Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема памяти в психологии.
Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении,сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможнымего повторное использование в деятельности. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим. Память — основа психической деятельности Образы предметов или процессов реальной действительности, которые мывоспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называютсяпредставлениями. Историки утверждают, что персидский царь Кир, Александр Македонский иЮлий Цезарь знали в лицо и по имени всех своих солдат, а количество солдату каждого превышало 30 тысяч человек. Академик А. Ф. Иоффе по памяти знал таблицу логарифмов. Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мызнаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять впамяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Человек,лишенный памяти, как указывал И. М. Сеченов, вечно находился бы в положенииноворожденного, был бы существом, не способным ничему научиться, ничемовладеть, и его действия определялись бы только инстинктами. Памятьсоздает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чегонемыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность. Человекзапоминает наиболее прочно те факты, события и явления, которые имеют длянего, для его деятельности особенно важное значение. И наоборот, все то,что для человека малозначимо, запоминается значительно хуже и быстреезабывается. Большое значение при запоминании имеют устойчивые интересы,характеризующие личность. Все, что в окружающей жизни связано с этимиустойчивыми интересами, запоминается лучше, чем то, что с ними не связано. Образы предметов и явлений, которые возникают в мозгу в результатевоздействия их на анализаторы, не исчезают бесследно после прекращенияэтого воздействия. Образы сохраняются и в отсутствие этих предметов иявлений в виде так называемых представлении памяти. Представления памяти —это образы тех предметов или явлений, которые мы воспринимали раньше, асейчас воспроизводим мысленно. Представления могут быть зрительные,слуховые, обонятельные, вкусовые и осязательные Память — это отражение опыта человека путем запоминания, сохранения ивоспроизведения. На запоминание сильно влияет эмоциональное отношение человека к тому, чтозапоминается. Все то, что вызывает у человека яркую эмоциональную реакцию,откладывает глубокий след в сознании и запоминается прочно и надолго. Продуктивность памяти во многом зависит и от волевых качеств человека.Таким образом, память связана с особенностями личности. Человек сознательнорегулирует процессы своей памяти и управляет ими, исходя из тех целей изадач, которые ставит в своей деятельности. Память участвует уже в акте восприятия, так как без узнавания восприятиеневозможно. Но память выступает и в качестве самостоятельного психическогопроцесса, не связанного с восприятием, когда предмет воспроизводится вотсутствие его. История изучения памяти Изучение памяти явилось одним из первых разделов психологической науки,где был применен экспериментальный метод. Еще в 80-х гг. XIX в. немецкийпсихолог Г. Эббингауз предложил прием, с помощью которого было возможноизучить законы «чистой» памяти, независимые от деятельности мышления. Этотприем — заучивание бессмысленных слогов. В результате он вывел основныекривые заучивания (запоминания) материала и выявил ряд особенностейпроявления механизмов ассоциаций. Так, он установил, что сравнительнопростые, но произведшие на человека сильное впечатление события могутзапоминаться сразу, прочно и надолго. В то же время более сложные, нонамного более интересные события человек может переживать десятки раз, но впамяти они надолго не остаются. Г. Эббингауз также установил, что припристальном вниманию к событию бывает достаточно его однократногопереживания, чтобы в дальнейшем точно его воспроизвести. Другой выводсостоял в том, что при запоминании длинного ряда лучше воспроизводитсяматериал, находящийся ни концах («эффект края»). Одним из самых важныхдостижений Г. Эббингауза было открытие закона забывания. Данный закон былим выведен на основе опытов с запоминанием бессмысленных трехбуквенныхслогов. В ходе опытов было установлено, что после первого безошибочногоповторения серии таких слогов забывание идет вначале очень быстро. Уже втечение первого часа забывается до 60% полученной информации, а через шестьдней в памяти остается менее 20% от общего числа первоначально выученныхслогов. Помимо теории ассоциаций существовали и другие теории, рассматривающиепроблему памяти. Так, на смену ассоциативной теории пришла гештальттеория.