Проблема сознания в психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема сознания в психологии.



Предпосылки. Декарт: Мыслю, значит существую. Критерий психического - сознавание (отждествление психики и сознания). Первое, что человек обнаруживает в себе – это его собственное сознание. Но сознание – одно, целостное, и поэтому не может само себя изучать, нет сознания как предмета науки. Два вида нашего существования: реальная жизнь и познание. В жизни решимость к поступку (действовать как решил). В познании метод сомнения (цель сознания – стремление к истине). Сомнение акт мышления => мышление познается нами прежде и достовернее, чем какая бы то ни было телесная вещь. Мышление = все то, что совершается в нас осознанно. Т.о., Декарт нашел достоверное познание души в непосредственном переживании психических процессов. Здесь выделен критерий отличия психического от непсихического: сознаваемость (шаг вперед перед античностью. Декарт избирает новый способ исследования: отказывается от объективного описания и обращается к рассмотрению только своих мыслей, т.е. субъективных состояний. Строгое деление души и тела. Тело превращается в машину, которая взаимодействует с душой

Локк ввел понятие рефлексии, как внутренней деятельности ума, способности отражать свой психический опыт. С помощью рефлексии можно изучать сознание. Локк - предложил метод исследования сознания. Два вида опыта: объекты ощущения и внутреннее восприятие действий нашего ума (размышление и рассматривание этих действий – рефлексия). Рефлексия – получение идей, которые приобретаются умом при помощи размышления о своей собственной деятельности. Ум может одновременно заниматься приобретенными идеями и рефлексировать эту свою деятельность = > метод изучения собственно психической деятельности – метод «внутреннего восприятия», «самонаблюдения».

Декарт и Локк заложили основания для рассмотрения сознания как предмета психологии. Декарт: критерий психического - сознавание (отождествление психики и сознания). Первое, что человек обнаруживает в себе – это его собственное сознание. Но сознание – одно, целостное, и поэтому не может само себя изучать, нет сознания как предмета науки. Локк ввел понятие рефлексии, как внутренней деятельности ума, способности отражать свой психический опыт. С помощью рефлексии можно изучать сознание.

Психология сознания

Психология сознания - наука о свойствах сознания, его элементах, связях между ними и законах, которым они подчиняются. Метод – интроспекция.

Особенности научной психологии в период ее становления: “-” резкое сужение предмета, “+” свойства предмета определены в понятиях, которые подкреплены методическими процедурами - возможность введения статистики.

В.Вундт В.Джеймс
Предмет психологии  
Сознание как сумма сложных образований, составленных из элементов, соединенных по определенным законам Сознание как процессы, целенаправленные, непрерывные изменчивые, сязанные с Я
Задачи  
Изучение элементов и состояний сознания и законов связывающих эти элементы Изучение законов организации и протекания психических процессов.
Метафоры  
Поле зрения Поток сознания

Структурная психология сознания.

Психология – наука о непосредственном опыте. 1879 год - открытие института психологии (Германия, Лейпциг), В. Вундт. Есть единый опыт, но изучать мы его можем по-разному. Всякий опыт распадается на два фактора: данное нам содержание и наше восприятие этого содержания. Первый из этих факторов – объект познания, второй – познающий субъект. Объекты познания изучает естествознание, а психология изучает все содержания нашего опыта в его отношениях к субъекту и в свойствах, непосредственно вносимых в этот опыт последним. Т.о., предмет психологии – непосредственный опыт. Объектом изучения осталось сознание.

Метод – интроспекция. Основания:

1. В сознании непосредственно отражается причинная связь психических явлений (поднял руку – причина: принял решение поднять руку). Т.е. до причины доискиваться не надо, она дана непосредственно.

2. Интроспекция поставляет психологические факты в чистом виде, без искажений (преимущество перед естествознанием, где все добывается опосредованно). Для психолога данные ощущения – та действительность, которая его интересует. Эксперимент + интроспекция.

Ограничения: не вся психика поддается экспериментальному исследованию.

Свойства сознания:

1) Ограниченность (оно вмещает ограниченное число простых впечатлений). Измерение объема сознания - объем внимания -7+-2 элементов, объем сознания – 16-40 элементов, т.е. объем сознания = 7+2 (организованные такты, отдельные удары – субъективное равенство двух следующих друг за другом рядов);

2) Неоднородность: две области: область смутного сознания и ясного сознания и точка фиксации, которая находится в центре области ясного сознания (это область наиболее яркого сознания). Это поле внимания и периферия.

