Произвольность и опосредованность мотивации человека. Саморегуляция и самодетерминация. Воля. Структура волевого процесса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Произвольность и опосредованность мотивации человека. Саморегуляция и самодетерминация. Воля. Структура волевого процесса.



Воля – это одна из сторон сознания личности. Непроизвольна регуляция – это форма регуляции активности, которая осуществляется без сознательного контроля. Для этой формы регуляции характерно отсутствие сознания цели. Программа действий и реализация этой программы слиты воедино. Произвольная регуляция характеризуется осознанностью, а следовательно, опосредована мышлением и речью. Эта форма регуляции характеризуется наличием цели и мотивации. Осознается также программа действий, хотя сами действия могут сознаваться и не сознаваться (в том случае если данная форма деятельности хорошо осовоена и частично автоматизирована). Но если человек встречается с препятствием, то происходит осознание деятельности, и в таком случае вступает в действие собственно волевая регуляция. Собственно волевая регуляция – это высший уровень регуляции деятельности и поведения личности. Воля (психологический словарь): способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов. В качестве основных функций воли выделяют: выбор мотивов и целей, регуляцию побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации, организацию психических процессов в адекватную выполняемой человеком деятельности систему, мобилизацию физических и психических возможностей в ситуации преодоления препятствий при достижении поставленных целей. Воля нужна при принятии при выборе цели, при принятии решения, при осуществлении действия, при преодолении препятствия. Воля обеспечивает активность личности. Одной из важнейших характеристик волевого поведения является самодетерминация. Осуществляя волевой акт, человек действует произвольно, т.е. о своему намерению и, не подчиняясь действиям внешних причин. Он выходит за рамки требований ситуации. Произвольность и надситуативность – основополагющие принципы волевого поведения. Аристотель: воля – для объяснения порождения действий, основанных не на желаниях человека, а на разумном решении о его осуществлении. Сила, которая вызывает действие согласно разуму рождалась в разумной части души через соединение разумного решения со стремлением, обеспечивающим решение побудительной силой, точнее, через придание решению побудительной силы (поведением человека движет предмет стремления, а через него движет размышление, так как предмет стремления есть начало для него). Проблема воли – проблема придания предмету действия побудительной силы и тем самым обеспечения побуждения к действию. Действия. Имеющие источник активности в самом человеке, т.е. осуществляемые по решению человека, Аристотель называет произвольными действиями или поступками. В концепции Аристотеля воля определяла не только инициацию произвольных действий, но и их выбор и их регуляцию при осуществлении. Причем воля понималась и как самостоятельная сила души, и как способность человека к определенной активности, идущей от него самого. Главная его задача: объяснить побуждение к действию, не связанному со стремлениями человека, а часто ему противоречащему, или торможение желаемого действия, когда размышление подсказывает его избегать. Иванников. В основных теориях воля понимается не как изначально данная человеку способность, а как способность развивающаяся, то возникает вопрос о критериях выявления воли или степени ее развития и об условиях, требующих проявления воли. Четыре типа критерия проявления воли: 1. В волевых действиях; 2. В выборе мотивов и целей; 3. В регуляции внутренних состояний человека, его действии и различных психических процессов; 4. В волевых качествах личности. Характеристики волевого действия: 1. Волевое действие является осознанным, целенаправленным, намеренным, принятым к осуществлению по собственному сознательному решению; 2. Волевое действие есть действие, необходимое по внешним (социальным) или личным причинам, т.е. всегда существуют основания, по которым действие принимается к исполнению; 3. Волевое действие имеет исходный или проявляющийся при его осуществлении дефицит побуждения (или торможения); 4. Волевое действие в итоге обеспечивается дополнительным побуждением (торможением) за счет функционирования определенных механизмов и заканчивается достижением намеченной цели. Выбор мотивов и целей (как функция воли): 1. Необходимость выбора одного из двух физически несовместимых действий и стоящих за ними желаний (например подготовка к экзамену и игра в футбол); 2. Необходимость выбора одной из двух целей: а) обусловленных разными мотивами, б) отвечающие одному и тому же мотиву, но приводящие к разным последствиям; 3. Конфликт между желаемой целью и последствиями действия; 4. Конфликт между социально заданной целью и личными мотивами. Способность человека к преднамеренной регуляции: 1. Различных параметров действия (темпа, скорости, силы, длительности и т.д.); 2. Физиологических и психических процессов: а) торможение неадекватных процессов, прежде всего эмоциональных, или их проявлений, и активации необходимых процессов, б) организация психических процессов в соответствии с ходом деятельности. Здесь нет различия между волевой и произвольной регуляции, волевой и эмоциональной регуляции. Волевые качества личности (эмпирический критерий): энергичность, выдержка, настойчивость, терпеливость, смелость, решительность и др. по крайней мере отсутствие этих качеств традиционно рассматривается как показатель слабости воли. Не все эти качества присутствуют в одном человеке и проявление качества, еще не говорит о волевом действии. Рассмотренные критерии связаны с различными функциями воли: 1. Инициатива и осуществление волевого действия; 2. Выбор действия при конфликте целей и мотивов; 3. Регуляция различных параметров действий: 4. Регуляция состояний