Особенности сердечнососудистой и дыхательной систем организма.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности сердечнососудистой и дыхательной систем организма.



Количество крови в организме в процентах к весу тела уменьшается, но еще превышает конечные значения. На протяжении среднего школьного возраста увеличивается количество эритроцитов и гемоглобина, снижается количество лейкоцитов. Скорость оседания эритроцитов достигает взрослого значения 8-10 мм/час. Полностью формируется система кровообращения. Растут масса и объём сердца, причем рост массы сердца приходит с некоторым отставанием от роста массы тела. Объём сердца достигает 130-150 мл, МОК (минутный объём крови) 3-4 л/мин, причем он увеличивается за счет возросшего систолического объёма За счет увеличенного систолического объёма крови и повышения тонуса парасимпатического отдела нервной системы происходит дальнейшее снижение частоты сердечных сокращений(ЧСС).

Также у подростков 14-ти лет выражена дыхательная артмия, которая после 16 лет практически исчезнет. В связи с тем, что сердце выбрасывает за одно сокращение больший объём крови, нарастаем артериальное давление

Рост просвета сосудов в период этого возраста отстает от сократительной силы миокарда, что вызывает в ряде случаев юношескую гипертонию. В результате урежения ЧСС и увеличения длины сосудов происходит замедление кругооборота крови. В целом происходящее в сердечнососудистой системе изменения свидетельствуют об экономизации функций сердца [5,с 14].

Система дыхания совершенствуется с возрастом. Увеличивается длительность дыхательного цикла и скорость вдоха, продолжительнее становиться выдох (особенно пауза на вдохе), снижается чувствительность дыхательного центра к недостатку кислорода и избытку углекислого газа, совершенствуется регуляция дыхания, экономизируется дыхательные реакции на нагрузки. Возрастает Дыхательный объём и снижается частота дыхания в одну минуту. В период полового созревания у подростков наблюдается неритмичность дыхания, не завершен еще процесс расширения воздухоносных путей. Происходит бурное развитие альвеол. Объём легких зависят от стадии полового созревания [15,с 46].

ЖЕЛ зависит от многих факторов: возраста, пола, стадии полового созревания, влияний эпохальной и индивидуальной акселерации. Характера морфо типа и популяционных особенностей строения тела, климатогеографических и социально-экономических условий жизни и т.п. к 16-17-ти годам развитие дыхательных функций в основном завершается.

 

МЕТОДИКИ ОЗДООВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ

ШКОЛЬНОО ВОЗРАСТА.

Самая большая ценность, которую человек получает от природы здоровье. Недаром в народе говорят: «Здоровому всё здорово». Жить долго, не болея, сохраняя интерес к жизни и полную мощь физических и духовных сил самое заветное желание каждого человека на протяжении всей истории. В своё время Сократ говорил, что здоровье «не всё, но без здоровья – ничто». Здоровье отдельного человека в нации в целом является одним из показателей культуры.

В современной системе дошкольного образования задачи оздоровительной направленности остаются наиболее значимыми, однако отмечается снижение эффективности традиционной системы физического воспитания. Главной причиной этого процесса выступает бессистемный характер оздоровительно-воспитательного процесса, а также односторонний нормативный подход к физическому совершенствованию детей. [13,с 24]

 

Коррекционно-оздоровительных подвижных игры. По мнению В.Л. Страковской (1994), О.А. Степановой (2003), рационально подобранные подвижные игры способны повысить адаптационно-профилактический потенциал, решать задачи коррекционно-оздоровительным тарактера. Игра способна обеспечить как первичную, так и вторичную профилактику наиболее распространенных недостатков в физическом развитии и здоровье дошкольников. Преимущество подвижных игр перед строго дозированными упражнениями состоит в том, что творчество, фантазия, инициатива, являющиеся непременным условием большинства игр, - как проявления воли к жизни усиливают мозговые импульсы, которые в свою очередь стимулируют гипофиз, деятельность щитовидной железы и всей эндокринной системы; [25,с 17]

Элементы хат-ха йоги. Хат-ха йога - это составная часть индийской йоги, которая включает в себя систему физических упражнений, направленных на совершенствование человеческого тела и функций внутренних органов. Она состоит из статических поз (асан), дыхательных упражнений и элементов психорегуляции. Влияние асан на организм зависит по крайней мере от двух факторов: сильного растяжения нервных стволов и мышечных рецепторов, усиления кровотока в определенном органе (или органах) в результате изменения положения тела. При возбуждении рецепторов возникает мощный поток импульссв в ЦНС, стимулирующий деятельность соответствующих нервных центров и внутренних органов. [27,с 10]

