Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 6. Преодоление боевого стресса и его психологических последствийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Современные боевые действия, как правило, сопровождаются повышенным стрессогенным воздействием на психику военнослужащих. По мнению исследователей боевой стресс представляет собой совокупность субреактивных состояний. Под субреактивными состояниями понимаются состояния схожие по своим проявлениям с некоторыми проявлениями реактивных состояний, но отличающиеся от них меньшей силой, стойкостью и тотальностью проявлений. Интенсивность переживания военнослужащим боевого стресса зависит от взаимодействия двух основных факторов: 1. силы и длительности воздействия на психику военнослужащего боевых стрессоров; 2. особенности реагирования военнослужащего на их воздействие. Различные боевые стрессоры подразделяются на специфические и неспецифические для боевой обстановки. Первые обладают повышенным уровнем стрессогенности и включают: • ситуации, угрожающие жизни и физической целостности военнослужащего; • гибель близких людей и сослуживцев; • ранения, контузии, увечья и дозы облучения; • ужасающие картины смерти и человеческих мучений; • случаи гибели сослуживцев, мирных граждан, ответственность за которые военнослужащий приписывает себе; • события, в результате которых пострадали честь и достоинство военнослужащих. • Ко второй группе относятся стрессоры, присущие как боевой обстановке, так и другим видам стрессовых ситуаций: • повышенный уровень перманентной потенциальной угрозы для жизни; • длительное выполнение напряжённой деятельности; • длительная депривация основных биологических и социальных потребностей; • резкие и неожиданные изменения условий службы и жизнедеятельности; • тяжёлые экологические условия жизнедеятельности; • отсутствие контакта с близкими; • невозможность изменить условия своего существования; • интенсивные и длительные межличностные конфликты; • повышенная ответственность за свои действия; • возможность погибнуть, получить ранение или попасть в плен в бессмысленной, по мнению военнослужащего, войне. Реакция военнослужащего на воздействие стрессоров боевой обстановки зависит как от их значимости для конкретного участника боевых действий, так и особенностей его совладающего поведения. Значимость воздействия на психику военнослужащего тех или иных боевых стрессоров определяется его индивидуально‑психологическими особенностями и личностными качествами, профессиональной и психологической готовностью к ведению боевых действий, характером и уровнем боевой мотивации, особенностями восприятия военнослужащим места и роли боевых действий в истории и перспективе его системы жизнедеятельности. В свою очередь эффективность совладающего поведения военнослужащего зависит от уровня его активности, направленной на противодействие негативному воздействию стрессфакторов боевой обстановки, характера использованных им способов преодоления дестабилизирующего воздействия боевых стрессоров на психику, поведение и жизнедеятельность в целом, наличие у военнослужащего опыта совладающего поведения в боевой обстановке и его содержания. В качестве характеристик боевой деятельности, влияющих на интенсивность боевого стресса, выделяют: • степень боевой активности конкретного военнослужащего, определяющуюся, как правило, по количеству боевых операций, в которых военнослужащий принимал непосредственное участие и которые сопровождались реальной угрозой для его жизни; • значимость боевых действий, в которых участвовал военнослужащий, для выполнения более масштабных боевых задач; • степень напряжённости и характер боевых действий военнослужащего (при этом особое значение придаётся участию военнослужащего в боевых действиях с противником, значительно превосходящим по силам, в условиях вынужденного отступления, в окружении); • количество боевых потерь в части, подразделении, где проходил службу военнослужащий, а также восприятие этим военнослужащим их целесообразности и предопределённости объективными условиями боевой деятельности. Особое влияние на уровень проявления боевого стресса у конкретного военнослужащего оказывают