Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Классификация видов памяти и их характеристика.
Похожие статьи вашей тематики
Существует несколько основных подходов в классификации памяти. Внастоящее время в качестве наиболее общего основания для выделенияразличных видов памяти принято рассматривать зависимость характеристикпамяти от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению. Классификация видов памяти по характеру психической активности Классификация видов памяти по характеру психической активности былавпервые предложена П. П. Блонским Двигательная (или моторная) память — это запоминание, сохранение ивоспроизведение различных движений. Двигательная память является основойдля формирования различных практических и трудовых навыков, равно как инавыков ходьбы, письма и т. д. Наиболее точно движения воспроизводятся в тех условиях, в которых онивыполнялись ранее. В совершенно новых, непривычных условиях мы частопроизводим движения с большим несовершенством Эмоциональная память — это память на чувства. Данный вид памятизаключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Эмоциивсегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности иинтересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Поэтомуэмоциональная память имеет очень важное значение в жизни и деятельностикаждого человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в видесигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий,вызвавших в прошлом отрицательные переживания Образная память — это запоминание, сохранение и воспроизведение образовранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. Характеризуяобразную память, следует иметь в виду все те особенности, которыехарактерны для представлений, и, прежде всего их бледность, фрагментарностьи неустойчивость. Эти характеристики присущи и для данного вида памяти,поэтому воспроизведение воспринятого раньше нередко расходится со своиморигиналом. Причем с течением времени эти различия могут существенноуглубляться. Особо следует остановиться на вопросе о том, от чего зависит легкостьвоспроизведения образа. Отвечая на него, можно выделить два основныхфактора. Во-первых, на характер воспроизведения влияют содержательныеособенности образа, эмоциональная окраска образа и общее состояние человекав момент восприятия. Во-вторых, легкость воспроизведении по многом зависитот состояния человека в момент воспроизведения.То, что при восприятии было названо, описано словом, воспроизводится болееточно. Многие исследователи разделяют образную память на зрительную, слуховую,осязательную, обонятельную, вкусовую. Подобное разделение связано спреобладанием того или иного типа воспроизводимых представлений. Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведениинаших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас ипроцессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги,разговора с друзьями. Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют безязыка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. При этом словесно-логическая память проявляется в двух случаях: а) запоминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точноесохранение подлинных выражений не требуется; б) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражениемыслей (заучивание мыслей). Если в последнем случае материал вообще неподвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказываетсяуже не логическим, а механическим запоминанием. Классификация памяти по характеру целей деятельности Существует и такое деление памяти на виды, которое прямо связано сособенностями самой выполняемой деятельности. Так, в зависимости от целейдеятельности память делят на непроизвольную и произвольную. В первом случаеимеется в виду запоминание и воспроизведение, которое осуществляетсяавтоматически, без волевых усилий человека, без контроля со сторонысознания. При этом отсутствует специальная цель что-то запомнить илиприпомнить, т. е. не ставится специальная мнемическая задача. Во второмслучае такая задача присутствует, а сам процесс требует волевого усилия. Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чемпроизвольное. Напротив, часто бывает так, что непроизвольно запомненныйматериал воспроизводится лучше, чем материал, который специальнозапоминался. Непроизвольно запоминается материал,который оказывается в центре внимания, и особенно тогда, когда с нимсвязана определенная умственная работа Эффективность произвольной памяти зависит: 1. От целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочетзапомнить). 2. От приемов заучивания. Приемы заучивания бывают: а) механическое дословное многократное повторение — работает механическаяпамять, тратится много сил, времени, а результаты низкие. 6) логический пересказ, который включает логическое осмысление материала,систематизацию, выделение главных логических компонентов информации,пересказ своими словами — работает логическая память (смысловая) — видпамяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловыхсвязей. в) образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики,схемы, картинки) — работает образная память. Образная память бывает разныхтипов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная,обонятельная, эмоциональная; г) мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчениязапоминания). Память есть у всех живых существ. Появились данные о способности кзапоминанию даже у растенийЧеловеческая память — это прежде всего накопление, закрепление,сохранение и последующее воспроизведение человеком своего опыта, т.е.всего, что с ним произошло. Память — это способ существования психики вовремени, удержание прошлого, т. е. того, чего уже нет в настоящем. Поэтомупамять — необходимое условие единства человеческой психики, нашейпсихологической идентичности. Классификация памяти по продолжительности сохранения материала Большинство психологов признает существование нескольких уровней памяти,различающихся по тому, как долго на каждом из них может сохранятьсяинформация. Первому уровню соответствует сенсорный тип памяти. Ее системыудерживают довольно точные и полные данные о том, как воспринимается мирнашими органами чувств на уровне рецепторов. Длительность сохранения данных0,1— 0,5 сек. Если полученная информация привлечет внимание высших отделов мозга, онабудет храниться еще около 20 сек (без повторения или повторноговоспроизведения сигнала, пока мозг ее обрабатывает и интерпретирует). Этовторой уровень — кратковременная память. Кратковременная память все же поддается сознательной регуляции, можетконтролироваться человеком Любая информация вначале попадает в кратковременную память, котораяобеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткоевремя, после чего информация может забыться полностью либо перейти вдолговременную память, но при условии 1—2-кратного повторения.Кратковременная память (КП) ограничена по объему, при однократномпредъявлении в КП помещается в среднем 7(2. Это магическая формула памятичеловека, т. е. в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9слов, цифр, чисел, фигур, картинок, кусков информации. Главное добиться,чтобы эти «куски» были более информационно насыщены за счет группировки,объединения цифр, слов в единый целостный «кусок-образ». Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации. Онабывает двух типов:1) ДП с сознательным доступом (т. е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию);2) ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни). Оперативная память — вид памяти, проявляющийся в ходе выполненияопределенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодарясохранению информации, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой длявыполнения текущей деятельности. Промежуточная память обеспечивает сохранение информации в течениенескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного снаотводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризацииинформации, накопленной за прошедший день, перевода ее в долговременнуюпамять. По окончании сна промежуточная память снова готова к приему новойинформации. У человека, который спит менее трех часов в сутки,промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушаетсявыполнение мыслительных, вычислительных операций, снижается внимание,кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.
|