Особенности применения оздоровительных технологий в малокомплектных школах. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности применения оздоровительных технологий в малокомплектных школах.



Плюсыдля ученика:

1. Доброжелательная атмосфера.

2. Повышенное внимание учителя:

3.Возможность сотрудничества с учителем

4. Неизбежный контроль;

Плюсыдля учителя:

1. Интенсивное педагогическое общение.

2. Знание психологии каждого ученика.

3. Доверительные отношения с учениками.

4. Полнота учебного контроля.

5. Возможность диагностики причин затруднений у учащихся и своих ошибок.

6. Индивидуализация учебной деятельности.

На сегодняшний день сохранение здоровья подрастающего поколения задача государственной важности, так как современные школьники составляют основной трудовой потенциал страны.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определила первостепенные цели воспитания школьников. Одним из главных моментов является создание в общеобразовательных учреждениях условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Приоритетным направлением учебно-воспитательной деятельности нашей школы стала физкультурно-оздоровительная работа. Она включает в себя мероприятия доступные и привлекательные для большинства учащихся. Благодаря им у ребят формируется здоровый образ жизни, возникает устойчивый интерес и тяга к физическому совершенствованию.

Содержание программы «Здоровье»
В школе разработана программа «Здоровье». Её цель - формировать у детей стремление укрепить своё здоровье и развить физические способности. Данная программа - комплексная. Важно то, что особое внимание в ней уделяется аспектам физического и нравственного здоровья, а также ей присуща целенаправленная систематическая работа на всех ступенях обучения.

Задачи, стоящие перед педагогами школы, можно сформулировать следующим образом:

- создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся;

- активная и широкая пропаганда здорового образа жизни;

- воспитание негативного отношения к вредным привычкам

- установление тесной связи с медицинскими работниками по вопросам профилактики заболеваний.

В процессе реализации программы задействованы все: учащиеся школы, члены педагогического коллектива, медицинские работники, родители.

Физкультурно-оздоровительная программа Знаменской средней школы включает в себя:

- подготовку и проведение разнообразных спортивных праздников и состязаний, игр, дней здоровья;

- проведение тематических классных часов, бесед, родительских собраний;

- организацию экскурсий, походов, прогулок;

- организацию интересного и плодотворного досуга, включая каникулярное время;

- пропаганду здорового образа жизни детей и подростков;

- привлечение родителей и других представителей взрослого населения села к проблемам формирования и ведения здорового образа жизни.

В режим школьника включены спортивные перемены, физкультминутки для учащихся 1-5 классов, дни здоровья. Ежегодно при школе функционирует летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием. Отдельным пунктом можно назвать проведение открытых классных и общешкольных мероприятий физкультурно-оздоровительной направленности: - спортивные праздники («Артемида», «Витязь», «Весёлые старты», «Сильные, смелые, ловкие» и т.д.)

- общешкольные соревнования по баскетболу, волейболу, пионерболу, футболу и др.

- русские народные игры и забавы.

Осуществляется просвещение учителей по вопросам формирования здорового образа жизни.

Говоря о пропаганде здорового образа жизни необходимо отметить её основные направления:

-тематические классные часы, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений;

- популяризация физической культуры и здорового образа жизни через уроки здоровья, уроки биологии, географии, химии, ОБЖ, физической культуры, элективные курсы;

- совместная работа с представителями здравоохранения и внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма.
Большое значение коллектив школы придаёт профилактике заболеваний учащихся:

- соблюдение гигиенических норм и правил учащимися;

- соблюдение норм освещения и отопления в классах и в школе;

- контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов;

- предупреждение распространения инфекционных заболеваний среди учащихся;

- беседы, лекции, просмотры научно-популярных программ, фильмов на тему здорового образа жизни.

ФОРМЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Физкультурно-оздоровительная деятельность в школе в режиме учебного дня осуществляется в самых разнообразных формах.

