Тема 22: Исследование роли гормонов в регуляции адаптации организма к стрессовым факторам. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 22: Исследование роли гормонов в регуляции адаптации организма к стрессовым факторам.



Мотивационная характеристика темы. Знание роли гормонов в регуляции процессов адаптации организма к стрессовым факторам необходимо для понимания протекания различных процессов в организме человека, как в условиях нормы, так и при патологических изменениях, что является необходимым для практической работы врача.

Цель занятия: Знать: 1. Общую характеристику гормонов, регулирующих процессы адаптации организма к стрессовым факторам, механизм их действия. 2. Физиологические основы методов исследования функций гормонов, регулирующих процессы адаптации организма к стрессовым факторам.

ВОПРОСЫ ДЛЯ УСТНОГО И ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ:

1. Понятие о стрессе и стрессовых факторах. Общий адаптационный синдром (Г.Селье).

2. Виды адаптации к действию стрессовых факторов.

3. Роль симпатоадреналовой системы в адаптации.

4. Гормоны мозгового вещества надпочечников, регуляция их секреции, роль в регуляции адаптации организма к стрессовым фаторам.

5. Гормоны коры надпочечников, контуры регуляции их секреции, циркадные ритмы секреции глюкокортикоидов, их влияния и механизмы действия на клетки-мишени.

6. Роль гормонов в регуляции неспецифической адаптации организма к стрессовым факторам.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПИСЬМЕННОГО ОТВЕТА:

1. Дайте определение понятиям: «стресс», «стрессовые факторы».

2. Опишите виды и механизмы адаптации.

3. Опишите фазы общего адаптационного синдрома.

4. Перечислите функции гормонов коркового вещества надпочечников.

5. Укажите основные понятия катехоламинов.

6. Укажите роль гормонов гипофиза, коры надпочечников, щитовидной железы, половых гормонов и ваго-инсулярной систепмы в регуляции неспецифической адаптации организма к стрессовым факторам.

ПРОГРАММА ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА ЗАНЯТИИ:

1. Исследования влияния адреналина на изолированное сердце лягушки с использованием материалов учебного фильма.

2. Исследование влияния удаления надпочечника у крыс на устойчивость к гипоксии с использованием материалов учебного видеофильма.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ УРОВНЯ знаний:

 


1. Какой гормон является представителем глюкокортикоидов?

A. альдостерон

B. прогестерон

C. кортизол

D. тестостерон

E. адреналин

 

2. Гиперпродукция глюкокортикоидов характерна для…

А. базедовой болезни

В. болезни Иценко-Кушинга

С. микседемы

D. акромегалии

Е. карликовости

 

3. Адреналин выделяется в:

А. Мозговом веществе надпочечников

В. Корковом веществе надпочечников

С. Щитовидной железе

D. Околощитовидных железах

Е. Половых железах

 

4. Глюкокортикоиды выделяются в:

А. Мозговом веществе надпочечников

В. Корковом веществе надпочечников

С. Щитовидной железе

D. Околощитовидных железах

Е. Половых железах

 

5. К поизводным аминокислот относят:

А. норадреналин

В. прогестерон

С. тестостерон

D. простагландины

Е. эстрогены

 

6. Под действием адреналина:

А. Повышается артериальное давление

В. увеличивается минутный объем сердца

С. повышается частота сердечных сокращений

D. повышается уровень глюкозы в крови

Е. все ответы верны

 

7. Альдостерон выделяется в:

А. Мозговом веществе надпочечников

В. Корковом веществе надпочечников

С. щитовидной железе

D. Околощитовидных железах

Е. Половых железах

 

8. Альдостерон образуется в следующих органах и обладает следующими свойствами:

А. Выделяется мозговым веществом надпочечников и усиливает клубочковую фильтрацию в почках

В. Выделяется корковым веществом надпочечников и усиливает реабсорбцию натрия в канальцах нефрона.

С. Выделяется мозговым веществом надпочечников и угнетает клубочковую фильтрацию в почках

D. Выделяется корковым веществом надпочечников и угнетает реабсорбцию натрия в канальцах нефрона.

Е. Все ответы верны

 

9. Уровень глюкозы в крови может повышаться под влиянием:

А. инсулина

В. окситоцина

С. глюкокортикоидов

D. паратирина

Е. вазопрессина

 

10. Какой из перечисленных гормонов оказывает противовоспалительное действие?

