Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа 3. Проверка вестибулярного аппарата (Тест Бондаревского).

Поиск

Стоя на одной ноге, руки на поясе, другую ногу согните в колене и, развернув ее в сторону, прижмите пятку к внутрен­ней поверхности коленного суста­ва опорной ноги. Зафиксируйте это положение, закройте глаза и вклю­чите секундомер (лучше, чтобы время отмечал кто-нибудь другой, но можно это сделать и самому). Выключите секундомер тогда, ког­да вы потеряете равновесие (опор­ная нога сдвинется с места либо из­менит положение согнутая нога). За­фиксировав время, в течение которо­го вам удалось простоять, сохраняя равновесие, сверьте его с таблицей (возраст – время в секундах).

8лет - 8,3 12 лет - 15,5

9 лет - 10,8 13 лет - 16,9

10 лет - 12,7 14 лет - 17,7

11 лет - 14,4 15 лет - 17,8

страше 15 лет - 20,4

Упражнения-тесты:

1. Стопы на одной линии, паль­цы левой ноги упираются в пятку правой, руки на поясе. Стоять с закрытыми глазами 15 секунд.

2. Стоя на носках, руки на поя­се. Быстро наклонять голову вправо и влево, 10 раз в каждую сторону.

3. Стоя на носках, руки на поя­се. Быстро наклонять голову впе­ред-назад, 10 раз туда и обратно.

4. Стопы на одной линии, паль­цы левой ноги упираются в пятку правой, руки на поясе. Выполнять наклоны туловища вправо-влево 5 - 6 раз.

Если все упражнения удалось выполнить легко и четко, значит, ве­стибулярный аппарат функциони­рует нормально. Если же вы не смогли выполнить упражнения и при этом возникли головокружение, тошнота - это свидетельство того, что вестибулярный аппарат нуждается в тренировке.

Рекомендации к выполнению работы. Проведите тесты, результаты запишите в тетрадь, сделайте выводы.

 

Занятие № 5.

Врожденная деятельность организма. Инстинкты.

Учебная цель: закрепить полученные знания о формах поведения, об особенностях врожденной деятельности организма, инстинктах, безусловных рефлексах, особенностях организации безусловного рефлекса.

Тезаурус: психика, поведение, безусловный рефлекс, инстинкт, таксис, релизер, видоспецифичность, ригидная фаза, поисковая (пластичная) фаза, стереотипное действие

Вопросы для самоподготовки:

1. Формы поведения.

2. Безусловные рефлексы и их классификация.

3. Инстинкты животных и человека.

4. Особенности организации безусловного рефлекса.

5. Концепция драйва и драйв-рефлексы.

6. Лабораторная работа: изучение особенностей безусловных рефлексов.

Примерные темы рефератов: «Становление рефлексов и развитие двигательных навыков в онтогенезе».

Самостоятельная работа дома:

Задание 1.

1. Определите соответствие между понятиями и определениями к ним. Поведение – это… Психика – это …

А) форма отражения мозгом среды, определяющая целенаправленное приспособительное поведение;

Б) психическая деятельность, регулирующая взаимоотношения организма и среды.

2. Раскройте известные вам классификации форм поведения. Приведите примеры врожденных и приобретенных форм поведения, реактивных и когнитивных форм поведения. В тетради для практических работ зарисуйте схему компонентов поведения по Л.В. Крушинскому.

3. Кошка, спокойно лакающая молоко, при появлении собаки быст­ро выгибает спину и прекращает есть, у нее поднимается шерсть; че­ловек, чтобы не вскрикнуть от рез­кой боли (например, зубной), сильно стискивает зубы или прикусывает губу; собака отдергивает лапу при внезапном уколе. Как можно на осно­ве рефлекторной теории объяснить приведенные случаи из жизни чело­века и животных?

