Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория перцептивных уравнений Эймса

Поиск

Критика ядер-контекстной теории заключалась в том, что: 1) она действует, когда К=1; 2) константность может изменяться и без редукции признаков. иногда это сильно зависит от инструкции испытуемому (например, просят его ориентироваться на реальный признак).

Явление константности свидетельствует о том, что проксимальный стимул не является единственной детерминантой для зрительного образа. Следовательно, существуют явления, которые не укладываются в схему: дистальный стимул → проксимальный стимул → зрительный образ. Между дистальным и проксимальным стимулами встает наша субъективная оценка. Константность формируется не на уровне сетчатки (здесь Р равен константе). Разговор идет о взаимоотношении субъективных величин (т.е. измеряются видимые параметры, а не параметры сетчатки). Формирование образа идет как изначальная гипотеза, к-ая затем проверяется перцептивным уравнением. Комната Эймса. Комната имеет трапецевидную форму. Если 2 одинаковых по росту чел-ка встанут вдоль задней дальней стенки, то угловая величина того, кото нах-ся дальше. Будет в 2 раза меньше др. Но при спец. Подобранных признаках удаленности создается иллюзия того, что комната имеет обычную прямоугольную форму, т.е. видимая удаленность этих людей воспринимается одинаковой. Феномен состоит в том, что чел-к находящийся в дальнем углу, кажется вдвое меньшим.

Существуют инвариантные отношения между величиной и удаленностью, которые однозначно определяются проксимальной величиной стимула.

Введем следующие обозначения:

ФВ – физическая величина объекта (дистальный стимул),

ФУ– физическая удаленность объекта,

ВВ – видимая величина

ВУ – видимая удаленность

Итак, инвариантность отношений видимой величины и видимой удаленности выражается следующей формулой:

α = К* ВВ/ВУ

где К – это коэффициент пропорциональности.

Следствия данной формулы (одна из 3 переменных фиксируется на одном уровне, другая варьируется кол-но, третья изучается).

1. Видимая величина предмета пропорциональна видимой удаленности, если проксимальная величина стимула постоянна: ВВ = К*ВУ, если α = const

Закон Эммерта: величина послеобраза пропорциональна его абсолютной удаленности.

2. При постоянной видимой удаленности видимая величина должна изменяться прямо пропорционально зрительному углу: ВВ = К*α, если ВУ = const. Различение объектов на одном и том же расстоянии (при редукции признаков удаленности создается впечатление, что все объекты нах-ся на одной плоскости на примерном расстоянии в 1,5: 2,5 м).

3. Если видимая величина воспринимаемого объекта известна, то видимая удаленность будет обратно пропорциональна углу зрения: ВУ′= К*αˉ¹, если ВВ = const. Эксперимент Эймса с игральными картами. Испытуемым предъявлялось 3 ярко освещенные игральные карты в условиях полной редукции признаков удаленности. Каждая карта помещалась на одинаковом физическом расстоянии от наблюдателя, но размеры карт были разные: одна нормальной величины, другая – вдвое больше, а третья – вдвое меньше обычной. Испытуемый оценивал удаленность этих карт. Оказалось, что испытуемый считал, что большая карта нах-ся в два раза ближе, а меньшая – в два раза дальше нормальной карты.

В настоящее время известно написано 15 перцептивных уравнений.

Предметность - наши образы восприятия содержат опр. познавательную информацию, предметы познаются как обладающие опр. физическими свойствами. Аспекты (Логвиненко): а) все образы – это образы реально существующих предметов (реальность); 2) все, что мы воспринимаем, мы понимаем (осмысленность); 3) чел-к переживает образ как вынесенный вовне (объективированность); 4) единство данных, получаемых от органов чувств (полимодальность).

Виды оптических искажений:

1) инверсия (смена ориантации сетчаточного изображения - верх-низ),

2) реверсия (смена ориентации сетчаточного изображения - право-лево),

3) переворачивание (инверсия + реверсия),

4) смещение сетчат. изображения на опред. угол,

5) изменение цветности,

6) изменение знака диспаратности (обращение глубины),

7) искажение формы и кривизны поверхности,

8) временные искажения (задержка восприятия информации).

