Боевая психофизиология снайпера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Боевая психофизиология снайпера



 

«Применение снайперов позволяет компенсировать нехватку тяжелого вооружения и личного состава. Снайперы могут заметно снизить эффективность боевой работы противника или же вообще свести ее на нет»

Из боевых инструкций II мировой войны

 

 

Боевой снайперский промысел – занятие ответственное, требующее особой точности и сосредоточенности. Этот процесс требует не только известной физической выносливости и терпения, но и больших затрат нервной энергии. Точная стрельба всегда связана с напряжением нервной системы. Повысить результативность снайперской стрельбы в значительной степени помогает знание физиологических и психофизиологических процессов, происходящих в организме стрелка.

Изготовка для стрельбы

Снайпер должен сам найти для себя наиболее приемлемый вариант изготовки, учитывая особенности своего телосложения.

Устойчивость изготовки и длительность пребывания тела стрелка в одной и той же позе зависят прежде всего от положения тела, и в частности – от ориентирования корпуса по отношению к плоскости стрельбы. Практика показала, что лучше всего разворачивать тело по отношению к плоскости стрельбы под углом 15–25 градусов. При таком развороте положение его будет удобным, грудная клетка не очень стеснена, значит, и дыхание сравнительно свободное. Одновременно будут и выгодные условия для прикладки и прицеливания.

Кстати, в отличие от стандартной изготовки, рекомендуемой всеми наставлениями, довольно удобной при скоростной стрельбе оказывается так называемая «эстонская» изготовка. При ней правая нога согнута в колене, сам же стрелок лежит не плашмя на животе, а немного на левом боку. В таком положении грудь не стеснена, дыхание более глубокое, становится легче перезаряжать оружие и работать с маховичками оптического прицела.

Стрельба с колена снайперами чаще всего применяется при ведении боя в условиях города, когда стрелок осуществляет огневое прикрытие штурмовых групп. В таких условиях огонь ведется с коротких остановок, когда нет времени, чтобы удобно залечь. Так же, как и при изготовке лежа, здесь желательно использовать ружейный ремень.

Левая нога должна находиться строго под левым локтем, локоть опирается на колено. Локоть правой руки при этом не нужно отставлять в сторону, наоборот, его лучше стараться прижать к корпусу.

Стрелять с колена можно, например, в густой высокой траве, закрывающей обзор в положении лежа, но нужно помнить, что для особо точной стрельбы, так же как и для длительного пребывания в таком положении, эта изготовка не подходит.

Стрельба сидя не очень распространена у нас в стране, хотя в западных армиях ее очень уважают и много практикуют. Существуют два варианта такой изготовки: сидя по‑турецки и бедуинский. При стрельбе сидя по‑турецки снайпер поджимает ноги под себя (как сидеть по‑турецки знает, наверное, каждый), ступня одной ноги пропущена между бедром и голенью другой, а локти опираются на колени или, если так удобнее, опускаются за колени.

При бедуинском способе стрелок сидит, широко раздвинув ноги, согнутые в коленях, каблуки упираются в землю (чтобы ноги не скользили при выстреле), а локти, как и в предыдущем случае, упираются в колени.

Физиология стрелка

Прежде всего, снайпер не имеет права на эмоции. При психической напряженности нарушаются двигательные навыки и статическая координация. Понижается координационная устойчивость и статическая выносливость. Появляется тревога. У начинающих стрелков все выше описанное вызывается так называемым «предстартовым состоянием» перед стрельбой. Предстартовое мобилизационное состояние физиологически оправдывает себя в динамических видах боевой деятельности, а при статике стрелковой изготовки оно принимает течение обыкновенного стресса. Как с этим бороться?

Во‑первых, при выделении адреналина и других стрессовых гормонов в организме «сгорает» очень много витаминов. Поэтому в повседневной жизни снайперу необходимо постоянно восполнять их дефицит. Полностью исключите алкоголь. Для лучшей усвояемости витаминов необходима здоровая печень.

Во‑вторых: во время любого стресса в организме сгорает много глюкозы и увеличивается потребность в углеводах. Проведите эксперимент – если во время стрельбы у вас начнется тахикардия, положите под язык небольшой кисло‑сладкий леденец. Через некоторое время тревожность уменьшится, затем и вовсе исчезнет. От этого несложного приема увеличивается острота зрения, ибо кисло‑сладкий вкус рефлекторно мобилизует зрительный аппарат. Этой мобилизации способствуют также глотательные и жевательные движения.