и организация психических процессов. Механизм волевой регуляции: намеренное изменение смысла действия (трудовая деятельность: многие действия не имеют прямого отношения к мотиву деятельности, но на основе смысла, как отношении цели действия к мотиву деятельности они получают жизнь в проявлениях человека). Изменение смысла: 1. Через переоценку значимости мотива или предмета потребности; 2. Через изменение роли, позиции человека; 3. Через предвидение и переживание последствий действия или отказа от его осуществления. Волевая регуляция не нужна там, где имеется актуально переживаемая потребность, обеспечивающая побуждение к действию, где действие для человека имеет определенный положительный смысл. Необходимость волевой регуляции появляется в тех случаях, когда: 1. Принятое по социальной необходимости или по собственным ценностным установкам действие не связано с актуально переживаемой потребностью и тем самым не имеет достаточного побуждения; 2. Осуществление действия сталкивается с факторами, снижающими или делающими невозможными создание и поддержание необходимого побуждения к нему; 3. Необходимо воздержаться от действия, связанного с актуально переживаемой, но социально не одобряемой в данной ситуации потребностью. Волевая и произвольная регуляции. Воля способность человека к сознательной намеренной активности или к самодетерминации через работу во внутреннем плане, обеспечивающей дополнительное побуждение (торможение) к действию на основе произвольной формы мотивации. Характерные черты произвольных процессов: 1. Произвольная реакция имеет приобретенное жизненное значение (новый смысл); 2. Произвольная реакция всегда является ощущаемой или осознаваемой (произвольно, когда представлено: расширение сосудов и звук, движения детей и сигнал об окончании; 3. Произвольная реакция формируется и проявляется только в ситуации актуальной потребности или жизненной необходимости, средством разрешения которой она является; 4. Произвольная реакция или не является вынужденной и может быть заменена по собственному выбору субъекта на другую с таким же жизненным значением, или (у человека), даже будучи вынужденной, не может намеренно регулироваться по ходу своего осуществления. Произвольный процесс – ощущаемый или осознаваемый процесс с приобретенным новым жизненным значением (смыслом) и направленный на достижение избранного субъектом результата: процесс, начало, окончание, задержка или изменение которого определяется жизненной необходимостью, но не вынуждается ею. Ключевой момент выделение волевой регуляции – это произвольное изменение мотивации (побуждения). Волевым может быть только произвольное действие, т.к. при непроизвольном всегда достаточно побуждения. Волевым оно становится тогда, когда при недостатке побуждения (или его избытке) оно получает дополнительное побуждение (или торможение) от произвольно построенного процесса мотивации. Т.е. действие переосмысливается: теряя свой изначально утилитарный мотив, оно приобретает новый (дополнительный смысл). Мы поднимаемся на личностный уровень. Мотивы для создания дополнительного побуждения: мотивы компетентности, самоуважения, самооценки, этические, эстетические, идеологические. Необходимость произвольного изменения побудительности к одному из действий задается обществом. Эта общественная необходимость отражается только на уровне личности, т.к. только личность осуществляет себя через социальные отношения. Три ступени развития волевой регуляции: 1. Произвольные процессы. Складывающиеся на основе потребностного побуждения (произвольные моменты в поведении животных); 2. Произвольные процессы, формируемые на основе сознательного отражения необходимости и возможности такой регуляции с помощью речевого опосредования (произвольные процессы человека; 3. Волевые процессы как личностный уровень произвольной регуляции. Структура волевого акта: волевые действия бывают простые и сложные. К простым волевым действиям относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, т.е. побуждение к действию непосредственно переходит в само действие. В сложном волевом акте между побуждением и самим действием вклинивается довольно сложный, опосредывающий это действие процесс. В сложном волевом акте можно выделить, по крайней мере, четыре фазы: первая фаза – возникновение побуждения и предварительной постановки цели. Вторая - обсуждение и борьба мотивов. Третья – принятие решения. Четвертая – исполнение решения. Первая фаза характеризует начало волевого акта. Волевой акт начинается с возникновения побуждения. Это выражается в стремлении. По мере осознания цели это стремление переходит в желание. Желание - это определенное, т.е. целенаправленное стремление. Но желание выступит в качестве первой фазы волевого акта, если к сознанию действия прибавится установка на ее реализацию. Если же установка на реализацию цели не сформировалась, то волевой акт может на этом завершиться. Вторая фаза волевого акта характеризуется активным включением в него познавательных и мыслительных процессов. На этой фазе происходит оформление мотивационной части действия или поступка. Дело в том, что появившиеся на первой стадии мотивы в виде желаний могут противоречить друг другу. И личность вынуждена проанализировать эти мотивы, снять существующие между ними противоречия, осуществить выбор. Третья фаза означает принятие одной из возможностей в качестве решения. Четвертая фаза – исполнение этого решения и достижение цели. Без исполнения решения волевой акт считается незавершенным. Исполнение решения предполагает преодоление внешних препятствий, объективных трудностей самого дела. Следует подчеркнуть, что особенность протекания волевого акта состоит в том, что механизм его осуществления являются волевые усилия на всех фазах. Волевое усилие – это акт проявления сознания, направленный на мобилизацию психических и физических возможностей человека, необходимых для преодоления препятствия в процессе деятельности.