Проблема перцептивной адаптации к условиям инвертированного зрения

Стреттон: 1 день - феномен удвоения мира (ориентация на прошлые навыки, но образы памяти не соотв. перцеп. образам); 2 день – попытка создания новых моторных действий, к-ые соот. бы новому искаженному миру; 5 день - моторная адаптация (действия становятся менее осознаваемыми). 6 день - мир воспринимается как стабильный, 8 ден ь - после снятия очков несколько часов было ощущение нереальности мира, некоторые фрагменты образов казались инвертированными. Аналог. эксп-ты Эверта (не происходило адаптации), Колер (наблюдал высокую степень адаптации, в т.ч. моторной, некоторое время после снятия очков мир воспринимался перевернутым), Логвиненко (наблюдал резкое уменьшение константности при инверсии; адаптация наблюдалась зачастую неполная и нестойкая), Снайдер (наблюдал след. эффект: попытка анализировать видимое приводила к разрушению адаптации).

Исследования псевдоскопического восприятия

Диспаратность как феномен – это удвоение любого объекта. К-ый лежит вне зоны фиксации. Её можно подсчитать количественно – это разница между углами конвергенции обоих глаз. Она может быть отрицательно (объект нах-ся ближе точки фиксации)и положительной (объект нах-ся дальше точки фиксации). Псевдоскоп – это прибор, к-ый может менять знак диспаратности. В этом приборе образы меняются по глубине: точки, расположенные ближе, воспринимаются как лежащие дальше. Этим занимался Компанейский.

Эксп-ты на изменение знака диспаратности (псевдоскопическое зрение). Испытуемый, глядя в псевдоскоп, видит обращение глубины (но не сразу, этому надо учиться). Компанейский выделил факторы, влияющие на скорость обращения: 1) необх. фокусировать внимание на частях, а не на целом; 2) необх. отстраниться от предметных характеристик объектов, т.е. смотреть на объекты как на незнакомые. Феномены: 1. Диспаратность может конкурировать с перекрытием (перекрытие сильнее); 2. Хорошо известные объекты вообще не могут обращаться. (Иссл-е Столина: предплечье обращается, а кисть - нет.; человеческое лицо или маска не могут обращаться). Þ

Правило правдоподобия (Столин) – псевдоскопические трансформации образов предметов происходят только в том мере, в к-ой они допустимы с т.з. имеющихся у чел-ка знаний об объектах и свойствах этих предметов (если поменять знак диспарантности, то мы находим в прошлом опыте что-то, что могло нах-ся в таком состоянии. Далее приписываем на основе этого состояния предметное содержание). Þ Эксп-т Столина: 1. Испытуемый сверху наблюдал миску с подкрашенной жидкостью. Для того, чтобы произошло обращение глубины, испытуемый должен был воспринять вещ-во в миске не как жидкость, а например, как металл. пластмассу, желе. Затем в миску кидали твердый предмет – появл. круги на воде. Если до этого испытуемый воспринимал жидкость как желе, то было все хорошо, если же он его изначально воспринял как металл или пластмассу, то миска опять воспринимается нормальной. Выводы: 1. Образы трансформируются по особым правилам, а не по законам диспаратности. 2. Правило правдоподобия. 3. Это явно субъектно-ориентированный процесс восприятия (даже вопреки объективным законам диспаратности).

Исследования формирования кожного зрения у слепых.

В какой мере чел-ку нужен глаз для формирования образов? Попытка свормировать искусственное зрение. Это возможно с помощью спец, прибора. к-ый крепился на голове и имел опр. датчики (модель сетчатки глаза). 3 недели чел-ка учили ориентироваться с помощью этого прибора. Результаты: 1) научили воспринимать движение объектов; 2) различение форма (например, круг и квадрат); 3) константность размера объектов; 4) восприятие относительной удаленности: дальше то, что нах-ся выше поля зрения; 5) формирование зрительной двигательной координации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 807; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.37.211 (0.006 с.)