Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Проблема памяти в психологии.
Похожие статьи вашей тематики
Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении,сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможнымего повторное использование в деятельности. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим. Память — основа психической деятельности Образы предметов или процессов реальной действительности, которые мывоспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называютсяпредставлениями. Историки утверждают, что персидский царь Кир, Александр Македонский иЮлий Цезарь знали в лицо и по имени всех своих солдат, а количество солдату каждого превышало 30 тысяч человек. Академик А. Ф. Иоффе по памяти знал таблицу логарифмов. Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мызнаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять впамяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Человек,лишенный памяти, как указывал И. М. Сеченов, вечно находился бы в положенииноворожденного, был бы существом, не способным ничему научиться, ничемовладеть, и его действия определялись бы только инстинктами. Памятьсоздает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чегонемыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность. Человекзапоминает наиболее прочно те факты, события и явления, которые имеют длянего, для его деятельности особенно важное значение. И наоборот, все то,что для человека малозначимо, запоминается значительно хуже и быстреезабывается. Большое значение при запоминании имеют устойчивые интересы,характеризующие личность. Все, что в окружающей жизни связано с этимиустойчивыми интересами, запоминается лучше, чем то, что с ними не связано. Образы предметов и явлений, которые возникают в мозгу в результатевоздействия их на анализаторы, не исчезают бесследно после прекращенияэтого воздействия. Образы сохраняются и в отсутствие этих предметов иявлений в виде так называемых представлении памяти. Представления памяти —это образы тех предметов или явлений, которые мы воспринимали раньше, асейчас воспроизводим мысленно. Представления могут быть зрительные,слуховые, обонятельные, вкусовые и осязательные Память — это отражение опыта человека путем запоминания, сохранения ивоспроизведения. На запоминание сильно влияет эмоциональное отношение человека к тому, чтозапоминается. Все то, что вызывает у человека яркую эмоциональную реакцию,откладывает глубокий след в сознании и запоминается прочно и надолго. Продуктивность памяти во многом зависит и от волевых качеств человека.Таким образом, память связана с особенностями личности. Человек сознательнорегулирует процессы своей памяти и управляет ими, исходя из тех целей изадач, которые ставит в своей деятельности. Память участвует уже в акте восприятия, так как без узнавания восприятиеневозможно. Но память выступает и в качестве самостоятельного психическогопроцесса, не связанного с восприятием, когда предмет воспроизводится вотсутствие его. История изучения памяти Изучение памяти явилось одним из первых разделов психологической науки,где был применен экспериментальный метод. Еще в 80-х гг. XIX в. немецкийпсихолог Г. Эббингауз предложил прием, с помощью которого было возможноизучить законы «чистой» памяти, независимые от деятельности мышления. Этотприем — заучивание бессмысленных слогов. В результате он вывел основныекривые заучивания (запоминания) материала и выявил ряд особенностейпроявления механизмов ассоциаций. Так, он установил, что сравнительнопростые, но произведшие на человека сильное впечатление события могутзапоминаться сразу, прочно и надолго. В то же время более сложные, нонамного более интересные события человек может переживать десятки раз, но впамяти они надолго не остаются. Г. Эббингауз также установил, что припристальном вниманию к событию бывает достаточно его однократногопереживания, чтобы в дальнейшем точно его воспроизвести. Другой выводсостоял в том, что при запоминании длинного ряда лучше воспроизводитсяматериал, находящийся ни концах («эффект края»). Одним из самых важныхдостижений Г. Эббингауза было открытие закона забывания. Данный закон былим выведен на основе опытов с запоминанием бессмысленных трехбуквенныхслогов. В ходе опытов было установлено, что после первого безошибочногоповторения серии таких слогов забывание идет вначале очень быстро. Уже втечение первого часа забывается до 60% полученной информации, а через шестьдней в памяти остается менее 20% от общего числа первоначально выученныхслогов. Помимо теории ассоциаций существовали и другие теории, рассматривающиепроблему памяти. Так, на смену ассоциативной теории пришла гештальттеория.