Для снятия тревоги и его профилактики все время медленно и глубоко вдыхайте через нос, а выдыхайте только через рот. Или же вдыхайте через левую ноздрю, а выдыхайте только через правую. Одновременно растирайте кисти рук. Разминайте до ощущения появившегося тепла каждый палец. Костяшками пальцев сжатого кулака с силой разминайте внутреннюю поверхность ладони другой руки. Этот несложный прием эффективно снимает тревогу и нервное напряжение. Происходит такой процесс на рефлекторном уровне. Следует знать, что механизм возбуждения заложен в подкорке, срабатывает на подсознательном уровне. Усилием воли «выключить» его не удаётся, а рефлекторно‑физиологическими приемами – вполне возможно.

В‑третьих, камень преткновения, известный всем без исключения практическим стрелкам – статическая устойчивость. Эта самая статическая устойчивость, за которую бесконечно ведут борьбу стрелки‑спортсмены, резко падает в подвижной снайперской работе, характерной для бойцов спецподразделений. Мало кто помнит, что частые повороты головы и ее запрокидывание назад при частом принятии положения стрельбы лежа физиологически снижают стрелковую устойчивость. Поэтому снайперу, работающему в подвижной группе, нужно поменьше крутить головой, а наблюдать только в том направлении, какое определил командир группы. «Косить» глазами тоже нельзя. Нужно тренироваться в развитии периферического зрения. Туннельное зрение, очень необходимое именно для снайпера, от этого нисколько не страдает. Для стрельбы постоянно намечать укрытия и складки местности, откуда можно стрелять или сидя, или с колена, или в «эстонской» изготовке, которая не требует большого запрокидывания головы назад. Следует знать, что после стрельбы лежа устойчивость ухудшается в некоторых случаях до 50 % – по причине лежания с запрокинутой головой. Еда также заметно ухудшает статическую устойчивость.

Необходимо помнить, что стрелковая устойчивость требует сохранения активного внимания над этим состоянием организма и над этим процессом и не терпит напряженности – как мышечной, так и психической.

Стрелковая устойчивость в изготовках лежа, с колена, стоя, а также в специальных нестандартных изготовках зависит, прежде всего, от чувства равновесия, которое обеспечивается вестибулярным аппаратом. Эта устойчивость обеспечивается непрерывным автоматическим срабатыванием определенных мышечных групп.

Это напрямую зависит от так называемой выпрямительной реакции. Эта рефлекторная реакция выпрямления срабатывает не только от вестибулярного аппарата и датчиков кожи и сухожилий, а также датчиков давления, расположенных в мягких тканях человеческой стопы. Рефлекторная реакция выпрямления в значительной степени направляется механизмом мышечной координационной памяти, так называемой «балансовой памяти» мышц, которая представляет собой второй вестибулярный аппарат живого организма. Это так называемое «проприоцепторное мышечное чувство».

В свое время при отборе кандидатов в снайперские школы был тест – если при закрывании глаз испытуемого его статическая устойчивость и связанная с ней выпрямительная реакция при незначительных, но резких кренах и дифферентах не изменяется, то это означало, что у данного индивидуума были очень чувствительны не только вестибулярный аппарат, но и рецепторы кожи, мышц, сухожилий. А также была велика функция выше названного проприоцепторного мышечного чувства. Все это без помощи глаз было в состоянии среагировать на вертикальные и горизонтальные смещения частей тела в пространстве, и более того, автоматически вернуть необходимые части тела в заданное положение, в нашем случае – вернуть оружие обратно к линии прицеливания.

Феномен проприоцепторной чувствительности – сам по себе интереснейшая тема для исследования, и мощнейший физиологический резерв повышения качества стрельбы.