В оздоровительных целях созданы условия для удовлетворения биологической потребности детей в движении. В общей сумме время физической активности ученика составляет не менее 2-х часов в день. Такой объём достигается благодаря проведению гимнастики перед началом учебных занятий, физкультминуток на уроке, подвижных игр во время перемен, уроков физкультуры, внеклассных спортивных занятий и соревнований, дней здоровья, самостоятельных занятий физкультурой.[9,с 4] В школе для учащихся 1-5 классов в течение урока обязательно проводится физкультминутка. Физиологически обоснованным временем для физкультурной паузы, длящейся 1-5 минут, считается 15-20-я минута урока, поэтому учитель планирует его так, чтобы после завершения работы над логическим блоком можно было провести физминутку и перейти к следующему этапу обучения.[8,с 46]

Неукоснительно соблюдается продолжительность перемен. Между уроками ребята отдыхают не менее 10 минут, а после второго и третьего урока – 15 минут.

При этом в обязательном порядке выполняются следующие требования: максимальное использование свежего воздуха, проведение подвижных игр на свежем воздухе. Этому способствует наличие игровой площадки для 1-5 классов, стадиона и спортивного городка на территории школьного двора. Систематическое пребывание на открытом воздухе оказывает закаливающее, оздоровительное воздействие на школьников. Если по объективным причинам выход на улицу невозможен, ученики могут снять напряжение и подвигаться в рекреациях.

Здесь для желающих потанцевать звучит музыка, можно поиграть в теннис, а для любителей физических упражнений доступен малый спортивный зал, где подготовлено простое физкультурное оборудование: мячи, скакалки, обручи.

Особенно популярны среди учащихся школы дни здоровья и турслёт «Осенняя тропа».

Не менее пяти дней в учебном году выделяются на общешкольные массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия.

В подготовке и организации дней здоровья активное участие принимают ученики и педагоги. Ответственность за их проведение несёт администрация школы. Непосредственное руководство осуществляет учитель физической культуры и преподаватель ОБЖ.

В зависимости от времени года день здоровья проводится по-разному: осенью- турслёт «Осенняя тропа», зимой-«Зарница», весной-«Молодецкие забавы» и др.

Вывод по II главе.

В ходе анализа было выявлено, что в малокомплектаваных школах уделяется больше внимание на индивидуальное обучение, так как мало учеников в классах. И методики оздоровительного характере положительно влияют на состояние здоровья учащихся в мало комплектованных школах.

Ежедневные занятия физической культурой в разновозрастных группах дают лучшие показатели физической подготовленности, разнообразят учебный процесс, способствуя формированию новых умений и навыков деятельности.

Создание разновозрастных объединений способствует решению следующих организационных проблем: увеличению количества занятий физической культурой без дополнительной нагрузки на учителя, приобщению детей к дополнительным видам спорта, организации интегрированных уроков, проведению занятий на природе, вне школы, привлечению работников культурных центров, медиков, родителей, в организации совместных физкультурно-оздоровительных мероприятий детей и взрослых на селе.

Современное обучение детей разного возраста в условиях единого занятия в сельской малочисленной школе требует корректировки учебного материала: объединения его однотомного содержания; блочного планирования; обеспечения преемственности в изучении; многократности его повторения на разных уровнях; углубления и расширения знаний, развития умений на каждом из этих этапов обучения.

Заключение.

В современных социально-экономических условиях сельская школа признана не только выполнять образовательную функцию, но и заботиться о сохранении и укреплении здоровья детей[5,с 43].

В условиях сельского социума, где физкультурно-оздоровительный опыт детей, весьма ограничен, возникает потребность в его расширении. В данном случае физкультурно-оздоровительная работа понимается нами как урочные, так и внеурочные формы занятий, основанные на широком использовании средств физической культуры, которые обеспечивают разностороннее воздействие на физическое и духовное здоровье детей.

Проведенное исследование было направлено на поиск способов решения выявленных проблем (невозможность эмоциональности, привлекательности занятий, ограниченный выбор форм физкультурной деятельности в учебной и внеурочной работе, однообразие обстановки, контактов, форм взаимодействия) при организации физкультурно-оздоровительной деятельности в сельской малочисленной школе.

На основе анализа литературных источников, практического опыта выявлены целесообразность и эффективность объединения учащихся в разновозрастные группы, что создает благоприятные условия для удовлетворения потребностей учащихся в выборе форм занятий, выявления индивидуальных возможностей и способностей каждого школьника и реализации их в процессе игровой и соревновательной деятельности, расширения контактов, социального обогащения взаимодействие учащихся разного возраста, воспитание физкультурного актива, дружного сплоченного спортивного коллектива.

