Тема 3.2. Психическая регуляция поведения и деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3.2. Психическая регуляция поведения и деятельности



 

Правила и техники общения. Конструктивное и деструктивное общение. Причины плохой коммуникации (стереотипы как упрощенные мнения, предвзятые представления, плохие отношения, отсутствие внимания и интереса собеседника, пренебрежение фактами, неверный выбор стратегии и тактики общения). Стратегии общения (открытое-закрытое, монологическое-диалогическое, ролевое-личностное общение). Виды общения: «контакт масок», примитивное общение, формально-ролевое, деловое, духовное (межличностное), манипулятивное, светское. Правила светского общения (вежливость, такт; одобрение, согласие; симпатия). Принцип адекватности использования правил общения «здесь и сейчас». Тактика общения как совокупность конкретных коммуникативных умений. Выбор позиции общения (доброжелательная, нейтральная, враждебная, доминирование, подчинение, «общение на равных»). Выбор средств общения. Общение и речь.

Межличностные отношения. Трансакция как единица взаимодействия. Формы межличностного взаимодействия (ритуальное взаимодействие, соревнование, времяпрепровождение, дружба, любовь, игра, манипуляция). Аттракция (взаимная симпатия) факторы ее формирования. Взаимодействие в группе. Социальная группа как совокупность индивидов, находящихся в психологическом взаимодействии. Классификация социальных групп (по размеру, по организованности, по общественному статусу, по уровню развития, по значимости и пр.). Психология малых групп. Малая группа как достаточно устойчивое объединение людей, связанных взаимными контактами, пространственным и временным соприсутствием. Психологические параметры группового взаимодействия. Психологическая структура группы, ее статусные и ролевые идентификации. Психологические предпосылки командообразования. Механизмы групповой динамики. Методики диагностирования восприятия индивидом группы, общения, способов реагирования в конфликте, социально-психологического климата коллектива и др. Межгрупповые отношения и взаимодействия. Причины агрессивного поведения к людям другой группы: биологически заданная агрессивность (З. Фрейд), результат фрустрации (Н. Миллер), результат угнетения авторитарной личностью (Т. Адорно), результат несовместимых групповых интересов (М. Шериф), необъективность самооценки и оценки членов другой группы (когнитивный подход – А. Тэшфел). Способы предотвращения или уменьшения межгруппового конфликта, в том числе – этнического. Психология делового общения. Психология и общество. Психология и культура ноосферного мышления. Психология глобальных проблем современности. Модели политической психологии, федеральный и региональный аспект. Психология и труд. Профессиональная психология. Экономическая, правовая психология. Психология и личность. Телесная психология и психология повседневности. Этические нормы общения. Универсальные этические и психологические нормы и принципы. Референтная группа как любая группа, с которой человек себя идентифицирует и использует для определения своих убеждений. Конформизм. Нонконформизм. Взаимодействие. Перцепция как процесс восприятия друг друга партнерами по общению. Коммуникация как процесс двустороннего обмена информацией, ведущий к взаимному пониманию. Вербальная и невербальная коммуникация. Атрибуция как приписывание конкретной черты или характеристики человеку. Идентификация как способ понимания другого человека, уподобляя себя ему. Эмпатия как способность эмоционально принять другого человека. Рефлексия как осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Стереотипы как привычные упрощенные представления о других людях, о которых мы располагаем скудной информацией. Конфликт. Правила делового общения: принцип корпоративности, достаточности информации, качества информации, целесообразности, ясности выражений, умение слушать, учет индивидуальных особенностей собеседника.

Образовательные технологии

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе следующих технологий: компьютерных технологий (компьютерный опрос, лекция – презентация, доклады студентов в сопровождении мультимедиа); диалоговых технологий (опрос, взаимоопрос, дискуссия между студентами, дискуссия преподавателя и студентов); метода проектов (выполнение проекта педагогического исследования и его публичная защита); метода опережающего обучения и др.

