Влияние цели на результат деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние цели на результат деятельности



Для работы необходимы: специальная таблица-рисунок с двусмы­сленной (цифра-буква) фигурой в центре, испытуемые.

При планировании какого-либо действия в ЦНС формируется акцеп­тор результата действия — нервная модель будущего планируемого ре­зультата. Однако будущий результат впервые совершаемого действия по­веденческого акта представляется человеку недостаточно четким. Тем не менее предварительное формирование цели — создание идеальной мо­дели запланированного результата является руководящим и направляю­щим фактором в действиях человека.

Ход работы. Преподаватель делит всех сту­дентов на 2 группы и объясняет, что им в те­чение короткого времени (1 — 2 с) будет по­казана таблица. Цель студентов 1-й группы — запомнить знаки (фигуры), расположенные в таблице по вертикали. Цель студентов 2-й груп­пы — запомнить знаки, расположенные в этой таблице по горизонтали. После демонстрации таблицы проводят опрос студентов разных групп. Оказывается, что в зависимости от поставленной цели один и тот же центральный знак в таблице-рисунке был воспринят по-разному. Преподаватель еще раз демонстрирует таблицу, что­бы каждый студент мог рассмотреть ее подробно, и поясняет результаты исследования. Так доказывается, что предварительная постановка цели влияет на результат.

Рекомендации к оформлению работы. Занесите полученные результа­ты в таблицу и объясните их.

Зависимость результата деятельности от поставленной цели

Группа студентов Цель действия Результат деятельности
1-я группа Читать по горизонтали  
2-я группа Читать по вертикали  

Ход исследования и выводы запишите в тетради для практических работ.

 

Занятие № 9.

Физиология эмоций. Изменение ЭЭГ и вегетативных показателей при эмоциональном напряжении.

Учебная цель: закрепить полученные знания о видах эмоций их функциях, физиологическом выражении эмоций, физиологических теорий эмоций, эмоциогенных структурах мозга.

Тезаурус: эмоции, настроение, чувства, фрустрация, стресс, аффект, лимбическая система, информационная теория, круг Пейпеца.

Вопросы для самоподготовки:

1. Эмоции, их классификация. Функции эмоций.

2. Физиологическое выражение эмоций. Гормональные, соматические и висцеральные компоненты эмоций.

3. Теории эмоций. Эмоциогенные структуры мозга.

4. Эмоциональное напряжение. Фазы развития стресс-реакции.

5. Лабораторная работа: Методы исследования эмоциональных состояний.

Примерные темы рефератов: «Психологическая характеристика эмоциональных реакций».

Самостоятельная работа дома:

Задание 1

1 Что такое эмоции? Какой российский ученый изучал эмоции? Какие виды эмоций характерны для человека? Письменно в тетради для практических работ раскройте известные вам классификации эмоций: по продолжительности, по знаку, по форме выражения, по воздействию на организм и др.

2. Чем отличаются положительные и отрица­тельные, стенические и астенические эмоции? При каких эмоциях выделяется адреналин? Письменно ответьте на вопрос: У некоторых людей при входе в зубоврачебный кабинет наблюдается бледность, дрожание рук, вы­деление на теле пота. Как можно объяснить такую реакцию?

3. Определите соответствие между понятиями и определениями к ним. Аффект – это… Настроение – это… Фрустрация – это… Стресс – это… Чувства – это…

1) эмоциональное самочувствие человека, эмоциональное состояние, влияющее на все его поведение, помыслы и переживания в течение более или менее длительного времени;

2) устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер;

3) сильное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, которое сопровождается резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями;

4) неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности. Это состояние напряженности, которым сопровождается какая-либо угрожающая или неприятная ситуация;

5) длительное эмоциональное состояние, которое возникает при часто повторяющихся конфликтных ситуациях, когда человек постоянно чувствует себя ущемленным, проявляется в постоянной депрессии или агрессии;

4. Нужны ли эмоции человеку? Вспомните основные функции эмоций. В чем заключается побуждающая, оценочная, замещающая, подкрепляющая, переключательная, коммуникативная функции эмоций?

