Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
П. Я. Гальперин и концепция поэтапного формирования умственных действийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Он выделяет в деятельности две части: ориентировочную и исполнительскую. Ориентировочная часть – это психические процессы, обеспечивающие успешность исполнительской части. Психология, по его мнению, должна изучать именно ориентировку. В концепции поэтапного формирования умственных действий он рассматривает процесс интериоризации внешней деятельности и превращение ее во внутреннюю. В. В. Давыдов выделяет ряд общих закономерностей развития деятельности. Во-первых, существует процесс возникновения, формирования и распада любого конкретного вида деятельности. Во-вторых, ее структурные компоненты постоянно меняют свои функции, превращаясь друг в друга. В-третьих, различные частные виды деятельности взаимосвязаны в едином потоке человеческой жизни. В-четвертых, каждый вид деятельности первоначально возникает и складывается в своей внешней форме, как система развернутых взаимоотношений между людьми; лишь на этой основе возникают внутренние формы деятельности отдельного человека. А.Г. Асмолов предположил связь понятия установки, предложенного Узнадзе, со структурой деятельности, выделенной Леонтьевым. Асмолов пишет об иерархической уровневой природе установки как механизма, стабилизирующего процессы деятельности (смысловые установки, целевые и операциональные).
Проблема возникновения и развития психики. Критерии психического. Попытки решения проблемы возникновения психики Возникновение и филогенетическое развитие психики – один из фундаментальных общепсихологических вопросов. На данный вопрос, возникший еще в биологии и подробно развивающийся в зоо- и сравнительной психологии, ученые различных школ в различное время пытались ответить по-разному. Антропопсихизм – только человек обладает психикой, может дать отчет о своих психических состояниях, а животные и растения – только автоматы. Такой взгляд характерен для Декарта. Панпсихизм – любая материя обладает психикой (и неживая тоже, например, камни). На этой точке зрения стоял, например, Фехнер. Биопсихизм – любая живая материя обладает психикой (и растения тоже). Гобсс, Гегель и Вундт разделяли представления биопсихизма. Нейропсихизм – только существа, имеющие НС; наличие телесной специальной структуры (НС), которая объективно связана с психическими процессами. Эта точка зрения выдвигалась Дарвином, Спенсером. А. Н. Леонтьев и объективный критерий психики Разрабатывая проблемы происхождения и развития психики, Он предложил в качестве объективного критерия психики рассматривать способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия (виды энергии или свойства энергии, к-ые непосредственно не участвуют в обмене веществ). Биологически нейтральные объекты находятся в устойчивой связи с биологически значимым объектом – являются потенциальными сигналами. Например: деятельность паука по отношению к жертве, застрявшей в паутине побуждает вибрация, к-ую производят крылья насекомого, передающаяся по паутине; вибрация же нах-ся в опр. связи с питательным веществом насекомого. Отражение биологически нейтральных свойств неразрывно связано с такой формой активности живых существ как поведением. С отражением воздействия биологически нейтральных объектов связано понятие чувствительности, с реагированием на биологически значимые – раздражимость. Раздражимость – это способность живых организмов реагировать на биологически значимое воздействие. Это простейшая форма взаимодействия простейшего организма со средой (например, тропизмы у растений). Но на некотором этапе биологической эволюции появляется чувствительность. Чувствительность – это способность организмов отражать воздействия, биологически нейтральные, но объективно связанные с биотическими свойствами. Соответственно появляется новая форма отражения – предметное отражение. Отражение здесь имеет 2 аспекта: 1. Объективный - отражать, значит реагировать двигательно. 2. Субъективный – внутренние переживания и ощущения. Леонтьев выдвигает гипотезу о том, что субъективная форма отражения впервые появл. вместе с реакцией на абиотические раздражители. Гипотеза о возникновении у жив-ых чувствительности возникает в связи с переходом от жизни в однородной среде к жизни в более сложной (эксперимент с зеленым светом: чувствительность к свету и субъективное его ощущение появл. тогда, когда он связывается с биологически значимым раздражителем – током). Неизменным условием превращения неощущаемых воздействий в ощущаемые явл. состояние активного поиска организма. Кожные ощущения возникают до выработки условной двигательной реакции (опосредствуют снятие руки). Þ Ощущение – элементарная форма психического, необходимое звено условного приспособительного акта. Функция этого «звена» - ориентировать организм относительно значимых условий среды, опосредствовать его витальные приспособительные акты. 2. Платонов. Критерий психического – первичная псих. способность переживать эмоции (например, рыбы при испуге бледнеют). 3. Гальперин и Симонов. Симонов вводит понятие «эмоц. тон ощущения» и оба говорят, что и Платонов, и Леонтьев по-своему правы. 4. Толман и Скиннер. Критерий психического – способность научаться, начиная с привыкания (например, водоросли во время подачи вибрации утомляются и сокращаются, а у амеб происходит привыкание). В конце своей жизни Леонтьев вводит понятие «образа мира». Приспособление происходит и на низших уровнях – у беспозвоночных. Ощущение, переживание, целенаправленность А. Н. Северцев и адаптивное значение психики Идея о том, что психика имеет адаптивное значение: психика возникла, потому что она обеспечивает более эффективное приспособление к среде. Онобратил внимание на два принципиально разных способа приспособления живых организмов к изменениям условий среды, или механизмы развития поведения: 1) Путем изменения строения и функционирования органов. Это очень медленный способ, посредством которого животные могут приспособиться только к очень медленно протекающим, постепенным изменениям среды. Общий у растений и животных. 2) Путем изменения поведения без изменения организации. Специфичен для животных. Здесь можно выделить 2 различных механизма развития поведения (типа психической деят-ти): а) медленное изменение наследуемых форм поведения – инстинктов; б) приобретение индивидуального опыта посредством научения отвечать на быстрые изменения среды (этот путь определяет высоту психической организации животного). Как возникла психика? § Толчок к появлению психического отражения (чувствительности) мог послужить переход от жизни в однородной, гомогенной среде к среде дискретных, вещно-оформленных объектов. § Также из-за изменений среды некоторые воздействия перестали быть витально значимыми сами по себе. Но организм продолжал на них реагировать как на сигналы биотических воздействий. Это и означало появление чувствительности. 1.1. Тенденции и особенности развития психики в филогенезе В основе развития психики лежат 3 тенденции: ü усложнение форм поведения (форм двигательной активности) ü совершенствование способностей к индивидуальному научению ü усложнение форм психического отражения (одновременно как следствие и как фактор предыдущих тенденций Особенности развития психики: 1) Каждая новая ступень развития начинается с усложнения деятельности, связывающий животное с окружающим миром. Новая форма психического отражения возникает сразу за усложнением и делает возможным ее дальнейшее развитие. В период зарождения психики предметом отражения были отдельные свойства предмета. На следующей ступени деятельность определялась уже отношениями между предметами; 2) Имеется несовпадение линий биологического и психического развития животных (животное на более высокой ступени биологического развития не обязательно обладает более развитой психикой т.к. существует разница в соотношении между морфологией и образом жизни животных). Обсуждая психику животных нельзя пользоваться субъективным критерием (мы не знаем, что чувствует червь или муравей)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 508; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.15.112 (0.007 с.) |