Исходным понятием в данной теории была не ассоциация предметов или явлений,а их изначальная, целостная организация — гештальт. «Гештальт» в периоде нарусский язык означает «целое», «структура», «система». Этот термин былпредложен представителями направления, возникшего в Германии в первой третиXX в. В рамках этого направления была выдвинута программа изучения психикис точки зрения целости структур (гештальтов), поэтому данное направление впсихологической науке стало называться гештальтпсихологией. Основнойпостулат данного направления гласит, что системная организация целогоопределяет свойства и функции образующих его частей. Поэтому, исследуяпамять, сторонники данной теории исходили из того, что и при запоминании ипри воспроизведении материал выступает в виде целостной структуры, а несложившегося на ассоциативной основе случайного набора элементов.Однако, несмотря на определенные успехи и достижении, гештальтпсихология не смогла датьобоснованный ответ на самые важные вопросы исследования памяти, а именно навопрос о ее происхождении. Не смогли ответить на этот вопрос ипредставители других направлений: бихевиоризма и психоанализа. Представители бихевиоризма по своим взглядам оказались очень близки кассоционистам. Единственное различие заключалось в том, что бихевиористыподчеркивали роль подкрепления в запоминании материала. Они исходили изутверждения, что для успешного запоминания необходимо подкрепить процессзапоминания каким-либо стимулом. Заслугой представителей психоанализа является то, что они выявили рольэмоций, мотивов и потребностей в запоминании и забывании. Так, ими былоустановлено, что наиболее легко в нашей памяти воспроизводятся события,имеющие положительную эмоциональную окраску, и наоборот, негативные событиябыстро забываются. Примерно в это же время, т. е. в начале XX в., возникает смысловая теорияпамяти. Представители этой теории утверждали, что работа соответствующихпроцессов находится в прямой зависимости от наличия или отсутствиясмысловых связей, объединяющих запоминаемый материал в более или менееобширные смысловые структуры. Наиболее яркими представителями данногонаправления были А. Бине и К. Бюлер, доказавшие, что на первый план призапоминании и воспроизведении выдвигается смысловое содержание материала. Особое место в исследованиях памяти занимает проблема изучения высшихпроизвольных и сознательных форм памяти. Впервые систематическое изучение высших форм памяти у детей провелвыдающийся психолог Л. С. Выготский, который в конце 1920-х годов показал, что высшие формы памяти являются сложной формой психической деятельности, социальнойпо своему происхождению. В рамках предложенной Выготским теориипроисхождения высших психических функций были выделены этапы фило- ионтогенетического развития памяти, включая произвольную и непроизвольную, атакже непосредственную и опосредованную память Исследования Л. Л. Смирнова и П. И. Зинченко, проводимые с позициипсихологической теории деятельности, позволили раскрыть законы памяти какосмысленной человеческой деятельности, установили зависимость запоминанияот поставленной задачи и выделили основные приемы запоминания сложногоматериала. Например, Смирнов установил, что действия запоминаются лучше,чем мысли, а среди действий, в свою очередь, прочнее запоминаются те,которые связаны с преодолением препятствий. Несмотря на реальные успехи психологических исследований памяти,физиологический механизм запечатления следов и природа самой памятиполностью не изучены. В последние 30 лет были проведены исследования, которые показали, чтозапечатление, сохранение и воспроизведение следов связаны с глубокимибиохимическими процессами, в частности с модификацией РНК, и что следыпамяти можно переносить гуморальным, биохимическим путем. Началисьинтенсивные исследования так называемых процессов «реверберациивозбуждения», которые стали рассматриваться как физиологический субстратпамяти. Появилась целая система исследований, в которой внимательноизучался процесс постепенного закрепления (консолидации) следов. Крометого, появились исследования, в которых была предпринята попытка выделитьобласти мозга, необходимые для сохранения следов, и неврологическиемеханизмы, лежащие в основе запоминания и забывания. Сегодня существует много подходов к изучению процессов памяти. Вцелом их можно считать разноуровневыми, ибо существуют теории памяти,изучающие эту сложнейшую систему психической деятельности напсихологическом, физиологическом, нейронном и биохимическом уровнях. И чемсложнее изучаемая система памяти, тем, естественно, сложнее теория,пытающаяся найти механизм, лежащий в ее основе.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 593; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.156.140 (0.005 с.) |