| Тест 1.1. Психика
|
|
|
| Психика – это
|
| процесс развития психики в результате длительной эволюции животного мира
|
| Мозг – это
|
| у животных формируется особая материальная структура, ответственная за отражение – нервная система.
|
| Психосоматика – это
|
| психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.
|
| Существует прямая и обратная связь между особенностями психики человека и
|
| особая сфера психической жизни, которую образуют неосознаваемые психические процессы, операции и состояния.
|
| Филогенез
|
| психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействия окружающей действительности. (Имеют четкое начало, течение, ярко выраженный конец)
|
| Онтогенез.
|
| совокупность всех явлений и процессов, которые отражают основное содержание психики человека и которые изучает психология как специфическая отрасль знаний.
|
| Психика появляется только тогда, когда
|
| материальный носитель психики человека
центр управления жизнедеятельностью высокоразвитых животных и человека
|
| Мир психических явлений – это
|
| познавательные (ощущение, восприятие, внимание, представление, память, воображение, мышление, речь), эмоциональные, волевые
|
| Психические явления делятся на
|
| половой дифференциацией, генетическими особенностями, здоровьем человека
|
| Психические процессы - это
|
| системное свойство высокоорганизованной материи (нервной системы), заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении им неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности
|
| Психические процессы делятся на
|
| процесс развития психики в результате индивидуального развития каждого человека
|
| Психические свойства - это
|
| определенный уровень работоспособности
и качества функционирования психики человека,
характерный для него в данный момент времени.
|
| Психические свойства делятся на
|
| это психологические феномены, обусловленные взаимодействием и взаимовлиянием людей друг на друга
и их принадлежностью к определенным социальным общностям
|
| Психические состояния
- это
|
| наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека
|
| Психические состояния делятся на
|
| Знания. Начальные умения. Простые навыки. Сложные умения. Сложные навыки
|
| Психические образования - это
|
| .это форма отражения действительности, в ходе которого человеком не осознаются его источники, а отражаемая реальность сливается с его переживаниями
|
| Психические образования:
|
| Эйфория. Усталость. Отчуждение. Активность. Пассивность. Бодрость. Апатия и др.
|
| Социально-психологические явления и процессы
|
| направленность, темперамент, характер, способности
|
| Бессознательное
|
| Психические процессы. Психические состояния. Психические свойства. Психические образования.
Социально-психологические явления и процессы
|
| Бессознательное
|
| направление психологических исследований связи между психикой и организмом
|
| Самосознание
|
| Своеобразный синтез трех рассмотренных уровней
В результате выполняются регулятивно-поведенческие и мотивационные функции через многочисленные формы самоконтроля, самоорганизации и др.
|
| Уровни самосознания
|
| осознание себя как деятельного начала проявляется как самоактуализация, отрицательная и положительная идентификация и поддержание ауто (внутри)идентичности своего «Я».
|
| Непосредственно-чувственный уровень
|
| самоощущение и самопереживание психосоматических процессов в организме и собственных желаний, переживаний, состояний психики в результате достигается простейшая самоидентификация личности
|
| Ценностно-образный, личностный уровень
|
| уровень сознания, на котором осуществляется осознание,
оценка человеком своего знания, чувств, потребностей, мотивов поведения и деятельности.
|
| Рефлексивный, интеллектуально-аналитический уровень
|
| осознание личностью содержания собственных мыслительных процессов личности в результате возможны самонаблюдение, самоосмысление, самоанализ, рефлексия
|
| Целенаправленно- деятельностный уровень
|
| Непосредственно-чувственный уровень
Ценностно-образный, личностный уровень
Рефлексивный, интеллектуально-аналитический уровень
Целенаправленно-деятельностный уровень
|
| Тест к теме 2.3.
|
| 2.3. Психология познавательных процессов
|
| Ощущение
|
| раздражитель - органы чувств - нервный импульс - нервные проводящие пути - головной мозг - обработка информации - формирование ощущений - формирование целостного образа восприятия предмета - сопоставление с эталоном памяти - опознание предмета - сопоставление текущей информации и прежнего опыта - осмысленное понимание информации.
|
| Анализаторы:
|
| целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их
непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.
|
| Структура приема информации:
|
| сосредоточенность, устойчивость.
|
| Восприятие
|
| рецепторы, проводящие нервные пути, корковые проекционные зоны головного мозга
|
| Апперцепция
|
| отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств
|
| Свойства восприятия.