 

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов реализуется различными видами учебной и внеучебной работы. Она включает в себя подготовку студентов к семинарским (практическим) занятиям, написание проекта и подготовку к его защите, подготовку доклада и публичного выступления, подготовку организации дискуссии; подготовку к контрольным точкам, зачету, решение тестовых заданий, приведенных в разделе 7. « Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины».

 

Вопросы и задания для практических занятий

 

Тема 1. Самоисследование личности (1 час)

Вопросы:

1. Методика проведения психолого-педагогического исследования

2. Как провести исследование и оформить его результаты

3. Методика защиты проекта

Литература: 20, 23.

Тема 2. Этапы развития психологического знания (2 часа)

Вопросы:

1. Повседневная психология в донаучный период и сегодня

2. Предмет изучения психологии в философском периоде и личностные представления о нем в современности

3. Научные и ненаучные теории психики: (структурализм, функционализм, бихевиоризм, гештальтпсихология, глубинная и когнитивная психология, интерактивная и гуманистическая, трансперсональная психология, онтопсихология (дискуссия)

4. Вклад отечественных ученых в развитие психологии.

Литература: 1,21,32,34,48,84.

Тема 3. Психология развития биопсихических свойств

Вопросы:

1. Темперамент и характер

2. Роль биопсихических свойств и в профессиональных отношениях. Методики диагностирования восприятия индивидом группы, общения, способов реагирования в конфликте, социально-психологического климата коллектива

3. Роль биопсихических свойств и в гендерных отношениях

Литература: 9,11,20,22,55,64,65,67,70,71,77,78,82.

Тема 4. Психология развития психических процессов. Взаимодействие в группе. (2 часа)

Вопросы:

1. Негативные и позитивные эмоции

2. Волевая регуляция человеческого поведения. Самовоспитание.

Литература: 14, 20, 63, 77,78.

Тема 5. Социализация и развитие личности Личность и коллектив

1. Взаимоотношения в коллективе (Защита проекта педагогического исследования)

Литература: 12, 24.

Тема 6. Психическая регуляция поведения и деятельности (2 часа)

Вопросы:

1. Общение как категория психологии и педагогики.

2. Самоисследование свойств личности, необходимых для позитивного общения.

3. Правила и техники общения.

Литература: 54, 58, 59, 68, 69, 73, 74, 76, 77,78.

Контрольная работа

по дисциплине «Психология»

(для студентов очной и заочной форм обучения)

 

Методические указания по выполнению контрольной работы

 

Контрольная работа является результатом самостоятельного труда студента по выбранной теме. Выполнение контрольной работы позволяет закрепить полученные знания, вырабатывает умения работать со значительным количеством источников, анализировать, делать выводы, систематизировать материал, обосновывать предложения по различным направлениям.

Контрольная работа должна содержать в себе:

1. Титульный лист

2. Содержание

3. Введение

4. Главы основной части

5. Заключение

6. Библиографический список

7. Приложения

Титульный лист является первой страницей контрольной работы и заполняется по установленным институтом правилам.

Содержание помещается на второй странице и включает перечисление основных частей работы: введение, название глав, параграфов, заключение и страницы, с которых они начинаются.

Во введении обосновывается актуальность и практическая значимость выбранной темы, формулируются цели и задачи контрольной работы, определяются объект и предмет исследуемого материала.

В главах основной части раскрывается смысл дефиниций выбранной темы, дается исторический анализ предмета исследования, описывается теоретическая часть проблемы. Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме контрольной работы и полностью ее раскрывать.

Заключение – это заключительная часть работы, в которой должны быть изложены общие выводы, их соотношение с целями и задачами, определенными во введении.

После заключения следует поместить библиографический список литературы, использованной при выполнении работы. Список располагается в определенной последовательности, как правило, в алфавитном порядке и должен отвечать правилам библиографии. Ссылки на литературу и другие источники обычно приводятся внизу страницы под чертой.