Упражнение: Попробуйте потренироваться стрелять с… закрытыми глазами. После того, как вы приняли обычную классическую изготовку лежа (неважно, с упором или с ремнем), улежались и всмотрелись в прицел, прицельтесь, закройте глаза. Удерживайте «прицельную картинку» перед глазами по зрительной памяти и сопрягайте все «видимые» изменения на ней с ощущениями, возникающими в мышцах рук, плечевого пояса и спины. Сопрягайте все «видимые» перемещения прицельного элемента относительно заданной точки прицеливания с усилиями в мышцах. Научитесь тонусом мышц направлять прицельный элемент в желаемую точку прицеливания и удерживать его там. Откройте глаза и проверьтесь. Повторите снова. Наберитесь терпения и потренируйтесь таким образом 3–4 недели. Вскоре вас перестанет удивлять тот факт, что при открытых глазах после работы «вслепую» прицельные картинки будут совпадать в точности. Более того, вы сами не будете задаваться вопросом, как это получается. На научном языке это называется феномен ассоциативной рефлекторности. Это просто получается, и все.

Проприоцепторная мышечная чувствительность и напрямую связанная с ней рефлекторная выравнивающая реакция в комплексе нарабатываются очень быстро. Степень натренированности или же врожденное качество этой реакции и обуславливают стрелковую устойчивость. Кстати, стоит отметить, что тренированная выше описанным способом мышечно‑вестибуляционная способность повышает устойчивость и позволяет вести точную снайперскую стрельбу в темноте, при «засечке» цели после любой осветительной вспышки.

Потренировавшись работать «вслепую» около 4–5 недель, стрелки с удивлением констатируют, что кучность стрельбы заметно улучшилась, а «отрывы» непонятным образом… исчезли! Объясним, почему так происходит. Из принципа всем известного кинематографа известно, что для восприятия глазом человека отдельного кадра время его экспозиции (показа) должно составлять 1/20‑1/24 секунды. Более быстрая смена кадров глазом не воспринимается и смазывает картину. Но существует феномен 25‑го кадра, который не воспринимается логически, а фиксируется подсознанием. Практическим стрелкам известно, что «намертво привязать» прицельный элемент к точке прицеливания невозможно. Ствол оружия колеблется беспрерывно – у новичков больше, у мастеров – микроскопически, но колеблется. Зрительная скорость восприятия составляет выше упомянутые 1/20‑1/24 секунды. То есть в зрительной памяти стрелка отображается картинка, которая была 1/20‑1/24 секунды назад, а не та, что существует в реальности. За эту 1/24 секунды ствол винтовки может «уйти» в сторону, и стрелок этого не зафиксирует. А тренированная мышечная проприоцепторная координационная чувствительность такое отклонение зафиксирует сразу. Желаемая точка прицеливания отложится в подсознании – это и будет тот самый 25‑й кадр, дающий внутреннюю установочную привязку для выравнивающей реакции, то есть направление рефлекторного противодействия нежелательному смещению.

У малотренированных стрелков (а таких большинство) зрение все‑таки является основным контролером степени устойчивости. При «выключении» зрения у новичков статическая координация «раскрепощается» в сторону подвижности, и точность стрельбы понижается. Закрывание обоих глаз снижает устойчивость стояния более, чем вдвое. Более того, если вращать закрытыми глазами вправо‑влево, что делается стрелками для восстановления кровообращения в зрительном аппарате, устойчивость ухудшается еще в два‑три раза.

Но закрывание одного глаза оказывает незначительное влияние на устойчивость. Поэтому при отдыхе глаз, так необходимом снайперам, нужно закрывать глаза по очереди – сначала один, потом другой, обязательно оставляя один глаз открытым. Или же не закрывать глаза полностью. Следует помнить, что устойчивость, потерянная при закрытых глазах, восстановится только через 10–15 минут.

Статическая координационная устойчивость во многом определяется импульсами, возникающими от датчиков – резервов кожи, сухожилий, мышц и других мягких тканей. При этом следует учитывать, что холод повышает чувствительность этих датчиков – рецепторов, а тепло – понижает. Но все это – в разумных пределах. Лучшая температура для этого +5° – +8 °C. Все это когда‑то было известно весьма широко и применялось в боевой снайперской практике. Роль кинестетических анализаторов необычайно велика. Она в значительной степени обеспечивает заданную прицельную направленность и разгружает зрение от контроля за физическими двигательными процессами, которые выполняет стрелок. Зрение выполняет прицельную функцию и «включает» к действию наработанный механизм двигательных кинестетических связей, обеспечивающих мышечную деятельность помимо воли стрелка. И чем полнее действия снайпера обеспечиваются проприоцепторной чувствительностью, тем легче и полноценнее прицельный глаз выполняет свою поставленную задачу.