Элементы точечного массажа и самомассажа по методике А.А. Уманскойпредставляет собой глубокое растирание наиболее активных точек на лице, шее. Суть метода заключается в воздействии пальцами на 9 биоактивных точечных зон на теле. Биологические активные точки представляют собой проекции проходящих в тканях сосудисто-нервных пучков и нервных стволов. Во время проведения точечного массажа происходит раздражение рецепторов кожи, мышц, сухожилий, пальцев рук, импульсы от которых проходят одновременно в головной и спинной мозг, а оттуда уже поступает команда включиться в работу различным органам и структурам. Массаж повышает защитные свойства оболочек носоглотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов. Точечный массаж хорошо снимает повышенную общую возбудимость, нервозность, следствием чего является хорошее расслабление скелетной мускулатуры. Проведение даже одной процедуры точечного массажа позволяет нормализовать гемодинамическую реакцию на нагрузку, что свидетельствует о повышении резервных возможностей сердечнососудистой системы. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства (например, интерферон), которые эффективнее и безопаснее лекарственных препаратов. [25,с 5]

Аэробика Купера.Кеннет Купер, известный американский врач, разработал систему оздоровительных упражнений для массового пользования, которую он назвал «аэробикой». В течении нескольких лет аэробика завоевала большую популярность во многих странах, в том числе и в России.

Есть определение слова«аэробика»: это «активное времяпровождения,

связанное с потреблением кислорода». Купер распространил этот термин на физические упражнения, необходимые для укрепления здоровья.

Идея Купера заключается в том, что эффективность дыхания каждого человека зависит от систематического воздействия определенных физических упражнений. Те, кто выполняют эти упражнения, дышат так эффективно, что доставляют достаточное количество кислорода в организм. В результате выход энергии оказывается очень большим. Другие же не занимающиеся физическими упражнениями, не могут получать кислород достаточно быстро и в нужном количестве. Они легко утомляются, страдают одышкой при незначительном увеличении темпа движения[7,с 35].

Сущность аэробики Купера заключается в преимущественном развитии сердечнососудистой системы с помощью ходьбы, бега, плавания, велосипеда, гребли. При определении физического состояния человека за основу взят такой важнейший показатель, характеризующий состояния сердца и сосудов, кА способность человека усваивать определенное количество кислорода в единицу времени, т. е. укрепление и развитие тех органов и систем, которые участвуют в освоении кислорода сердца, легких, кровеносных сосудов. Насколько соответствует интенсивность нагрузки возможностям организма, показывает частота пульса или одышка. Резерв здоровья это способность снабжения кислородом мышц при большой физической нагрузке При этом потребность энергии может возрасти в десятки раз и соответственно возрастет и потребность в кислороде. К примеру, когда человек бежит, значительно увеличиваются энегрозатраты. Но у не тренированного человека сердце и легкие не успевают обеспечивать мышцы кислородом отсюда кислородный долг одышка. А у тренированных людей за такое же время одышка не возникает сердце справляется с возникшей нагрузкой.

В зависимости от способности организма усваивать кислород Купером введены очки своего рода «кислородная стоимость» отдельных упражнений, проделанных с различной степенью интенсивности в различное время. Тот же принцип лежит в основе оценки других видов упражнений и прочих форм физической активности 1 очко всегда соответствует потреблению кислорода в количестве 7 мл/кг/мин. (7 миллилитров на 1 кг массы тела в минуту).

Для определения объема упражнений и количество очков, необходимых для достижения физической подготовленности, Купер использовал такой метод[6,с 14].

Контрольной группе испытуемых, состоящей из физически подготовленных людей, было дано задание отмечать в дневнике все ежедневные и еженедельные виды своей физической деятельности.

Основная группа занималось по прогрессирующей тренировочной программе. С помощью этого метода было установлено, что большинство мужчин достигает уровня контрольной группы, набирая 30очков в неделю, а женщинам для этого необходимо набирать по 24очка еженедельно. Эти очки можно набирать различными физическими упражнениями, не зависимо от их конкретного вида.

Купер установил, что удовлетворительным можно считать такой уровень физической подготовленности, при котором организм способен поглощать 42 мл кислорода на 1 кг массы тела в 1мин[5,с 36].

По Куперу, задача оптимизации здоровья сводится к норме 30 и24 очка. Эти очки свидетельствуют о хорошем запасе прочности организма. Однако набрать их не так-то просто! Хотя все программы аэробики рекомендуют набирать 30 очков за первую же неделю. Купер предупреждает, что для проверки степени физической подготовленности по предлагаемым тестам необходима предварительная 4-6-недельная тренировка.

Занятия оздоровительным бегом мы рекомендуем проводить на основе аэробики Купера набирать 30 очков здоровья еженедельно мужчинам, 24 очка женщинам.

