Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие когнитивной схемы. Виды и функции схем. Теория перцептивного цикла (Найссер)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Эта теория является последней теорией, признанной психологами, как имеющая некое значение, в классе субъектно-ориентированных теорий восприятия. Теорию Найссера в целом можно рассматривать как дополняющую теорию Гибсона. Воспользуемся схемой, в которой отражается логика построения теории Гибсона.
«+» - устраивает Найссер соглашается с представлениями Гибсона о проксимальном стимуле. «-» - не устраивает Найссера не устраивает скудное описание процесса восприятия, не очень понятно, что это за процесс извлечения информации и главный упрек состоит в том, что Гибсон недооценивает роль субъекта в процессе восприятия. Найссер полагает, что субъект активно участвует в процессе восприятия, он активно исследует свое окружение с целью отбора той информации, которая необходима ему для решения определенных задач. В качестве иллюстрации, можно привести результаты исследования, проведенного А.Л. Ярбусом. Испытуемым в качестве стимульного материала предъявлялась репродукция картины Репина «Не ждали» и давались различные инструкции для ее рассматривания. Например, оценить материальное положение семьи, изображенное на картине, или определить возраст изображенных лиц, или постарайться выяснить, чем занималась семья до прихода того, кого не ждали и т.д. Отмечались многочисленные движения глаз испытуемых при рассматривании картины. Характер перемещений существенно зависел от содержания той задачи, которая ставилась перед испытуемым. Например, при одной инструкции их взоры чаще всего останавливались на людях, при другой – на лицах и т.д. Из понимания процесса восприятия, как изначально направленного на отбор нужной субъекту информации, следует: для того, чтобы субъект смог из объемлющего оптического строя отобрать нужную для него информацию, он должен уже до этого отбора заранее знать о том, какая информация ему нужна. Брунер решает эту проблему, указывая на участие в процессе восприятия категорий, находящихся в разной степени готовности. Найссер решает эту проблему несколько иначе, он предполагает, что в процессе восприятия, со стороны субъекта, участвуют особые структуры, которые он называет предвосхищающими схемами. Эти схемы содержат знания о том, что должно быть воспринято, но не конкретно, а лишь в самом общем виде. И подобно Бруноровским категориям схемы также настраивают процесс восприятия на отбор определенных видов информации. В эксперименте Ярбуса, когда предлагали определить возраст персонажей, испытуемые чаще всего обследовали их лица. Объяснение Найссера: потому что у людей есть определенные схемы, которые содержат знания о том, что возраст человека проявляется, прежде всего, в чертах его лица. Человек рождается с какими-то врожденными схемами, но в большей своей массе эти схемы являются приобретенными. Развивая представления об участии схем в восприятии, Найссер делает важное добавление – содержание схем в процессе восприятия не остается постоянным и неизменным, это содержание все время изменяется по мере того, как субъект воспринимает очередную порцию отобранной им информации. · Примеры изменений: - это изменение может касаться конкретизации содержания схемы; - может состоять в том, что в схему могут включаться какие-то новые знания, которые до этого изначально в ней не присутствовали; - исходные схемы могут в процессе восприятия заменяться новыми схемами. С точки зрения Найссера процесс восприятия получается циклическим – и теория называется теорией перцептивного цикла. Схема циклического процесса восприятия (пристроенная к теории Гибсона)
отбор
направляет
модифицирует
Схема – это та часть полного перцептивного цикла, которая является внутренней по отношению к воспринимающему, она модифицируется опытом и тем или иным образом специфична в отношении того, что воспринимается; направляет исследовательскую активность и участвует в отборе информации.
В отношении каких свойств образов восприятия, предлагаемые теоретические объяснения сохраняют свою актуальность и в настоящее время? Теория Найссера является общепризнанной в объяснении свойств установки. Что собой представляет с точки зрения той или иной теории проксимальный стимул для восприятия? Основными субъектами детерминантами в процессе восприятия являются схемы. Как авторы теории описывают процесс восприятия? Процесс восприятия это циклический процесс отбора информации, который направляется в схемы.
16. Проблема врожденного и приобретенного в восприятии. Теории перцептивного научения.
Исследования проблемы врожденного и приобретенного в восприятии проводились в отношении 2-х основных свойств восприятия: - конфигурация - константность В исследованиях участвовали 3 категории испытуемых: новорожденные животные, часто выращенные в условиях сенсорной изоляции, в которой они не имели возможности зрительно наблюдать окружающий мир и иногда не имели возможность свободно перемещаться, новорожденные младенцы и прозревшие слепые (операция – катаракта).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 1180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.42.122 (0.006 с.) |