Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теории эмоций в зарубежной психологии.
Конфликтная теория Эдуара Клапареда . Эмоции – регрессивное поведение, возникающее в экстремальной ситуации; эмоции неадекватны с точки зрения объективной ситуации, но полезны с субъективной точки зрения как разрядка. Основные положения теории: ▪ Чувства играют организующую роль в поведении; они соотносят нас с окружающей ситуацией. ▪ Эмоции играют дезорганизующую роль. Эмоции расстраивают поведение, делают его регрессивным. Эмоции возникают в экстремальной ситуации и неадекватны. ▪ Ощущения несут информацию о внешней и внутренней ситуации. Теория эмоций Чарлза Дарвина. Одним из первых, кто выделил регуляторную роль эмоций в поведении млекопитающих, был выдающийся естествоиспытатель Чарльз Дарвин. Проведенный им анализ эмоциональных выразительных движений животных дал основания рассматривать эти движения как своеобразное проявление инстинктивных действий, исполняющих роль биологически значимых сигналов для представителей не только своего, но и других видов животных. Эти эмоциональные сигналы (страх, угроза, радость) и сопровождающие их мимические и пантомимические движения имеют адаптивное значение. Многие из них проявляются с момента рождения и определяются как врожденные реакции. Три принципа: 1. Эмоции отражают состояние нервной системы. 2. Если проявление эмоции в прошлом благоприятно подействовало, то в будущим эта эмоция будет проявляться вместе с фактором, благоприятно подействовавшим на результат в прошлом. Пример: оскал. 3. Принцип антитезы. Привычка выполнять противоположные действия под влиянием противоположных импульсов. Три принципа, опираясь на которые он объясняет происхождение и развитие выразительных движений: 1. Ряд выразительных движений является рудиментами или пережитками целесообразных прежде инстинктивных движений. Иначе говоря, если движения, полезные для удовлетворения какого-нибудь ощущения, повторяются часто, то они становятся привычными и выполняются всякий раз, когда мы испытываем то же самое желание или ощущение, вне зависимости от его полезности. Действительно, некоторые эмоции и их выразительные движения генетически были связаны с инстинктами, являясь жизненно важными.
2. Принцип антитезы: некоторые выразительные движения могли возникнуть по контрасту, выражая противоположные чувства. Иначе говоря, если мы, согласно 1 принципу, неизменно выполняем определённые действия при определённом душевном состоянии, то при возникновении противоположного настроения обнаруживается тенденция к выполнению прямо противоположных действий, независимо от степени их полезности. 3. Некоторые выразительные движения являются просто разрядкой н.с. и наблюдаются при бурных эмоциях и вспышках аффекта. Возбуждённая н.с. оказывает непосредственное воздействие на тело, независимо от воли и в значительной степени независимо от привычки. Т.о., в дарвиновской концепции эмоциональные состояния оценивались в связи с побуждением к действию. У человека невозможно точно определить, что в выразительных движениях является природным, а что социально обусловленным. Однако существенным для их понимания является их активная социальная реакция как средство человеческого общения, сообщения и воздействия на окружающих. Главные выразительные движения, производимые человеком и низшими животными, носят наследственный характер. Некоторые вообще находятся вне нашего контроля (покраснение, усиление Д сердца при гневе и т.д.), некоторые требуют определённой практики (плач, смех и т.д.) У. Макдоуголл Предлагаемая Макдауголлом схема основана: на эволюционных и сравнительных данных на принципах волюнтаристической психологии: в качестве основной особенности жизни животного принимается его способность к активному достижению целей средствами пластичного поведения – на основе устремлений, т.е. интеллектуальном поведении. В центре изучения: ∙ способность стремиться к определенным результатам ∙ преследовать цели, ∙ возобновлять и поддерживать действия. Предположение: первичными формами устремлений животного были поиск пищи и избегание опасности. → Утверждения: 1. все чувства и эмоции связаны с проявлениями устремлений организма, вызываемыми либо воздействиями извне, либо метаболическими процессами внутри организма 2. можно разграничить чувства и эмоции на основе их функционального отношения к целенаправленной активности, которую они сопровождают и определяют.
