Приобретенные формы поведения (научение). Физиология памяти. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приобретенные формы поведения (научение). Физиология памяти.



Учебная цель: закрепить полученные знания об особенностях приобретенных форм поведения, о формах неассоциативного, ассоциативного, когнитивного обучения. Закрепить полученные знания о видах памяти, временной организации памяти, механизмах кратковременной и долговременной памяти, структурно-функциональных компонентах памяти.

Тезаурус: неассоциативное обучение, сенсибилизация, привыкание, импринтинг, ассоциативное обучение, условный рефлекс, когнитивное обучение, инсайт, образное психонервное поведение, вероятностное прогнозирование, рассудочная деятельность; временная организация памяти, сенсорная память, кратковременная память, долговременная память, консолидация, энграмма, процедурная память, декларативная память, реверберация, пейсмейкер, информационные макромолекулы, гиппокамп, амнезия.

Вопросы для самоподготовки:

1. Обучение и научение. Классификации форм научения.

2. Неассоциативное обучение. Привыкание как стимул-зависимое обучение.

3. Ассоциативное обучение. Условные рефлексы как эффект-зависимое обучение.

4. Когнитивное обучение.

5. Виды памяти, временная организация памяти. Процедурная и декларативная память.

6. Механизмы кратковременной и долговременной памяти.

7. Морфологический субстрат памяти. Нарушения памяти.

8. Лабораторная работа: Исследование свойств памяти.Методики исследования объема кратковременной слуховой и зрительной памяти у человека.

Примерные темы рефератов: «Нарушения памяти. Методы и приемы тренировки памяти».

Самостоятельная работа дома:

Задание 1

1. Приведите примеры приобретенных форм поведения. В результате чего образуются приобретенные формы поведения? В тетради для практических работ раскройте известные вам классификации форм научения.

2. Определите соответствие между понятиями и определениями к ним (инсайт, сенсибилизация, привыкание, импринтинг).

– угасание ориентировочной реакции, за счет него нам удается игнорировать раздражители, не несущие никакой новизны и не имеющие для нас значения.

– усиление реакции организма на повторяющийся стимул, если он вызывает неприятные ощущения (капли из крана).

– запечатление в памяти новорожденного окружающей действительности.

– внезапное нестандартное правильное решение задачи, иногда после проб и ошибок возникает идея результативного действия.

Задание 2

1. Рассмотрите фотографию. Определите, какая форма научения определяет поведение гусят. Дайте письменную характеристику особенностей данной формы научения.

2. Письменно в тетради для практических работ ответьте на вопросы:

1) Если кошке протянуть палец, она обнюхает его. Этот опыт можно проводить несколько раз, пока кошка перестанет обращать внимание на Ваши манипуляции. У собак такое «исчезновение интереса» обычно наступает быстрее. У кого из животных в данном опыте сильнее выражены нисходящие корковые влияния? Чем объясняется разная способность к обучению? Как называется такая форма научения? Дайте письменную характеристику особенностей данной формы научения.

2) Одной из важнейших врожденных поведенческих реакций являет­ся импринтинг или запечатлевание. Только что появившийся на свет детеныш начинает неотступно следовать за первым увиденным им объектом. В естественных условиях таковым является мать. Но в экс­перименте ее можно заменить мячом, заводной игрушкой, человеком, собакой и т. п. ив результате цыпленок^ гусенок, детеныши многих копытных животных будут следовать за этим предметом как за родной мамой. В чем же тогда биологический смысл импринтинг'а? Не лучше ли было природе снабдить новорожденных точным портретом истинной матери? И, как говорится, везде был бы порядок.

3. Рассмотрите рисунок, на котором показана траектория движений инфузории-туфельки после нахождения ее в четырехугольном и треугольном сосудах. Почему траектория движений изменилась? Как называется подобная форма индивидуального приспособления у примитивных животных? Дайте письменную характеристику особенностей данной формы научения.

Задание 3

1. Что такое эффект-зависимое и стимул-зависимое обучение? Приведите примеры ассоциативных форм научения. В чем отличие ассоциативных и неассоциативных форм научения? В чем биологический смысл ассоциаций?

