Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности монолога как формы речи.↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Язык и речь. Следует различать два тесно связанных понятия - язык и речь. Язык - орудие, средство общения. Это система знаков, средств и правил говорения, общая для всех членов данного общества. Это явление постоянное для данного периода времени. Речь - проявление и функционирование языка, сам процесс общения; она единична для каждого носителя языка. Это явление переменное в зависимости от говорящего лица. Язык и речь - две стороны одного и того же явления. Язык присущ любому человеку, а речь - конкретному человеку. Речь и язык можно сравнить с ручкой и текстом. Язык - ручка, а речь - текст, который записан этой ручкой. Язык - что? Речь - как? Основные понятия связанные с речью:
В зависимости от формы общения, речевая деятельность делится на устную (подразумевающую говорение и слушание) и письменную (письмо и чтение). 2. Речевой акт – процесс говорения. 3. Речевое поведение человека – совокупность речевых поступков.
2. Структура речевой коммуникации.
Адресант (отправитель) = код => Сообщение(референция) = код => Адресат(получатель) К----------о-------------н-------------т------------------е---------------к-----------------с----------------т
Согласно этой модели основными компонентами речевого акта являются: отправитель (адресант), получатель (адресат), канал связи, сообщение, код, контекст (ситуация). Сообщение понимается как процесс и результат порождения речи, т. е. текст. Референция – это содержание сообщения. В осуществлении референции, т.е. в сообщении определенной информации состоит коммуникативная функция языка/речи. Код в речевой коммуникации – это тот язык или его разновидность (диалект, сленг, стиль), который используют участники данного коммуникативного акта. Контекст (или ситуация) – это обстоятельства, в которых происходит конкретное событие. Речь приобретает определенный смысл и может быть понята только в структуре неречевого контекста. Важнейшим структурным компонентом любой коммуникативной ситуации является обратная связь. Реакция слушающих на высказывание говорящего по сути составляет цементирующий момент общения, ее отсутствие приводит к разрушению коммуникации: не получая ответ на заданный вопрос, человек чувствует себя задетым и обычно либо добивается ответа, либо прекращает разговор. Более того, реакция со стороны слушателя в виде явно выраженного интереса к говорящему составляет общий фон, на котором только и может развертываться разговор. При отсутствии такого интереса общение становится тяжелым и прерывается.
К психологическим структурным компонентам акта речевой коммуникации следует в первую очередь отнести намерение и цель, т. е. мотивационную составляющую, которая определяет, что, зачем и почему хочет сказать автор высказывания. Коммуникативное намерение (коммуникативная интенция) – желание вступить в общение с другим лицеем. В речевом общении обычно достаточно легко различают два вида целей, которые может преследовать говорящий – ближайшую, непосредственно выражаемую говорящим» и более отдаленную, долговременную, нередко воспринимаемую как целевой подтекст, подчас трудно разгадываемый. Тот и другой вид целей имеет много разновидностей. Основными разновидностями ближайшей цели общения являются: · получение информации, в том числе оценочной; выяснение позиций; поддержка мнения; развитие темы; разъяснение; критика (так называемая интеллектуальная цель); · поддержка или отталкивание партнера, развитие или прекращение коммуникации (цель, связанная с установлением характера отношений); · побуждение к действию; · изменение эмоционального состояния партнера.
По ходу общения могут быть выделены ситуативные роли говорящих, существенно влияющие на характер общения. Среди них можно назвать: • лидер, стремящийся повести за собой, убедить в своей правоте; • хозяин, следящий за общим ходом беседы, уравновешивающий интересы различных людей, неформально заботящийся об окружающих; • «капризный ребенок», способный нарушить любые запреты, выплеснуться с независимыми суждениями; • «гибкий человек», готовый приспособиться к различным ситуациям, и др.
