Тема. исследование памяти. Виды и механизмы памяти. роль пептидов в регуляции механизмов памяти и обучения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема. исследование памяти. Виды и механизмы памяти. роль пептидов в регуляции механизмов памяти и обучения.



Мотивационная характеристика темы. Знание физиологии слухового и вестибулярного анализатораи умение проводить простые клинические методы его исследования позволяют врачу дифференцировать физиологические и патологические явления, связанные с функционированием слуховой и вестибулярной системы.

Цели занятия: знать – 1) механизмы воспрития, проведения и анализв параметров раздражения слухового и вестибулярного раздражения; 2) физиологические основы клинических способов исследования функционального состояния слуховой и вестибулярной сенсорной системы.

ВОПРОСЫ ДЛЯ УСТНОГО И ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ:

1. Память и ее значение в формировании приспособительных реакций.

2. Виды памяти. Сенсорная память. Кратковременная и долговременная память. 3.Современные представления о механизмах памяти.

3. Нейромедиаторные механизмы памяти.

4. Межнейрональные взаимодействия в процессе запоминания.

5. Роль отдельных структур мозга в процессах запечатленияи воспроизведения информации.

6. Воспоминание и забывание.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПИСЬМЕННОГО ОТВЕТА:

1. Опишите механизмы памяти.

2. Опишите виды памяти.

3. Объясните понятие «мозговой аппарат памяти».

4. Опишите нарушения памяти.

5. Опишите механизмы кратковременной и долговременной памяти.

6. Перечислите нейромедиаторы, которые улучшают процессы памяти.

ПРОГРАММА ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА ЗАНЯТИИ.

4. Изучение типов памяти у человек.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ УРОВНЯ знаний:


1. Человек не в состоянии запомнить и повторить информацию, которую только что воспринял. Нарушение, какой разновидности памяти характерно для данной симптоматики?

A. Сенсорной

B. Вторичной

C. Первичной

D. Третичной

E. Механической

 

2. К врачу обратился человек с жалобами на плохое запоминание новой информации. Какие отделы мозга, по всей видимости, затронули функциональные нарушения?

A. Гипотоламус

B. Черное вещество

C. Гиппокамп

D. Передние отделы коры больших полушарий

E. Красное ядро

 

3. К врачу обратился человек с жалобами на плохое запоминание новой информации. Нарушение функционирования, каких нейромедиаторных систем объясняет описанную симптоматику?

A. Серотонинергичных

B. Холинергичных

C. Адренергичных

D. Глутаматергичных

E. ГАМК-ергичных

 

4. В чем состоят влияния опиоидных пептидов на процессы памяти и обучение?

A. В забывании прежде выбранных привычек

B. В улучшении формирования новых условных рефлексов

C. В ухудшении формирования новых условных рефлексов

D. В увеличении времени сохранения энграми в первичной памяти

E. В увеличении времени сохранение енграми в вторичной памяти

 

5. После тяжелейшей катастрофы больной не мог учиться, не мог сохранять в памяти то, что узнавал по фотографиям. Память на события, которые состоялись в катастрофе, была целиком сохранена. Какой отдел головного мозга был поврежден?

A. Медиальная височная область

B. Гиппокамп

C. Мозжечок

D. Специфические ядра таламуса

E. Неспецифические ядра таламуса

 

6. Пятилетний ребенок с бабушкой впервые посетил родственников, которые жили в другом селе. По возвращению домой на вопрос о поездке бабушка рассказывала о семейных делах, а ребенок описывал вид жилья родственников, погоду. Почему у бабушки и ребенка были разные впечатления от одного события?

A. У детей лучше образная память, чем в пожилом возрасте

B. В пожилом возрасте повышена способность к запредельному торможению, чем у детей

C. В пожилом возрасте ниже уровень внимания, чем у детей

D. У детей лучше функция анализаторных систем, чем у взрослых

E. У детей активнее аналитико-синтетическая деятельность, чем в пожилом возрасте

 

7. При исследовании памяти человека было легче запомнить геометрические фигуры, чем словосочетания. Какой полушарие у этого человека является ведущим и какая система в действительности имеет более высокий уровень функционирования?