4. Письменно в тетради для практических работ распределите в предлагаемой таблице характерные признаки безусловных рефлексов:

Признаки Безусловные рефлексы
1. Передача по наследству  
2. Центры образования рефлексов  
3. Видовая специфичность  
4. Сохраняемость рефлекса в течение времени  
5. Причины возникновения и сохранения рефлексов  
6. Рефлекторные дуги  

Признак рефлексов:

1. Приобретенные. 2. Индивидуальные. 3. Наследуемые. 4. Видовые. 5. Име­ют готовые рефлекторные дуги. 6. Осуществляются без участия коры больших полушарий. 7. Непостоянны. 8. Осуществляются с участием коры больших по­лушарий. 9. Постоянны. 10. Ненаследуемы. 11. Рефлекторные дуги образуют временные связи. 12. Рефлекторные дуги образуют постоянные связи. 13. Фор­мируются у отдельного организма при определенных условиях. 14. Форми­руются у вида вследствие очень важного для него события.

5. Что такое процесс кортикализации безусловных рефлексов? Объясните на примере. У кого он сильнее выражен – у животных или человека?

6. В тетради для практических работ зарисуйте схему организации безусловного рефлекса.

Задание 2

1. Внимательно изучите рисунок. Письменно в тетради для практических работ объясните, почему поведение насекомого строится по жесткой программе. Как поведет себя оса, если в опыте на четвер­том этапе закопать норку? Как называется такое поведение? Назовите приме­ры подобного поведения у человека.

Последовательность действий осы-сфекса в период размножения:

1 — оса роет норку; 2летит на охоту; 3парализует сверчка (питание для будущих личинок); 4тащит сверчка к норке; 5проверяет норку и втаскивает туда сверчка;6откладывает яйца на тело насекомого; 7замуровывает норку

2. Выберите правильное утверждение:

Инстинктэто совокупность

1) условных рефлексов;

2) безусловных рефлексов;

3) навыков.

3. Письменно в тетради для практических работ дайте классификацию инстинктов по П.В. Симонову. Распределите инстинкты по группам: витальные, ролевые, саморазвития. На что направлена каждая группа инстинктов? Есть ли у человека инстинктивные реакции? Чем они обусловлены?

Задание 3

Дайте письменный ответ на следующие вопросы:

1) У новорожденных (особенно недоношенных) проявляется реф­лекс Робинзона, названный по имени врача, который его открыл. Новоро­жденный крепко захватывает любой предмет, попавший в его руки. Объ­ясните значение этого рефлекса. Что происходит с этим рефлексом у ре­бенка в дальнейшем и почему? Может ли он вновь проявиться у взрослого человека?

2) Человек шел босиком, насту­пил на острый предмет, и его нога
моментально отдернулась; внезапно зазвонил телефон, и вы протягиваете руку к телефонной трубке; при зажигании света в темной комнате человек зажмуривается; у собаки, принимающей пищу, вид кошки вы­зывает прекращение выделения слюны. Какие из предложенных при­меров относятся к безусловным реф­лексам, а какие — к условным? От­вет поясните.

3) В одной из своих многочис­ленных работ И.П. Павлов говорит о том, что кора головного мозга "дер­жит в своем ведении все явления, происходящие в теле". Как можно объяснить столь противоречивое высказывание уважаемого ученого, ес­ли нам хорошо известно, что работой внутренних органов непосредствен­но занимается вегетативная нервная система?

4) На данном примере покажите роль каждой из нервных систем. К кошке, поедающей мышь, приблизилась собака. Увидев врага, кошка приняла оборонительную позу: скелетные мышцы напряглись, спина выгнулась, а хвост пришел в движение. Одновременно с этим про­изошло учащение сердцебиения и дыхания, которое стало еще и глуб­же. Обмен веществ в скелетных мышцах повысился, шерсть стала дыбом, зрачки расширились, а слю­ноотделение прекратилось. Как только собака ретировалась, все ос­новные органы снизили свою актив­ность и пришли в норму. Объясните все перечисленные изменения в ор­ганизме животного с позиции реф­лекторной теории поведения.

Лабораторная работа на занятии:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1550; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.109.101 (0.008 с.)