такие факторы, как: количество перенесённых им ранений, контузий, полученных травм, доз облучения, обстоятельства (если это имело место) взятия в плен, длительность и условия нахождения в плену. Наряду с перечисленными факторами выделяются также некоторые социальные, этнические, религиозные, семейные и другие обстоятельства, дополнительно способствующие интенсификации проявлений боевого стресса у военнослужащих. К ним относятся: • непопулярность войны в стране, гражданином которой является военнослужащий, участвующий в боевых действиях; • наличие у военнослужащего негативного опыта переживания боевого стресса в прошлом; • незначительный личный опыт совладающего поведения, имевшийся у военнослужащего в добоевой жизни; • принадлежность участника боевых действий к национальности этнически близкой к национальности солдат противника (особенно, если военнослужащий принадлежит к национальному меньшинству в своей стране); • сходство или близость вероисповедания участника боевых действий к вероисповеданию солдат противника (особенно, если военнослужащий принадлежит к религиозному меньшинству в своей стране); • принадлежность участника боевых действий к женскому полу; • сложная психологическая или материально‑экономическая ситуация в семье военнослужащего. В зависимости от особенностей взаимодействия указанных выше факторов проявления боевого стресса у различных военнослужащих будет отличаться по следующим параметрам: а) интенсивности проявления – от состояний повышенной психической напряженности до патологических состояний; б) преобладающему уровню проявлений – психологическому, психофизиологическому, патологическому; в) степени осознанности своего состояния (инсайта) самим военнослужащим; г) преобладающему проявлению стресса в той или иной сфере личности военнослужащего – эмоциональной, когнитивной, мотивационной, волевой, поведенческой; д) степени подконтрольности проявлений боевого стресса самим военнослужащим (степень самообладания), гипер– и гипомобилизованность; е) характер влияния военнослужащего, находящегося в стрессовом состоянии, на психическое состояние других военнослужащих; ё) длительность проявления стрессовых расстройств у военнослужащего; ж) характеру влияния на боевую деятельность. Следует отметить, что боевой стресс высокой интенсивности (дистресс) может дезорганизовать боевую деятельность не только самого военнослужащего, но и всего подразделения. Выделяют следующие проявления нарушений поведения военнослужащего в результате дистресса: эмоциональное возбуждение или апатия, появление деструктивных форм поведения, потеря ориентации в ситуации боя, ощущение нереальности происходящего на поле боя, повышение тревожности, агрессивности, переживание страха, стремление выйти из боя любой ценой (паника), или потеря интереса к жизни с суицидальными мыслями, необоснованной пренебрежение опасностями, дезорганизация боевой деятельности с неадекватным поведением. В военной психиатрии используется следующая градация уровней психических расстройств: 1) уровень психического здоровья; 2) психологический (доклинический) уровень; 3) пограничный (невротический) уровень; 4) психотический уровень. Подобный подход позволяет не только оптимизировать лечебно‑эвакуционные потоки, решить вопрос об очерёдности оказания психиатрической помощи, но и определить объём и характер такой помощи, а также необходимые для этого силы и средства. Лица с психологическими стрессовыми реакция нуждаются лишь в относительно небольших психокоррекционных мероприятиях медико‑психологического характера. Расстройства невротического или психотического уровня предполагают выполнение лечебных неотложных действий. Таким образом, в современных войнах психическому здоровью комбатантов уделяется повышенное внимание как залогу боеспособности войск. Психические расстройства могут иметь доклинический или клинический уровень, требующих внимания не только врачей, но и психологов. В Украинских ВС, как и в ВС РФ, до сих пор превалирует медицинская, «нозоцентрическая» модель оказания помощи с предложением приближения психиатрической помощи к театру военных действий. Д.