ТОП 10:

Hayчный стиль речи. Общее понятие, стилевые черты, языковые особенности.



Hayчный стиль речи. Общее понятие, стилевые черты, языковые особенности.

Научный стиль — один из функциональных стилей литературного языка, обслуживающий сферу науки. Обычная форма реализации этого стиля - монолог. Научный стиль реализуется в следующих жанрах — монография, статья, диссертация, доклад, реферат, отзыв, рецензия, аннотация, учебник, лекция и др. В сфере научного общения преследуются цели наиболее точного, логичного, однозначного выражения мыслей. Ведущей формой речи в области науки является письменная. Мысль строго аргументирована, отсюда обобщенность характера мышления. В научных работах основной тип речи — рассуждение — доказательство. Стилевые черты научного стиля: точность, ясность, логичность, обобщенность и безличность. Языковые особенности научной речи:

Лексика. В научных текстах почти каждое слово выступает как обозначение общего или абстрактного.Лексику научной речи составляют три основных пласта: общеупотребительные слова, общенаучные слова и термины. К общеупотребительной лексике относятся слова общего языка, которые наиболее часто встречаются в научных текстах и составляют основу изложения. Общенаучная лексика — это уже непосредственная часть научной речи, как речи описания научных объектов и явлений. Общенаучные слова закреплены за определенными понятиями, но не являются терминами, например: операция, вопрос, задача, явление, процесс и др.

Морфология. Для научных текстов характерно предпочти­тельное употребление некоторых классов слов, например, существительных, так называемый именной характер научного стиля. Широко используется глагол в форме настоящего вневременного (с качественными значениями), что вызвано необходимостью характеризовать свойства и признаки исследуемых предметов и явлений.Прошедшее и будущее время глаголов приобретает в контексте научной речи вневременное значение.
Широко употребительны формы несовершенного вида глагола: они составляют в научной речи около 80%. Большее число глаголов несовершенного вида лишено парных глаголов совершенного вида.

Единственное число существительных служит в научной речи для выражения неделимой совокупности и целостности. Названия растений, животных и т.д. используются в текстах естественных наук почти исключительно в форме единственного числа. Зато научной речи присущи — форма множественного числа абстрактных и вещественных существительных: теплоты, длины, деятельности, стоимости, климаты, фауны, флоры, табаки, полыни и т.д.

Отвлеченность и обобщенность научной речи выражаются в повышенной употребительности слов среднего рода. Это существительные с абстрактным значением: движение, количество, явление, отношение, действие, свойство, образование, состояние, влияние, значение, определение и т.д. Среди существительных мужского и женского рода большое место принадлежит абстрактной лексике: случай, опыт, процесс, вопрос, характер, период, опыт, метод; часть, форма, сила, величина, масса, деятельность; возможность, потребность и др. Употребление кратких прилагательных в научной речи связано с выражением постоянных свойств предмета. Научная речь должна быть в меру экспрессивно-эмоциональной, образной, а не безликой. Иначе она не достигнет своей цели.

Синтаксис. Одной из главнейших специфических черт научной речи является подчеркнутая логичность, выражающаяся на синтаксическом уровне. Для научной речи характерно, например, использование вводных слов, выражающих отношение между частями высказывания (рассуждение или изложение обобщений выводов). Итак, таким образом, следовательно, стало быть. Весьма характерно и употребление наречий в связующей функции: поэтому, потому, тогда, отсюда (в выражении причинно - следственных отношений). Очень широко используется цепи родительных падежей, что объясняется повышенной частотностью родительного падежа в научной речи. Кроме этого, отмечается использование почти исключительно повествовательных предложений, а вопросительных - лишь в функции сосредоточения внимания читателя на каком либо вопрос; отсюда однообразие предложений по цели высказывания.

7.План как форма записи научного текста. Виды планов.

План – самый короткий вид записи. План отражает порядок, последовательность в изложении научного текста, статьи, речи. Форма записи в виде плана чрезвычайно важна для восстановления в памяти содержания прочитанного текста, для развития навыков четкого формулирования мыслей. Процесс составления плана: чтение текста, деление прочитанного на части, краткая формулировка изложенного материала по каждой смысловой части. Формулируя заголовки, надо обдумать содержание каждой составной части, найти его основную мысль. Планы бывают простые и сложные. В простом плане его составные части нумеруются подряд. В сложном плане текст делится на крупные части, а каждая часть на более мелкие. Если к каждой части ставится вопрос, то план называется вопросительным. Если дается заглавие в виде краткого назывного предложения, то – назывным планом. Если предложения взяты из текста, план называется цитатным.

Тезисы. Виды тезирования. Особенности составления тезисов.

Тезирование текста предполагает деление его на смысловые части, нахождение в самом тексте тезисной формы изложения, выявление основной информации и обобщение каждой части текста в виде тезисов.Тезис, по определению - это положение, истинность которого должна быть доказана.

Тезисы – один из наиболее сложных видов сокращения, это кратко сформулированные основные положения абзаца, текста лекции, доклада. Количество тезисов совпадает с количеством информативных центров текста.Тезисы бывают вторичными и оригинальными.

Вторичные тезисы пишутся с целью выделения главной информации какого-либо источника, например, научной статьи, учебника или монографии. Такие тезисы необходимы для научной работы студентам и аспирантам.

Оригинальные тезисы пишутся как первичный текст к предстоящему выступлению на семинаре, конференции или конгрессе. Такие тезисы публикуются в специальных сборниках.

Пункты тезисного плана формулируются двусоставными предложениями, выражающими содержание микротемы. В составлении тезисов необходимо опираться на план.

Аннотация как жанр научного стиля. Структура аннотации.

