Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Процессы актуализации сохраняемых содержаний.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Воспроизведение. 2. Узнавание. Воспроизведение – процесс, в результате которого сохраняемые содержания вновь могут быть наблюдаемы в идее действий, образов, эмоциональных переживаний, словесных сообщений. Узнавание – процесс, в результате которого человек воспринимает определенные содержания актуального опыта, как уже раннее ему известные. Как и процессы запоминания процессы воспроизведения и узнавания тоже могут быть произвольные (припоминание) и непроизвольные (нахлынули образы воспоминаний). По результатам процессов актуализации мы делаем вывод о том, что у субъекта есть способность к запоминанию и сохранению прошлого опыта, т. е. у человека есть память. Но не все сохраняемые в памяти содержания могут быть впоследствии актуализированы. Тогда психологи по критерию доступности сохраняемых содержаний для актуализации выделяют еще два вида памяти: эксплицитная и имплицитная. Эксплицитная – это память на содержания, которые могут быть актуализированы в процессе воспроизведения и узнавания. Имлицитная – память на содержания, которые не могут быть актуализированы в результате этих процессов, но об их существовании мы можем судить либо по их проявлениям в поведении, либо, получая к ним доступ с помощью специальных методов. Например, содержание бессознательного человека. Функции памяти в жизни человека 4. У человека, благодаря памяти, есть представление о времени и способность ориентироваться в нем. 5. Память – необходимое условие в возможности приобретения человеком знания, умения, навыков. 6. Без памяти невозможно проявление идентичности личности. Две точки зрения на развитие внимания: Л.С. Выготский и П.Я. Гальперин (1902 – 1988). Л. С. Выготский рассматривает развитие любой психической функции в контексте своей теории о ВПФ. Развитие ПФ подчиняется определенным универсальным законам развития ВПФ. Исследования Леонтьева, методика и результаты. Были проведены две серии экспериментов с детьми от 4 до 16 лет и взрослыми от 22 до 28 лет. В первой серии задавались различные вопросы, некоторые из которых предполагали названия цветов, например: «Какого цвета бывает трава?». Нужно было отвечать как можно быстрее, но нельзя было называть какие-либо определенные два цвета, и нельзя было называть один и тот же цвет дважды. В серии вопросов было 7 провокационных. Во второй серии перед испытуемыми на столе раскладывались восемь цветных карточек, и проводилась та же игра. Можно было использовать карточки в игре (методика двойной стимуляции: вопросы – стимулы-объекты, в отношении которых нужно что-то сделать; карточки – стимулы-средства, которыми можно пользоваться для решения задачи).
Количество ответов на провокационные вопросы Вторая серия 7 (с карточками) кривая 1
Первая серия (без карточек) кривая 3 кривая 2 Дошкольники школьники взрослые возраст до 12 лет кривая 1 - внешне опосредственное внимание кривая 2 – натуральное внимание кривая 3 – внутренне опосредственное внимание Рассмотрим три основных результата.
Верхняя кривая – описывает развитие внешнего опосредственного внимания. Нижняя кривая – описывает процесс развития натурального внимания. 3. У взрослых испытуемых показатели максимальны, обнаруживается сближение показателей. Наблюдение показывает, что взрослые испытуемые карточками не пользуются. Как показывают результаты ранее проведенного исследования памяти, взрослым не нужны вспомогательные средства для запоминания, т.к. в достаточной степени развито внутреннее опосредственное запоминание, т.о. возможно развитие внутренне опосредственного внимания. Правая часть графика – развитие внутренне опосредственного внимания. Вывод Выготского: произвольное внимание является вращиваемым внутрь процессом опосредственного внимания, сам же ход этого процесса всецело подчинен общим законам культурного развития и образования высших форм поведения. Это означает, что произвольное внимание и по своему составу, структуре, функциям является не результатом естественного органического внимания, а результатом перестройки и изменения всего процесса под влиянием внешних стимулов-средств. У взрослого человека развит процесс произвольного внимания, и он может мысленно через слова или каким-нибудь другим способом фиксировать запрещенные и уже названные цвета. Также, у взрослого очень значительно повышается работа внимания внутреннего, т.