Как почувствовать кинестетические ощущения? Необходимо просто сосредоточить на них внимание, и вы начнете воспринимать их полно и отчетливо. Проприоцепторная чувствительность в совокупности с выпрямительной реакцией формирует так называемый «рефлекс позы», на котором основана стрелковая устойчивость. Поэтому‑то для стрелков необычайно полезны любые упражнения для развития равновесия. Причем будет особенно хорошо, если стрелок научится чувствовать крены и дифференты с закрытыми глазами и сразу же выправлять их.

Статическая деятельность, к которой относится снайперская стрельба, неестественна и требует повышенной сосредоточенности и обострения целенаправленного внимания. Это необходимость контроля устойчивости путем обострения зрительного внимания на прицеливании. При стрельбе именно из снайперской винтовки в конечной фазе выжима спуска необходимо превратить прицеливание в основную задачу! В снайперских школах различных ведомств снайперов натаскивали работать спусковым пальцем на спуске одним и тем же способом. А именно – по мышечной кинестетической памяти.

Упражнение:

Курсанту надевали на спусковой палец длинный бумажный колпачок и заставляли без стрельбы, глядя на этот колпачок, производить спуск курка при равномерном нарастании усилия на спусковом пальце. Равномерность развития спускового усилия становилась наглядной по движению длинного колпачка‑указки и для инструктора, и для самого курсанта. Причем спуск курка необходимо было произвести за 3 секунды (по счету «двадцать два, двадцать два, двадцать два») – не больше и не меньше. Это вырабатывало темп стрельбы. (Использование принципа биологической обратной связи).

Курсант запоминал ощущениями усилие на спуске и степень его нарастания, а визуальное сопряжение нарастания этого усилия по движению колпачка‑указки в отведенные для спуска 3 секунды укладывала все это в подсознание. Поэтому в нужный момент спуск курка выполнялся по мышечной памяти стреляющего пальца, автоматически, и не требовал отвлечения внимания. Формула выстрела (последовательность действий) была такова: после того, как стрелок улегся, всмотрелся в прицел (произошла аккомодация зрительного аппарата к оптической системе), «привязал» тонусом мышц прицельный элемент к точке прицеливания и затаил дыхание, стреляющий палец начинал движение на спуске по мышечной кинестетической памяти и выполнял спуск ровно за три секунды самостоятельно в режиме мышечного автоматизма. Зрительное внимание не должно было отвлекаться от прицельной картинки. Сигналом к срабатыванию спускового пальца служило начало задержки дыхания.

Пульсирующий метод спуска: этим сохраняется работоспособность спускового пальца при ограниченной двигательной активности. Особенно хорошо пульсирующий метод спуска проявляет себя при снайперской стрельбе по движущимся целям, когда внимание чрезмерно сосредотачивается на прицеливании, а спусковой палец не просто «отключается», а бывает, закрепощается намертво.

«Снайпер думает глазами». Глаз – основной рабочий орган снайпера и его нужно беречь. Работа с любыми оптическими приборами незаметно, но верно утомляет зрение. Почему? В любом оптическом приборе (бинокле, перископе, стереотрубе и оптическом прицеле) всегда будет присутствовать параллакс, то есть несовпадение оптических осей линз. В зависимости от качества изготовления параллакс будет большим или меньшим, но он обязательно будет. Если вы работаете с оптическим прицелом, и у вас вдруг появились боли в глазном яблоке, значит, в этом прицеле параллакс увеличен. Даже при работе с хорошо изготовленным оптическим прицелом глаз будет уставать, и глазная боль все равно проявится. Но когда появилась боль в глазах, это значит, что еще минут за 15–20 до этого «прицельный» глаз уже утомился.

Утомленное зрение почти не замечает ошибок в прицеливании! Поэтому снайперу надо чаще «отдыхать глазами». Упражнение: Для отдыха глаз опустите веки, но не закрывайте глаза полностью, вращайте глазными яблоками. Это увеличит приток крови к глазному аппарату. Затем то же самое делайте с открытыми глазами, глядя на зеленое или светло‑серое.