Создание разновозрастных объединений способствует решению следующих организационных проблем: увеличению количества занятий физической культурой без дополнительной нагрузки на учителя, приобщению детей к дополнительным видам спорта, организации интегрированных уроков, проведению занятий на природе, вне школы, привлечению работников культурных центров, медиков, бывших спортсменов, родителей, местных жителей, организации современных физкультурно-оздоровительных мероприятий детей и взрослых на селе.

Современное обучение детей разного возраста в условиях единого занятия в сельской малочисленной школе требует корректировки учебного материала: объединения его одно темного содержания; многократности его повторения на разных уровнях; углубления и расширения знаний; развития умений на каждом из этапов обучения[12,с 3].

Отсутствие адекватных специфике сельских малочисленных школ, программ обучения на уроках физкультуры побудило нас разработать два варианта программно-методического обеспечения учебного процесса по физической культуре для сельских малочисленных школ до 50 до 100 учащиеся в условиях объединения детей разного возраста, которые предусматривают следующее: планирование на основе сходных или взаимосвязанных тем старших и младших классах; общие и частные задачи для отдельных возрастных групп; описание техники наиболее сложных упражнений; учебные комбинации для учащихся разных классов; организационно-методические рекомендации, обеспечивающие взаимодействие детей разного возраста; учебные нормативы по освоению навыков, умений, развитии двигательных качеств.

Совместное проведение учебных занятий с детьми разного возраста по разделам школьной программы предполагает использование карточек-заданий, которые обеспечивают качественное усвоение материала, возможность опережающего обучения, учет индивидуальных особенностей занимающихся.

Особенностью разновозрастного занятия в сельской малочисленной школе является возможность организация самостоятельной деятельности учащихся, которая обусловлена выполнением ряда педагогических функций самими занимающимися (консультантом, помощником учителя, групповодом).

Объединение классов и проведение занятий в разновозрастных группах позволяют учителю высвободить время для организации внеурочной физкультурно-оздоровительной работы, которая при удаленности сельских малочисленных школ от культурных центров приобретает особую важность и обусловливает необходимость создания на селе разновозрастных спортивных секций, физкультурных кружков, проведение спортивных соревнований.

Наиболее популярными и распространенными формами физкультурно-оздоровительной работы в сельской школе являются секции и кружки, позволяющие организовать досуг детей согласно их интересам, склонностям, способностям[9,с 55].

Целью занимающихся в спортивных секциях является достижение высоких спортивных результатов, а кружковая деятельность направлена на укрепления здоровья, совершенствование двигательных умений и навыков. Руководить секциями могут учителя физкультуры или другие члены педагогического коллектива, имеющие спортивную подготовку. Старшие ученики, спортивные инструкторы, прошедшие предварительную подготовку, фрагментов занятий, руководить игрой, судить соревнования, обучать элементам техники.

Эффективной формой организации физкультурно-оздоровительной работы в сельской малочисленной школе является спортивное соревнование, которое предусматривает объединение детей разного возраста в команды. Итог соревнований подводится по очковой системе в соответствии с возрастом и достигнутыми результатами. Разработанная система подсчета результатов соревнований для детей разного возраста (по показателю роста, по таблице президентских тестов) в личных и командных первенствах создает сильные эмоциональные стимулы, способствует проявлению и развитие способностей учащихся, формирует опыт взаимопомощи, сопереживания, взаимодействия, развивает отношения между детьми, старшими и младшими, заботу друг о друге, коммуникативные умения. Внеурочная физкультурно-оздоровительная работа строится с учетом особенностей возраста учащихся, совместных интересов и потребностей детей, личности самого учителя, традиций и особенностей школы, возможностей, условий и потребностей сельского социума. Она организуется на добровольных началах на основе широкой общественной активности самих школьников и носит консультативно-рекомендательный характер, стимулирующий проявление творческой инициативы самих учащихся[11,с 33].

Сельский социум имеет большие воспитательные возможности для организации физкультурно-оздоровительной работы с учащимися во внеурочное время. Совместные объединения учеников и родителей, бывших выпускников, жителей села при проведении соревнований, походов, спортивных праздников сближают взрослых и детей, позволяют школьникам быть в курсе трудовой деятельности взрослый, ориентируют их на приобретение профессий, необходимых для улучшения жизни села. Таким образом, ближайшую социальную среду школа «приспосабливает под себя», превращая ее в среду, благоприятную для сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни сельского населения.