А. Іванов предлагает вернуться к архаичному понятию «психоневрологічної допомоги», тогда как в мировой практике нозоцентрическая модель заменена на «нормоцентрическую» с провозглашением «презумпции психического здоровья». Например, в Вооружённых Силах США в условиях боевых действий, или приравненных к таковым, психолого‑психиатрической службе придаётся большое значение, что отражается в штатном расписании и функциях этой службы. В штатном расписании службы большую роль играют не, сколько медики, сколько психологи и специалисты по поведенческим наукам. В состав отделения психического здоровья дивизии (Division Mental Health Section) входит дивизионный психиатр, социальный работник (офицер), клинический психолог, шесть‑семь специалистов по поведенческим наукам. Состав отделений медицинской роты бригады содержит по три специалиста по поведенческим наукам. На оперативном уровне в состав медицинской бригады входит медицинская рота борьбы со стрессом (Medical Company Combat Stress Control). Рота имеет в своём составе отделение по вопросам предотвращения боевых стрессовых состояний, которое в свою очередь может подразделяться на шесть специализированных бригад (Combat Stress Control Preventive Teams), имеющих по четыре специалиста в каждой (психиатры, социальные работники). Рота также имеет лечебное отделение (младший психиатрический медицинский персонал, клинические психологи, психотерапевты). Ещё одним подразделением борьбы со стрессом является медицинский отряд передового обеспечения (Medical Detachment Combat Stress Control). Отряд имеет в своём составе отделение по предотвращению боевых стрессовых состояний, которое может преобразовываться в три специализированных бригады и лечебное отделение, оказывающее помощь 50 потерпевшим с проявлением «боевой усталости» на дивизионном уровне. В лечебном отделении могут создаваться четыре специализированные бригады (Combat Stress Controls Restoration Teams), состоящие из одиннадцати специалистов. Каждая лечебная бригада предоставляет помощь 50 потерпевшим с проявлениями синдрома «хронической (боевой) усталости». Отделение психического здоровья (Mental Health Section Area Support Medical Battalion) медицинского батальона зонального обеспечения в корпусе или в армии аналогично дивизионному подразделению. Как видно из представленной штатной структуры психолого‑психиатрической службы в Вооружённых Силах США, оказание помощи на театре военных действий предполагает участие всех специалистов в сфере психического здоровья (психиатров, клинических психологов, психотерапевтов, социальных работников) в профилактике развития боевой психической травмы и выраженных психических расстройств. Эта модель отражает современную концепцию партнёрства в сфере психического здоровья. Профилактика боевого стресса у комбатантов начинается на этапе первичных психо‑профилактических обследований. Для выявления военнослужащих, предрасположенных к психическим расстройствам в ВС РФ в последние годы активно используется методология многомерного скрининга. Многомерный скрининг психического здоровья военнослужащих – прикладная технология массовых психо‑профилактических обследований в войсках для раннего выявления лиц с начальными проявлениями психических расстройств. Концепция скрининга основана на трёх основных положениях. Во‑первых, ведущее патогенетическое звено в развитии психических расстройств у военнослужащих – адаптационные нарушения. Во‑вторых, выраженность нарушений адаптации можно оценить количественно и определить уровень (тяжесть) расстройства. При этом следует использовать многоосевой подход. Сущность многомерного скрининга психического здоровья состоит в совмещении «уровневой» (основанной на психологическом тестировании), «военно‑профессиональной» (основанной на изучении качества прохождения службы» и «социально‑психологической» (характеризующей межличностные отношения в коллективе) оценки адаптации к военной службе. Использование технологии многомерного скрининга предполагает комплексный анализ трёх основных осей. Во‑первых, уровневая ось – насколько психически здоровым считает себя сам обследуемый (субъективная адаптация). Во‑вторых, функциональная ось (военно‑профессиональной адаптации) – мнение командира об успешности профессиональной деятельности обследуемого. В – третьих, психосо‑циальная ось (социальная адаптация) – оценка сослуживцами качества межличностной коммуникации обследуемого. При неудовлетворительных оценка по всем трём осям предполагают «вероятно болезненное состояние» и используют основную феноменологическую ось клинического состояния военнослужащего. Таким образом, оценка психического состояния военнослужащего по степени выраженности психической дезадаптации выстраивается в следующей последовательности: 1. Без признаков нарушений адаптации. 