Коммуникативная неудача («Я не совсем понимаю…») Коммуникотивное самоубийство («Я не совсем увернен…»)
Устная форма речи. Устная речь — форма речевой деятельности, включающая понимание звучащей речи и осуществление речевых высказываний в звуковой форме (говорение). Устная речь первична. Особенности устной речи: 1. Материальная форма – звуки. Основная единица – высказывание. 2. Интонация речи (мелодика речи, громкость, длительность, темп и т.д.) Наличие пауз, логические ударения, степень четкости. 3. Зрительно-слуховые контакты - взгляд, мимика и жесты. 4. Необратимость речи, её поступательный и линейный характер. 5. Характерны повторы. 6. Устная речь можно разделить на неподготовленную устную речь (беседа, интервью, выступление в дискуссии) и подготовленную устную речь (лекция, доклад, выступление, отчёт). 7. Устная речь так же, как и письменная, нормирована и регламентирована. 8. Устная форма речи закреплена за всеми функциональными стилями русского языка. Устная речь имеет преимущество в разговорно-бытовом стиле речи. Выделяют следующие функциональные разновидности устной речи: устную научную речь, устную публицистическую речь, виды устной речи в сфере официально-делового общения, художественную речь и разговорную речь. В устном общении присутствует личностное начало. Для устной речи, в отличие от письменной, характерны: избыточность (наличие повторов, уточнений, пояснений); использование невербальных средств общения (жестов, мимики), экономия речевых высказываний, эллипсисы (говорящий может не называть, пропускать то, о чем легко догадаться). Письменная форма речи Письмо - это созданная людьми вспомогательная знаковая система, которая используется для фиксации звукового языка и звуковой речи. Письмо - самостоятельная система коммуникации. Письменная речь вторична. Особенности письменной речи: 1. Материальная форма - буквы, основная единица-предложение. 2. Есть время обдумать. а) Использует книжный язык, нормирована и регламентирована. б) Закрепленный порядок слов. в)логическая продуманность. г) письменной речи свойственны сложные синтаксические конструкции 3. Ориентированность на восприятие органами зрения. 4. Письменная речь отличается тем, что в самой форме речевой деятельности находят определенное отражение условия и цель общения. Письменная речь обладает стилеобразующей функцией, что находит отражение в выборе языковых средств, которые используются для создания того или иного текста. Письменная форма является основной формой существования речи в научном, публицистическом, официально-деловом и художественном стилях. Диалог как форма речи. Диалог — это процесс взаимного общения, когда реплика сменяется ответной фразой и происходит постоянная смена ролей. 2 такта: речь, молчание. Необходимые условия для диалогического общения: 1.Исходный минимальный разрыв в знаниях. 2. Языковые средства, которые подчеркивают новый аспект в воспроизведении новой инф. 3. Умение дозировать информацию. 4.Желание вступить в диалог. Потребность в общении. 5.Детерминизм – необходимость соблюдать логику. 6. Требование общей памяти. 7. Языковые знания. Структура диалога: Зачин. Основная часть. Концовка. Классификация диалогов. 1. В зависимости от исходных знаний: событийный (информационный) и деловой (конвенциональный) Событийный уровень свойствен любой сфере общения: бытовой, деловой, профессиональной и др. Основные закономерности его следующие: · всегда есть предмет общения; · осуществление тактики принятия партнера; · реализация ситуации партнерства в общении; · самопрезентация личности. Деловой уровень характеризуется прежде всего четкой ролевой дифференциацией. Основные закономерности его следующие: · не всегда есть предмет общения; · осуществление тактики принятия партнера; · ситуация партнерства реализуется лишь в соответствии с ролью; · самопрезентация согласно своей роли. Исходя из целей и задач диалога, конкретной ситуации общения и ролей партнеров, можно выделить следующие основные разновидности диалогической коммуникации: o бытовой разговор; o деловая беседа; o собеседование; o интервью; o переговоры. Бытовой разговор · незапланированность; · большое разнообразие обсуждаемых тем (личные, социальные, политические и др.) и используемых языковых средств; · частые отклонения от темы, перескакивание с одной темы на другую; (136:) · отсутствие, как правило, целевых установок и необходимости принятия какого-либо решения; · самопрезентация личности; · разговорный стиль речи. Деловая беседа
3) Переговоры Переговоры представляют собой процесс целенаправленного и ориентированного на достижение определенных результатов делового общения в форме диалога. Переговоры проводятся: o по определенному поводу (например, в связи с необходимостью создания Центра социальной помощи семье и детям в микрорайоне); o при определенных обстоятельствах (например, несовпадение интересов); o с определенной целью (например, заключение договора); o по определенным вопросам (политического, экономического, социального, культурного характера). Недостатки в стратегии проведения переговоров:
Подобные несовпадения интересов, зачастую вызываемые узковедомственными или просто эгоистичными соображениями, блокируют собеседника, отбивают у него охоту вести переговоры вообще.