Аннотация – краткая характеристика книги (статьи), содержащая перечень основных разделов, тем или вопросов, рассматриваемых в работе. Аннотация отвечает на вопрос: “О чем говорится в первичном тексте?”

Структура аннотации: Аннотация состоит из библиографического описания и теста аннотации. Библиографическое описание дает исходную информацию о произведении, а текст аннотации дополняет эту информацию, включая сведения о содержании произведения, его авторе и достоинствах произведения. Аннотация, в отличие от реферата, не раскрывает содержания текста, а лишь информирует о существовании текста определенного содержания и характера, дает самое общие представление о его содержании. По содержанию и целевому назначению различают 2 вида аннотаций. Справочная (описательная или информационная) аннотация характеризует тематику произведения и сообщает какие-либо сведения о нем, но не дает его критической оценки. Рекомендательная аннотация характеризует произведение и дает его оценку в отношении его пригодности для определенной категории потребителей, которым эта аннотация предназначена. По полноте охвата содержания аннотируемого текста и читательскому назначению аннотации делятся на общие (характеризует произведение в целом, рассчитаны на широкий круг читателей) и специализированные (характеризует произдевение в определенных аспектах, рассчитаны на узкий круг специалистов).

Hayчный стиль речи. Общее понятие, стилевые черты, языковые особенности.

Научный стиль — один из функциональных стилей литературного языка, обслуживающий сферу науки. Обычная форма реализации этого стиля - монолог. Научный стиль реализуется в следующих жанрах — монография, статья, диссертация, доклад, реферат, отзыв, рецензия, аннотация, учебник, лекция и др. В сфере научного общения преследуются цели наиболее точного, логичного, однозначного выражения мыслей. Ведущей формой речи в области науки является письменная. Мысль строго аргументирована, отсюда обобщенность характера мышления. В научных работах основной тип речи — рассуждение — доказательство. Стилевые черты научного стиля: точность, ясность, логичность, обобщенность и безличность. Языковые особенности научной речи:

Лексика. В научных текстах почти каждое слово выступает как обозначение общего или абстрактного.Лексику научной речи составляют три основных пласта: общеупотребительные слова, общенаучные слова и термины. К общеупотребительной лексике относятся слова общего языка, которые наиболее часто встречаются в научных текстах и составляют основу изложения. Общенаучная лексика — это уже непосредственная часть научной речи, как речи описания научных объектов и явлений. Общенаучные слова закреплены за определенными понятиями, но не являются терминами, например: операция, вопрос, задача, явление, процесс и др.

Морфология. Для научных текстов характерно предпочти­тельное употребление некоторых классов слов, например, существительных, так называемый именной характер научного стиля. Широко используется глагол в форме настоящего вневременного (с качественными значениями), что вызвано необходимостью характеризовать свойства и признаки исследуемых предметов и явлений.Прошедшее и будущее время глаголов приобретает в контексте научной речи вневременное значение.
Широко употребительны формы несовершенного вида глагола: они составляют в научной речи около 80%. Большее число глаголов несовершенного вида лишено парных глаголов совершенного вида.

Единственное число существительных служит в научной речи для выражения неделимой совокупности и целостности. Названия растений, животных и т.д. используются в текстах естественных наук почти исключительно в форме единственного числа. Зато научной речи присущи — форма множественного числа абстрактных и вещественных существительных: теплоты, длины, деятельности, стоимости, климаты, фауны, флоры, табаки, полыни и т.д.

Отвлеченность и обобщенность научной речи выражаются в повышенной употребительности слов среднего рода. Это существительные с абстрактным значением: движение, количество, явление, отношение, действие, свойство, образование, состояние, влияние, значение, определение и т.д. Среди существительных мужского и женского рода большое место принадлежит абстрактной лексике: случай, опыт, процесс, вопрос, характер, период, опыт, метод; часть, форма, сила, величина, масса, деятельность; возможность, потребность и др. Употребление кратких прилагательных в научной речи связано с выражением постоянных свойств предмета. Научная речь должна быть в меру экспрессивно-эмоциональной, образной, а не безликой. Иначе она не достигнет своей цели.

Синтаксис. Одной из главнейших специфических черт научной речи является подчеркнутая логичность, выражающаяся на синтаксическом уровне. Для научной речи характерно, например, использование вводных слов, выражающих отношение между частями высказывания (рассуждение или изложение обобщений выводов). Итак, таким образом, следовательно, стало быть. Весьма характерно и употребление наречий в связующей функции: поэтому, потому, тогда, отсюда (в выражении причинно - следственных отношений). Очень широко используется цепи родительных падежей, что объясняется повышенной частотностью родительного падежа в научной речи. Кроме этого, отмечается использование почти исключительно повествовательных предложений, а вопросительных - лишь в функции сосредоточения внимания читателя на каком либо вопрос; отсюда однообразие предложений по цели высказывания.

7.План как форма записи научного текста. Виды планов.

План – самый короткий вид записи. План отражает порядок, последовательность в изложении научного текста, статьи, речи. Форма записи в виде плана чрезвычайно важна для восстановления в памяти содержания прочитанного текста, для развития навыков четкого формулирования мыслей. Процесс составления плана: чтение текста, деление прочитанного на части, краткая формулировка изложенного материала по каждой смысловой части. Формулируя заголовки, надо обдумать содержание каждой составной части, найти его основную мысль. Планы бывают простые и сложные. В простом плане его составные части нумеруются подряд. В сложном плане текст делится на крупные части, а каждая часть на более мелкие. Если к каждой части ставится вопрос, то план называется вопросительным. Если дается заглавие в виде краткого назывного предложения, то – назывным планом. Если предложения взяты из текста, план называется цитатным.




Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь - 54.81.210.99