2. Непатологическая психическая адаптация. 3. Патологическая психическая дезадаптация. 4. Вероятно болезненное состояние, квалифицируемое в критериях МКБ ‑10/DSM‑IV‑TR. Технология многомерного скрининга психического здоровья военнослужащих позволяет не только оптимизировать психопрофилактику стресса, связанного с военной службой и участием в боевых действиях, но и разделить полномочия и сферы компетенции специалистов – партнёров в сфере психического здоровья: 1. Командиров (воинских начальников), дающих служебную характеристику на военнослужащего. 2. Специалистов по воспитательной работе/психологов, участвующих в мониторинге состояния адаптации военнослужащего к условиям военной службы, участвующих в скрининговом тестировании, обобщении социально‑психологической информации о военнослужащем, консультировании и антистрессовых психопрофилактических мероприятиях. 3. Врачей части (медицинская служба части), подготовленных по психиатрии, клинической психологии и психотерапии для составления квалифицированной медицинской характеристики и проведения антистрессовых мероприятий при выявлении патологической психической дезадаптации. 4. Специалистов – психиатров медицинской службы ВС оперативно‑тактического звена, оказывающих помощь в случаях выявления психических болезненных состояний, квалифицируемых в критериях МКБ‑10/DSM‑IV‑TR. Исследования состояние психического здоровья военнослужащих с помощью методики многомерного скрининга позволило наметить следующие рекомендации по психопрофилактическим мероприятиям: • Военнослужащие с тремя неблагоприятными оценками адаптации (отмечается примерно у 1 % обследованных) направляются на осмотр к психиатру для оценки их состояния в соответствии с феноменологическими классификациями МКБ‑10/DSM‑IV‑TR. • Военнослужащие с любыми двумя неблагоприятными оценками адаптации (встречается примерно у 6–8% обследуемых) требуют динамического наблюдения врачей части – специалистов групп психического здоровья. • Военнослужащие с любой одной неблагоприятной оценкой адаптации (встречается примерно у 20 % обследованных) показаны меры психологического и воспитательного характера. • Для военнослужащих без признаков дезадаптации никаких специальных мероприятий не проводят. При этом результативность дальнейшего психолого‑медицинского сопровождения – мониторинга психического здоровья в значительной степени зависит от эффективности взаимодействия между командирами, специалистами органов воспитательной работы/психологов и медицинской службы. Комплексный подход в мониторинге психического здоровья военнослужащих позволяет выделить два компонента: 1) психологический и 2) медицинский. Содержательный аспект психопрофилактики стресса у комбатантов требует ясного представления о феноменологии стрессовых расстройств психологического и психопатологического уровней. Пребывание на войне сопровождается комплексным влиянием ряда факторов, таких, как: 1) ясно осознаваемое чувство угрозы для жизни, так называемый биологический страх смерти, ранения, боли, инвалидизации; 2) ни с чем не сравнимый стресс, возникающий у непосредственного участника боя; наряду с этим проявляется психоэмоциональный стресс, связанный с гибелью товарищей по оружию или с необходимостью убивать; 3) воздействие специфических факторов боевой обстановки (дефицит времени, ускорение темпов действий, внезапность, неопределенность, новизна); 4) невзгоды и лишения – отсутствие полноценного сна, дефицит воды и питания; 5) необычный для участника войны климат и рельеф местности, гипоксия, жара, повышенная инсоляция и др. Боевой стресс развивается по определённым