Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа 5. Ориентировочная оценка астигматизма.

Поиск

Измеряя остроту зрения, нередко можно столк­нуться с тем, что испытуемый не одинаково хорошо видит линии разной ориентации, и потому при од­ной и той же величине знаков некоторые из них раз­личает уверенно, а некоторые не может различить, так как они кажутся размытыми. В таких случаях говорят, что у человека имеется астигматизм.

Астигматизм - это дефект оптического аппарата глаза, у которого форма роговицы или хрусталика от­личается от сферической и не вполне симметрична. В связи с этим в сечениях, соответствующих разным меридианам поля зрения, кривизна преломляющей поверхности неодинакова, и световые лучи, идущие от точечного источника, не могут сфокусироваться на сетчатке в одной точке.

Для работы необходимы: лучистая фигура ЛФ-ЗК.

Ход работы:

Укрепите лучистую фигуру ЛФ-ЗК на такой вы­соте, чтобы ее центр находился примерно на уровне глаз стоящего испытуемого. Отрегулируйте освеще­ние тестовой фигуры таким образом, чтобы оно было равномерным и уровень освещенности соответствовал стандарту для измерений остроты зрения - 700 или 1000 лк. Поскольку каждый глаз нужно исследовать отдельно, дайте испытуемому окклюдор, чтобы он мог прикрыть второй глаз. Предложите испытуемому отойти от тестовой фигуры на такое расстояние, при котором он на пределе различает структуру хотя бы одной решетки из внутреннего кольца, а при увеличе­нии расстояния он уже совсем не видит полос в этих решетках.

Если оказалось, что испытуемый отошел от ЛФ-ЗК на расстояние, превосходящее 1 м, и при этом удовлетворительно видит полосы во всех ре­шетках внутреннего кольца, значит его острота зре­ния превышает 1,0 по всем меридианам, и выражен­ного астигматизма у него нет.

Если с расстояния 1 м или более испытуемый различает полосы не во всех решетках внутреннего кольца, но во всех решетках среднего - у него астиг­матизм слабой степени.

Если с расстояния 1м или более испытуемый различает полосы не во всех решетках внутреннего и среднего колец, но во всех решетках наружного кольца, - у него астигматизм средней степени.

Если с расстояния 1 м и более испытуемый раз­личает полосы даже не во всех решетках наружного кольца, - у него астигматизм сильной степени.

Если расстояние, при котором испытуемый на пределе различает полосы хотя бы в одной из реше­ток внутреннего кольца, оказалось менее 1м - у него снижена острота зрения, но наличие и степень астигматизма можно определить у него по тому же принципу, что и при хорошей остроте зрения.

Рекомендации к оформлению работы. Описать, что такое астигматизм, и в какой степени он выражен у испытуемого.

Работа № 6. Оценка высших зрительных функций на основе зрительных иллюзий.

В учебной и справочной литературе зритель­ные иллюзии нередко определяют как системати­ческие ошибки восприятия, обманы зрения. На са­мом деле это понятие намного шире. По существу к разряду зрительных иллюзий нужно относить не только систематические ошибки восприятия, но и множество изобретенных людьми впечатляющих зрительных эффектов, в основе ко­торых лежат фундаментальные свойства зритель­ных механизмов, а не их недостатки. Более того, и большинство старых классических иллюзий, де­монстрирующих значительные отличия параметров видимого образа от физических параметров объекта, имеет смысл рассматривать как проявление таких «недостатков» зрительной системы, которые факти­чески являются продолжением ее достоинств.

Конкретные причины большинства ил­люзий долгое время оставались загадочными и до конца не раскрыты до сих пор. Поскольку видимые образы являются результатом длинной цепи преоб­разований и анализа световых сигналов на их пути через оптический аппарат глаз, сетчатку и множество мозговых отделов, очевидно, что разные иллюзии могут отражать особенности функционирования раз­ных звеньев этого пути. В связи с этим, по своему происхождению, зрительные иллюзии естественным образом распадаются на ряд категорий. Одни иллю­зии объясняются свойствами оптического аппарата глаз, другие отражают особенности связей между нейронами сетчатки или зрительной коры, третьи определяются характером взаимодействия двух глаз, четвертые порождаются процессами адаптации или утомления, пятые связаны инерционными свойства­ми нервных путей, шестые - с влиянием глазодви­гательной системы и т. д. К сожалению, все это пока ясно только в общих чертах, и имеются лишь отдель­ные свидетельства замечательного соответствия между некоторыми иллюзиями и свойствами конкретных элементов зрительной системы. Дело осложняется тем, что причины большинства зрительных иллю­зий носят множественный характер, т. е. в эти ил­люзии вносит вклад целый комплекс факторов, от­носящихся к разным этапам процесса переработки зрительной информации.