|
| направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального.
|
| Интроспекция
|
| индивидуальные физиологические особенности организма, психическое состояние, мотивация, внешние обстоятельства.
|
| Внимание
|
| внутренненаправленное восприятие
|
| Психологические теории внимания:
|
| моторная теория
Т. Рибо; теория А.А. Ухтомского; теория П.Я. Гальперина.
|
| Виды внимания:
|
| зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей.
|
| Свойства внимания:
|
| процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком его опыта.
|
| Причины устойчивости внимания:
|
| непроизвольное, произвольное и постпроизвольное.(в зависимости от активности личности); внешненаправленное (перцептивное) и внутренненапрвленное (интроспективное) (по характеру направленности); природное и социально обусловленное (по происхождению); непосредственное и опосредованное (по механизму регуляции); сенсорное (направленное на восприятие), интеллектуальное (направлено на мышление, работу памяти) и моторное (направлено на движение) (по направленности на объект).
|
| Память
| 1.
| физическая, химическая, биохимическая, физиологическая (И.П. Павлов), информационно-кибернетическая, психологические (ассоциативная, теория деятельности)
|
| Теории памяти:
| 2.
| запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание.
|
| Процессы памяти:
| 3.
| по наличию целевой установки (непроизвольная, произвольная); по степени осмысленности (механическая и смысловая); по времени хранения информации (кратковременная, оперативная, долговременная); по сохраняемому материалу (когнитивная - сохранение знаний, эмоциональная, личностная); по модальности сохраняемых образов (словесно-логическая, образная: зрительная, слуховая, двигательная, осязательная, обонятельная, вкусовая).
|
| Качества памяти:
| 4.
| закон осмысления, закон интереса, закон установки, закон усиления первоначального впечатления, закон контекста, закон объема знаний, закон оптимальной длины запоминаемого ряда, закон торможения, закон края, закон повторения.
|
| Виды памяти
| 5.
| скорость запоминания, скорость забывания.
|
| Законы памяти:
| 6.
| Активное и пассивное воображение. Преднамеренное и непреднамеренное воображение. Воссоздающее и творческое воображение.
|
| Приемы развития памяти:
| 7.
| логический вывод, отражающий направленность мысли от частного к общему
|
| Воображение
| 8.
| мечты, грезы, галлюцинации, сновидения
|
| Виды воображения
| 9.
| форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается вывод
|
| Формы проявления воображения
| 10.
| метод ассоциаций, метод связок, метод мест.
|
| Приемы развития воображения
| 11.
| агглютинация (комбинация). акцентирование (заострение), гиперболизация, схематизация, типизация
|
| Функции воображения
| 12.
| психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых.
|
| Различие воображения у людей по разным признакам
| 13.
| по яркости образов; по степени реалистичности, новизне, оригинальности; по широте, по произвольности (высокоорганизованное и неорганизованное воображение)
|
| Мышление
| 14.
| обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях
|
| Понятие
| -
| форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношение предметов и явлений, которая выражается словом или группой слов.
|
| Суждение
| -
| форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями действительности и их свойствами и признаками.
|
| Умозаключение
|
| логический вывод, отражающий направленность мысли от общего к частному
|
| Индукция
|
| дискурсивное - умозаключающее, и интуитивное;
|
| Дедукция
|
| раскрытие все более существенных связей и отношений
|
| Аналогия
|
| предметно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое
|
| Опосредование как основная операция мышления.
|
| конформизм, боязнь показаться глупым и смешным, экстравагантным или агрессивным; страх ошибиться, страх критики; завышенная оценка собственных идей; высокий уровень тревожности; психическая и мышечная напряженность
|
| Различные стороны опосредования:
|
| анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация, систематизация или классификация.
|
| Тип мышления по степени
развернутости решаемых задач
|
| конструктивность, рефлексивность, альтернативность и единство группового суждения, выделение главного звена, организованность вербального процесса, достаточность в обмене информацией, умелое сочетание вербального и невербального
|
| Тип по характеру решаемых задач:
|
| Форма общения, опосредованная языком
|
| Тип мышления
по содержанию решаемых задач
|
| теоретическое, практическое, аналитическое (логическое), реалистическое, аутистическое (реализация желаний), продуктивное и репродуктивное, произвольное и непроизвольное.