Среди наиболее популярных направлений в исследовании проблемы воли выделяются так называемые гетерономные и автономные (или волюнтаристские) теории воли.

1. Гетерономные теории сводят волевые действия к сложным психическим процессам неволевого характера - ассоциативным и интеллектуальным процессам. Эббингауз: воля - инстинкт, который возникает на основе обратимости ассоциаций или на основе так называемого "зрячего инстинкта", сознающего свою цель. И. Гербарт: волевое действие ассоциируется со сложной комбинацией интеллектуальных психических процессов ® сначала возникает импульсивное поведение, затем на его основе актуализируется действие, вырабатываемое на основе привычки, а уже после этого - действие, контролируемое разумом, т.е. волевое действие. Согласно этой точке зрения, каждый поступок является волевым, т.к. каждое действие разумно. Позитив: включение фактора детерминизма в объяснение воли (уходят от спиритуализма). Минусы: воля не субстанциональна, не имеет собственного содержания и актуализируется только в случае необходимости; не объясняют явлений произвольности действий, феномен внутренней свободы, механизмов образования волевого действия из не-волевого.

2. Аффективная теория воли В. Вундта. Вундт резко возражал против попыток выводить побуждение к волевому действию из интеллектуальных процессов. Он объясняет волю с помощью понятия аффекта. Самое существенное для возникновения волевого процесса - активность внешнего действия, которое непосредственно связано с внутренними переживаниями. В простейшем волевом акте Вундт выделяет два момента: аффект и связанное с ним действие. Внешние действия направлены на достижение конечного результата, а внутренние - на изменение других психических процессов, включая эмоциональные. Волевой процесс – аффект (сложное чувство), эмоциональный процесс, связанный с действием, которое может прекратить данный процесс. Волевые процессы – обычные психические процессы, когда они управляемы и представлены в сознании. Два аспекта волевого процесса: объективный (связан с предметом) и субъективный (связан с отношением к содержанию). Предметное содержание волевого процесса – его мотив. Субъективный аспект – побуждающая сила мотива. Процессы, у которых только один мотив, - импульсивные, совершаются без задержки. Если мотивов больше, то это действие произвольно. Воля – проблема произвольности действия, проблема борьбы мотивов.

3. Теории автономной воли объясняют этот психический феномен исходя из законов, заложенных в самом волевом действии. Все теории автономной воли можно разделить на три группы:

1) мотивационный подход: воля, так или иначе, объясняется с помощью категорий психологии мотивации. В свою очередь он делится на:

Ø теории, которые понимают волю как сверхчеловеческую, мировую силу (Э. Гартман и А. Шопенгауэр[Воля - совершенно иррациональный, слепой, бессознательный, бесцельный и притом никогда не прекращающийся и не ослабевающий порыв. Она универсальна и является основанием для всего существующего: порождает все (путем процесса объективации) и управляет всем. Лишь творя мир и глядясь в него, как в зеркало, она получает возможность осознавать себя, прежде всего в том, что она есть воля к жизни. Воля, существующая в каждом человеке - просто объективация мировой воли.], Г.И. Челпанов [считал, что душа обладает собственной силой совершать выбор и побуждать действие. В волевом акте он выделял стремление, желание и усилие; позднее стал связывать волю с борьбой мотивов.]).