закономерностям. В прогнозируемой ситуации человек отвечает последовательными поступками, формирующими в конечном итоге поведение. При событиях, угрожающих жизни, незамедлительную реакцию человека, в первую очередь, определяют инстинкты (сохранения, продолжения рода) и физические и психические особенности личности. Описаны два варианта острой реакции на стресс. Первый вариант и наиболее частый это психомоторное возбуждение, проявляющееся лишними, быстрыми, порой нецеленаправленными движениями. Имеет место сужение объёма внимания, проявляющееся затруднением удержанием в кругу произвольной целенаправленной деятельности большого числа представлений и способности оперировать ими. Обнаруживается затруднение концентрации внимания. Помимо этого, имеет место затруднения воспроизведения информации, полученной в пост‑стрессовый период, что связано с нарушением кратковременной памяти. Темп речи ускоряется, голос становится громким, маломодулированным. Часто повторяются одни и те же фразы, иногда речь носит характер монолога. Суждения поверхностны, временами лишены смысловой нагрузки. Для военнослужащих с острым психомоторным возбуждением тяжело находится в одном положении: они то лежат, то встают, то бесцельно передвигаются. Отмечаются вегетативный нарушения – тахикардия, повышение АД, не сопровождающееся ухудшением состояния или головной болью, гиперемия лица, чрезмерная потливость, иногда появляется чувство жажды или голода. Одновременно с этим могут выявляться полиурия и учащение дефекации. Критерием перехода психологической реакции на стресс в психопатологическую, требующей медицинского (психиатрического) вмешательства, при гиперкинетическом варианте острой реакции на стресс является дезорганизация поведения с неадекватными и опасными для жизни поступками, обманами восприятия, резким психомоторным возбуждением. Клиническая картина описывается в этих случаях как «реактивный психоз». При второй, более тяжёлой разновидности острой реакции на стресс, происходит замедление психической и моторной активности. Одновременно с этим имеют место дереализационные расстройства, проявляющиеся в ощущении отчуждения реального мира. Окружающие предметы начинают восприниматься как изменённые, неестественные, а в ряде случаев – как нереальные, «неживые». Изменяется восприятие звуков. Голоса людей лишаются своих характеристик (индивидуальности, специфичности). Возникают также ощущения изменённости расстояния между различными окружающими предметами – метаморфорпсии. При гиподинамическом варианте острой реакции на стресс комбатанты проявляют рассеянность, игнорируют команды и обращённую к ним речь, жалоб не предъявляют, отвечают на все вопросы тихим маломодулированным голосом. При патологических вариантах гиподинамической реакции на стресс человек лежит с закрытыми глазами, не реагирует на окружающее. Все реакции организма замедлены, зрачок вяло реагирует на свет, дыхание урежается, становится бесшумным, неглубоким. Это состояние описывается клинически как «психогенный ступор». По МКБ‑10 «Острая стрессовая реакция» F43.0 подразделяется на «лёгкую стрессовую реакцию» (F43.00), «умеренную» (F43.01) и «тяжёлую» (F43.02). В соответствии с ИДК‑10 МКБ‑10 п. Г. «Если действие стрессора имеет преходящий характер или он может быть устранён, угасание симптоматики начинается не позднее чем через 8 часов, а если его действие продолжается – не позднее чем через 48 часов». После редукции острой реакции на стресс, когда реальная угроза исчезает, наступает переходный период, течение и длительность которого зависят от типа перенесенной боевой ситуации. В переходном периоде комбатант жалоб не предъявляет и за помощью не обращается. В этот период наблюдаются нарушения сна, изменение пищевого поведения, снижается масса тела, учащается пульс, повышается АД, увеличивается частота дыхание без связи с физической нагрузкой. Имеет место, не замечаемое субъективно, внутреннее эмоциональное напряжение. Отмечают ранее не свойственную личности нерешительность и стремление перекладывать принятие ответственных решений на других лиц. При вероятном повторении стрессовой реакции усиливаются вегетативные изменения, снижается