Периодически тренируйте аккомодацию зрения – посмотрите на поднятый большой палец вытянутой руки, затем сфокусируйте взгляд на каком‑нибудь предмете, отдаленном на расстоянии 200–300 метров и затем снова сфокусируйте взгляд на пальце.

При стрельбе из снайперской винтовки в любых положениях надо ставить голову так, чтобы прицельный глаз не косил, ни горизонтально, ни вертикально!

«Косящий» глаз быстро устает, что вызывает непроизвольное дрожание, при этом рефлекторно снижается нервная стабилизация статической устойчивости, и как следствие – снижается точность стрельбы. Статическая нагрузка понижает подвижность зрительного анализатора, которая восстанавливается только через 25–30 минут. Поэтому не удивляйтесь, если на учебных стрельбах после статической работы по неподвижным мишеням вам никак не удастся попасть по движущейся цели. Это стандартная ситуация на тренировочных сборах. Острота зрения у профессиональных стрелков после статических нагрузок не снижается и не изменяется, а у малоопытных на дистанциях 300–400 метров острота зрения изменяется в сторону дальнозоркости, а на коротких – 25–50 м – в сторону близорукости. Это естественное физиологическое явление. При систематических стрелковых тренировках поле зрения естественным образом расширяется. Но при продолжительной стрельбе зрение устает и медленнее восстанавливается, и поле зрения при этом сужается, особенно у «прицельного» глаза. При активной мышечной работе с удовольствием чувствительность и острота зрения заметно повышаются!

Снайперу нельзя курить! После всего лишь одной сигареты сужается поле зрения, тормозится зрительное восприятие, понижается острота и чувствительность зрения, а также происходит выпадение участков поля зрения! Это основная причина необъяснимых и далеких «отрывов» у курящих стрелков.

Работа снайпера – неподвижность. Но, как уже упоминалось, при ориентации на бездеятельность понижается реакция. Снайпер – это кот, дремлющий у мышиной норы с включенным дежурным сторожевым пунктом активного внимания. Перед любой стрельбой весьма желательна разминка на протяжении 15–20 минут – пощелкать вхолостую. Но снайпер на боевом рубеже не может себе этого позволить. Выход один – в кинестетической разминке. Упражнение: снайпер в неподвижном состоянии воспроизводит ощущения отдельных групп мышц при работе над выстрелом. И это постоянно держит снайпера в рабочем тонусе. При появлении болевых ощущений или онемении в неподвижных мышцах полезно принять одну‑две таблетки аспирина. Но это – в качестве «скорой помощи» – злоупотреблять аспирином нельзя.

 

При скоростной стрельбе по нескольким внезапно появившимся целям нельзя затягивать с первым выстрелом! После выстрела, независимо, поражена цель или нет, обязательно переносите взгляд на следующую мишень раньше, чем ее настигнет прицельный элемент. Приучитесь делать это рефлекторно по мышечной кинестетической памяти. В боевой обстановке при массе раздражителей не отвлекайтесь по сторонам, и не реагируйте на появляющиеся близкие цели. Оставьте их автоматчикам. Работайте по заранее идеомоторно наработанной программе по целям отдаленным – гранатометчик, пулеметчик, снайпер, наблюдатель и командиры противника. Они наиболее опасны для вас и ваших товарищей.

Здесь представлена только часть специального психофизиологического потенциала, который практически не используется в наше время ни у нас, ни в других странах.

 

§ 8.2 Психофизическая подготовка. Прогноз развития

 

Анализ опыта ведения боевых действий в так называемых «горячих точках» и борьбы с террористическими группировками показывает, что эффективность действий резко возрастает в случае использования небольших групп, сформированных из состава специальных подразделений. Цели у этих групп могут быть самыми разнообразными, от обнаружения и уничтожения элементов инфраструктуры противника, до выполнения задач, связанных с противодействием террористам и другим незаконным вооружённым формированиям.

Эффективность действий этих групп будет зависеть от уровня профессиональной подготовки бойцов, входящих в эти группы, в том числе от уровня их физической подготовки, психологической устойчивости.

Психофизическая подготовка личного состава подразделений специального назначения в XXI веке останется важнейшей составляющей в программе обучения и совершенствования спецназовцев.