Ø теории, рассматривающие волю как начальный момент мотивации действия (Т. Гоббс, Т. Рибо [она может не только побуждать к действию, но и тормозить какие-то нежелательные поступки.], К. Левин [Это - внутреннее напряжение, вызванное каким-то незавершенным действием. Реализация волевого поведения состоит в том, чтобы снять напряжение посредством определенных действий - движений в психологической среде (локомоций и коммуникаций).]), воля обладает способностью побуждать действия.

Ø теории, понимающие волю как способность преодолевать препятствия.(Ю. Куль [связывает волевую регуляцию с наличием затруднений при осуществлении намерений. Он различает намерение и желание (мотивацию). Активная намеренная регуляция включается в момент возникновения препятствия или конкурирующих тенденций на пути желания.], Х. Хекхаузен [выделяет четыре стадии мотивации действия, на которые приходятся разные механизмы - мотивационные и волевые. С первой стадией соотносится мотивация до принятия решения, со второй - волевое усилие, с третьей - осуществление действия, с четвертой - оценка результатов поведения. Мотивация обусловливает выбор действия, а воля - его усиление и инициацию.], Д.Н. Узнадзе [соотносит формирование воли с деятельностью, которая направлена на создание независимых от актуальных потребностей человека ценностей. Волевое поведение отличается от импульсивного тем, что оно имеет предшествующий акту принятия решения период. Поведение становится волевым только благодаря мотиву, который так видоизменяет поведение, что последнее становится приемлемым для субъекта.], Н. Ах [В волевом акте выделяется две стороны: феноменологическая и динамическая. Феноменологическая включает в себя такие моменты как 1) ощущение напряжения (образный момент), 2) определение цели действия и ее соотношение со средствами (предметный), 3) совершение внутреннего действия (актуальный), 4) переживание трудности, совершение усилия (момент состояния). Динамическая сторона волевого акта заключается в реализации, воплощении мотивированного (волевого) действия.], Л.С. Выготский [преодоление препятствий как один из признаков воли. В качестве механизма усиления побуждения к действию он определяет операцию введения вспомогательного мотива (средства). Таким дополнительным мотивом может быть жребий, счет на раз, два, три и др.].);

2) подход свободного выбора: соотношение волевых процессов с проблемой осуществления выбора (И. Кант, У. Джемс [основная функция воли состоит в принятии решения о действии при наличии двух или более идей. В такой ситуации главнейший подвиг воли заключается в направлении сознания на привлекательный объект.], С.Л. Рубинштейн [Выбор как одна из функций воли];

3) регуляционный подход: соотношение воли с функцией осуществлять контроль, управление и саморегуляцию. (М.Я. Басов понимал волю как психический механизм, через который личность регулирует свои психические функции. Волевое усилие определяется как субъективное выражение регулятивной волевой функции. Воля лишена способности порождать мыслительные или иные действия, но она их регулирует, обнаруживаясь во внимании.)

 

Иванников: воли нет! J Есть только гипотетический конструкт, который называют «воля».

И проблема воли потому и проблема, что все изучают конструкт, а надо изучать психическую реальность, стоящую за ним. Какая же это реальность?

1) Порождение волевых действий, т.е. действий, которые осознанно принимаются человеком, но лишены достаточной мотивации (обратная задача – торможение неприемлемых действий).

Возможные подходы к механизмам:

1. Джемс – чистая воля, духовный акт, «Fiat lux!».

2. Воля как усилие или сосредоточение (Басов – воля = внимание).

3. Узнадзе и Чхартишвили: есть импульсивные действия (в основе лежат витальные потребности), а есть волевые действия, в основе которых – социальные мотивы и общественные ценности. Не понятно, как эти мотивы обеспечивают торможение неприемлемых действий.

4. Симонов (идет от Павлова): в основе воли (преодоление препятствий) лежит «рефлекс свободы». Но: 1 – нет доказательств, что он есть у человека, 2 – почему рефлекс не у всех работает? 3 – нет объяснения торможению ненужных, но приятных действий. 4 – при встрече с препятствием возможны разные реакции (агрессия, бегство и т.д.).

Все эти подходы искусственны и слишком много вопросов вызывают, поэтому… J

Школа А.Н. Леонтьева! Волевая регуляция осуществляется через:

А) намеренное осознанное изменение смысла действия или

Б) через создание нового, дополнительного смысла действия, когда первый смысл заставляет принимать действие к исполнению, а второй, намеренно созданный, восполняет дефицит побуждения.

