Ассоцианистский подход к изучению памяти: основные методы и результаты ее исследования. Классические методы исследования памяти.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ассоцианистский подход к изучению памяти: основные методы и результаты ее исследования. Классические методы исследования памяти.



Ассоцианизм – это особое направление в психологии (восходит к Аристотеля) в котором основным понятием для объяснения психики и поведения является ассоциация.

Ассоциация – связь между психическими явлениями или явлениями поведения, возникающая при определенных условиях.

Наиболее известными и общепринятыми в ассоцианизме являются условия: близость ассоциируемых явлений в пространстве или во времени, а также наличие между ними сходства или контрастного различия – возникает связь или ассоциация.

Ассоциации разделяются на 4 вида по условиям:

1. по смежности в пространстве

2. по смежности во времени

3. по сходству

4. по контрасту

 

Эмпирические факты:

Словарь ассоциативных норм русского языка (из 500 слов), на выборке от 300-800 человек собрана информация о том, с какой частотой люди дают ассоциации на те или иные слова. Получен вся информация с помощью метода ассоциативного эксперимента Юнга (в ответ на ключевое слово раздражитель, надо как можно быстрее называют первые пришедшие в голову слова).

Например:

1. по смежности в пространстве – в ответ на «стол» большинство говорят «стул».

2. по смежности во времени – суббота – воскресенье (это дни недели, примыкающие друг к другу по времени).

3. по сходству – голова – качан и шар

4. по контрасту – жизнь – смерть.

 

Первые фундаментальные исследования памяти были проведены в рамках ассоцианистского направления. Автором был Герман Эббингауз (1850 – 1909). 1895 – его книга – первые исследования памяти.

В теоретических представлениях Эбингаузена о памяти, понятие «Ассоциация» было центральным. Он рассматривал сохраняемый в памяти прошлый опыт как совокупность содержаний, связанных друг с другом ассоциативными связями, которые образуются в процессе запоминания этих содержаний и благодаря этим связям осуществляется процесс актуализации содержания памяти. «Если какие-либо душевные образования когда-нибудь заполняли сознание одновременно или в близкой последовательности, то в последствии повторение одних членов этого прежнего переживания вызывает представление и остальных членов. Т.е. наша душа расширяет и обогащает всегда то, что ей непосредственно дано на основе прежних переживаний».Общая способность души к подобной работе называется памятью.

Если содержания, существовавшие когда-либо у человека, возрождаются как представления, и при этом сопровождаются осознанием того, что они уже переживались, то такой процесс называется воспоминанием.

Термин воспроизведениеозначает процесс возрождения пережитых некогда содержаний сознания в виде представлений.

Душевные образования, пережитые некогда вместе, вступают друг с другом в тесную связь, одно из них всегда влечет за собой другое. Эта мысленная связь и называется ассоциацией.

Эббингауз начал свои исследования с создания специального материала для работы испытуемых – это бессмысленные слоги (образования, состоящие из 3-х букв, крайними всегда 2 разные согласные, а посредине всегда гласная). 2300 слогов создал. Сделал это для минимизации установления ассоциативных связей между этим материалом и уже имеющимся в памяти испытуемых прошлым опытом. Чтобы минимизировать влияние прошлого опыта на результаты исследования. Это позволило Э.получать в своих исследованиях более чистые результаты, не подверженные неконтролируемому влиянию со стороны прошлого опыта.

Для изучения памяти Э. разработал целый ряд методов:

1. Метод заучивания. Цель метода, добиться полного усвоения испытуемым материала. Наиболее частый критерий усвоения – безошибочное воспроизведение материала, при более строгом подходе – два безошибочных воспроизведения.

В такой форме этот метод применяется и сейчас, однако его следовало бы назвать методом последовательных воспроизведений, поскольку он состоит в многократном предъявлении в постоянном темпе определенного материала, чередующийся воспроизведением удержанных в памяти элементов.

При этом методе можно получить два показателя, характеризующих скорость заучивания:

- количество проб;

- время.

Это метод хорошо применяется для изучения различных мнемических процессов, охватывающих длительный период времени и требующих строгих критериев научения.

Испытуемым предъявлялся ряд бессмысленных слогов, и затем их просили воспроизвести то, что они запомнили. Затем опять предъявляли тот же ряд слогов, и так до тех пор, пока испытуемый его не запоминал. Это позволило количественно оценить эффективность заучивания и объективно отслеживать процесс заучивания.

2. Метод антиципации. Испытуемому один или несколько раз зачитывался ряд слогов, сгруппированных в ряды: a => b => c => d, а затем испытуемый должен был сам воспроизвести слоги в установленном порядке, а экспериментатор подсказывал и поправлял его.