уровень личности в сторону депривации морали, обостряются психосоматозы и ипохондрическая фиксация на неприятных ощущениях. Поскольку континуальный стресс вызывает более глубокие изменения в виде психосоматических расстройств и угрозу развития посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), срок пребывания на ТВД при развитии психических нарушений у комбатанта ограничивается 30 сутками. Переходный период в зависимости от тяжести и длительности континуального стресса может длиться от 15 до 30 дней. В последующем в части случаев развивается ПТСР. К числу факторов, облегчающих защиту от ПТСР относятся способность больного к эмоциональному самоконтролю, наличие хорошей самооценки, способность к своевременной интеграции травматического опыта других в свою жизнь, а также наличие хорошей социальной поддержки. Наличие у комбатантов этих социально‑психологических качеств защищает их от глубоких и необратимых изменений психики, связанной с боевым стрессом. Таким образом, профилактика боевой психической травмы и психосоматозов у комбатантов заключается в тщательном отборе военнослужащих для участия в боевых действиях (миссии), мониторинге состояния психического здоровья на всех этапах военной службы, комплексности оценки психического, соматического и психологического здоровья, активном участии в психопрофилактике командования, специалистов по воспитательной работе и военных психологов, врачей, младшего и среднего персоналу войскового звена медицинской службы, психиатров. Для эффективного выполнения этих задач необходимым представляется координация усилий в подготовке кадров всех специалистов и партнёров в сфере психического здоровья военнослужащих.
Рекомендованная литература
1. Концепция специальных операций по взглядам командования НАТО. (Статья из www.cpec‑naz.org). 2. Chris McNab Endurance techniques.– London: Brown Books, 2001. – 384 p. 3. Сухолесский A.B., Мусиенко A.B. «Спецназ ГРУ в Афганистане 1979–1989». М.: «Арктика 4Д», «Русская панорама», 2009. – 136 с. – («Библиотека разведчика»), ISBN 978‑5‑93165‑224‑5. 4. Дмитриев В.Л Пособие по психофизическому совершенствованию человека «Система Боевая Русская СБОР» 5. Неустрашимый герой донской казак Кузьма Крючков. – Ростов н‑Д., 1914. – 10 с. 6. Военная психология: методология, теория и практика. 7. Ответчиков А.В. Психические состояния военнослужащих в особых условиях ведения боевых действий. – М.: ГА ВС, 1991. 8. Захарик С.В. Формирование пситхологической устойчивости у воинов‑десантников к влиянию факторов современного боя: Дис…канд. Психол. наук. – М.: ГА ВС, 1993. 9. Съедин С.И., Абдурахманов P.A. Психологические последствия воздействия боевой обстановки. – М.: МО РФ, 1992. 10. Шамрей В.К., Марченко А.А. Военная психиатрия// Психиатрия: национальное руководство/под ред. Т.Б. Дмитриевой, В.Н. Краснова, Н.Г. Незнанова, В.Я. Семке, A.C. Тиганова. – М.: ГЭОТАР‑Медиа, 2009. ‑С.193–218. 11. Іванов Д.А. Психолого‑психіатричні аспекти миротворчої діяльності. Психічні розлади у військовослужбовців: клініка, діагностика, лікування, психопрофілактика, реабілітація. – Чернівці, 2007. –424 с. 12. Іванов Д.А. Особливості психолого‑психіатричного супроводу військовослужбовців миротворчих підрозділів.// Матеріали IV‑ї науково‑практичної конференції психіатрів Збройних Сил України. Харків, 8–9 червня 2011 р. – С.70–81. 13. Нації – за психічне здоров’я: На допомогу урядам та політикам: Пер. З англ./Р. Дженкінс, Е. Мак‑Куллох, К. Паркер. – К.: Сфера, 1998. – 51 с. 14. Сохін О.О., Ричка О.В., Булах О.Ю. Організація медичного забезпечення Збройних Сил країн НАТО. – К., 2006. – 367 с. 15. Абрамов В.А. Реформирование психиатрии в Украине: Монография. – К.: Факт, 2000. – 183 с. 16. Многомерный скрининг в практике массовых психо‑профилактических обследований: учебно‑методическое пособие / Г.П. Костюк, С.А. Зун, А.Ю. Гончаренко, К.С. Турлаков. – СПб., 2006. – 20 с. 17. Рустанович А.В., Фролов Б.С. Многоосевая диагностика психических расстройств у военнослужащих. – СПб.: ВМА, 2001.‑40 с. 18. Пушкарёв А.Л., Доморацкий В.А., Гордеева Е.Г. Посттравматическое стрессовое расстройство: диагностика, психофармакотерапия, психотерапия. – М.: Изд. Института психотерапии, 2000. – 101 с.
