Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Биологическая теория эмоций.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Недостаток теорий эмоциональных состояний: они не рассматривают эмоциональные состояния как закономерный факт природы, как продукт эволюции, как приспособительный фактор. Однако эмоции закрепились в эволюции, потому что были важны в жизни соответствующих ей организмов. Поведение жив-х и ч-ка можно разделить на 2 стадии, которые, непрерывно чередуясь, составляют основу жизнедеятельности: 1) стадия формирования потребностей и основных влечений, 2) стадия удовлетворения этих потребностей. Все виды потребностей приобрели побудительный характер, создающий беспокойство в поведении животного и формирующий различные типы добывательного или, наоборот, отвергающего поведения. Эти потребности связаны с определенным эмоциональным состоянием (- беспокойство + удовольствие). С биологической точки зрения эмоциональные ощущения закрепились как своеобразный инструмент, удерживающий жизненный процесс в его оптимальных границах и предупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка каких-либо факторов жизни данного организма. С широкой биологической точки зрения удовлетворение можно рассматривать как конечный подкрепляющий фактор, который толкает организм на устранение исходной потребности. Задача: раскрыть механизм конкретных процессов, которые приводят к возникновению и отрицательного (потребность), и положительного (удовлетворение) эмоционального состояния. Биологическая теория эмоций (Анохин, 1949) построена на основе представления о целостной физиологической архитектуре любого приспособительного акта, каким являются эмоциональные реакции. Основным признаком положительного эмоционального состояния является его закрепляющее действие, как бы санкционирующее полезный приспособительный эффект (удовлетворение потребности). П: удачный акт чихания → положительное чувство гедонизма. => Эмоция как фактор, закрепляющий правильность и полноту совершенного акта, его соответствие исходной потребности. Как ЦНС «узнает» о том, что какой-либо жизненно важный акт совершен на периферии в надлежащей последовательности и полноценном виде (утоление голода, утоление жажды, опорожнение тазовых органов, кашель, чихание, половой акт и т. д.)?
«эфферентный интеграл» «афферентный интеграл» «Обратная афферентация» - каждому акту периферического удовлетворения какой-либо потребности предшествует формирование центрального аппарата оценки результатов и параметров будущего действия—«акцептора действия» и посылка множества эфферентных возбуждений, идущих к самым различным органам и частям системы, выполняющей акт удовлетворения потребности. Об успешности или неуспешности такого акта сигнализирует поступающая в головной мозг афферентная импульсация от всех рецепторов, которые регистрируют последовательные этапы выполнения функции. Есть точная информация о результатах каждого из посланных по эфферентной системе возбуждений. П: Всякая неудача в выполнении тех или иных актов создает ощущение неудовлетворенности, трудности и беспокойства. Это и есть последствие того, что вторая часть периферического акта, именно результативный афферентный интеграл, не была создана на периферии и потому не произошло адекватного ее сочетания с центральной посылкой. Биологическая теория утверждает: положительное эмоциональное состояние (при удовлетворения какой-либо потребности) возникает лишь в том случае, если обратная информация от результатов происшедшего действия точнейшим образом отражает все компоненты положительного результата и потому точно совпадает с аппаратом акцептора действия. Биологически этой эмоцией удовлетворения и закрепляются правильность любого функционального проявления и полноценность его приспособительных результатов. Наоборот, несовпадение обратных афферентных посылок от неполноценных результатов акта с акцептором действия немедленно ведет к беспокойству и поискам новой комбинации эффекторных возбуждений. → В этом случае полноценное эмоциональное состояние ищется способом пробных посылок различных эфферентных возбуждений. Архитектурный план возникновения эмоций распространяется также на потребности интеллектуального характера. В этом случае эмоция удовлетворения сравнивается с исходным замыслом (акцептор действия). Закономерность формирования аппарата оценки результатов действия до совершения самого действия и получения его результатов – является общей для различных классов явлений у живых организмов, в авторегулирующихся машинах и в общественных взаимоотношениях.
П. В. Симонов
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 468; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.198.191 (0.012 с.) |