A. Правое, 1 сигнальная система

B. Правое, 2 сигнальная система

C. Левое, 1 сигнальная система

D. Левое, 2 сигнальная система

E. Оба полушария, обе системы

 

8. При исследовании памяти на протяжении нескольких секунд обследуемому показывали геометрические фигуры. Во время показа в комнату зашел посторонний человек, и что-то громко сказал. В конце эксперимента обследуемый не смог отобразить по памяти нужные фигуры. Какой сработал механизм забывания информации?

A. Забывание путем стирания или разрушения

B. Забывание при длительном не использовании

C. Забывание при замене старой информации

D. Забывание не происходит

E. Забывание путем отвлечения

 

9. При исследовании памяти человека на протяжении доли секунды показывали яркий объект. Еще 150 мс она сохраняла его в памяти. Какой вид памяти исследовался?

A. Первичная

B. Вторичная

C. Третичная

D. Кратковременная

E. Сенсорная

 

10. При исследовании памяти человека на протяжении доли секунды показывали яркий объект. Еще 150 мс она сохраняла его в памяти, после чего забывал. Какой механизм забывания?

A. Забывание при замене старой информации

B. Забывание при длительном не использовании

C. Забывание не происходит

D. Забывание путем стирания или разрушения

E. Забывание путем отвлечения

 

Ответы: 1-A., 2-C., 3-B., 4-E., 5-B., 6-A., 7-A., 8-E., 9-E., 10-D.

 


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ УРОВНЯ знаний по программе «Крок»:


1. Сколько времени хранится информация в первичной памяти?

A. Несколько миллисекунд

B. Секунды-минуты

C. Часы-дни

D. До 1-го года

E. Несколько лет

 

2. Сколько времени хранится информация во вторичной памяти?

A. Минуты-часы

B. Часы-дни

C. Дни-месяцы-годы

D. Десятки лет

E. Всю жизнь

 

3. Какая из ниже перечисленных структур имеет наибольшее значение в процессах формирования памяти?

A. Четверохолмие среднего мозга

B. Миндалевидное тело

C. Гипоталамус

D. Мозолистое тело

E. Гиппокамп

 

4. Какой примерно процент осознаваемой информации откладывается в долговременной памяти в процессе жизнедеятельности человека?

A. 10%

B. 20%

C. 50%

D. 100%

E. 1%

 

5. Консолидация – это…

A. Закрепление информации в сенсорной памяти

B. Переход информации из кратковременной памяти в долговременную

C. Закрепление информации в первичной памяти

D. Переход информации из осознаваемой памяти в неосознаваемую

E. Закрепление информации во вторичной памяти

 

6. При исследовании памяти человека на протяжении доли секунды показывали яркий объект. Еще 150 мс она сохраняла его в памяти. Какой процесс в ЦНС обеспечивал сохранение информации?

A. Реверберация возбуждения

B. Иррадиация возбуждения

C. Дивергенция возбуждения

D. Конвергенция возбуждения

E. Мультипликация возбуждения

 

7. При исследовании памяти на протяжении нескольких секунд обследуемому показывали определенное количество геометрических фигур, после чего он должен был их отобразить по памяти. Какой вид памяти при этом исследовали?

A. Сенсорную

B. Вторичную

C. Первичную

D. Третичную

E. Кратковременную

 

8. К невропатологу обратился больной с жалобой на плохую память. Причем он хорошо помнит прошлое, но совсем не может усваивать новую информацию. Какой процесс памяти нарушен?

A. Сохранение

B. Узнавание

C. Консолидация

D. Воспроизведение

E. Запечатлении

 

9. Больной правша после инсульта с затруднением произносит слова, однако, понимание речи, чтение и письмо не нарушены. Какие отделы головного мозга, по всей видимости, поражены у данного больного?

