Исследования восприятия в школе «Новый взгляд» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследования восприятия в школе «Новый взгляд»



Установка - избирательная направленность и пристрастность к процессу восприятия.

Дж. Брунер. Восприятие занимает подчиненное положение по отношению к поведению. Его функция – снабжать чел-ка только той инф., к-ая необх. для решения задач поведения. Восприятие, т.о., избирательно. Чел-к воспринимает только ту инф., к-ая ему необходима, важна, ценна. На восприятие, т.о. влияют такие субъективные переменные, как потребности и ценности. Постман исследовал восприятие монет разного достоинства. Две серии: 1) дети по памяти оценивали монеты различного достоинства (1, 5, 10, 25 и 50 долларов), сравнивая их с круглым просветом; 2) оценивали реально предъявляемые монеты след. образом: ребенку на ладонь клалась монета опр. достоинства, а он должен был подобрать на стене световое пятно такого же размера как и монета; 3) в контрольной группе оценивали не монеты, а кружочки. В рез-те выше оценивалась величина монет, а не кружочков. Причем при увеличении достоинства монеты величина переоценки была значительно выше. Модификация эксперимента: создание двух групп детей – «бедных» и «богатых». Дети из бедных семей переоценивали монеты в больше степени. Его вывод - важна не только р-ция, но и отношение к стимулу; процесс, который идет от самого субъекта; чем сильнее потребность индивида в чем-либо, тем значительнее поведенческие детерминанты восприятия. Гипотезы: 1) чем больше соц. ценность объекта, тем больше он его выделяет из др.; 2) чем сильнее потребность чел-ка в объекте, тем больше он его выделяет их др.

Хадсон. Межкультурные исследования воспр. Африканцы не понимают условностей изобр. с естественной для европейцев. Рисуют человека, подним. по лестнице - у европ. все ОК, а у них африкан. - одна нога короче. Задание «нарисовать корову в профиль» - у европ. все ОК, а у африкан. - 4 - сочетание вида с боку с видом спереди (4 ноги, 2 рога...) Вывод - европеец рисут то, что видит, хотя знает, что на самом деле это не верно; а африканы - то, что знают.

Брунер, Толмен рассматривали восприятие как процесс, включенный в общий комплекс поведения человека. Брунер: восприятие – процесс категоризации на основе прошлого опыта. Процесс категоризации явл. избирательно направленным, он включен в контекст поведения чел-ка. Восприятие – это не просто репрезентация, а построение «модели мира»; это процесс принятия решения. Т.о., восприятие снабжает субъекта той информацией, к-ая необх. для решения задач поведения. Избирательность восприятия зависит от различной степени готовности категории для восприятия (индивид подходит к ситуации восприятия с опр. ожиданиями, предположениями относительно того, как взаимодействовать с воспринимаемым предметом). Перцептивная готовность есть у любой категории. Готовность к использованию – установка. Степень готовности зависит ситуативный (вероятность появл. поведения в данный момент)и личностных (мое состояние) детерминант поведения. Так, чем больше готовность, тем: 1) меньше необходимо информации для отнесения объекта к этой категории; 2) шире набор характеристик «входа», которые будут приняты, как соответствующие данной категории; 3) вероятнее, что другие категории, в той же мере соответствующие «входу», будут заморожены.

 

 

МЫШЛЕНИЕ

Определения мышления и его виды. Основные подходы к изучению мышления. Теории мышления.

Первое определение мышления - в рамках философской традиции, в которой процессы познания разделяются на два основных вида: чувственное и рациональное.

Мышление – это процесс познавательной деятельности, продукты которой характеризуются обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Обобщенное и опосредованное отражение действительности - это ключевые характеристики, по которым продукты мыслительного процесса (мысли), отличаются от образов, например от образов ощущения и восприятия.

Классический пример обобщенного отражения действительности - понятие.

Понятие – это мысль, в которой отражаются отличительные признаки предметов и явлений действительности. Свойства понятия: содержание и объем.

Содержание – совокупность признаков предметов или явлений отраженных в понятии.

Объем – совокупность предметов или явлений, которым принадлежат признаки, отраженные в понятии.

Понятие человека существенно отличается от образа восприятия. В понятии, наше познавательное представление является абстрактным, обобщенным, в образе восприятия – конкретным и уникальным.

Опосредованное отражение – это такое знание субъекта об окружающем мире, которое не дано ему непосредственно через его органы чувств.

