Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2.3. Психология познавательных процессовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Когнитивно-познавательная сфера личности. Познавательные психические процессы. Структура приема информации. Самопознание особенностей психических процессов личности. Ощущения и восприятие как первичная основа познания и обучения. Ощущение как отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств. Анализаторы: рецепторы, проводящие нервные пути, корковые проекционные зоны головного мозга. Структура приема информации: раздражитель - органы чувств – нервный импульс – нервные проводящие пути – головной мозг – обработка информации – формирование ощущений – формирование целостного образа восприятия предмета – сопоставление с эталоном памяти – опознание предмета – сопоставление текущей информации и прежнего опыта – осмысленное понимание информации. Восприятие как целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Субъективность восприятия. Стереотипизация. Апперцепция как зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей. Целостность, предметность, обобщенность, константность, осмысленность, избирательность как свойства восприятия. Внешненаправленные и внутренненаправленные (интроспекция) восприятия. Актуальные и неактуальные восприятия (по времени возникновения). Приемы развития ощущений и восприятия (глазомер, скорость чтения и др.).Внимание и его роль в организации обучения. Внимание как направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального. Зависимость точности и детализации восприятия; прочности и избирательности памяти; направленности и продуктивности мышления от внимания. Роль внимания в межличностных отношениях. Психологические теории внимания: моторная теория Т. Рибо; теория А.А. Ухтомского; теория П.Я. Гальперина. Виды внимания: непроизвольное, произвольное и постпроизвольное.(в зависимости от активности личности); внешненаправленное (перцептивное) и внутренненапрвленное (интроспективное) (по характеру направленности); природное и социально обусловленное (по происхождению); непосредственное и опосредованное (по механизму регуляции); сенсорное (направленное на восприятие), интеллектуальное (направлено на мышление, работу памяти) и моторное (направлено на движение) (по направленности на объект). Свойства внимания: сосредоточенность, устойчивость. Причины устойчивости внимания: индивидуальные физиологические особенности организма, психическое состояние, мотивация, внешние обстоятельства. Объем внимания. Распределение внимания. Переключаемость внимания. Приемы развития внимания.
Память как процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком его опыта. Теории памяти: физическая, химическая, биохимическая, физиологическая (И.П. Павлов), информационно-кибернетическая, психологические теории памяти (ассоциативная, теория деятельности). Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. Качества памяти: скорость запоминания, скорость забывания. Виды памяти: по наличию целевой установки (непроизвольная, произвольная); по степени осмысленности (механическая и смысловая); по времени хранения информации (кратковременная, оперативная, долговременная); по сохраняемому материалу (когнитивная – сохранение знаний, эмоциональная, личностная); по модальности сохраняемых образов (словесно-логическая, образная: зрительная, слуховая, двигательная, осязательная, обонятельная, вкусовая). Законы памяти: закон осмысления, закон интереса, закон установки, закон усиления первоначального впечатления, закон контекста, закон объема знаний, закон оптимальной длины запоминаемого ряда, закон торможения, закон края, закон повторения. Приемы развития памяти: метод ассоциаций, метод связок, метод мест. Воображение и его роль в творческом становлении личности. Воображение как психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых. Активное и пассивное воображение. Преднамеренное и непреднамеренное воображение. Воссоздающее и творческое воображение. Формы проявления воображения: мечты, грезы, галлюцинации, сновидения. Аналитико-синтетический характер процессов воображения. Приемы и способы процесса воображения: агглютинация (комбинация). акцентирование (заострение), гиперболизация, схематизация, типизация. Различие воображения у людей по разным признакам: по яркости образов; по степени реалистичности, новизне, оригинальности; по широте, по произвольности (высокоорганизованное и неорганизованное воображение); АО типу представлений (зрительные, двигательные и др.); по устойчивости. Функции воображения: представление действительности в образах и возможность пользоваться ими; регулирование эмоциональных состояний; произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека; формирование внутреннего плана действий; планирование и программирование деятельности; управление психофизиологическим состоянием организма. Воображение и мышление. Воображение и творчество. Приемы развития воображения.
Мышление и особенности интеллектуального развития в процессе обучения. Мышление как обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях. Допонятийное и понятийное мышление. Понятие как форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношение предметов и явлений, которая выражается словом или группой слов. Конкретные и абстрактные понятия. Единичные и общие понятия. Суждение как форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями действительности и их свойствами и признаками. Умозаключение как форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается вывод. Индукция как логический вывод, отражающий направленность мысли от частного к общему. Дедукция как логический вывод, отражающий направленность мысли от частного к общему. Аналогия как логический вывод, отражающий направленность мысли от частного к частному. Мышление и интеллект. Задача и ее решение как условия умственного развития человека. Опосредование (раскрытие все более существенных связей и отношений) как основная операция мышления. Различные стороны опосредования: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация, систематизация или классификация. Развитие мышления как цель и средство развивающего обучения. Типы мышления: по степени развернутости решаемых задач (дискурсивное – умозаключающее, и интуитивное; по характеру решаемых задач: теоретическое – концептуальное и практическое; по содержанию решаемых задач (предметно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое). Виды словесно-логического мышления: теоретическое, практическое, аналитическое (логическое), реалистическое, аутистическое (реализация желаний), продуктивное и репродуктивное, произвольное и непроизвольное. Качества индивидуального мышления: самостоятельность, инициативность, глубина, широта, быстрота, оригинальность, пытливость, критичность, торопливость. Особенности творческого мышления (Д. Гилфорд): оригинальность и необычность идей, их интеллектуальная новизна; умение видеть объект под новым углом зрения; образная адаптивная гибкость (способность изменить восприятие, чтобы видеть все стороны объекта, скрытые от наблюдения), семантическая спонтанная гибкость при сопоставлении различных идей. Препятствия на пути к творческому мышлению: конформизм, боязнь показаться глупым и смешным, экстравагантным или агрессивным; страх ошибиться, страх критики; завышенная оценка собственных идей; высокий уровень тревожности; психическая и мышечная напряженность. Приемы развития мышления. Развитие познавательных психических процессов в процессе обучения.
Речь и особенности вербального развития в процессе обучения. Речь как инструмент мышления и средство общения. Язык как система условных символов. Речь как форма общения, опосредованная языком. Функции речи: выражение индивидуального своеобразия психологии человека; носитель информации, памяти и сознания; средство мышления; регулятор человеческого общения и собственного поведения; средство управления поведением других людей. Качества речи как средства общения: конструктивность, рефлексивность, альтернативность и единство группового суждения, выделение главного звена, организованность вербального процесса, достаточность в обмене информацией, умелое сочетание вербального и невербального. Виды речи: устная, внутренняя и письменная. Индивидуальные особенности речи. Приемы развития речи. Методики диагностирования особенностей познавательных психических процессов. Самодиагностика.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.54.169 (0.01 с.) |