A. Височная доля левого полушария

B. Лобная доля левого полушария

C. Височная доля правого полушария

D. Лобная доля правого полушария

E. Затылочная доля левого полушария

 

10. Какой механизм лежит в основе формирования долговременной памяти?

A. Возникновение доминантного очага в коре

B. Активация синтеза макромолекул (белка, ДНК, РНК)

C. Циркуляция импульсов по замкнутым цепям нейронов

D. Реципрокное торможение

E. Процессы иррадиации

 

Ответы: 1-B., 2-C., 3-E., 4-E., 5-B., 6-A., 7-C., 8-C., 9-B., 10-B.

 


Ситуационные задачи:

1. Некоторые люди при подготовке доклада, лекции, публичного выступления предпочитают проговаривать текст вслух. Другие произносят текст про себя, но при этом ходят по комнате. Чем можно объяснить такие различия в поведении с физиологических позиций? Ответ: Есть разные виды памяти. Они классифицируются по различным признакам, в частности, по модальности воздействия – зрительное, слуховое, кинестетическое. Одни люди лучше запоминают то, что увидели, другие – то, что услышали, а третьи – то, что было связано с какими-то движениями тела. Этим и объясняется их различное поведение. В соответствии с этим одному ученику лучше всего показать, другому – рассказать, а третьему – дать что-то сделать руками.

2. Электроконвульсивный шок вызывает у животного ретроградную амнезию. Оно забывает ранее выработанный навык. Подобным же действием обладают некоторые препараты. Как, используя какое-либо из этих средств, определить продолжительность кратковременной памяти? Ответ: Исходя из сущности кратковременной памяти, нужно определить время, необходимое для того, чтобы следы восприятий, оставшиеся после каких-либо воздействий, были переведены в долгосрочную память. Образно говоря, это время, необходимое для того, чтобы книга, которая находится у нас в руках, была поставлена на полку, где она будет долго храниться и перечитываться по мере надобности. Для определения этого времени будем вызывать шок или вводить препарат через короткие промежутки времени – 2, 5, 10, 20, 30 секунд после первой реализации вырабатываемого навыка (например, вскакивание крысы на специальную полочку после сигнала болевого воздействия). Далее следует найти то максимальное время, после которого воздействие еще приводит к забыванию навыка. Это и есть продолжительность краткосрочной памяти. Свыше этого времени амнезия не возникает, так как соответствующая информация уже передана в долгосрочную память.

3. Больной правша, не помнит названий предметов, но правильное описание их назначения. Объясните, какая область головного мозга у этого человека поражена? Ответ: Поражена левая височная область, в которой находится сенсорный центр речи (поле 38 - 39 по Бродману).

4. В результате автомобильной аварии водитель получил травму головы и потерял возможность воспроизвести свое прошлое (ретроградная амнезия). Объясните, функция какого полушария у него нарушена. Ответ: Скорее всего, правого, так как считается, что следы прошлых событий хранятся преимущественно в правом полушарии.

5. После дачи наркоза человек не помнит информации, которая ему была предложена до наркоза. Объясните, в пользу какой теории кратковременной памяти свидетельствует этот факт? Ответ: Данный факт свидетельствует в пользу теории реверберации - циркуляции импульсов в замкнутых нейронных сетях.

6. Объясните, могут ли у слепого от рождения человека возникать зрительные образы во время сна? Ответ: Нет, сновидения слепых строятся на основе тех ощуще­ний, которые они получали при бодрствовании

7. Назовите какие из перечисленных веществ являются носителями памяти: адреналин, норадреналин, ДНК, РНК, вазопрессин, гидрокортизон, гистамин, фосфодиопсин, серотонин, фобин, NS-1,УР-330. Ответ: Носителями памяти являются: ДНК, РНК, амелотин, фосфодиопсин, скотофобин.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 713; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.51.235 (0.044 с.)