Глава 7. Психофизическая и боевая подготовка в спецподразделениях Германии по борьбе с терроризмом
Среди глобальных проблем безопасности особое место занимает борьба с терроризмом. Международный терроризм давно стал бичом человечества. Неудивительно, что практически в каждом государстве созданы специальные подразделения по борьбе с хорошо обученными и оснащенными контингентами. Вполне естественно, что подготовка солдат и офицеров этих спецподразделений должна соответствовать своему предназначению. Поэтому государства, как правило, не жалеют средств для элитных подразделений. Известным авторитетом пользуется группа по борьбе с терроризмом, созданная в Германии. На сегодняшний день это одна из самых сильных в Европе команд, подготовка в которой продолжается 9 месяцев. Современные террористические группы наряду с применением самых последних достижений в области военного снаряжения и техники прибегают к партизанским методам борьбы. Одним из самых опасных противников считались палестинские «коммандос». Соответственно, девизом подготовки антитеррористических команд стало – «направляй свои действия в соответствии с действиями противника». Вся подготовка личного состава подразделения осуществляется на практических занятиях, в обстановке реальной действительности под руководством опытных инструкторов. Личный состав спецназа тщательно отбирался. В его состав вошли люди, пришедшие из состава пограничных войск. Все они первоначально прошли полный курс спецподготовки. При обучении особое внимание уделялось общей полицейской подготовке, составной частью которой являются следующие требования: 1. Члены спецназа должны научиться действовать независимо, самостоятельно, в соответствии со сложившейся ситуацией. При этом действия должны быть законны. 2. Большое внимание уделяется слаженности действий в составе подразделения. 3. Повышение уровня знаний, приобретение устойчивых навыков и умений при работе с новейшей аппаратурой. Специальная подготовка в спецназе включает в себя две части: основная подготовка – 5 месяцев, специальная подготовка – 3 месяца. Пятимесячный курс включает: 1. Спортивную подготовку, военное дело, боевые единоборства. 2. Полицейскую подготовку (тактическую и оперативную). 3. Изучение оружия и стрельбу. 4. Правовую подготовку. 5. Курс психологии. С первого дня занятий дается максимальная нагрузка с целью выявить индивидуальный предел психофизических возможностей обучаемых. В ходе занятий по рукопашному бою используется техника восточных единоборств. Тренировки проходят 6 часов в неделю. После завершения курса общей подготовки занятия по рукопашному бою продолжаются. Это одна из основных дисциплин. Характерно, что в течение подготовки личного состава не делается различий в званиях. Поэтому в спаррингах допускаются даже со стороны новобранцев самые сильные удары. Цель одна – добиться наивысших результатов в моральной и физической подготовке людей. В бою применяются палки, веревки, режущие и колющие предметы. Эти же цели преследуются и при обучении в горах. Альпинизм, восхождения, форсирования горных рек, тренировки на огромной высоте – все это неотъемлемая часть программы. Каждое занятие не похоже на предыдущее. Владение оружием и меткая стрельба в любых условиях занимают важное место в подготовке антитеррористических формирований. Методика обучения этим дисциплинам постоянно подвергается изменениям в соответствии с накопленным опытом. Изучение оружия и стрельба включают в себя следующие этапы: 1. Курс обучения владению холодным оружием. 2. Курс обучения и применения огнестрельного оружия. Стрельба из укрытия и снайперская подготовка. 