Структура и содержание отдельных направлений подготовки может претерпеть существенные изменения. Так, относительно массовое применение новейших технологий бойцами спецподразделений выявит новые области и предметы психофизической подготовки. Например, такое физическое качество как выносливость потребует разработки специальных методов тренировки сохранения концентрации и внимания в течение длительного времени. Сохранение таких физических качеств как скорость, быстрота реакции, сила во время проведения операции также может стать предметом специальных исследований. Кроме новых методов тренировки продолжится создание специальных препаратов, обеспечивающих длительное сохранение физической и интеллектуальной работоспособности человеческого организма.

В зависимости от целей и задач спецподразделения будут подбираться средства и методы психофизической подготовки, ставиться общие и индивидуальные задачи. Естественно, при этом будут учитываться как групповые, так и индивидуальные параметры подготовленности бойцов…

Основой психофизической подготовки в спецназе должна стать рукопашная подготовка.

Совершенствуя уже ранее приобретённые (до поступления на службу) навыки защиты и нападения без применения оружия (спецсредств), или с использованием холодного оружия (подручных предметов) бойцы гораздо эффективнее смогут развивать психофизические способности. Эти способности позволяют сохранить жизнь и силы в экстремальных условиях, а также эффективно действовать в любых ситуациях, в том числе и условиях современного реального боя.

Фундаментом рукопашной подготовки должно стать боевое самбо (в некоторых версиях оно называется рукопашным боем), нацеленное на минимум ограничений. При таком обучении боец не только будет уверенно чувствовать себя в поединке, но и будет шлифовать специальную психическую подготовку, позволяющую, в том числе, обходиться без травм.

В элитных спецподразделениях должна возрасти роль психотехник, использование которых позволит развить и закреплять повышенные способности, помогающие более эффективно действовать в экстремальных ситуациях. Наряду с традиционными методами, использующими элементы индийской йоги, дзенских техник, рукопашной подготовки (при определённом подходе её можно рассматривать как форму динамической медитации) и т. п., будут применяться новейшие разработки. Например, такие как нейро‑лингвистическое программирование (НЛП), остановка внутреннего монолога, дистантное координатное манипулирование.

 

Психофизическая регуляция

 

В практике спецназа старой формации колоссальное значение придавалось развитию наблюдательности. Феномен тренированной наблюдательности до сих пор глубоко не изучен. Известно, что наблюдательность сама по себе представляет комплексную воспринимающую систему, способную самостоятельно синтезировать полученную информацию в правильное боевое решение. Все данные о такой способности человека основаны только на практических наработках.

Практика развития наблюдательности проста.

Упражнение для развития наблюдательности. Инструктор раскладывает на столе различные предметы военного и повседневного назначения, допустим, пистолет, патроны от различного оружия, карандаши, компас, стреляные гильзы, монеты. Это делается так, чтобы обучаемые не видели, что лежит на столе. Разложенные предметы накрывают чем угодно. Затем курсанта подзывают к столу, на несколько секунд показывают разложенные на нем предметы, после чего их снова закрывают. Курсант должен перечислить, что находится на столе. Курсант так и перечисляет: – «Пистолет, патроны, гильзы, компас, карандаш, монеты». Инструктор спрашивает: «Какой номер пистолета, какие патроны от какого оружия, и сколько их, с какими пулями, какие на них потертости и царапины, какие гильзы, от какого оружия и сколько их, куда показывает стрелка компаса, какого цвета и длины карандаш, заточен ли его грифель или обломан, сколько монет и какого они достоинства. Курсант поначалу не может ответить на эти вопросы. Ему дают посмотреть на другие предметы, разложенные в другом порядке, и курсант на сей раз справляется с задачей немного успешнее. Постепенно различных предметов становится все больше, и время показа сокращается. Если учебный процесс заходит в тупик, курсанты получают взыскание в виде наряда вне очереди. После чего учеба идет убыстренными темпами и намного результативнее.

Беспрерывно меняющуюся композицию с различными предметами курсанту показывают справа и слева, но так, чтобы он при этом не поворачивал голову. При этом очень быстро развивается боковое зрение. Затем курсантов разбивают на пары, и они начинают тренировать друг друга. Время показа все время сокращается. Курсанты учатся зрительно «схватывать» и запоминать зрительной памятью любую композицию, из любых предметов, открывшуюся на мгновение в любом месте. Для этого опять же нельзя напрягать зрение, а нужно сконцентрировать активное зрительное внимание.