«Пускать все на самотек». Партнер не имеет четкого представления о собственных конкретных предложениях и аргументах, детальных требованиях и критериях оценки предмета переговоров, позиции и ожидаемой реакции противной стороны. Эффективность переговоров снижается из-за недостаточной их подготовки. «Коммуникативные заморыши». Неправильное поведение одного из партнеров отрицательно сказывается на атмосфере переговоров, мешает достижению их целей. Подобное поведение заключается в том, что участник переговоров: o не слушает (или не умеет выслушать) партнера; o постоянно пытается от диалога перейти к монологу; o ведет себя не по-деловому, а излишне эмоционально, несдержанно; o не аргументирует, а своенравно отстаивает свою позицию; o неинформативен, то есть не приводит новые факты, не выдвигает новые предложения, а излагает известные, мешающие решению проблемы позиции; o не руководствуется общими интересами, совместной ответственностью за результаты переговоров, не выделяет этот аспект. Интервью Собеседование Язык и речь. Следует различать два тесно связанных понятия - язык и речь. Язык - орудие, средство общения. Это система знаков, средств и правил говорения, общая для всех членов данного общества. Это явление постоянное для данного периода времени. Речь - проявление и функционирование языка, сам процесс общения; она единична для каждого носителя языка. Это явление переменное в зависимости от говорящего лица. Язык и речь - две стороны одного и того же явления. Язык присущ любому человеку, а речь - конкретному человеку. Речь и язык можно сравнить с ручкой и текстом. Язык - ручка, а речь - текст, который записан этой ручкой. Язык - что? Речь - как? Основные понятия связанные с речью:
В зависимости от формы общения, речевая деятельность делится на устную (подразумевающую говорение и слушание) и письменную (письмо и чтение). 2. Речевой акт – процесс говорения. 3. Речевое поведение человека – совокупность речевых поступков.
2. Структура речевой коммуникации.
Адресант (отправитель) = код => Сообщение(референция) = код => Адресат(получатель) К----------о-------------н-------------т------------------е---------------к-----------------с----------------т
Согласно этой модели основными компонентами речевого акта являются: отправитель (адресант), получатель (адресат), канал связи, сообщение, код, контекст (ситуация). Сообщение понимается как процесс и результат порождения речи, т. е. текст. Референция – это содержание сообщения. В осуществлении референции, т.е. в сообщении определенной информации состоит коммуникативная функция языка/речи. Код в речевой коммуникации – это тот язык или его разновидность (диалект, сленг, стиль), который используют участники данного коммуникативного акта. Контекст (или ситуация) – это обстоятельства, в которых происходит конкретное событие. Речь приобретает определенный смысл и может быть понята только в структуре неречевого контекста. Важнейшим структурным компонентом любой коммуникативной ситуации является обратная связь. Реакция слушающих на высказывание говорящего по сути составляет цементирующий момент общения, ее отсутствие приводит к разрушению коммуникации: не получая ответ на заданный вопрос, человек чувствует себя задетым и обычно либо добивается ответа, либо прекращает разговор. Более того, реакция со стороны слушателя в виде явно выраженного интереса к говорящему составляет общий фон, на котором только и может развертываться разговор. При отсутствии такого интереса общение становится тяжелым и прерывается.
К психологическим структурным компонентам акта речевой коммуникации следует в первую очередь отнести намерение и цель, т. е. мотивационную составляющую, которая определяет, что, зачем и почему хочет сказать автор высказывания. Коммуникативное намерение (коммуникативная интенция) – желание вступить в общение с другим лицеем. В речевом общении обычно достаточно легко различают два вида целей, которые может преследовать говорящий – ближайшую, непосредственно выражаемую говорящим» и более отдаленную, долговременную, нередко воспринимаемую как целевой подтекст, подчас трудно разгадываемый. Тот и другой вид целей имеет много разновидностей. Основными разновидностями ближайшей цели общения являются: · получение информации, в том числе оценочной; выяснение позиций; поддержка мнения; развитие темы; разъяснение; критика (так называемая интеллектуальная цель); · поддержка или отталкивание партнера, развитие или прекращение коммуникации (цель, связанная с установлением характера отношений); · побуждение к действию; · изменение эмоционального состояния партнера.