В приложении помещают вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы. Они могут быть представлены в виде текстов, графиков, таблиц и содержать копии подлинных документов, выдержки из отчетных материалов, отдельные положения инструкций, правил и др.

Объем контрольной работы должен быть не менее 10 страниц текста, набранного на компьютере (стандартный формат А – 4); интервал между строк – 1,5; текстовый редактор Word 7.0; шрифт Times New Roman; кегль 14, размеры полей: левое – 3 см, правое – 1 см, верхнее и нижнее – 2 см.

Объем введения 1-2 страницы, основные главы работы – 8-10 страниц, заключение – 1-2 страницы. Список литературы должен содержать не менее 15 наименований.

Темы контрольных работ

 

  1. Идея целостности и системный подход в изучении человека в системе психологического знания.
  2. Психология в системе наук. Объект, предмет, методы исследования психологии и педагогики.
  3. Этапы развития психологического знания.
  4. Психологическое развитие человека. Психологические кризисы возраста.
  5. Психика и сознание. Сознание и самосознание.
  6. Самоконтроль и саморегуляция. Механизмы психологической защиты.
  7. Поведение и деятельность. Психическая регуляция поведения и деятельности.
  8. Задатки и способности.
  9. Личность как основная категория в психологии. Человек, индивид, личность, индивидуальность: соотношение понятий.
  10. Тео­рии личности и теории ее развития. Методики диагностирования направленности личности.
  11. Познавательные психические процессы. Самопознание особенностей психических процессов личности. Методики диагностирования.
  12. Ощущения и восприятие как первичная основа познания и обучения.
  13. Внимание и его роль в организации обучения. Психологические теории внимания. Приемы развития внимания.
  14. Память. Теории памяти. Приемы развития памяти.
  15. Воображение и его роль в творческом становлении личности.
  16. Мышление и особенности интеллектуального развития в процессе обучения. Приемы развития мышления.
  17. Язык и речь. Приемы развития речи.
  18. Социализация личности.
  19. Развитие биопсихических свойств (темперамент и характер). Методики диагностирования биопсихических свойств личности.
  20. Развитие психических процессов (чувства, эмоции, воля). Методики диагностирования.
  21. Общение как важнейшая категория психологии. Развитие культуры общения человека.
  22. Межличностные отношения. Правила и техники общения.
  23. Взаимодействие в группе. Психологические параметры группового взаимодействия. Методики диагностирования восприятия индивидом группы, общения, способов реагирования в конфликте, социально-психологического климата коллектива и др.
  24. Межгрупповые отношения и взаимодействия. Способы предотвращения или уменьшения межгруппового конфликта, в том числе – этнического.
  25. Психологическая проблема отцовства и материнства. Роль ребенка в жизни мужчины и женщины.

 

8. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Формы контроля обусловлены прежде всего содержанием учебного материала и целями обучения, предполагают не только оценку знаний, но и оценку освоенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности.

Формы контроля:

· Проблемные ситуации на лекциях;

· Индивидуальные беседы;

· Устный и письменный опрос;

· Тесты (на бумажных и электронных носителях);

· Дискуссии;

· Выступление на семинаре;

· Выступление на лекции-конференции;

· Защита проекта;

· Проверка контрольной работы;

· Зачет (с использованием различных форм контроля);

 

Тесты для самопроверки качества усвоения материала (см. приложение)

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература:

1. Галустова О.В. История психологии в вопросах и ответах: учеб. пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.

2. Основы психологии. Практикум /Ред-сост. Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000.

3. Петерс В.А. Психология и педагогика в вопросах и ответах: учеб. пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.

4. Педагогика и психология:РП для студ. эк. и юр. ф-тов и ф-та управления оч. и заоч. форм. обуч./Сост.: Е.А.Науменко.- Тюмень: ТГИМЭУП,2005.-16 с.

5. Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. Ред. Канд. Филос. Наук, доцент В.М. Николаенко. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1998.

6. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т., Т.1. – М.: Гуманит. Изд. центр «Владос», 2000.

7. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т., Т.2.– М.: Гуманит. Изд. центр «Владос», 2000.

8. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2007. - 432 с.: ил. – (Серия «Учебник нового века»).

9. Райгородский Д. Я. Психология семьи. Учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журна­листики. Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2002.

10. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 16-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. (Серия «Высшее образование».) - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2006.

11. Швандрин Н.И. Основы психологической диагностики: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Ч.1, 2, 3. – М.: Гуманит. Изд. центр «Владос», 2003.

 

 

Дополнительная литература:

К разделу 1.

12. Аверин В. А. Психология детей и подростков. — СП6.: 1998.

13. Асмолов А. Г. Психология личности. — М.: 1990.

14. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.:1983.

15. Бороздина Г. В.Психология делового общения: Учебник.-2-е изд.-М.:ИНФРА-М,2004.

16. Введение в психологию / Под ред. А. В. Петровского. — М.: 1996.

17. Годфруа Ж. Что такое психология? Т.1, 2. — М.: 1992.

18. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. — М.:

19. Гальперин П.Я. Введение в психологию. — М.:1976.

20. Гольцова Т.Н. Педагогика и психология Кто я? Какой я? Каким хочу быть? Учебно-методическое пособие для студентов – Тюмень: ТГАМЭУП, 2009.

21. Гольцова Т.Н. Педагогика и психология (история наук) Учебно-методическое пособие для студентов – Тюмень: ТГАМЭУП, 2009.

22. Гольцова Т.Н. Педагогика и психология (подготовка к семейной жизни) Учебно-методическое пособие для студентов – Тюмень: ТГАМЭУП, 2011.

23. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

24. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб.: 2000.

25. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов. - М: Владос. Кн.1: Общие основы психологии.-1997.

26. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов. - М: Владос. Кн.2: Психология образования.-1997.

27. Немов Р.С. Психология. В 3-х частях.-3-е изд.- М: Владос.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.-1998.

28. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: 1975.

29. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М.: 1981.

30. Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию: Курс лекций. — М.: 1988.

31. Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб.: 1999.

32. Марцинковская Т.Д., Ярошевский М.Г. 50 выдающихся психологов мира. Учебное пособие для студентов. – М.: Международная педагогическая академия, 1995.

33. Петровский А.В. Введение в психологию. — М.: 1995.

34. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. — М.: 1994.

35. Психология и педагогика / Сост. и отв. ред. А.А.Радугин. — М.: Центр, 1996.

36. Павлов И.П. Поли. собр. соч., 2-е изд. — Т. 3. — Кн. 1,2. — М.—Л.: 1951.

37. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия / Сост. Л. В. Куликов. – СПб.: 2000.

38. Реан А. А. Психология изучения личности. — СПб.: 1999.

39. Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций. — М.: Владос, 1995.

40. Рубинштейн С.Л. Проблема общей психологии. — М.: 1973.

41. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Пи­тер, 1999.

42. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведе­ния. — М.: 1947.

43. Симонов П. В. Мотивированный мозг. — М.: 1987.

44. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъектив­ности: Учебное пособие. — М.: Школа-Пресс, 1995.

45. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. — М.: 1999.

46. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1999.

47. Якунин В. А. История психологии. — СПб.: 1999.

48. Ярошевский М. Г. История психологии. — М.: 1985.

 

К разделу 2.

49. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. - Т. 1. — М.: Педагогика, 1982.

50. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. — СПб.:1999.

51. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. — М.: 1983.

52. Солсо Р. Когнитивная психология. — М.: 1996.

53. Теплов Б. М. Способности и одаренность // Психология индивидуальных разли­чий: Тексты. - МГУ, 1982.

 

К разделу 3.