е. у него произошла перестройка внутренних процессов под влиянием перехода к опосредствованной форме, произошло вращивание внешнего приема: внешняя операция стала внутренней операцией поведения. Ребенок симулирует внимание тогда, когда он выводит запрещенные цвета из поля зрения и фиксирует свое внимание на тех цветах, которые остались перед ним. Он замещает одну психологическую операцию другой, которая приводит к тому же эффекту, но с первой ничего общего по природе. Мы снова и снова приходим к выяснению глубокого различия между "фенотипической" и "генотипической" формой какого-нибудь процесса. Ребенок иногда решает эту же задачу совершенно иначе: он не откладывает запрещенные цвета в сторону, он выбирает их, кладет перед собой и фиксирует их глазами. В этих случаях внешний прием точно соответствует внутренней операции, и перед нами работа опосредствованного внимания в точном смысле этого слова, При такой операции пересматривается и сам процесс подыскивания ответа. Ребенок стоит перед задачей дать правильный, т. е. осмысленный, ответ, на поставленный вопрос, но соблюсти при этом известные формальные правила, не называть определенных цветов. Эта своеобразная направленность внимания трансформирует, перестраивает сам процесс подыскивания ответа, направляет мышление по окольному пути. Ответы получаются по качеству более и более высокого типа. Вместо прямого ответа на вопрос, какого цвета бывает трава, ребенок, при запрещении называть зеленый цвет, отвечает — "трава бывает осенью желтая". Вместо "помидоры красные", при запрещении называть красный цвет, ребенок отвечает — "они зеленые, когда они еще незрелые". Ребенок обращается, таким образом, к новым ситуациям, переходит на более трудный путь мышления. Такова в самых общих схематических чертах история культурного развития внимания. П.Я. Гальперин считает, что внимание следует рассматривать как самостоятельную форму психической деятельности, которая выполняет определенную функцию – умственного и сокращенного контроля за ходом выполнения любого умственного действия. Внимание – деятельность умственного и сокращенного контроля. Гальперин подчеркивает различие между понятиями внимания и контроля. «Не всякий контроль есть внимание, но всякое внимание есть контроль». Что собой представляет контроль, который не есть внимание. Это контроль, который · Осуществляется во внешнем плане · Является детальным и развернутым. Такого рода контроль сам требует внимания, сложившегося к этому времени. Он является вниманием только тогда, когда является умственным (внутренним) и сокращенным, а не детальным и развернутым. Опираясь на работы Выготского и Леонтьева, Гальперин полагает, что все умственные действия человека формируются в результате интериоризации действий, выполняемых им первоначально с помощью внешних средств. Считает, что одновременно с формированием умственных действий, у человека формируется и внимание. Каким образом? Внешний и развернутый контроль, необходимый для успешного выполнения действий, опирающихся на внешние средства, в процессе интериоризации этих действий как раз и преобразуется в контроль умственный и сокращенный. Благодаря этому действия могут выполняться достаточно эффективно. Теория позволяет, используя метод поэтапного формирования умственных действий, формировать у человека внимание. С. Л. Кабыльницкая. Опыты по целенаправленному формированию внимания. Исследование проводилось в учащимися 3х классов, которых учителя считали особенно невнимательными (ошибки по невнимательности в письменных работах по русскому и литературе: пропуск и подмена букв или слов, а так же повторение одних и тех же букв или слогов). При работе над ошибками, эти дети не обнаруживают многих из сделанных ими ошибок. Основная задача – используя метод поэтапного формирования умственных действий, сформировать у детей внимание при работе над ошибками. Процедура. Детям предлагались тексты для проверки, в которых были ошибки по невнимательности (найти и исправить). Определенный план, записанный на карточки был понятен детям:
Благодаря этому контроль становился внешним и развернутым. Развернутость определяется тем, что есть пункты, которые необходимо выполнять последовательно. Внешне – записаны на бумаге. Этому контролю предстоит стать вниманием. С этого начиналось. Затем на втором этапе дети не держали перед собой эту карточку, но обязательно произносили вслух, содержащиеся в ней пункты. Третий этап – произносить пункты шепотом Четвертый – про себя Пятый этап – молча. Процедура заняла 20-25 занятий, продолжительностью 30-35 минут. Результаты – научились находить и исправлять свои ошибки, стали писать более внимательно, не делая эти ошибки.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 452; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.238.204 (0.008 с.) |