Затем курсантам на мгновение показывают одну и ту же композицию, в которой что‑то изменено, изъято или добавлено.

После приобретения твердых навыков запоминания и наработки мгновенной зрительной памяти курсантов тренируют на воссоздание криминалистического словесного портрета (сейчас даже криминалисты перестают владеть этой техникой). После чего курсант в состоянии быстро смоделировать любой фоторобот.

Занятия переносятся на природу. Курсантов ведут по дороге строем или везут в машине. По окончании маршрута они обязаны полностью описать виденное – сколько по дороге встречалось километровых и телеграфных столбов, из какого материала, с какими дефектами, подробно описывается ландшафт, растительность, наличие лощин, оврагов, скатов и другого рельефа местности (это тут же сверяется по карте), какая техника, и какие были на ней номера, какие люди и сколько их встречалось по дороге.

По прибытии назад курсанты обязаны были доложить, какие изменения в окружающей обстановке были ими замечены при обратном движении. Впоследствии такие тренировки специально не проводились, но курсанты знали, что их в любой момент могут спросить: «Что ты видел по дороге (допустим, на стрельбище), и что там изменилось, когда вы шли назад?».

Это заставляло курсантов внимательно относиться ко всему, и способность к постоянной наблюдательности становилась очень полезной жизненной и служебной привычкой. Повышенная наблюдательность рано или поздно пробуждает у человека способность мгновенно почувствовать опасные для него изменения в окружающей среде и малейшую фальшь при оперативной работе с живыми людьми.

Боковое (периферическое зрение) – это способность, видя то, что происходит непосредственно перед глазами, одновременно улавливать и то, что происходит сбоку. Тренированное боковое зрение спасло жизнь уже не одному сотруднику спецслужб, работающему в гуще событий оперативно‑боевого характера. Феномен бокового зрения тоже мало изучен. Оно является едва ли не самостоятельной нейрофизиологической системой восприятия и тесно связано с развитием наблюдательности. В боевых столкновениях оперативного плана, проходящих в развалинах, в лесу, на сильно пересеченной местности, когда затаившийся противник внезапно появляется сбоку, выручить может только тренированное боковое зрение. Оно тренируется весьма просто.

Упражнение для развития периферического зрения: Походите «спиной вперед», не поворачивая голову ни вправо, ни влево. Через несколько дней таких тренировок вы заметите, как хорошо вдруг вы стали видеть, пусть и не резко, предметы, явления и изменения обстановки, которые происходят сбоку от вас. И чем больше вы тренируетесь, тем больше расширяется периметрия бокового зрения – вы начнете видеть не только «вбок», но и чуточку назад. По достижении более‑менее определенного результата начните бегать «спиной вперед». Сначала получится неуклюже, потому что вы так раньше не делали, но потом у вас будет получаться также ловко, как и при беге лицом вперед. Разумеется, первоначально такие тренировки надо проводить в безопасных местах, где нет рытвин, столбов и деревьев. Со временем тренирующийся констатирует интересное явление – он начинает чувствовать, есть позади (по ходу движения) какие либо препятствия или нет. Более того, затылком, спиной и всем контуром начинает ощущаться присутствие живого существа за спиной. Это «открывается» тот самый таинственный «третий глаз» – шишковидная железа. Как только вы почувствуете, что «зацепились» за этот феномен, начинайте в движении острием маленького щупа искать на переносице место проекции шишковидной железы. Эмпирически, покалывая переносицу в разных местах, вы сможете вдруг нащупать резко болезненную точку (точка акупунктуры). Осторожно воздействуя на нее легкими покалываниями, вы активизируете шишковидную железу. Эффект «видения затылком» от этого заметно усиливается. Такие манипуляции надо делать очень осторожно.

К сожалению, такой эффект проявляется не у всех. Намного больше шансов прочувствовать его имеют те, кто ранее целенаправленно тренировал обостренный слух, ночное зрение и другие системы восприятия. Когда‑то таким способом открывали «третий глаз» японские ниндзя. Кстати, хождение «спиной назад» происходит почти бесшумно. В прошлом так тренировали личный состав тактической глубинной разведки.