Пример:Фехнер вывел закон. Этот закон не дан ему непосредственно через его органы чувств. Следовательно, этот закон устанавливается посредством процесса мышления на основании поступающих данных.

Благодаря процессам мышления человек имеет возможность познавать сущность окружающего мира, который непосредственно дан человеку через его органы чувств только лишь как явление.

Первые экспериментальные исследования мышления, проведенные в начале 20 века Вюрцбургской школой (О. Кюльпе – основатель, Н.Ах, К.Бюлер, О.Зельц). Предметом психологии в Вюрцбургской школе было сознание, основной метод исследования – самонаблюдение. Но в отличие от школы Вундта и Титченера (аналитической интроспекции) в этой школе использовался метод систематической интраспекции – обычное, естественное для человека самонаблюдение, которое не предполагает разложение целостных состояний сознания на составные части.

1. Исследование Марбе. Инструкция испытуемым – наблюдать за своим состоянием сознания, в процессе решения задач и давать отчет на обычном, естественном для испытуемого языке. Предлагались задачи, требующие участие в их решении, прежде всего, процессов мышления.

Например, в исследовании Марбе, испытуемым пред­лагались различные вопросы, вызывавшие про­цессы суждения, т. е. такие процессы, к которым приложимы предикаты истинный и ложный. Испытуемый должен был опи­сать, что было им пережито. Испытуемыми были проф. Кюльпе и проф. Реттекен.

" На какой реке находится Берлин? " — Ответ: "На Шпрее". - При этом возник зритель­ный и слухо-двигательный образ этого слова.

" Сколько будет 6 раз 15? "— Ответ: "90". - При этом возникли неясные двигательные образы 15 и 6.

Суждения переживались как пред­ставления предметов или слов. При более сложных суждениях, были констатированы чувства искания, сомнения, уверенности.

-ответить на вопрос: на какой реке находится Берлин?

-решить арифметическую задачу: 6х15?

-очень популярными были задачи толкования смысла отдельных слов или пословиц.

Результаты первых исследований показали, что в процессе решения задач испытуемые наблюдали появление в сознании определенных познавательных представлений, которые кардинально отличались от образов, которые были обозначены как мысли или сознанности.

2. Исследование Мессера. Испытуемым было предложено сравнить суждения с ассоциациями. Показывали различные слова и предлагали испытуемому произ­нести слово, пришедшее ему на ум после того, как он понял значение прочитанного. Замок — высокий, картина - прекрасная - это были, по ха­рактеристике испытуемого, чистые ассоциации. За­тем, испытуемому предложили ответить на название предмета, названием какого-нибудь признака этого предмета. Замок - велик. Это было обозначено как суждение.

При суждении, в отли­чие от ассоциаций, мыслится объективное отноше­ние между понятиями. А при ассоциациях бывают отношения между понятиями, но отсутствует сознание обусловленности этого отношения предметом сужде­ния, отсутствует сознание объективной значимости.

Бюлер выделяет три основных типа мысли, возникающих при решении подобных задач.

1. Сознание правила. Вопрос: "Может ли быть опроверг­нута какими-нибудь открытиями атомистическая теория в физике?" — Ответ: «Да». Преж­де всего, возникло понимание вопроса. Потом мгно­вение ожидания решения, в каком смысле следует ответить на вопрос. Т.о., мышление происходит по известному методу, по известному правилу.

2. Сознание отношения. Вопрос: "Если кто хочет сделаться вож­дем человечества, то долгое время должен считаться опаснейшим врагом его. Верно ли это?" - Ответ: «Нет». Стремление было направлено на установление отношений между врагом и вождем.

Бюлер характеризует мышление как усмотрение отношений. Под понятием отношения следует понимать все, что не имеет характера ощу­щений. Усмотрение отношения является до некоторой степени независимым (с психологи­ческой точки зрения) от восприятия членов этого отношения.

3. Интенции. На первый план выступает не предмет, а содержание мысли, которое кажется данным в совершенно готовом и определенном виде, это знание о предметах, воспринятых нами в про­шлом. Такого рода переживания возникали, если испытуемых просили представить себе развитие античного скептицизма, определить характер эпохи Возрождения и т. д. Содержание мысли представля­ется совершенно сложившимся и в то же время "не имеющим субстрата". Перед нами могут развертываться безгранично широкие области знания, к которым неприменимы никакие определения "объема" созна­ния. Мы можем мысленно обозреть одним взглядом самые сложные научные и философские системы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 720; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.218.254 (0.007 с.)