По ходу общения могут быть выделены ситуативные роли говорящих, существенно влияющие на характер общения. Среди них можно назвать: • лидер, стремящийся повести за собой, убедить в своей правоте; • хозяин, следящий за общим ходом беседы, уравновешивающий интересы различных людей, неформально заботящийся об окружающих; • «капризный ребенок», способный нарушить любые запреты, выплеснуться с независимыми суждениями; • «гибкий человек», готовый приспособиться к различным ситуациям, и др.
Коммуникативная неудача («Я не совсем понимаю…») Коммуникотивное самоубийство («Я не совсем увернен…»)
Устная форма речи. Устная речь — форма речевой деятельности, включающая понимание звучащей речи и осуществление речевых высказываний в звуковой форме (говорение). Устная речь первична. Особенности устной речи: 1. Материальная форма – звуки. Основная единица – высказывание. 2. Интонация речи (мелодика речи, громкость, длительность, темп и т.д.) Наличие пауз, логические ударения, степень четкости. 3. Зрительно-слуховые контакты - взгляд, мимика и жесты. 4. Необратимость речи, её поступательный и линейный характер. 5. Характерны повторы. 6. Устная речь можно разделить на неподготовленную устную речь (беседа, интервью, выступление в дискуссии) и подготовленную устную речь (лекция, доклад, выступление, отчёт). 7. Устная речь так же, как и письменная, нормирована и регламентирована. 8. Устная форма речи закреплена за всеми функциональными стилями русского языка. Устная речь имеет преимущество в разговорно-бытовом стиле речи. Выделяют следующие функциональные разновидности устной речи: устную научную речь, устную публицистическую речь, виды устной речи в сфере официально-делового общения, художественную речь и разговорную речь. В устном общении присутствует личностное начало. Для устной речи, в отличие от письменной, характерны: избыточность (наличие повторов, уточнений, пояснений); использование невербальных средств общения (жестов, мимики), экономия речевых высказываний, эллипсисы (говорящий может не называть, пропускать то, о чем легко догадаться). Письменная форма речи Письмо - это созданная людьми вспомогательная знаковая система, которая используется для фиксации звукового языка и звуковой речи. Письмо - самостоятельная система коммуникации. Письменная речь вторична. Особенности письменной речи: 1. Материальная форма - буквы, основная единица-предложение. 2. Есть время обдумать. а) Использует книжный язык, нормирована и регламентирована. б) Закрепленный порядок слов. в)логическая продуманность. г) письменной речи свойственны сложные синтаксические конструкции 3. Ориентированность на восприятие органами зрения. 4. Письменная речь отличается тем, что в самой форме речевой деятельности находят определенное отражение условия и цель общения. Письменная речь обладает стилеобразующей функцией, что находит отражение в выборе языковых средств, которые используются для создания того или иного текста. Письменная форма является основной формой существования речи в научном, публицистическом, официально-деловом и художественном стилях. Диалог как форма речи. Диалог — это процесс взаимного общения, когда реплика сменяется ответной фразой и происходит постоянная смена ролей. 2 такта: речь, молчание. Необходимые условия для диалогического общения: 1.Исходный минимальный разрыв в знаниях. 2. Языковые средства, которые подчеркивают новый аспект в воспроизведении новой инф. 3. Умение дозировать информацию. 4.Желание вступить в диалог. Потребность в общении. 5.Детерминизм – необходимость соблюдать логику. 6. Требование общей памяти. 7. Языковые знания. Структура диалога: Зачин. Основная часть. Концовка. Классификация диалогов. 1. В зависимости от исходных знаний: событийный (информационный) и деловой (конвенциональный) Событийный уровень свойствен любой сфере общения: бытовой, деловой, профессиональной и др. Основные закономерности его следующие: · всегда есть предмет общения; · осуществление тактики принятия партнера; · реализация ситуации партнерства в общении; · самопрезентация личности. Деловой уровень характеризуется прежде всего четкой ролевой дифференциацией. Основные закономерности его следующие: · не всегда есть предмет общения; · осуществление тактики принятия партнера; · ситуация партнерства реализуется лишь в соответствии с ролью; · самопрезентация согласно своей роли. Исходя из целей и задач диалога, конкретной ситуации общения и ролей партнеров, можно выделить следующие основные разновидности диалогической коммуникации: o бытовой разговор; o деловая беседа; o собеседование; o интервью; o переговоры. Бытовой разговор · незапланированность; · большое разнообразие обсуждаемых тем (личные, социальные, политические и др.) и используемых языковых средств; · частые отклонения от темы, перескакивание с одной темы на другую; (136:) · отсутствие, как правило, целевых установок и необходимости принятия какого-либо решения; · самопрезентация личности; · разговорный стиль речи. Деловая беседа