Главное достижение этой системы в том, что она позволяет выбрать надлежащие нагрузки в разных видах спорта, сообразуюсь с индивидуальными вкусами и условиями. Она правильно ориентирует людей на борьбу за снижение частоты пульса в покое. Для этого частота пульса должна значительно увеличиваться во время нагрузок. Как врач, я могу сказать, что система Купера хорошо физиологически обоснована. В то же время она не требует чрезмерных нагрузок. Это единственная научно обоснованная система профилактической физкультуры. Купер логично доказывает, что для поддержания надлежащего уровня тренированности требуется не так уж и много времени, хотя многие именно отсутствием времени объясняют свою инертность: прикрывают свое не желание выйти на стадион, в парк, на спортивную площадку, оправдывают свою лень.

Некоторые системы, которые пропагандируются по радио и телевидению, в научно-популярных журналах, во главу угла ставят количество движения. Я полностью согласен с Купером, что главное это темп. Показателем достаточности темпа являются учащения пульса, дыхания. Купер считает, что достаточно в день бегать лишь 12 минут, но в хорошем темпе.

Самое значительное достижение аэробики Купера в том, что он ввел в науку о физиологии человека конкретной цифры очки. До настоящего времени говорили: большие нагрузки, малые нагрузки. А как их измерять, какой меркой? С помощью очков Купера величина нагрузки преобразуется в конкретные цифры: любая нагрузка выражается в очках. Появляется возможность точно дозировать нагрузку по дням, неделям и месяцам.

Оздоровительный бег, как один из составных частей аэробики, является системой физических упражнений, позволяющей поднять общую выносливость и работоспособность организма, укрепить самые уязвимые его звенья сердце, сосуды и легкие. Потребление кислорода увеличивается до показателей, с которых начинается оздоровительный эффект.[17,с 59] Конечно, в зависимости от вашего возраста и состояния здоровья существует предел, который получил название максимальной частоты сердечных сокращений. Это уровень, на котором сердце работает на максимуме своих возможностей. На основании нескольких тысяч опытов с мужчинами и женщинами различного возраста Купер установил нормы, по которыс его можно предсказать.[17,с 59].

По Куперу главное правило аэробики заключается в том, чтобы не перенапрягаться и не наносить, таким образом, ущерба своему здоровью «Поспешность, утверждает он, никакой пользы принести не может. Она принесет лишь неприятности. Идите к Вашей цели постепенно. Человек, который подрывал свое здоровье в течение многих лет неправильным образом жизни, не должен рассчитывать на то, что сумеет привести себя в порядок за пару недель».

Одной из характерных черт оздоровительной системы Купер являются тесты физической готовности. Эти тесты Купер не считает тренировочным средством, они служат лишь для контроля физического состояния.

«Если вам меньше 30 лет, если вы в течение последнего года прошли медосмотр, который не обнаружил нарушений в состоянии вашего здоровья, пишет Купер, то только в этом случае при желании можете начать занятия. аэробики с тестов. В любом другом случае вам следует начать с программы занятий для новичков. Только завершив ее, можно (опять-таки при желании) пройти тесты, чтобы определить уровень своей подготовленности, свою принадлежность к одной из категорий».

Беговой 12-минутный тест Купера заключается в том, чтобы пробежать (или пробежать и пройти в зависимости от физической возможности) как можно больше расстояние за 12 мин. Во время этого теста ни в коем случае нельзя перенапрягаться. Почувствовав отдышку, надо перейти на ходьбу. Когда дыхание восстановится, можно снова бежать. (Тесты приведены в справочном разделе книги.) К. Купер утверждает, что физические упражнения особенно необходимы после наступления климакса, поскольку естественные защитные силы организма в этот период жизни резко ослабляются. Помимо прекрасной профилактики против сердечнососудистых и многих других заболеваний тренировки значительно облегчают протекание хирургических операций, от которых не застрахованы женщины и мужчины этого возраста.[23,с 47].

Гимнастика дыхания. На моем уроке нередко приходится слышать: «Дышите правильно!» Но все мы знаем, что дыхание функция непроизвольная, саморегулирующаяся. С рождения и до момента смерти каждому нашему вдоху предшествуют соответствующие импульсы приказы дыхательного центра дыхательным мышцам. Однако природа оставила за нами и право управлять дыханием, учащать и углублять его или, наоборот, замедлять. Благодаря этому мы можем произвольно регулировать дыхание во время физических нагрузок и приспосабливать его к различной деятельности, соблюдая определенный ритм, глубину вдохов и выдохов.

И все же порой человек испытывает немалые трудности при дыхании. Очень часто приличной нарушения его становится те или иные заболевания органов дыхания. Среди них на первом месте обычный насморк. Нередко воспитательный процесс распространяется на придаточные полости носа, гортани, трахею, бронхи, а иногда и легкие.