Исходным понятием в данной теории была не ассоциация предметов или явлений,а их изначальная, целостная организация — гештальт. «Гештальт» в периоде нарусский язык означает «целое», «структура», «система». Этот термин былпредложен представителями направления, возникшего в Германии в первой третиXX в. В рамках этого направления была выдвинута программа изучения психикис точки зрения целости структур (гештальтов), поэтому данное направление впсихологической науке стало называться гештальтпсихологией. Основнойпостулат данного направления гласит, что системная организация целогоопределяет свойства и функции образующих его частей. Поэтому, исследуяпамять, сторонники данной теории исходили из того, что и при запоминании ипри воспроизведении материал выступает в виде целостной структуры, а несложившегося на ассоциативной основе случайного набора элементов.Однако, несмотря на определенные успехи и достижении, гештальтпсихология не смогла датьобоснованный ответ на самые важные вопросы исследования памяти, а именно навопрос о ее происхождении. Не смогли ответить на этот вопрос ипредставители других направлений: бихевиоризма и психоанализа. Представители бихевиоризма по своим взглядам оказались очень близки кассоционистам. Единственное различие заключалось в том, что бихевиористыподчеркивали роль подкрепления в запоминании материала. Они исходили изутверждения, что для успешного запоминания необходимо подкрепить процессзапоминания каким-либо стимулом. Заслугой представителей психоанализа является то, что они выявили рольэмоций, мотивов и потребностей в запоминании и забывании. Так, ими былоустановлено, что наиболее легко в нашей памяти воспроизводятся события,имеющие положительную эмоциональную окраску, и наоборот, негативные событиябыстро забываются. Примерно в это же время, т. е. в начале XX в., возникает смысловая теорияпамяти. Представители этой теории утверждали, что работа соответствующихпроцессов находится в прямой зависимости от наличия или отсутствиясмысловых связей, объединяющих запоминаемый материал в более или менееобширные смысловые структуры. Наиболее яркими представителями данногонаправления были А. Бине и К. Бюлер, доказавшие, что на первый план призапоминании и воспроизведении выдвигается смысловое содержание материала. Особое место в исследованиях памяти занимает проблема изучения высшихпроизвольных и сознательных форм памяти. Впервые систематическое изучение высших форм памяти у детей провелвыдающийся психолог Л. С. Выготский, который в конце 1920-х годов показал, что высшие формы памяти являются сложной формой психической деятельности, социальнойпо своему происхождению. В рамках предложенной Выготским теориипроисхождения высших психических функций были выделены этапы фило- ионтогенетического развития памяти, включая произвольную и непроизвольную, атакже непосредственную и опосредованную память Исследования Л. Л. Смирнова и П. И. Зинченко, проводимые с позициипсихологической теории деятельности, позволили раскрыть законы памяти какосмысленной человеческой деятельности, установили зависимость запоминанияот поставленной задачи и выделили основные приемы запоминания сложногоматериала. Например, Смирнов установил, что действия запоминаются лучше,чем мысли, а среди действий, в свою очередь, прочнее запоминаются те,которые связаны с преодолением препятствий. Несмотря на реальные успехи психологических исследований памяти,физиологический механизм запечатления следов и природа самой памятиполностью не изучены. В последние 30 лет были проведены исследования, которые показали, чтозапечатление, сохранение и воспроизведение следов связаны с глубокимибиохимическими процессами, в частности с модификацией РНК, и что следыпамяти можно переносить гуморальным, биохимическим путем. Началисьинтенсивные исследования так называемых процессов «реверберациивозбуждения», которые стали рассматриваться как физиологический субстратпамяти. Появилась целая система исследований, в которой внимательноизучался процесс постепенного закрепления (консолидации) следов. Крометого, появились исследования, в которых была предпринята попытка выделитьобласти мозга, необходимые для сохранения следов, и неврологическиемеханизмы, лежащие в основе запоминания и забывания. Сегодня существует много подходов к изучению процессов памяти. Вцелом их можно считать разноуровневыми, ибо существуют теории памяти,изучающие эту сложнейшую систему психической деятельности напсихологическом, физиологическом, нейронном и биохимическом уровнях. И чемсложнее изучаемая система памяти, тем, естественно, сложнее теория,пытающаяся найти механизм, лежащий в ее основе.
|