2. На движущемся конвейере лежат одинаковые детали – металлические шарики. Некоторые из них имеют отклонения от стандарта (при этом меняется отражающая способность поверхности) и поэтому подлежат браковке. Одна из фирм использовала в качестве контролеров голубей. Голуби клевали бракованные детали, которые падали после этого в специальный ящик. Нормальные шарики птицы не трогали. Эффективность браковки оказалась очень высокой. Почему были выбраны именно голуби, и в чем состояло их обучение? Дайте письменную характеристику особенностей данной формы научения. Кто является основоположником изучения данных форм обучения?

3. Кто занимался изучением инструментальных условных рефлексов? В чем отличие классических условных рефлексов И.П. Павлова и инструментальных условных рефлексов?

4. Рассмотрите рисунки, на которых отображено пищедобывательное поведение животных (карп дергает за бусинку, собака нажимает на педаль). Как называется такая форма научения? Дайте письменную характеристику особенностей данной формы научения.

 

3.

Задание 4.

1. Перечислите известные вам когнитивные формы научения. В чем отличие ассоциативных и когнитивных форм научения?

2. Один из философов XIX века писал: "Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых лю­дей — архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове". О какой способности, прису­щей только человеку, написал уче­ный?

3. Рассмотрите рисунок и решите, почему данное поведение не является инстинктом. Каково биологическое значение такого поведения? Как называется такая форма научения? Дайте письменную характеристику особенностей данной формы научения.

4. Внимательно изучите поведение голубя и лисицы в опыте. Чем отличается деятельность птицы от деятельности млекопитающего в данном эксперименте? Свой ответ аргументируйте. Как называется такая форма научения? Дайте письменную характеристику особенностей данной формы научения.

ширма; 2 — перемещение корма; 3 — движение голубя; 4 — движение лисицы

5. Рассмотрите рисунок, на котором отображена одна из интересных форм когнитивного научения. Как называется такая форма научения? Дайте письменную характеристику особенностей данной формы научения. Чем отличаются подобные реакции у животных и человека?

Задание 5

1. Раскройте известные вам классификации памяти человека. Чем отлича­ется кратковременная память от долговременной, декларативная память от процедурной? Свой ответ аргументируйте письменно в тетради для практических работ.

 


2. Используя рисунок, определите виды памяти, обозначенные цифрами
1-4. Какой критерий использован в данной классификации? Дайте характери­стику каждому виду памяти.


3. Письменно ответьте на вопрос: Некоторые люди при подготовке доклада, лекции, публич­ного выступления предпочитают проговаривать текст вслух. Другие произносят текст про себя, но при этом ходят по комнате. Чем можно объяснить такие различия в поведении с физиологических позиций?

Задание 6

1. Каковы физиологические механизмы кратковременной и долговременной памяти? Распределите, какие из перечисленных теорий объясняют механизмы кратковременной и долговременной памяти: электрофизиологическая, мембранно-синаптическая, нейрохимическая - пептидная. Письменно в тетради для практических работ раскройте сущность электрофизиологических и биохимических теорий кратковременной и долговременной памяти. Заполните таблицу.

Физиологические теории кратковременной памяти. Физиологические теории долговременной памяти.
   

 

2. Письменно в тетради для лабораторных работ раскройте сущность концепции временной организации памяти. Каковы основные этапы формирования энграмм памяти? В чем заключается процесс консолидации энграммы?

3. Какие центры входят в систему регуляции памяти? Как называется нарушение функции памяти? Письменно в тетради для практических работ охарактеризуйте роль мозговых структур в функции памяти. Заполните таблицу.

Отдел мозга Участие в функции памяти Нарушения памяти при повреждении структур мозга
1) Кора больших полушарий. 2) Гиппокамп. 3) Миндалина. 4) Мозжечок. 5) Ядра таламуса.    

4. Электроконвульсивный шок вызывает у животного ретроград­ную амнезию. Оно забывает ранее выработанный навык. Подобным же действием обладают некоторые препараты. Как, используя какое-ли­бо из этих средств, определить продолжительность кратковременной памяти?

5. Сформулируйте правила, с помощью которых можно значительно улучшить объем памяти.

Лабораторная работа на занятии:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 672; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.70.9 (0.008 с.)