Для работы необходимы: рисунки с изображением иллюзий.

Ход работы:

Рассмотрите рисунки с иллюзиями, дайте их классификацию.

Рекомендации к оформлению работы. Дайте определение зрительных иллюзий, их классификацию, причины возникновения иллюзий.

 

Занятие № 4.

Физиология слуховой и вестибулярной системы.

Цель: закрепить знания о строении и функциях периферического и центрального отделов слуховой системы.

Вопросы для самоподготовки:

1. Структурно-функциональная характеристика слухового анализатора.

  • Периферический (рецепторный) отдел.
  • Проводниковый отдел.
  • Центральный отдел.

2. Восприятие высоты, силы звука и локализации источника звука.

3. Структурно-функциональная характеристика вестибулярного анализатора.

4. Лабораторная работа: методы оценки параметров слуха и равновесия.

Примерные темы рефератов: Повреждающие факторы и компенсаторно-приспособительные реакции слуховой системы.

Самостоятельная работа дома:

Задание № 1.

1. Рассмотрите ри­сунок. Укажите час­ти уха, обозначен­ные цифрами 1—9. Какие из обозначен­ных отделов уха от­носятся к наружно­му, среднему и внут­реннему уху?

 

2. Заполните таблицу.

Отделы органа слуха Чем представлены Выполняемая функция
     

3. Письменно в тетради для практических работ ответьте на вопрос:

Великий немецкий композитор Бетховен, когда стал терять слух, нашел оригинальный способ слы­шать музыку. Он брал в зубы палочку, плотно при­жимал ее к деке рояля и слышал звуки. Объясните, почему композитор слышал музыку.

Задание № 2.

1. Рассмотрите рисунок, перекопируйте в тетрадь, сделайте обозначения – комиссура Пробста, правая улитка, левая улитка, ядро улитки, ядро оливы, слуховой нерв, нижнее двухолмие, слуховая кора.

2. Письменно ответьте на вопросы:

1) Человек, находящийся под водой вблизи мо­торной лодки, испытывает необычное ощущение. Где бы лодка ни находилась, кажется, что она где-то со­всем рядом. Объясните данный факт.

2) Человек ощущает ухудшение порогов слышимости, где возможна локализация поражения?

3. Заполните таблицу.

Участки слухового анализатора Особенности строения Функции
     

Задание № 3.

1. Какой орган изображен на рисунке? Перекопируйте рисунок в тетрадь, сделайте обозначения - наружные волосковые клетки, барабанная лестница, спиральная связка, кортиев орган, секреторный эпителий, кортиев туннель, основная мембрана, вестибулярная лестница, рейснерова мембрана, край спиральной пластинки, спиральная артерия, спиральный ганглий, капсула ганглия, слой миелина, покровная мембрана, внутренние волосковые клетки, нервные волокна.

2. Письменно ответьте на вопросы:

1) Вам хорошо известно, что среди шумов, кото­рые нас окружают, встречаются шумы «приятные» — шум леса, моря, дождя. Однако гораздо больше шумов, которые не всегда приятны,— шум машины, самолета, поезда и т. п. Как вы думаете, с чем это связано?

2) Человек не воспринимает временную и пространственную последовательность звуков, где возможна локализация поражения?

1. Используя рисунок, объясните механизм ра­боты улитки. Что обозначено на рисунке цифрами 1-6?

2. Во времена, когда на са­молетах еще не устанавливались герметические кабины, при быстром наборе высоты или пикировании случалось, что у пилотов разрыва­лись барабанные перепонки. Почему это происходи­ло? Предложите способы, с помощью которых этого можно было избежать.

Задание № 4.

1. Рассмотрите рисунок. Что на нем обозначено цифрами 1-17? Какие части относятся к вестибулярному анализатору?

2. Ответьте на вопросы:

1) Известно, что у глухонемых вестибулярный ап­парат не функционирует с момента рождения. Ка­ким образом в этом случае человек ориентируется в пространстве?

2) Что такое «морская болезнь»? С какими нару­шениями функции работы анализатора связано это неприятное состояние? Какие способы тренировки вестибулярного аппарата вы знаете? Каковы строение и функция полукружных каналов?

3) Каково строение вестибулярного рецептора?

4) Где находится первый, второй и третий нейроны вестибулярной системы?

5) Чем образован проводниковый отдел вестибулярной системы?

6) Где находится центральный отдел вестибулярной системы?

7) Что такое вестибулярные рефлексы?

3. Объясните, какие полукружные каналы обеспе­чивают ориентацию человека при упражнениях, обоз­наченных на рисунке цифрами 1—3.

Лабораторные работы на занятии:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1002; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.159.49 (0.012 с.)