Во все времена и во всех спецслужбах очень ценилась способность просыпаться вовремя без будильника. В такой способности человека просыпаться, в заданное накануне время нет ничего необычного. Внутренние биологические часы существуют у всех живых существ. Но для их проявления необходимо развить чувство времени. Такие тренировки проводятся несложно. Для этого надо иметь любой постоянный источник любого звука. Определите без помощи часов, сколько секунд длился этот постоянный звук. А теперь проверьте себя по секундомеру, заранее включенному. Довольно быстро вы начнете определять время звучания с точностью до 2–3 секунд. По достижении более‑менее реальных результатов выдерживайте период тишины, равный времени звучания. Проверяйте себя по секундомеру. Поменяйте задачу – включите источник звука на заданное мысленно время и выключите его, когда, по вашему мнению, это время истечет. Сверьтесь по секундомеру. Медицинские исследования показывают, что при выполнении таких задач меняются частота пульса, дыхание, и кровяное давление – в организме происходит моделирование времени. В моделировании времени большое значение имеет также скелетная мускулатура, сама по себе обладающая так называемой «темной мышечной памятью», способной отражать время и ориентационное положение в пространстве. Поэтому для вящей пользы тренировок дайте себе установку пройти спокойным шагом какое‑то расстояние за определенный вами промежуток времени. Сверьтесь по запущенному ранее секундомеру. Постепенно натренируйтесь делать все это (и другие работы) в заданный заранее промежуток времени – ни минутой раньше, ни минутой позже. Моделью времени является любой процесс, идущий равномерно. И если у вас хорошо натренирована эта модель, она вовремя проинформирует о своей работе кору головного мозга. И вот тогда вы сможете перед сном задать себе внутреннюю команду проснуться в определенное время, и это у вас получится. Так тренировали немецкие спецслужбы свою агентуру во время II Мировой войны.

Преодоление голода и холода После того, как будет съеден «тревожный» сухой паёк продуктов, взятый из дома, вы сможете обходиться без продуктов питания вообще на протяжении 7–8 дней без ущерба для здоровья и выполнения боевой задачи. Это неоднократно проверено тренировочной и боевой практикой. Но к началу такого голодания вам надо подойти постепенно, (хотя некоторые индивидуумы могут начать голодать «сразу вдруг») в течение двух дней, уменьшая суточный паек сначала наполовину, а затем используя одну его четверть. Но пить надо вволю. И воду для питья использовать только кипяченую и отстоявшуюся. И тогда за эти 7–8 дней с вами ничего не произойдет. Слегка похудеете, и только. Первые 2–3 дня голодания будете испытывать сильный голод, но чтобы такого не было, надо заранее настроить себя на необходимость полного голодания. На 4–5 день вас начнет подташнивать. Это происходить потому, что в прямой кишке начинают всасываться токсичные вещества (индол и скатол). На 6–7 день, а возможно, и раньше чувство голода исчезнет. Запомните: если уже вам пришлось голодать, то нельзя есть ничего. Из режима голодания выходите постепенно, в первый день съешьте четверть обычной нормы, во второй – чуть больше, в третий – половину. А потом – ешьте как обычно. При простудных или гриппозно‑вирусных заболеваниях в боевой обстановке следует резко поголодать двое суток, употребляя для питья только кипяченую воду, и ваш организм сам, без медикаментов, переборет болезнь. Это тоже проверено неоднократно.

Борьба с холодом. Упражнение. Для этого на вдохе напрягите абсолютно все мышцы – шеи, груди, брюшного пресса, спины, конечностей и особенно – пальцев рук и ног. На выдохе «отпустите» это напряжение. Проделайте это на протяжении 10–15 мин и вы почувствуете спасительное тепло. Если вы перемерзли, вам надо восстановить кровообращение и кровоснабжение в легких, для этого на вдохе сожмите пальцы рук и одновременно прогнитесь назад «до упора». На выдохе выпрямляйтесь вперед и «сбрасывайте» напряжение в конечностях (пальцах). Делайте это минут 10–15, пока не пройдет озноб, и вам не станет теплее.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.78.149 (0.039 с.)