 

54. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-пси­хологические проблемы. М.: 1990.

55. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

56. Алешина Ю. Е., Волович А. С. Проблемы усвоения ролей муж­чины и женщины // Вопросы психологии. 1991. № 4. С. 74—82.

57. Берн Ш. Гендерная психология. СПб.: Еврознак, 2002.

58. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология челове­ческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры / Пер. с англ., под общ. ред. М. С. Мацковского. М.:1983.

59. Бодалев А. А. Психология общения. М.: Институт практической психологии, 1996.

60. Варга А. Я. Структура и типы родительского отношения. М.: 1987.

61. Выготский Л. С. Педология подростка. Собр. соч. в 6 т. Т. 4. М.: 1984.

62. Захарова Е. И. Исследования особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия // Журнал практического психолога. 1996. № 6.

63. Изард К. Эмоции человека. — М., 1980.

64. Ильин Е. 77. Дифференциальная психофизиология мужчи­ны и женщины. СПб.: Питер, 2002.

65. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей: пер. с англ. М.: Прогресс, 1990.

66. Кон И. С. Постоянство и изменчивость личности // Психо­логический журнал. 1987. № 4. С. 126—137.

67. Куликов Л. В. Психология настроения. — СП6.: 1997.

68. Леонтьев А. А. Психология общения. — М.: 1997.

69. Мюнстерберг Г. Основы психотехники: Пер. с нем. СПб.: 1996.

70. Психология эмоций: Тексты. — М.: 1993.

71. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учебное пособие для студентов высших учеб­ных заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зыряно­ва и др. М.: Издательский центр «Академия», 2002.

72. Популярная психология для родителей: 2-е изд., испр. / Под ред. А.С. Спиваковской. – СПб.: СОЮЗ, 1997.

73. Психология национальной нетерпимости: Хрестоматия / Сост. Ю.В. Чернявская. – Мн.: Харвест, 1998.

74. Нартова-Богавер Софья. Психология личности и межличностных отношений. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.

75. Ридлер Б. Понимание себя и других. СПб.: Деан, 2000.

76. Соловьева О. В. Обратная связь в межличностном обще­нии. М.: МГУ, 1992.

77. Cпиваковская А., Мхитарян А. 12 диалогов о психологии преображения себя и своей жизни. - М.: «Беато-пресс», «Поматур», 2006.

78. Cпиваковская А., Мхитарян А. 9 диалогов о психологии обыденной жизни. 3-е изд. перераб. и доп. - М.: «Беато-пресс», «Поматур», 2006.

79. Фрейд 3. Психоаналитические этюды. Минск: 1991.

80. Фрейд 3. Лекции по введению в психоанализ. — М.: 1989.

81. Фрейд А. Психология и защитные механизмы: Пер. с англ. — М.: Педаго­гика, 1993.

82. Фромм Э. Мужчина и женщина. М.: ACT, 1998.

83. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990.

84. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии /Пер. с англ. А.В. Говорунов, В.И. Кузин, Л.Л. Царук / Под ред. А.Д. Наследова. – СПб.: Изд-во «Евразия», 2002.

85. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Летний сад, 2000.

86. Юнг К. Психологические типы. М.: ACT, 1996.

Словари и энциклопедии

87. Большой толковый психологический словарь. Т. 1 (А—О)/ Пер. с англ. М.: ACT; Вече, 2003.

88. Большой толковый психологический словарь. Т. 2 (П—Я) / Пер. с англ. М.: ACT; Вече, 2003.

89. Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Изд – во Эксмо, 2006.

90. Немов Р.С. Психология: Словарь-справочник: В 2 ч. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

91. Психология: Словарь /Под общ. ред. А.В.Петровского. — М.: 1990.

92. Психологический словарь/ Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Педагогика-Пресс, 1996.

 

Журналы

«Вопросы психологии»

«Популярная психология»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.62.45 (0.102 с.)