубокие наклоны вперед. Короткий мгновенный вдох во второй половине наклона.

6. Ноги на ширине плеч. Держать прямо. Согнутые в локтях руки поднимать до уровня плеч, ладони повернуть к себе и навстречу друг другу, локти развернуть. Бросать руки навстречу друг другу, так, чтобы левая рука коснулась правого плеча, а правая левой подмышки, и в это мгновение активный шумный вдох.

7. Наклоны вперед назад. Упражнение включает два предыдущих. Наклон вперед, руки тянутся к земле вдох, наклон назад, руки обхватывают плечи снова вдох, и опять все повторяется.

8. Пружинящие полуприседы. Выполняются в трех вариантах:

1.ноги на ширине плеч.

2.одна нога впереди (на нее перенесен вес тела), другая сзади.

3.ес тела на ноге , стоящий сзади, а нога, стоящая впереди, чуть касается пола.

Во всех положениях выполняется легкий, чуть заметный присед и одновременный резкий вдох.

Плюсы. Наиболее эффективна гимнастика Стрельниковой при бронхиальной астме, хроническом насморке, бронхите, воспалении легких и гайморите, болезнях голосового аппарата, заикание. Кроме того, она оказывает хороший успокаивающий эффект при нервных расстройствах, нормализует температуру тела. Специальные упражнения развивают дыхательные мышцы и укрепляют дыхательный аппарат. Такие занятия с использованием дыхательных упражнений улучшают легких, состав крови и т.д.

Минусы. Прежде всего- это монотонность. Утомительны и подсчеты, тем более что они чреваты ошибками.

ВЫВОД ПО I ГЛАВЕ

Важное место в укреплении здоровья детей отводится урокам физической культуры. Как сделать эти занятия, с одной стороны, интересными и увлекательными для школьников, а с другой эффективными с точки зрения физического совершенствования учащихся, повышения воспитательного потенциала урока? Решение этих вопросов связано с организацией учебных занятий.

В сельской малокомплектной школе много вопросов связано с построением уроков ввиду малой наполняемости классов. На уроках физкультуры педагог вынужден либо заниматься с маленькими группами детей по 3-7 человек, либо объединять классы и создавать разновозрастные группы.

При построение занятия учитываются возрастные особенности школьников, оснащенность школы.

Вывод по II главе.

В ходе анализа было выявлено, что в малокомплектаваных школах уделяется больше внимание на индивидуальное обучение, так как мало учеников в классах. И методики оздоровительного характере положительно влияют на состояние здоровья учащихся в мало комплектованных школах.

Ежедневные занятия физической культурой в разновозрастных группах дают лучшие показатели физической подготовленности, разнообразят учебный процесс, способствуя формированию новых умений и навыков деятельности.

Создание разновозрастных объединений способствует решению следующих организационных проблем: увеличению количества занятий физической культурой без дополнительной нагрузки на учителя, приобщению детей к дополнительным видам спорта, организации интегрированных уроков, проведению занятий на природе, вне школы, привлечению работников культурных центров, медиков, родителей, в организации совместных физкультурно-оздоровительных мероприятий детей и взрослых на селе.

Современное обучение детей разного возраста в условиях единого занятия в сельской малочисленной школе требует корректировки учебного материала: объединения его однотомного содержания; блочного планирования; обеспечения преемственности в изучении; многократности его повторения на разных уровнях; углубления и расширения знаний, развития умений на каждом из этих этапов обучения.

Заключение.

В современных социально-экономических условиях сельская школа признана не только выполнять образовательную функцию, но и заботиться о сохранении и укреплении здоровья детей[5,с 43].

В условиях сельского социума, где физкультурно-оздоровительный опыт детей, весьма ограничен, возникает потребность в его расширении. В данном случае физкультурно-оздоровительная работа понимается нами как урочные, так и внеурочные формы занятий, основанные на широком использовании средств физической культуры, которые обеспечивают разностороннее воздействие на физическое и духовное здоровье детей.

Проведенное исследование было направлено на поиск способов решения выявленных проблем (невозможность эмоциональности, привлекательности занятий, ограниченный выбор форм физкультурной деятельности в учебной и внеурочной работе, однообразие обстановки, контактов, форм взаимодействия) при организации физкультурно-оздоровительной деятельности в сельской малочисленной школе.

