Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика исследования роли мозжечка в поддержании мышечного тонуса, координации и синергии движений у человекаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Для работы необходим ы: перкуссионный молоток, стул. Объект исследования – человек. Проведение работы: Проведение проб рекомендуется проводить на нескольких испытуемых, поскольку в этом случае будет заметна разница выраженности индивидуальных рефлекторных реакций. Каждую из проб экспериментатор проводит с обеих сторон и отмечает его выраженность и симметричность. Пальценосовая проба. Исследуемому дается задание вытянуть перед собой руки и 2-3 раза попасть указательным пальцем в кончик своего носа. Затем исследуемый закрывает глаза и повторяет задание. Отмечают четкость выполнеия пробы с закрытыми глазами. При мозжечковых расстройствах обнаруживается интенционное дрожание (тремор), усиливающийся в конце движенпия (см. рис). Проба на координацию работы мышц-антагонистов. Испытуемому предлагается вытянуть перед собой руки ладонями кверху с разведенными пальцами. Затем дается задание быстро совершать попеременно противоположные движения – пронацию и супинацию кистей. При мозжечковых расстройствах наблюдаются неловкие, неправильные движения во время ротации кистей (адиодохокинез). Проба Стюарта-Холма (обратного толчка). Испытуемому предлагается согнуть руки в локтевых суставах перед собой, в чем ему оказывается сопротивление со стороны испытующего. При внезапном прекращении сопротивления рука испытуемого, при наличии мозжечкового расстройства, с силой ударяет в грудь. В норме этого не происходит, так как активизируются мышцы-антагонисты (разгибатели плеча, что приводит к образованию «обратного толчка» и предотвращению удара. Проба показания (мимопопадания). Испытуемому предлагается 2-3 раза попасть указательным пальцем в поставленный перед ним палец исследующего или в молоточек. После этого исследуемому предлагается закрыть глаза и продолжить то же задание. Отмечают четкость выполнения пробы с закрытыми глазами. При мозжечковых расстройствах, со стороны поражения отмечается промахивание мимо цели (дисметрия), чаще кнаружи. Проба Бабинского на асинергию. Испытуемый находится в горизонтальном положении на жесткой основе. Испытуемому предлагается скрестить руки на груди и сесть. При наличии асинергии во время выполнения задания происходит сочетанное со сгибанием туловища сгибание одной или обеих ног в зависимости от стороны поражения (flexion combineе). Оформление результатов и их оценка: Результаты эксперимента рекомендуется оформить в виде таблицы:
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ УРОВНЯ знаний
У больного диагностировали опухоль мозжечка. Удаление опухоли и мозжечка сопровождалось нарушением двигательных функций, но через некоторое время двигательные нарушения исчезли. Какой отдел мозга принял участие в компенсации этих нарушений? А. Кора больших полушарий В. Промежуточный мозг С. Средний мозг D. Продолговатый мозг Е. Спинной мозг.
2. Какие функции принадлежат базальным ядрам? А. Иннервация интрафузальных мышечных волокон В. Программирование движений, регуляция позы, выделение гормонов С. Программирование движений, регуляция позы и пластического тонуса мышц D. Обработка зрительной информации перед поступлением ее в кору E. Все ответы верны
3. У больного наблюдали затруднение начала движения, маскообразное лицо, тремор покоя. Установлено, что указанные симптомы связаны с ослаблением влияния черной субстанции на полосатое тело. С какими медиаторными системами связано данное нарушение? A. Пептидэргическими B. Адренэргическими C. Холинэргическими D. Дофаминэргическими E. Серотонинэргическими
4. В результате нейроинфекции у больного появился симптом мозжечковой дисфункции, который сопровождается нарушением амплитуды движений. Назовите этот симптом. А. Атаксия В. Дисметрия С. Астазия D. Дизартрия Е. Дистония.
5. У больного наблюдается гипокинезия и тремор покоя. Какой отдел ЦНС поражен? А. Паллидум и черная субстанция В. Стриатум, паллидум С. Черная субстанция, мозжечок D. Стриатум, черная субстанция, мозжечок Е. Паллидум, мозжечок
6. У пациента после травмы возникли паралич и нарушения болевой чувствительности справа; слева параличи отсутствуют, но нарушена болевая и температурная чувствительность. Какая причина этого явления? А. Повреждение среднего мозга В. Повреждение мозжечка С. Одностороннее повреждение спинного мозга с правой стороны D. Повреждение ствола мозга Е. Повреждение двигательной зоны коры головного мозга.