А. Адреналин

В. Кортизол

С. Инсулин

D. Гистаимин

Е. Альдостерон

 

Ответы: 1.C, 2.В, 3.А, 4.В, 5. А, 6.Е, 7.В, 8. В, 9.С, 10.В.


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ по программе «Крок-1»:


1. В трансплантологии с целью подавления аутоиммуных реакций после пересадки органов обязательным является проведение курса гормонотерапии. Какие гормоны применяются для этих целей?

А. Минералокортикоиды.

B. Глюкокортикоиды.

C. Половые гормоны.

D. Адреналин.

Е. Соматотропный гормон.

 

2. Какая стадия стресса, наступает при силе стрессорного воздействия, превышающая защитные

силы организма?

A. Тревоги

B. Первичного шока

C. Вторичного шока

D. Истощения

E. Повышенной резистентности

 

3. В эндокринологическое отделение поступил больной с характерным бронзовым окрашиванием кожных покровов, особенно, кожи лица, шеи и рук, а также жалобами на снижение аппетита, тошноту, рвоту, повышенную утомляемость при физической нагрузке. Недостаточность функции какой железы внутренней секреции может привести к развитию указанных явлений?

А.Эпифиза.

В. Аденогипофиза.

С. Нейрогипофиза.

D. Коркового вещества надпочечников.

Е. Мозгового вещества надпочечников.

 

4. Какие из нижеперечисленных гормонов вырабатываются в мозговом веществе надпочечников?

А. Катехоламины.

В. Половые стероиды.

С. Йодсодержащие гормоны.

D. Рилизинг-гормоны.

Е. Контринсулярные гормоны.

 

5. В приспособлении организма к стресорным факторам преимущественно принимают участие…

A. Глюкогон, минералкортикоиды

B. Катеколамины, глюкокортикоиды

C. Катехоламины, паратгормон

D.Глюкокортикоиды,тестостерон,эктрогены

E. Половые гормоны

 

6. Какие из нижеперечисленных гормонов вырабатываются в корковом веществе надпочечников?

А. Катехоламины.

В. Половые стероиды.

С. Йодсодержащие гормоны.

D. Рилизинг-гормоны.

Е. Контринсулярные гормоны.

 

7. Производными какой аминокислоты являются катехоламины?

А. Триптофана

B. Тирозина

C. Тиронина

D. Глутамина

Е. Аргинина

 

8. При хроническом психоэмоциональном стрессе значительно снижаются защитные реакции организма против инфекции, что является результатом высокого уровня …?

А. Альдестерона

В. Адреналина

С. Норадреналина

D. Кортизола

Е. Соматотропина

 

9. Адреналин увеличивает частоту сердечных сокращений, что является примером его …

А. Морфогенетического эффекта

В. Метаболического эффекта

С. Кинетического эффекта

D. Корригирующего эффекта

E. Пермиссивного эффекта

10. Какой гормон регулирует выделение глюкокортикоидов?

А. окситоцин

В. соматотропин

С. лютропин

D. кортикотропин

E. пролактин

 

 

Ответы: 1.В, 2. D, 3.E, 4. A, 5.B, 6.B, 7.B, 8.D, 9.В, 10.D.


Ситуационные задачи:

1. После отборочного тура к международному конкурсу бальных танцев были допущены стажеры и танцевальные пары, имевшие опыт выступления на престижных конкурсах. Перед выступлением в обеих группах возрос уровень адреналина, у некоторых из стажеров в 10 раз. Объясните: 1. Какое физиологическое и метаболическое действие оказывает адреналин на органы-мишени? 2. Как изменяется уровень глюкозы в крови при повышении кон­центрации адреналина в крови? 3. Какой процесс протекает в печени при действии адреналина? 4. Как происходит обеспечение энергией сердечной мышцы при сильном эмоциональном стрессе?

2. Пациент перенес в результате бытовой травмы значительную кровопотерю, которая сопровождалась понижением артериального давления крови. Объясните: 1. Действие каких гормонов можно рассматривать как «первую линию защиты» при понижении кровяного давления, вызванного кровопотерей? 2. Какие гормоны способствуют восстановлению объема массы крови на поздних сроках после травмы? 3. Физиологические эффекты какого из двух гормонов — вазопрессина или альдостерона — развиваются на поздних этапах вос­становления уровня кровяного давления?

3. Пациент Н. получает продолжительное лечение кортизолом по поводу воспалительного процесса, обратился к врачу с жалобами на отечность и снижение мышечной массы. При обследовании были вы­явлены дополнительные данные: повышение уровня глюкозы в крови и повышение кровяного давления. Объясните: 1. Вследствие каких изменений в мышцах уменьшилась их масса? 2. Вследствие каких изменений развилась гипергликемия? 3. Каков механизм развития отеков? 4. Каков механизм развития гипертензии?.