3) Переговоры Переговоры представляют собой процесс целенаправленного и ориентированного на достижение определенных результатов делового общения в форме диалога. Переговоры проводятся: o по определенному поводу (например, в связи с необходимостью создания Центра социальной помощи семье и детям в микрорайоне); o при определенных обстоятельствах (например, несовпадение интересов); o с определенной целью (например, заключение договора); o по определенным вопросам (политического, экономического, социального, культурного характера). Недостатки в стратегии проведения переговоров:
Подобные несовпадения интересов, зачастую вызываемые узковедомственными или просто эгоистичными соображениями, блокируют собеседника, отбивают у него охоту вести переговоры вообще.
«Пускать все на самотек». Партнер не имеет четкого представления о собственных конкретных предложениях и аргументах, детальных требованиях и критериях оценки предмета переговоров, позиции и ожидаемой реакции противной стороны. Эффективность переговоров снижается из-за недостаточной их подготовки. «Коммуникативные заморыши». Неправильное поведение одного из партнеров отрицательно сказывается на атмосфере переговоров, мешает достижению их целей. Подобное поведение заключается в том, что участник переговоров: o не слушает (или не умеет выслушать) партнера; o постоянно пытается от диалога перейти к монологу; o ведет себя не по-деловому, а излишне эмоционально, несдержанно; o не аргументирует, а своенравно отстаивает свою позицию; o неинформативен, то есть не приводит новые факты, не выдвигает новые предложения, а излагает известные, мешающие решению проблемы позиции; o не руководствуется общими интересами, совместной ответственностью за результаты переговоров, не выделяет этот аспект. Интервью Собеседование Особенности монолога как формы речи.
Монолог - процесс целенаправленного сообщения, сознательного обращения к слушателю и характерна для устной формы книжной речи: устная научная речь, судебная речь, устная публичная речь. Наиболее полное развитие монолог получил в художественной речи.
Монолог - это речь наедине с самим собой. Монолог не направлен непосредственному слушателю и соответственно не расчитан на ответную реакцию собеседника.
Монолог может быть как неподготовленным, так и заранее продуманным.
По цели высказывания монологическую речь делят на три основные типа: информационная, убеждающая и побуждающая.
Информационная речь служит для передачи знаний. В этом случае говорящий должен учитывать интеллектуальные способности восприятия информации и познавательные возможности слушателей. Разновидности информационной речи - лекции, отчёты, сообщения, доклады.
Убеждающая речь обращена к эмоциям слушателей, в этом случае говорящий должен учитывать его восприимчевост. Разновидности убеждающей речи: поздравительная, торжественная, напутственная. Побуждающая речь направленна на то, чтобы побудить слушателей к различного рода действиям. Здесь выделяют политическую речь, речь-призыв к действиям, речь-протест.
Монологическую речь различают по степени подготовленности и официальности. Ораторская речь всегда представлят собой заранее подготовленный монолог, произносимый в официальной обстановке. Однако в определённой степени монолог - это искусственная форма речи, всегда стремящаяся к диалогу.В связи с этим любой монолог может иметь средства его диалогизации.
Структура монолога: 1)Вступление. 2)Основная часть. 3)Заключение.
7. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение).
Описание — это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Например, описывая портрет, мы укажем на такие признаки, как рост, осанку, походку, цвет волос, глаз, возраст, улыбку и т. д.; описание помещения будет содержать такие его признаки, как размер, оформление стен, особенности мебели, количество окон и т. п.; при описании пейзажа этими признаками будут деревья, река, трава, небо или озеро и т. д. Общим для всех видов описания является одновременность проявления признаков. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 890; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.6.9 (0.016 с.) |