7. Адиадохокинез - это А. Распад программы простого движения (отсутствие плавности движений) В. Расстройство равномерности движений С. Утрата способности к длительному сокращению мышц D. Замедление реакций при смене одного типа движений на прямопротивоположное Е. Расстройство соразмерности движений
8. Атаксия - это А. Ослабление мышечного тонуса В. Мышечная слабость и быстрая утомляемость мышц С. Нарушение координации движений D. Утрата способности к длительному сокращению мышц Е. Расстройство равномерности движений
9. В коре мозжечка… А. Корзинчатые клетки – возбуждающие, все остальные тормозные В. Все клетки являются тормозными С. Клетки зерна – возбуждающие, все остальные тормозные D. Все клетки являются возбуждающими Е. Грушевидные клетки – возбуждающие, все остальные тормозные
10. При повреждении мозжечка не наблюдается... A. Нарушения координации движений B. Нарушения коленного рефлекса C. Изменения мышечного тонуса D. Вегетативных расстройств E. Потери сознания
Ответы: 1-A, 2-C, 3-D, 4-B., 5-А, 6-C, 7-D, 8-C, 9-C, 10-E.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ по программе «Крок-1»: 1. Дисметрия – это… А. Замедление реакции при смене одного типа движения на прямо противоположное B. Расстройство соразмерности движений C. Отсутствие плавности движений D. Непроизвольное повышение мышечного тонуса Е. Утрата способности к длительному сокращению мышц
2. У больного обнаружено нарушение пальценосовой пробы. Функция какой структуры при этом нарушена? A. Продолговатого мозга B. Переднего мозга C. Ретикулярная формация D. Среднего мозга E. Мозжечка
3.У больного наблюдается спонная дрожь разных частей тела, как в покое, так и во время свободного движения. Что может быть причиной этого явления? А. Нарушение функций среднего мозга B. Нарушение функций базальных ганглиев C. Нарушение функции мозжечка D. Нарушение нервно-мышечной передачи E. Нарушение двигательной функции коры
4. Студент проходит испытание на вращающемся кресле. После остановки кресла наблюдаются движения глаз-нистагм. Какой из отделов ЦНС, наиболее вероятно, принимает участие в формировании такой рефлекторной реакции? А. Кора больших полушарий В. Мозжечок С. Спинной мозг D. Продолговатый мозг Е. Промежуточный мозг
5. В эксперименте после перерезки мозга у животного не поддерживалась температура тела, передвижение было не возможно, преобладал тонус мышц-разгибателей. Дыхание и нормальное АД сохранялось. На каком уровне была произведена перерезка? A. Между промежуточным и передним B. Между задним и средним C. Между средним и промежуточным мозгом D. Между спинным и продолговатым E. Между полушариями
6. Мозжечок принимает участе в активации флексорных мотонейронов путем возбуждения … A. Красных ядер и ретикулярной формации B. Вестибулярных ядер и ретикулярной формации C. Таламуса и ретикулярной формации D. Таламуса и черной субстанции Е. Вестибулярных ядер и черной субстанции
7. Какой отдел ЦНС у человека поражен, если наблюдается восковидная ригидность, тремор покоя и гипокинезия? A. Стриатум B. Паллидум C. Черная субстанция D. Ретикулярная формация E. Мозжечок
8. Астения - это… А. Ослабления мышечного тонуса B. Утрата способности к длительному cокращению мышц C. Мышечная слабость и быстрая утомляемость мышц D. Нарушение координации движений E. Расстройство соразмерности движений
9. Асинергия – это… A. Замедление реакции при смене одного типа движений на прямо противоположное B. Отсутствие плавности движения C. Расстройство равномерности движения D. Утрата способности к длительному сокращению мышц Е. Нарушение координации движений
10. У пациента развились нарушения двигательной активности: тремор, атаксия и ассинергия движений. Где наиболее вероятен очаг повреждений? А. Лимбическая система В. Таламус C. Мозжечок D. Спинной мозг E. Ретикулярная формация
Ответы: 1-B. 2-E. 3-B. 4-В. 5-C. 6-А. 7-В. 8-C. 9-B. 10-C. Ситуационные задачи 1. У собаки два месяца тому назад удален мозжечок. Объясните, какие симптомы нарушения двигательной функции Вы можете обнаружить у этого животного и почему? 2. Вэксперименте на кролике электрическое раздражение гипоталамуса, таламуса и ретикулярной формации вызывает характерные изменения электрической активности коры головного мозга. Объясните: 1) В чем состоят эти изменения при раздражении гипоталамуса? 2) Таламуса? 3) Ретикулярной формации? 3. Вэксперименте у собаки проведено полное удаление мозжечка. Объясните: 1) какие нарушения поведения наблюдаются при этом у животного? 2) какие функции выполняет мозжечок? 3) с какими структурами мозга связан мозжечок, и какое функциональное значение имеют эти связи? ответы к Ситуационным задачам 1. После удаления мозжечка наблюдается атония, астения, атаксия, астазия, дизэквилибрация. 2. 1) при раздражении гипоталамуса наблюдается ограниченная реакция активации ЭЭГ в передних отделах коры головного мозга. 2) при раздражении таламуса — в первичных сенсорных проекционных зонах. 3)при раздражении ретикулярной системы — генерализованная активация во всех отделах коры. В естественных условиях активация гипоталамуса отражает возникновение мотивационного возбуждения, таламуса — приход возбуждений от рецепторов органов чувств, ретикулярной формации — восходящие активирующие влияния, имеющие мотивацион-ную окраску. 3. 1) Абазия, атония, атаксия, астазия, астения. 2) Формирование программы движения, контроль выполнения движения, коррекция нарушения движения, вегетативное обеспечение движения. 3) Через верхние ножки мозжечок получает информацию из ассоциативных областей коры о цели действия, через нижние (из спинного мозга — о состоянии опорно-двигательного аппарата (положение тела и конечностей), через средние — команды от мозжечка к ядрам ствола мозга и к двигательной коре больших полушарий.
|
|||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 519; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.9.168 (0.011 с.) |