4. Рассмотрите графики ритма секреции и концентрации кортизола в крови (рис. А и рис. Б) у пациентов, ведущих здоровый образ жизни и у людей с нарушенными ритмами сна и отдыха, режимом питания, имеющих стрессорные нагрузки. Объясните: 1. Какой из графиков отражает нарушение секреции кортизола? 2. Какие факторы влияют на ритм секреции кортизола? 3. Каков физиологический суточный ритм секреции кортизола и максимальный уровень его в крови в течение суток?

5. В опыте наблюдали и регистрировали сокращения сердца и матки беременной крысы. После введения адреналина на кимограмме выявили изменения амплитуды мышечных сокращений. Объясните: 1. С какими рецепторами взаимодействует адреналин в миометрии и миокарде? 2. Как изменилась сила сокращений сердца и матки?

6. Какой гормон оказывает следующие эффекты: влияние на рост, участвует в реакциях адаптации при наличии стресса, участ­вует в формировании иммунокомпетентных органов? Объясните его механизм действия. Нарисуйте схему его взаимодействия с клетками органов-мишеней.

7. С действием какого гормона связаны следующие эффек­ты: расширение зрачка, гипертензия, усиление работы сердца, ги­пергликемия, повышение энергетики мышечного сокращения, уменьшение моторики кишечника? Объясните механизм действия этого гормона. Нарисуйте схему его взаимодействия с клетками органов-мишеней.

8. Объясните, развитие какого процесса представлено на данной схеме: стадия тревоги -? - стадия истощения. Добавьте недостающее звено.

9. Добавьте недостающие звенья в схему процессов, про­исходящих при стрессе: Раздражение рецепторов – гипоталамус -? - гипофиз -? – надпочечник -?- адаптивные реакции. Объясните свой ответ.

Ситуационные задачи:

1. 1. Энергомобилизирующее, адаптационно-трофическое. Стимулирует гликолиз, липолиз, вызывает перераспределение кровотока к скелетной мускулатуре, активирует дыхание. 2. Повышается. 3. Распад гликогена, высвобождение глюкозы из печени в кров. 4. За счет запасов гликогена в миокарде, высвобождения глюкозы при его распаде под влиянием адреналина через возбуждение бета-адренорецепторов миокарда.

2. 1.Ими являются адреналин, вазопрессин. 2. Рснин-ангиотензин-альдостероновая система, эритропоэтин. 3. Это альдостерон — стероидный гормон, его эффекты проявля­ются через несколько дней после включения ренин-ангиотензинового механизма.

3. Осложнения после длительного приема кортизола вызваны тем, что: 1. Кортизол вызывает распад белков и угнетение их синтеза в мышцах. 2. Кортизол также стимулирует распад жира и стимулирует обра­зование глюкозы из аминокислот и продуктов липолиза в про­цессах глюконеогенеза. Поступление глюкозы в кровь приводит к гипергликемии. 3. Отеки связаны с альдостеронподобным действием кортизола на реабсорбцию натрия в почечных канальцах и последующим уве­личением объема межклеточной жидкости. 4. Гипертензия развивается вторично, вследствие повышенной реабсорбции воды в кровь и увеличения объема массы крови.

4. 1. График Б. 2. К ним относят: нарушение цикла «сон—бодрствование», напряженный и неупорядоченный режим труда (ночные смены и др.), эмоциональные нагрузки, нарушения режима питания. 3. Уровень кортизола в крови в течение суток колеблется в соответствии с циркадианными ритмами секреции гормона. Максимальная концентрация гормона отмечена в утренние часы (6—8 ч утра).

5. 1. В миометрии - с бета2-адренорецепторами, а в миокарде — с бета1- адренорецепторами. 2. Сила сокращений сердца увеличивается, а матки — уменьша­ется.

6.: Гормон вилочковой железы — тимозин.

7. эти эффекты связаны с действием адреналина.

8. схема развития общего адаптационного синдрома (стресс-реакции по Г. Селье): стадия тревоги — стадия резистентности — стадия истощения.

9. Раздражение рецепторов – гипоталамус - релизинг-фактор - гипофиз - АКТГ – надпочечник - глюкокортикоиды - адаптивные реакции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 660; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.253.170 (0.041 с.)