3. Курс стрельбы из пулемета, автомата. Изучается также оружие вероятного противника. Один раз в месяц личный состав спецподразделения совершает марш‑бросок с полной выкладкой. В конце марша личный состав стреляет на точность. При этом возможна стрельба из иностранного оружия с полным боезапасом. Все упражнения и задания, выполняемые солдатами спецназа, рассчитаны на то, чтобы их усилия были направлены на достижение наивысших результатов в огневой подготовке. Она проводится постоянно – днем и ночью, сообразуясь с оперативными нуждами, адаптируясь к тактике и методам потенциального противника с целью достижения превосходства над ним. Правовая подготовка включает в себя не только теоретическое изучение законов, но и налогообложение, конкретные случаи в юридической практике, относящиеся к специфике деятельности спецназа. Изучение психологии занимает особое место. Мировой и национальный опыт подсказывает, что знание психологии личности, психологии общения стало важным критерием в работе полиции и Вооруженных Сил против преступников и террористов. Группа опытных и авторитетных психологов привлекается к проведению обучения. В процессе семинаров по психологии большое внимание уделяется анализу всех аспектов терроризма и поведения террористов. Анализируются конкретные случаи (с точки зрения психологии) проведения операций по ликвидации террористов, а также методы борьбы с ними. Практическим занятиям по психологии уделяется 1 (один) день ежемесячно. В каждой спецгруппе есть также свои психологи, как правило, они являются специалистами в какой‑либо узкой области антитеррористической деятельности на практике. Общая подготовка завершается серией экзаменов по всем дисциплинам. Как правило, провал одного экзамена влечет за собой исключение из спецназа. Антитеррористическая специальная подготовка длится 5 месяцев. В течение этого времени программа обучения включает: 1) Общую подготовку в специальной боевой команде. 2) Технический инструктаж по выполнению специальных операций против угонщиков самолетов, то есть против воздушного пиратства, а также занятия по освобождению захваченных зданий. 3) Большое внимание уделяется ведению боя внутри здания, обезвреживанию и захвату живыми террористов. В программу входят также общая воздушно‑десантная подготовка, обучение вождению автомобиля на высоких скоростях, рукопашный бой, стрельба из движущегося автомобиля, стрельба с вертолета по движущимся мишеням. В спецназе налажен интенсивный обмен информацией и опытом с зарубежными охранными организациями. Особенно это касается вопроса о новейшем оружии и техническом оснащении. В свою очередь спецназ также представляет информацию, все свои ноу‑хау в распоряжение иностранных экспертов и приглашает их специалистов наблюдать процесс обучения у себя. Большое внимание уделяется управлению спецназом. Для этого используются последние достижения связи, а также скоростные автомобили и вертолеты. Приведем расписание занятий в спецназе: 7.05–12.00 Преследование на оперативных машинах или вертолетах, задержание, осуществление высадки из вертолета. 13.00–14.30 Занятие в лингафонном кабинете иностранного языка. 14.30–15.30 Рукопашный бой с полным контактом. До 16.30 занятие карате. Далее по плану (варианты): а) стрельба по цепи из движущегося автомобиля; б) стрельба в лежачем положении после «внезапного нападения», стрельба на звук. Тактическая подготовка – проникновение в помещение с использованием специальных технических средств, взрывчатых веществ, световых и звуковых гранат. ИЛИ: Средств связи. Полевые средства связи и тренировка в вождении. а) конвой, сопровождение 1 человека или группы; б) кодирование радиопередачи. ЛИБО: Спортивные занятия – волейбол, кросс, испытание на выносливость. ЛИБО: 2‑х часовые теоретические занятия – «терроризм» (занятие в составе групп). ЛИБО: 2‑х часовые занятия по отработке преодоления стен дома, высотных зданий (индивидуально и в составе группы). ЛИБО: 3‑х часовые занятия по огневой подготовке в усложненных условиях (полная темнота, недостаточная освещенность помещения). Стрельба из различных положений, а также в передвижении. ЛИБО: 2‑х часовое изучение баллистического оружия и различных видов вооружения. Следует подчеркнуть, что большая часть практических занятий с личным составом проводится в ночное время, а также в различных климатических зонах. Многочисленные операции спецназа доказали достаточно эффективный уровень подготовки данного подразделения. В последующих статьях читатель узнает более подробно о некоторых аспектах этой подготовки.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 543; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.213.36 (0.02 с.) |