3) Ритмичность. сознание ритмично по своей природе (восприятие чередования ударов метронома); Отдельные элементы сознания имеют тенденцию к образованию групп элементов, связанных между собой. Это м.б. непроизвольно или управляемо вниманием. За счет группировки объем внимания и сознания могут увеличиваться.

Опыт с метрономом - описание свойств сознания (впечатлений). Сознание - структура и эта структура состоит из определенным образом организованных элементов.

Опыты с метрономом: ряд непроизвольно ритмизируется (тик-ТАК второй звук громче). Можно произвольно сменить организацию и начать слышать первый звук громче (ТИК-так) или вообще организовать звуки в более сложный такт из 4 щелчков. С помощью метронома Вундт изучал и объем сознания. Испытуемому предлагалось сравнить два ряда звуков не считая их количество. Оказалось, что если звуки организовывались в простые такты по два, то удавалось сравнить ряды, состоящие из 8 пар. Если же количество пар превосходило эту цифру, ряды распадались.

В следующем опыте испытуемому предлагалось слушать звуки, произвольно организовывая их в сложные такты по 8 звуков каждый. Оказалось, что испытуемый может слышать как целостный ряд 5 таких тактов, т.е. 40 звуков! Вундт обнаружил интересный факт – человеческое сознание способно почти беспредельно насыщаться некоторым содержанием если оно активно объединяется во все более и более крупные единицы. Понимание фразы, состоящей из многих слов и из еще большего количества отдельных звуков – это не что иное, как организация в единицы более высокого порядка. Процессы такой организации Вундт называл актами апперцепции.

Основные процессы сознания.

- Перцепция - это процесс вхождения какого-либо содержания в поле сознания.

- Апперцепция (связана с областью ясного видения) - сосредоточение сознания (внимания) на каком-либо содержании, т.е. содержание попадает в область ясного сознания. Организация единицы более высокого порядка - акт апперцепции (буквы - в слова, слова - во фразы и т.д., т.е. объединение мелких единиц сознания в крупные).

3 цели программы Вундта:

1. Расчленение сознания на элементы, далее не делимые.

2. Выяснить в каких взаимоотношениях находятся эти элементы.

3. На этой основе сформулировать общие законы душевной жизни.

1. Элементы сознания:

- Объективные (пришедшие извне, от объекта) – простые впечатления, ощущения и представления. Имеют свойства: качество, интенсивность, (Титченер добавил еще протяженность во времени, протяженность в пространстве).

- Субъективные (связанные с испытуемым, его внутренние переживания) – чувства, эмоции. 3 параметра: удовольствие-неудовольствие; возбуждение-успокоение; напряжение-разрядка. Из этих элементов состоят более сложные чувства. Чувства обеспечивает связь между элементами, синтез элементов сознания.

Законы связи этих элементов

1. Закон связи простых ощущений. Для всякого ощущения цвета всегда существует так называемое дополнительное ощущение цвета, сложение с которым дает ощущение ахроматического цвета (оттенок серого).

2. Каждое сложное чувство содержит в себе одно какое-нибудь господствующее частичное чувство, придающее основной характер остальным и видоизменяет последние.

3. Некоторые простые чувства объединяются в ближайшее частичное чувство, на которое можно смотреть как на относительно цельное (это компонент окончательного настоящего цельного чувства).

4. Любое чувство – это соединение простых чувств во времени (н-р чувство радости)

 
 


Удовл.

 
 


Неудовл.

Возб.

Успокоен.

Напряж.

 
 


Или по-другому:

1) Принцип градации элементов (простые чувства в более сложных образованиях)

Ц Ц - цельное

чувство

Ч Ч Ч - частичные

П П П П П П П П П - простые

2) Принцип цельности (цельное чувство воспринимается как единое целое, неразложимое на части, не сумма, добавляется эмоциональная ценность).

Отношения:

Принцип ассоциаций (Юм: по сходству, по смежности в пространстве и времени, причинность); (Гербарт: слияние сходных представлений, ассимиляция, диссимиляция, компликация – соединение отдельных ощущений без потери в своем качестве в некоторое целостное образование.

3. Законы душевной жизни:

1. Закон психических отношений – все элементы сознания находятся в связи друг с другом и друг от друга зависят.

2. Закон контраста – если эти отношения – отношения контраста, то они воспринимаются отчетливо.

3. Закон творческого синтеза – сложные психические образования несводимы к своим частям.

4. Гетерогония (разнородность) целей – промежуточная цель может приобрести статус главной.

В некоторых областях психологии (физиологическая психология) теория Вундта работает до сих пор.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 437; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.141.202 (0.067 с.)