Тема 2.3. Психология познавательных процессов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2.3. Психология познавательных процессов



 

Когнитивно-познавательная сфера личности. Познавательные психические процессы. Структура приема информации. Самопознание особенностей психических процессов личности. Ощущения и восприятие как первичная основа познания и обучения. Ощущение как отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств. Анализаторы: рецепторы, проводящие нервные пути, корковые проекционные зоны головного мозга. Структура приема информации: раздражитель - органы чувств – нервный импульс – нервные проводящие пути – головной мозг – обработка информации – формирование ощущений – формирование целостного образа восприятия предмета – сопоставление с эталоном памяти – опознание предмета – сопоставление текущей информации и прежнего опыта – осмысленное понимание информации.

Восприятие как целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Субъективность восприятия. Стереотипизация. Апперцепция как зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей. Целостность, предметность, обобщенность, константность, осмысленность, избирательность как свойства восприятия. Внешненаправленные и внутренненаправленные (интроспекция) восприятия. Актуальные и неактуальные восприятия (по времени возникновения). Приемы развития ощущений и восприятия (глазомер, скорость чтения и др.).Внимание и его роль в организации обучения.

Внимание как направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального. Зависимость точности и детализации восприятия; прочности и избирательности памяти; направленности и продуктивности мышления от внимания. Роль внимания в межличностных отношениях. Психологические теории внимания: моторная теория Т. Рибо; теория А.А. Ухтомского; теория П.Я. Гальперина. Виды внимания: непроизвольное, произвольное и постпроизвольное.(в зависимости от активности личности); внешненаправленное (перцептивное) и внутренненапрвленное (интроспективное) (по характеру направленности); природное и социально обусловленное (по происхождению); непосредственное и опосредованное (по механизму регуляции); сенсорное (направленное на восприятие), интеллектуальное (направлено на мышление, работу памяти) и моторное (направлено на движение) (по направленности на объект). Свойства внимания: сосредоточенность, устойчивость. Причины устойчивости внимания: индивидуальные физиологические особенности организма, психическое состояние, мотивация, внешние обстоятельства. Объем внимания. Распределение внимания. Переключаемость внимания. Приемы развития внимания.

Память как процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком его опыта. Теории памяти: физическая, химическая, биохимическая, физиологическая (И.П. Павлов), информационно-кибернетическая, психологические теории памяти (ассоциативная, теория деятельности). Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. Качества памяти: скорость запоминания, скорость забывания. Виды памяти: по наличию целевой установки (непроизвольная, произвольная); по степени осмысленности (механическая и смысловая); по времени хранения информации (кратковременная, оперативная, долговременная); по сохраняемому материалу (когнитивная – сохранение знаний, эмоциональная, личностная); по модальности сохраняемых образов (словесно-логическая, образная: зрительная, слуховая, двигательная, осязательная, обонятельная, вкусовая). Законы памяти: закон осмысления, закон интереса, закон установки, закон усиления первоначального впечатления, закон контекста, закон объема знаний, закон оптимальной длины запоминаемого ряда, закон торможения, закон края, закон повторения. Приемы развития памяти: метод ассоциаций, метод связок, метод мест.

Воображение и его роль в творческом становлении личности. Воображение как психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых. Активное и пассивное воображение. Преднамеренное и непреднамеренное воображение. Воссоздающее и творческое воображение. Формы проявления воображения: мечты, грезы, галлюцинации, сновидения. Аналитико-синтетический характер процессов воображения. Приемы и способы процесса воображения: агглютинация (комбинация). акцентирование (заострение), гиперболизация, схематизация, типизация. Различие воображения у людей по разным признакам: по яркости образов; по степени реалистичности, новизне, оригинальности; по широте, по произвольности (высокоорганизованное и неорганизованное воображение); АО типу представлений (зрительные, двигательные и др.); по устойчивости. Функции воображения: представление действительности в образах и возможность пользоваться ими; регулирование эмоциональных состояний; произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека; формирование внутреннего плана действий; планирование и программирование деятельности; управление психофизиологическим состоянием организма. Воображение и мышление. Воображение и творчество. Приемы развития воображения.

Мышление и особенности интеллектуального развития в процессе обучения. Мышление как обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях. Допонятийное и понятийное мышление. Понятие как форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношение предметов и явлений, которая выражается словом или группой слов. Конкретные и абстрактные понятия. Единичные и общие понятия. Суждение как форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями действительности и их свойствами и признаками. Умозаключение как форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается вывод. Индукция как логический вывод, отражающий направленность мысли от частного к общему. Дедукция как логический вывод, отражающий направленность мысли от частного к общему. Аналогия как логический вывод, отражающий направленность мысли от частного к частному. Мышление и интеллект. Задача и ее решение как условия умственного развития человека. Опосредование (раскрытие все более существенных связей и отношений) как основная операция мышления. Различные стороны опосредования: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация, систематизация или классификация. Развитие мышления как цель и средство развивающего обучения. Типы мышления: по степени развернутости решаемых задач (дискурсивное – умозаключающее, и интуитивное; по характеру решаемых задач: теоретическое – концептуальное и практическое; по содержанию решаемых задач (предметно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое). Виды словесно-логического мышления: теоретическое, практическое, аналитическое (логическое), реалистическое, аутистическое (реализация желаний), продуктивное и репродуктивное, произвольное и непроизвольное. Качества индивидуального мышления: самостоятельность, инициативность, глубина, широта, быстрота, оригинальность, пытливость, критичность, торопливость. Особенности творческого мышления (Д. Гилфорд): оригинальность и необычность идей, их интеллектуальная новизна; умение видеть объект под новым углом зрения; образная адаптивная гибкость (способность изменить восприятие, чтобы видеть все стороны объекта, скрытые от наблюдения), семантическая спонтанная гибкость при сопоставлении различных идей. Препятствия на пути к творческому мышлению: конформизм, боязнь показаться глупым и смешным, экстравагантным или агрессивным; страх ошибиться, страх критики; завышенная оценка собственных идей; высокий уровень тревожности; психическая и мышечная напряженность. Приемы развития мышления. Развитие познавательных психических процессов в процессе обучения.

Речь и особенности вербального развития в процессе обучения. Речь как инструмент мышления и средство общения. Язык как система условных символов. Речь как форма общения, опосредованная языком. Функции речи: выражение индивидуального своеобразия психологии человека; носитель информации, памяти и сознания; средство мышления; регулятор человеческого общения и собственного поведения; средство управления поведением других людей. Качества речи как средства общения: конструктивность, рефлексивность, альтернативность и единство группового суждения, выделение главного звена, организованность вербального процесса, достаточность в обмене информацией, умелое сочетание вербального и невербального. Виды речи: устная, внутренняя и письменная. Индивидуальные особенности речи. Приемы развития речи.

Методики диагностирования особенностей познавательных психических процессов.

Самодиагностика.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.253.161 (0.006 с.)