В настоящее время при применении этого метода используется прибор, обеспечивающий постоянную экспозицию всех элементов ряда и одинаковый временной интервал между двумя какими-либо последовательными элементами. Например, предъявляются два следующих друг за другом элемента «x» и «y», при появлении «x» испытуемый должен назвать «y», предвосхищая его появление.

Таким образом, получают четыре показателя:

- общее время заучивания,

- число проб, необходимых для достижения критерия усвоения,

- число ответов, правильно антиципированных в каждой пробе,

- число ошибок в каждой пробе.

3. Метод сбережений. Метод был разработан в целях изучения динамики изменения памяти (и особенно, забывания) во времени. Оценка памяти испытуемого существенно изменяется, в зависимости от метода. Например, при прочих равных условиях, показатель узнавания всегда выше показателя воспроизведения, но может быть, что через определенное время испытуемый не сможет ни воспроизвести, ни идентифицировать заученный материал. В этом случае, было бы неправильным делать вывод о полном забывании, не применив метода повторного заучивания, дающего возможность выявить сбережение упражнения, которое можно объяснить устойчивостью скрытого мнемического следа.

Исследование методом сбережения проводится в два этапа:

- первый этап – испытуемые заучивают ряд слогов до определенного критерия;

- через неделю вновь заучивают тот же ряд, тем же методом, до того же критерия.

После второго этапа вычисляется коэффициент относительного сбережения:

Ко.с. = (КП1 – КП2) / (КП1 – КР)

КП – количество проб

КР значение критерия

4. Метод узнаваний. При этом методе элементы материала, подлежащего заучиванию, располагаются в порядке, который испытуемый не может предугадать.

При прочих равных условиях относительная трудность опыта зависит от двух переменных: узнавание становится труднее, если увеличивается количество новых стимулов или возрастает степень сходства между старыми и новыми стимулами.

Следует учитывать, что испытуемый может случайно выбрать правильный стимул (вероятность, что правильный выбор случайность тем больше, чем меньше новых стимулов и чем больше число ошибочных идентификаций). Формула, предложенная Постманом, вносит поправку в получаемые данные: ОУ = ПИ – ОИ/(n-1)

ОУ – показатель окончательного узнавания,

ПИ – число правильных идентификаций,

ОИ – число ошибочных идентификаций,

N – общее число предъявлений.

В ходе исследования испытуемым один или несколько раз подряд предъявляют ряд слогов, затем предъявляют слоги вперемешку с другими и просят опознать только те слоги, которые раньше предъявлялись.

5. Существует также метод парных ассоциаций Калкинс. В соответствии с методикой, разработанной Калкинс, элементы материала располагаются попарно (первый элемент – стимул, второй – ответ). Испытуемые должны запомнить материал так, чтобы при предъявлении первого члена пары в ответ называли второй. Этот метод можно применять в сочетании с методом антиципации Эббингауза: после одного или нескольких предварительных предъявлений пар ограничиваются предъявлением элементов – стимулов, испытуемый на каждый стимул должен отвечать связанным с ним правильным элементом. Если испытуемый воздерживается от ответа или ошибается, ему зрительно или на слух предъявляют правильный ответ. В одном из вариантов методики экспериментатор предъявляет испытуемому ответ даже в том случае, если он ответил правильно. Считается, что восприятие правильного ответа подтверждает или подкрепляет только что данный ответ.

Факты, полученные в результате исследований:

  1. Он получил количество не связанных друг с другом элементов, которые человек может запомнить при однократном предъявлении. Этот числовой показатель называют показателем объема кратковременной памяти – 6-7 элементов для бессмысленных слогов, 8-9 для односложных слов, 10-12 для цифр. Объем зависит от содержания.
  2. Осмысленный и хорошо структурированный материал запоминается быстрее, чем не структурированный. Э. показал это с помощью количественных методов. Ему понадобилось запомнить из ряда 36 бессмысленных слогов – понадобилось 55 повторений. А для заучивания стихотворения Шиллера, состоящего из примерно того же количества слов, всего 6-7 повторений.
  3. Установил эффект края – лучше запоминаются элементы ряда, расположенные по краям.

Согласно объяснению, предложенному Фуко, эффект края есть результат взаимодействия прогрессивного и регрессивного внутренних торможений. При прогрессивном торможении ответы на предыдущие стимулы оказывают интерферирующее воздействие на ответы, относящиеся к последующим стимулам. При регрессивном – наоборот. Вытекающая из такого понимания гипотеза: влияние прогрессивного и регрессивного внутреннего торможения на ответ, относящийся к данному стимулу, будет тем сильнее, чем больше число предшествующих стимулов в первом случае и последующих во втором.

Другая гипотеза, предложенная Фуко исходит из того, что прогрессивное торможение, ослабляя ответы, увеличивает тем самым подверженность ответов воздействию регрессивного торможения.