На основе анализа литературных источников, практического опыта выявлены целесообразность и эффективность объединения учащихся в разновозрастные группы, что создает благоприятные условия для удовлетворения потребностей учащихся в выборе форм занятий, выявления индивидуальных возможностей и способностей каждого школьника и реализации их в процессе игровой и соревновательной деятельности, расширения контактов, социального обогащения взаимодействие учащихся разного возраста, воспитание физкультурного актива, дружного сплоченного спортивного коллектива.

Создание разновозрастных объединений способствует решению следующих организационных проблем: увеличению количества занятий физической культурой без дополнительной нагрузки на учителя, приобщению детей к дополнительным видам спорта, организации интегрированных уроков, проведению занятий на природе, вне школы, привлечению работников культурных центров, медиков, бывших спортсменов, родителей, местных жителей, организации современных физкультурно-оздоровительных мероприятий детей и взрослых на селе.

Современное обучение детей разного возраста в условиях единого занятия в сельской малочисленной школе требует корректировки учебного материала: объединения его одно темного содержания; многократности его повторения на разных уровнях; углубления и расширения знаний; развития умений на каждом из этапов обучения[12,с 3].

Отсутствие адекватных специфике сельских малочисленных школ, программ обучения на уроках физкультуры побудило нас разработать два варианта программно-методического обеспечения учебного процесса по физической культуре для сельских малочисленных школ до 50 до 100 учащиеся в условиях объединения детей разного возраста, которые предусматривают следующее: планирование на основе сходных или взаимосвязанных тем старших и младших классах; общие и частные задачи для отдельных возрастных групп; описание техники наиболее сложных упражнений; учебные комбинации для учащихся разных классов; организационно-методические рекомендации, обеспечивающие взаимодействие детей разного возраста; учебные нормативы по освоению навыков, умений, развитии двигательных качеств.

Совместное проведение учебных занятий с детьми разного возраста по разделам школьной программы предполагает использование карточек-заданий, которые обеспечивают качественное усвоение материала, возможность опережающего обучения, учет индивидуальных особенностей занимающихся.

Особенностью разновозрастного занятия в сельской малочисленной школе является возможность организация самостоятельной деятельности учащихся, которая обусловлена выполнением ряда педагогических функций самими занимающимися (консультантом, помощником учителя, групповодом).

Объединение классов и проведение занятий в разновозрастных группах позволяют учителю высвободить время для организации внеурочной физкультурно-оздоровительной работы, которая при удаленности сельских малочисленных школ от культурных центров приобретает особую важность и обусловливает необходимость создания на селе разновозрастных спортивных секций, физкультурных кружков, проведение спортивных соревнований.

Наиболее популярными и распространенными формами физкультурно-оздоровительной работы в сельской школе являются секции и кружки, позволяющие организовать досуг детей согласно их интересам, склонностям, способностям[9,с 55].

Целью занимающихся в спортивных секциях является достижение высоких спортивных результатов, а кружковая деятельность направлена на укрепления здоровья, совершенствование двигательных умений и навыков. Руководить секциями могут учителя физкультуры или другие члены педагогического коллектива, имеющие спортивную подготовку. Старшие ученики, спортивные инструкторы, прошедшие предварительную подготовку, фрагментов занятий, руководить игрой, судить соревнования, обучать элементам техники.

Эффективной формой организации физкультурно-оздоровительной работы в сельской малочисленной школе является спортивное соревнование, которое предусматривает объединение детей разного возраста в команды. Итог соревнований подводится по очковой системе в соответствии с возрастом и достигнутыми результатами. Разработанная система подсчета результатов соревнований для детей разного возраста (по показателю роста, по таблице президентских тестов) в личных и командных первенствах создает сильные эмоциональные стимулы, способствует проявлению и развитие способностей учащихся, формирует опыт взаимопомощи, сопереживания, взаимодействия, развивает отношения между детьми, старшими и младшими, заботу друг о друге, коммуникативные умения. Внеурочная физкультурно-оздоровительная работа строится с учетом особенностей возраста учащихся, совместных интересов и потребностей детей, личности самого учителя, традиций и особенностей школы, возможностей, условий и потребностей сельского социума. Она организуется на добровольных началах на основе широкой общественной активности самих школьников и носит консультативно-рекомендательный характер, стимулирующий проявление творческой инициативы самих учащихся[11,с 33].