Задание 2

1. «От страха в пот ударило», «волосы встали ды­бом», «мурашки по телу», «сердце щемит». Какое научное понятие объединяет все эти выражения?

2. Что включает в себя внешняя форма выражения эмоций? С какими физиологическими изменениями в организме связано проявление эмоций? Выделите гормональные, соматические и висцеральные компоненты эмоций. Заполните таблицу.

Системы организма Физиологические проявления эмоций
Положительные эмоции Отрицательные эмоции
1. Вегетативная система    
2. Соматическая система    
3. Эндокринная система    
4. Биоэлектрическая активность мозга    

 

3. Какие функции выполняет мимика? Рассмотрите фотографии и попытайтесь определить, какие базовые эмоции отражены на этих лицах (отвращение, гнев, радость, страх, удивление, печаль).

А Б В Г Д Е

Задание 3

1. Вспомните, какие физиологические теории объясняют возникновение эмоций. Определите, верно ли соответствие названия и сущности теорий в представленной таблице. В тетради для практических работ заполните таблицу правильно.

Название теории Сущность теории
1. Теория Джеймса-Ланге Эмоция, как психологическое переживание, и физиологические реакции возникают одновременно. Возникновение эмоций происходит не в периферических органах, а в центральной нервной системе (в таламусе).
2. Таламическая теория Кэннона-Барда Эмоции – это не функция специфических «центров» мозга, а результат активности сложноорганизованной сети нейронных структур.
3. Теория круга Пейпеца Эмоция – отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности ее удовлетворения (наличия информации для ее удовлетворения).
4. Теория Мак-Лина Эмоции возникают при удовлетворении или неудовлетворении потребностей и являются инструментом, удерживающим жизненный процесс в оптимальных границах.
5. Биологическая теория П.К. Анохина Выражение эмоций осуществляется через более примитивные нервные механизмы лимбической системы, где роль слов играет некий «язык органов».
6. Информационная теория П.В. Симонова После восприятия, вызвавшего эмоцию, субъект переживает эту эмоцию как ощущение физиологических изменений в собственном организме, т.е. «мы грустим, потому что плачем, сердимся, потому что наносим удар, боимся, потому что дрожим».

Ответьте на вопросы:

· За что критиковали теорию Джеймса-Ланге?

· Какие структуры мозга обеспечивают эмоциональные реакции?

· Как связаны эмоции и информация?

Задание 4

1. Рассмотрите рисунок, на котором представлены основные структуры лимбической системы, входящие в круг Пейпеца. Какую роль в возникновении эмоций играют выделенные структуры? Какую роль играет ретикулярная формация и кора головного мозга в возникновении эмоций?

2. В тетради для практических работ заполните таблицу «Эмоциогенные структуры мозга».

Отдел мозга Участие в реализации эмоций Нарушения эмоций при повреждении структур мозга
6) Кора больших полушарий. · Височные доли; · Лобные доли. · Правое полушарие. · Левое полушарие. 7) Гиппокамп. 8) Миндалина. 9) Гипоталамус. · Латеральные ядра. · Медиальные ядра. 10) Ретикулярная формация.    


Задание 5

1. Кто является основоположником учения о стрессе? Вспомните и опишите виды стрессоров и стресс-реакций.

2. В чем сущность, сходство и различие понятий «психическая напряженность», «страх», «тревога», «тревожность», «стресс», «дистресс», «фрустрация»?

3. В чем заключается биологическое значение стресса?

4. Как называются факторы, вызывающие стресс?

5. Какие типы стрессоров и стрессов выделяют?

6. Что включает в себя функциональное состояние стресса? Перечислите стадии развития стресса.

7. Назовите и охарактеризуйте фазы развития стресса. Какие физиологические изменения характерны для каждой фазы?

8. Каковы последствия дистресса?

Лабораторная работа на занятии:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1088; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.74.54 (0.012 с.)