Результаты педагогического эксперимента подтвердили гипотезу, согласно которой воспитательная эффективность физкультурно-оздоровительной работы повышается, если она проводится в разновозрастных группах учащихся, при этом обеспечиваются подготовка организаторов физкультурно-оздоровительной работы, помощников учителя, педагогическое регулирование взаимодействия учащихся разного возраста, сотрудничество педагогов, учащихся и родителей, взаимодействие школы и социума[18,с 37].

В дальнейших исследованиях проблемы физкультурно-оздоровительной работы в сельской малочисленной школе могут играть роль следующие аспекты: самореализация учащихся разного возраста при проведении физкультурно-оздоровительной работы в разновозрастной группе; взаимодействие педагога и учащихся в условиях разновозрастной группы, подготовка учителя физической культуры к работе в сельской малочисленной школе.

Список используемой литературы

1. Кучма В. Р., Раенгулов Б. М., Скоблина Н. А. Физическое развитие, состояния здоровья и образ жизни детей Приполярья. М.: НЦЗД

РАМН, 1999. 200 с.

2. Бальсевич В. К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе. М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и

спорта», 2006. 112 с.

3. Агеевец В. У., Састамойнен Т. В. Внедрение оздоровительных систем йоги в практику психофизической рекреации // Теория и практика

физической культуры. 2004. № 5. С. 47–49.

4. Гаськов А. В., Марковец И. В. Психофизические аспекты укрепления здоровья детей 7–14 лет средствами ушу // Физическая культура:

воспитание, образование, тренировка. 2001. № 4. С. 49–50.

5. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1–4 классы. М.: ВАКО, 2004. 296 с.

6. Сметанкин А. А. и др. Оздоровительная дыхательная гимнастика с использованием метода биологической обратной связи в школьно-

дошкольных учреждениях. СПб.: НИИХ СПбГУ, 2003. 23 с.

7. Стрезикозин В.П. Организация занятий в малокомплектной начальной шкле. М.: Просвещение, 1968.245с.

8. Стрезикозин В.П. Урок в сельской малокомплектной школе. М.: Педагогика, 1972. 232с.

9. Суворова Г.Ф. Внеклассная воспитательная работа в сельской школе: (Из опыта работы). М.: Просвещение, 1980. 112с.

10. Суворова Г.Ф. В центре внимания сельская школа.//Химия в школе. 1990. №2. С.3.

11. Суворова Г.Ф. Еще раз об условиях работы классов малакомплектов//Начальная школа. 1981. №11. С.61.

12. Суворова Г.Ф. Индивидуальный подход к учащимся на уроке//Начальная школа. 1987. №4. С.54.

13. Суворова Г.Ф. Некоторые проблемы сельской малокомплектной школы //Советская педагогика. 1981. №2. С.45.

14. Суворова Г.Ф. Обновление содержания образования в сельской школе //Начальная школа. 1996. №11. С.60-66.

15. Суворова Г.Ф. Оптимизация учебных занятий в малокомплектной начальной школе. М.: Педагогика, 1980. С.3.

16. Суворова Г.Ф. Оптимизация учебных занятий в малокомплектной школе //Начальная школа. 1983. №11. С.51.

17. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1973. 243с.

18. Тамбовский Г.А. Сельские школы Белгородчины //Начальная школа. 1994. №11.С.5-7.

19. Тикунова Л.И. Содержание и организация методической работы в школах РСФСР в 1987 //Начальная школа. 1987. №7. С.7.

20. Тихвинский С.Б., Хрущева С.В. Детская спортивная медицина. М.: Медицина, 1991. 264с.

21. Тихомиров Ю.А. Самоуправление: От теории к практике. М.: Просвещение, 1998. 225с.

22. Ткач О.С. Физическое воспитание учащихся 15-16 лет вспомогательно-коррекционной школы. М.,1999. 18с.

23. Троицкий А. Малокомплектным школам внимание и помощь //Народное образование. 1984. 10. С.17.

24. Уманский Л.И. Личность. Организаторская деятельность. Коллектив. Труды Кострома, 2001. 208с.

25. Страковская, В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей / В.Л. Страковская. – М.: Новая школа, 1994. – 286 с.

26. Уманская, А.А. Что такое вирус гриппа? Как сберечься от бронхита? / А. А. Уманская. – М.: Пан, Б. г., 1993. – 19 с., ил.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.004 с.)