Одновременное действие двух видов торможения вызывает общее торможение, гораздо большее, чем можно было бы ожидать от сложения этих видов торможения.

Эксперименты Е. Робинсона, М. Браун – влияние элементов на запоминание ряда из 10 трехзначных чисел методом антиципации.

Всего было 8 рядов и 11 испытуемых

% правильных антиципаций

17 воспроизведение

1 воспроизведение

 
 


1 10 порядковый № цифр

Развитие памяти

Блонский: филогенетическая и онтогенетическая образная, моторная, логическая (память-рассказ), аффективная. Все эти виды памяти появляются в процессе онтогенеза не одновременно. Моторная (рефлексы как ассоциативная память)® аффективная (плач только от одного вида чего-то)®образная (с 2 лет - Штерн)®логическая (3-4 года). Аналогично и при анализе филогенеза: логич. - только у человека, образная - у первобытных племен, а моторная - у простейших. Чем ближе к началу этого ряда, тем < сознания. Жане: Память представляется нам своеобразным действием, изобретенным людьми в ходе исторического развития, а главное - действием, совершенно отличным от обычного, автоматического повторения, сост. основу привычек и навыков. Реминисценция - действия, совершаемые нами ежедневно (привычки, тенденции к самовоспроизведению), она происходит при определенных условиях, повторяясь в условиях, при котором событие первоначально произошло. Реминисценция происходит под воздействием механизма «восстановление до целого» (действие, восстановление при наличии одного из сопровождающих его обстоятельств). Память - акт социальный (Робинзону незачем вести дневник, если он не будет никогда ...). Память - социальная реакция в условиях отсутствия (пример с показом лампы кому-то, когда лампы нет в комнате).Социальные действия сост. из 2 частей: внешней физической и социальной. Соединить эти компоненты при отсутствие лампы можно с помощью рассказа (действие с определенной целью заставить отсутствующих сделать то, что они бы сделали, если бы они присутствовали). Þ при помощи памяти людей можно объединить. Þ память - не существует с самого начала (у ребенка с 3-4 лет). Амнемозия - у детей до 3-4 лет и у стариков (это можно доказать тем, что память - сложный акт речи, который называется рассказом, требующий развитого сознания).

Бартлет: на характеристику восприятия влияния установки. Память имеет функцию рассказа о ранее пережитом, увиденном. Это Бартлет назвал истории (т.е. как некий объективный факт, независимый от человека или как нечто пересказанное), т.е. то, что является содержанием нашей обычной памяти. В основу изучения процессов хранения и передачи этих историй Бартлет положил метод исп. телефона (повторных репродукций). Три группы процессов, участвующих в изменениях при пересказе текста:

1. нивелирования,

2. оттачивания,

3. ассимиляции (освоения нового в соответствии с нашими привычками). Многое зависит и от рационализации. Три типа рассказов:

1. сознательная (логическая интерпретация непонятных моментов),

2. неосознаваемая индивидуальная (причина - сознательные установки),

3. неосознаваемая коллективная (- « - социальные установки).

Вывод: наша память - активный и творческий процесс интерпретации., абстрагирования, выделения ключевых моментов, т.е. активная реконструкция прошлого, а не простая репродукция следов и связей, которые образовались путем повторения. В отличие от ассоциативной (как основной единицы формирования опыта) Бартлет говорит, что это схема - умственная репрезентация. Один из способов сгущения в памяти - перекодирование разных впечатлений в виде короткого описания (в памяти есть система, сокращающая информацию, выделяет из нее главное и в виде такого сгустка ее хранит). В итоге схема - кумулятивная организация опыта, ассимилирующая новую информацию.

Выготский: Природа памяти человека отличается от животных тем, что она социально опосредованна, имеет системное социальное строение и развивается. в процессе интериоризации средства и в результате процесса интериоризации психологии, превращаясь в интрапсихологию. Выготский выделяет в развитии детской памяти несколько линий. В частности это различие было сделано в следующих исследованиях: ребенок, который запоминает с помощью вспомогательного материала, строит свои операции иначе, чем ребенок, запоминающий непосредственно, поскольку для вспомогательных операций требуется умение создавать новые связи, структуры, богатое воображение, т.е. психологические качества, не играют роли в непосредственном запоминании. Т.о., с изменением возрастной степени изменяется не столько структура самой функции, сколько характер функций с помощью которых происходит запоминание., изменяются межфункциональные отношения, связывающие память с др. функциями. Мыслить для ребенка раннего возраста - значит вспоминать, опираться на свой опыт. Здесь мышление коррелирует с памятью, которая развивается в прямой зависимости от мышления. Леонтьев: Развитие высших психических функций от натурального запоминания к приемам запоминания опосредованного.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.191.36 (0.036 с.)