|
| Виды словесно-логического мышления
|
| оригинальность и необычность идей, их интеллектуальная новизна; умение видеть объект под новым углом зрения; образная адаптивная гибкость (способность изменить восприятие, чтобы видеть все стороны объекта, скрытые от наблюдения), семантическая спонтанная гибкость при сопоставлении различных идей
|
| Качества индивидуального мышления
|
| представление действительности в образах и возможность пользоваться ими; регулирование эмоциональных состояний; произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека; формирование внутреннего плана действий; планирование и программирование деятельности; управление психофизиологическим состоянием организма
|
| Особенности творческого мышления (Д. Гилфорд)
|
| логический вывод, отражающий направленность мысли от частного к частному.
|
| Препятствия на пути к творческому мышлению:
|
| выражение индивидуального своеобразия психологии человека; носитель информации, памяти и сознания; средство мышления; регулятор человеческого общения и собственного поведения; средство управления поведением других людей.
|
| Язык
|
| теоретическое - концептуальное и практическое;
|
| Речь
|
| самостоятельность, инициативность, глубина, широта, быстрота, оригинальность, пытливость, критичность, торопливость.
|
| Качества речи как средства общения:
|
| Целостность, предметность, обобщенность, константность, осмысленность, избирательность
|
| Функции речи:
|
| внутренняя, устная, письменная.
|
| Виды речи:
|
| Система условных символов
|
Тест к теме 2.4. Развитие биопсихических свойств (темперамент и характер) Тест 2.4.
|
| Темперамент
|
| преимущественная направленность личности на собственный внутренний мир
|
| Типы темперамента
|
| преимущественная направленность личности вовне, на окружающих людей, внешние явления. события
|
| Теории объяснения сущности темперамента:
|
| крайние варианты уравновешенного характера, при которых отдельные черты чрезмерно усилены, а другие ослаблены; эмоциональная особенность индивидуального поведения
|
| Основные свойства темперамента:
|
| устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые складываются и проявляются в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения.
|
| Экстраверсия
|
| компенсация недостатков темперамента
|
| Интроверсия.
|
| носитель одного из четырех основных типов темперамента, характеризующийся подвижностью, неуравновешенностью, силой нервных процессов, который проявляется в психическом плане в несдержанности, бурных эмоциях, резких сменах настроений, ярко отражающихся в речи, жестах, мимике, поведении
|
| Свойства личности, зависящие от темперамента
|
| индивидуально своеобразная, природообусловленная совокупность динамических проявлений психики (интенсивность, скорость, темп, ритм психических процессов и состояний).
|
| Задача самовоспитания
|
| гуморальная (Гиппократ), конституциональная (Кречмер), влияние центральной нервной системы (И.П. Павлов).
|
| Индивидуальный стиль деятельности
|
| гипертимный, дистимный, циклоидный, возбудимый, застревающий, педантичный, тревожный, эмотивный, демонстративный, экзальтированный, экстравертированный, интровертированный
|
| Характер
|
| сензитивность, реактивность, активность, пластичность, ригидность, темп реакци
|
| Структура характера:
|
| направленность личности (потребности, интересы, склонности, цели, идеалы, отношение к окружающей среде); интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера;
|
| Акцентуации
|
| сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик
|
| Типы акцентуаций характера:
|
| результат приспособления врожденных свойств нервной системы и особенностей организма человека к условиям выполняемой деятельности
|
| Холерик
|
| носитель одного из четырех основных типов темперамента, характеризующийся подвижностью, уравновешенностью, силой нервных процессов, высокой психической активностью, работоспособностью.
|
| Флегматик
|
| носитель одного из четырех основных типов темперамента, характеризующийся неуравновешенностью, слабостью, инертностью нервных процессов, проявляющихся в высокой реактивности психики, склонности к переживаниям, интроверсии, некоторой замкнутости, болезненным реагированием на трудности, недостаточной инициативности.
|
| Меланхолик
|
| носитель одного из четырех основных типов темперамента, характеризующийся уравновешенностью, малой подвижностью, но относительно высокой силой нервных процессов, что проявляется в психическом плане в замедленных темпах психических процессов, спокойствии, устойчивости интересов и стремлений
|
| Сангвиник
|
| впечатлительность, эмоциональность, импульсивность, тревожность
|