Последствия этого могут быть весьма серьезные. Нередко нарушения дыхания оказываются стойкими (например, дыхание становится слишком глубоким, частым или поверхностным, порой вместо дыхания через нос человек дышит через рот т. д.),а это, в конечном счете, ведет к ослаблению организма, новым болезням и преждевременному его изнашиванию. Вот и возникает необходимость учить детей разумно управлять дыханием, умело сочетать вдох и выдох с достижениями туловища и конечностей, выбирать наиболее целесообразный ритм дыхания при той или иной работе, по своему желанию дышать в различном ритме произвольно укорачивая отдельные фазы дыхания (вдох, выдох),использовать для дыхания разные группы мышц и отделы легких.[21,с 43].

Дети, научившись управлять своим дыханием, будут легче справляться с различного рода физическими напряжениями (подниманием переноской грузов, ходьбой, бегом, плаванием, нырянием и т. д.)

Очень важно и то, что укрепляя свой дыхательный аппарат, человек становится более устойчивым к болезням. Так, исследованием последних лет показано, что правильное дыхание важно не только для достаточного обеспечения организма кислородом. Дыхательной системе подлежит важная роль в регуляции и здоровья человека. Она, например активно влияет на регуляцию водно-солевого обмена, кислотно-щелочного равновесия, теплоотдачу, свертывания крови, синтез некоторых белков и т. д.[16,с28]

Дышим по методике Стрельниковой А.Н.Дыхательная методика Стрельниковой с каждым годом набирает большую популярность. Два упражнения – наклон и сведение согнутых в локтях рук, поднятых на уровень плеч и поставленных перед грудь, главные в Стрельниковой гимнастике. Основа ее резкий короткий вдох через нос. Он проталкивает воздух на предельную глубину. Все упражнения простые и научится их выполнению, у детей не составляет труда. Однако возможны ошибки – затягивание вдоха и как можно больше набирание воздуха.[16,с 47]

Вдох должен быть коротким, активным, выдох же происходит сам собой, он слабый, пассивный. На нем не следует фиксировать внимание.Занятие нужно начинать с разминки. Для этого нужно встать прямо, руки опущены, ноги на ширине плеч. Делать короткие, резкие вдохи, шумно шмыгая носом. Тренироваться по 2, 4,8,16 и т. д. вдохов подряд. Ходьба на месте, на каждый шаг – вдох. Ходьба, по залу переминаясь с ноги на ногу стоящую впереди; вдох делается в крайней точке движения, воздуха брать мало. Вслед за разминкой – движение головы.

1.Повороты головы вправо- влево, сочитающиеся с быстрыми, резкими шумными вдохами носом. Выдох самопроизвольный через нос или слегка приоткрытый рот.

2.Наклоны головы вправо и влево, плечи неподвижны, при каждом наклоне резкий вдох.

3.Наклон головы вперед- назад. В каждой точке каждого движения резкий вдох.

За этими упражнениями следуют основные упражнения комплекса.

4.Ноги на ширине плеч. Чуть приседая то вправо, то влево. При этом тяжесть тела переносится на ту ногу, в сторону которой выполнен поворот (короткий вдох в крайней его точке).

5.Пружинящие глубокие наклоны вперед. Короткий мгновенный вдох во второй половине наклона.

6. Ноги на ширине плеч. Держать прямо. Согнутые в локтях руки поднимать до уровня плеч, ладони повернуть к себе и навстречу друг другу, локти развернуть. Бросать руки навстречу друг другу, так, чтобы левая рука коснулась правого плеча, а правая левой подмышки, и в это мгновение активный шумный вдох.

7. Наклоны вперед назад. Упражнение включает два предыдущих. Наклон вперед, руки тянутся к земле вдох, наклон назад, руки обхватывают плечи снова вдох, и опять все повторяется.

8. Пружинящие полуприседы. Выполняются в трех вариантах:

1.ноги на ширине плеч.

2.одна нога впереди (на нее перенесен вес тела), другая сзади.

3.ес тела на ноге , стоящий сзади, а нога, стоящая впереди, чуть касается пола.

Во всех положениях выполняется легкий, чуть заметный присед и одновременный резкий вдох.

Плюсы. Наиболее эффективна гимнастика Стрельниковой при бронхиальной астме, хроническом насморке, бронхите, воспалении легких и гайморите, болезнях голосового аппарата, заикание. Кроме того, она оказывает хороший успокаивающий эффект при нервных расстройствах, нормализует температуру тела. Специальные упражнения развивают дыхательные мышцы и укрепляют дыхательный аппарат. Такие занятия с использованием дыхательных упражнений улучшают легких, состав крови и т.д.

Минусы. Прежде всего- это монотонность. Утомительны и подсчеты, тем более что они чреваты ошибками.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.118.225 (0.016 с.)