Сельский социум имеет большие воспитательные возможности для организации физкультурно-оздоровительной работы с учащимися во внеурочное время. Совместные объединения учеников и родителей, бывших выпускников, жителей села при проведении соревнований, походов, спортивных праздников сближают взрослых и детей, позволяют школьникам быть в курсе трудовой деятельности взрослый, ориентируют их на приобретение профессий, необходимых для улучшения жизни села. Таким образом, ближайшую социальную среду школа «приспосабливает под себя», превращая ее в среду, благоприятную для сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни сельского населения.

Результаты педагогического эксперимента подтвердили гипотезу, согласно которой воспитательная эффективность физкультурно-оздоровительной работы повышается, если она проводится в разновозрастных группах учащихся, при этом обеспечиваются подготовка организаторов физкультурно-оздоровительной работы, помощников учителя, педагогическое регулирование взаимодействия учащихся разного возраста, сотрудничество педагогов, учащихся и родителей, взаимодействие школы и социума[18,с 37].

В дальнейших исследованиях проблемы физкультурно-оздоровительной работы в сельской малочисленной школе могут играть роль следующие аспекты: самореализация учащихся разного возраста при проведении физкультурно-оздоровительной работы в разновозрастной группе; взаимодействие педагога и учащихся в условиях разновозрастной группы, подготовка учителя физической культуры к работе в сельской малочисленной школе.

Список используемой литературы

1. Кучма В. Р., Раенгулов Б. М., Скоблина Н. А. Физическое развитие, состояния здоровья и образ жизни детей Приполярья. М.: НЦЗД

РАМН, 1999. 200 с.

2. Бальсевич В. К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе. М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и

спорта», 2006. 112 с.

3. Агеевец В. У., Састамойнен Т. В. Внедрение оздоровительных систем йоги в практику психофизической рекреации // Теория и практика

физической культуры. 2004. № 5. С. 47–49.

4. Гаськов А. В., Марковец И. В. Психофизические аспекты укрепления здоровья детей 7–14 лет средствами ушу // Физическая культура:

воспитание, образование, тренировка. 2001. № 4. С. 49–50.

5. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1–4 классы. М.: ВАКО, 2004. 296 с.

6. Сметанкин А. А. и др. Оздоровительная дыхательная гимнастика с использованием метода биологической обратной связи в школьно-

дошкольных учреждениях. СПб.: НИИХ СПбГУ, 2003. 23 с.

7. Стрезикозин В.П. Организация занятий в малокомплектной начальной шкле. М.: Просвещение, 1968.245с.

8. Стрезикозин В.П. Урок в сельской малокомплектной школе. М.: Педагогика, 1972. 232с.

9. Суворова Г.Ф. Внеклассная воспитательная работа в сельской школе: (Из опыта работы). М.: Просвещение, 1980. 112с.

10. Суворова Г.Ф. В центре внимания сельская школа.//Химия в школе. 1990. №2. С.3.

11. Суворова Г.Ф. Еще раз об условиях работы классов малакомплектов//Начальная школа. 1981. №11. С.61.

12. Суворова Г.Ф. Индивидуальный подход к учащимся на уроке//Начальная школа. 1987. №4. С.54.

13. Суворова Г.Ф. Некоторые проблемы сельской малокомплектной школы //Советская педагогика. 1981. №2. С.45.

14. Суворова Г.Ф. Обновление содержания образования в сельской школе //Начальная школа. 1996. №11. С.60-66.

15. Суворова Г.Ф. Оптимизация учебных занятий в малокомплектной начальной школе. М.: Педагогика, 1980. С.3.

16. Суворова Г.Ф. Оптимизация учебных занятий в малокомплектной школе //Начальная школа. 1983. №11. С.51.

17. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1973. 243с.

18. Тамбовский Г.А. Сельские школы Белгородчины //Начальная школа. 1994. №11.С.5-7.

19. Тикунова Л.И. Содержание и



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.99.243 (0.025 с.)