Способы изменения смысла действий («Великолепная восьмерка»):

I. Намеренная переоценка значимости мотива. Пр.: лиса и виноград и все примеры со снятием когнитивного диссонанса.

II. Изменение роли (позиции) человека в коллективе. Эксперимент Выготского: детей заставляли рисовать крючочки, мальчик устал и отказывался рисовать дальше, но когда ему поручили обучать этому действию другого мальчика, он все смог.

III. Предвидение, прогнозирование и переживание последствий своих действий. «Ну вот я сейчас не прыгну с парашютом, а потом самолет сядет и мои прыгнувшие друзья заклеймят меня позоров… Я прыгаю, вперед!»

IV. Соединение с другими актуальными мотивами. Пр.: дите лучше убирают игрушки, если это включается в игру.

V. Связывание заданного действия с возможностью после его завершения делать то, что хочется. Пр.: можно сказать ребенку, что если он съест кашу, он получит конфету. Должен работать план воображения. Если конфету положить (!) перед ребенком, то его деятельность дезорганизуется.

VI. Включение заданного действия в более широкое и значимое для человека. Пр.: не просто нарезать бумажки, а нарезать, для того чтобы сделать игрушки больным детям.

VII. Символы и ритуалы.

VIII. Клятвы, обещания, самооприказы, самоодобрения, самопорицания.

Кроме того, хорошим способом является включение воображения (спортсмен-паровоз, воображаемые друзья, враги и т.п.).

2) Выбор из равнопривлекательных мотивов, целей, действий, желаний.

3) Регуляция действий и психических процессов (произвольная регуляция). О действиях: «Каторга там, где удары кирки лишены смысла» (Сент-Экзюпери). Виды регуляции:

  • Непроизвольная: есть все условия для автоматического исполнения действий и решения задач.
  • Произвольная: намеренное регулирование отдельных параметров действий и психических процессов.

Соотношение воли и произвольной регуляции в истории психологии:

ü Полное совпадение обоих понятий по содержанию.

ü Произвольность как начальная стадия развития воли и волевой регуляции.

ü Волевая регуляция – это часть произвольной регуляции в условии преодоления препятствий.

ü Независимы (воля имеет отношение к морально-нравственной регуляции).

Иванников: волевая регуляция – часть произвольной регуляции, отличительным признаком которой является, то, что она совершается на личностном уровне (а не на уровне природного или социального индивида). Волевой акт – поступок, поступок – единица анализа личности (Рубинштейн).

Воля как ВПФ:

- системна: задействованы эмоции, мотивация, мышление, воображение, внимание, память (именно поэтому в истории психологии очень часты попытки сведения воли то к мотивации, то ко вниманию и т.д.).

- социальна по происхождению.

- осознана по способу функционирования.

Воля – средство/механизм личности отстаивать свои ценности, выступая при необходимости против потребностей организма и субъекта природной деятельности, а также потребностей социальной выгоды.

Основные механизмы волевой регуляции:

  1. Намеренное изменение смысла действия
  2. Развития сфера личностных потребностей (долг, честь, ответственность), см. ниже.

Функции воли:

§ Селективная – выбор мотивов и целей при их конфликте;

§ Инициирующая – восполнение дефицита побуждения к действию при отсутствии достаточной мотивации;

§ Стабилизирующая – поддержание выбранного уровня выполнения действия при помехах.

§ Произвольная регуляция действий и психических процессов.

Структура волевого акта по С.Л. Рубинштейну:

Ø Возникновение побуждения и предварительная постановка цели. Субъективно эта стадия переживается как стремление сделать нечто.

Ø Стадия обсуждения и борьбы мотивов.

Ø Принятие решения. Случаи:

1. Если борьбы мотивов нет, постановка цели условно совпадает с принятием решения.

2. Если мотивы различны по значимости, решение наступает как полное и окончательное разрешение того конфликта, который вызвал борьбу мотивов.

3. Если мотивы почти равны по значимости и интенсивности – принятие решения сопровождается особыми переживаниями, все зависит только от человека!

Ø Выпонение.

4) Волевые качества личности. Чувство долга, отвественность, честь, помощь другим. Пр.: друзья Сент-Экзюпери разбивались на самолетах в горах и пустынях и выживали только потому, что знали, что без них будут страдать их семьи, и они выбирались.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 1175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.248 (0.059 с.)