Существуют 2 первичные и фундаментальные формы чувства: – удовольствие – и – страдание– (удовлетворение) (неудовлетворение) определяют все устремления организма. Являются следствием: успеха неуспеха (фрустрации) Предположение: примитивные удовольствие и страдание были взаимоисключающими альтернативами. С развитием познавательных функций организм начинает: 1) одновременно схватывать разные аспекты объектов и ситуаций → оказывается возможной одновременная актуализация различных побуждений (соперничающих или содействующих) 2) испытывать удовольствия и страдания, вызываемые предвосхищением или воспоминанием → создается возможность соединения фактического успеха с предвосхищением неуспеха, фактической фрустрации с предвосхищением успеха. => Виды чувств усложняются Развитый организм способен испытывать целый ряд чувств, являющихся сочетанием или смесью удовольствия и страдания: такие чувства, как надежда, тревога, отчаяние, чувство безысходности, раскаяние, печаль. По мере усложнения душевных структур взрослый человек познает «сладкую печаль», радости, отмеченные страданием,... «необычное сплетение грусти и веселья» и т.д. → диапазон сложных чувств –. эмоции «производных из желания...» (Макг.).
Собственно эмоции. Как только первичные устремления дифференцируются на побуждения, направленные на более специфические цели и вызываемые более специфическими объектами или ситуациями, они получают свое выражение в виде комплекса телесных приспособлений, которые облегчают и поддерживают соответствующую телесную активность, отражаясь в переживаниях организма: каждому специализированному устремлению передается своеобразное отличительное качество – одна из первичных эмоций. У развитого организма первичные качества сливаются в сложные образования: смешанные эмоции (смущение, стыд, благоговение, почтение, позор). 1. Сложные чувства, так же как и простые, возникают в зависимости от успешности или неуспешности осуществления наших устремлений. Они влияют на дальнейшую судьбу побуждений, от которых они сами произошли: ф-ции: удовольствие → поддержание, усиление; страдание → задержка, отклонение переживаний. С другой стороны, подлинные эмоции предшествуют успеху или неуспеху; - лишь свидетельствуют о природе телесных приспособлений, связанных с каждым фундаментальным видом устремлений. В развитой психике, однако, они косвенным путем влияют на протекание произвольных действий: открывая самосознающему организму природу действующих побуждений, они создают некоторую возможность контроля и управления ими. 2. Сложные чувства зависят от развития познавательных функций и по отношению к этому процессу вторичны. У человека они становятся важным источником самопознания и самоуправления. 3. Сложные чувства (такие как надежда, тревога, раскаяние) не представляют собой отдельно существующих явлений или особых установок организма. По мере того как субъект, движимый желанием, перемещается по этому диапазону сложных чувств, каждая из частей, имеющая то, или иное название, переживается отдельно и постепенно переходит в соседнее качество → здесь нет смешения этих качеств.
С другой стороны, всякое подлинное первичное эмоциональное качество возникает при актуализации соответствующей целенаправленной установки, являющейся неотъемлемым свойством психической структуры организма; → каждое из этих качеств переживается только в связи со специфическим побуждением или желанием. Т.о. → первичные эмоциональные качества могут слиться друг с другом. П: Надежда – сложное чувство, возникающее у нас при действии любого сильного желания и при предвосхищении успеха; в случае появления новых затруднений надежда уступает место тревоге или отчаянию (но ни в коем случае нельзя сказать, что она смешивается с отчаянием, порождая тревогу); по мере уменьшения благоприятности обстоятельств, чувство, коренящееся в нашем желании, изменяется незаметными градациями от надежды к тревоге и далее – к отчаянию. Липер Липер: мотивационная теория эмоций. Положения: 1. Предлагает рассматривать эмоциональные процессы как процессы, которые могут быть как осознанными, так и неосознанными, но большинство свойств которых в обоих случаях остается одинаковым. 2. Эмоциональные процессы рассматриваются как мотивы. Они оказывают то же фундаментальное влияние, что и мотивы физиологического происхождения (например, страх (водитель-лихач) по своему главному проявлению будет функционально эквивалентным сильному голоду). 3. 2 типа мотивов, представляющих собой два полюса некоторого континуума, который охватывает все мотивы. На одном его конце находятся такие сугубо физиологические мотивы, как голод или жажда. Некоторые из них зависят от гомеостатического состояния организма. Другие, подобно зубной боли, зависят от внешней стимуляции. Но в этих случаях стимуляция должна быть относительно сильной, а прекращение афферентных импульсов, идущих от точки стимуляции, например от зуба, прекращает и действие физиологического мотива. Эмоциональные же мотивы зависят от более сложных психологических процессов. 2 типа мотивов различаются следующим образом. Эмоциональные мотивы – это процессы, которые зависят от сигналов, во многих отношениях напоминающих раздражители, вызывающие перцептивные или когнитивные процессы; это процессы, которые могут возбуждаться даже очень легкими и слабыми внешними раздражителями или которые вызываются даже отсутствием какой-либо необходимой стимуляции. Физиологические мотивы в основном зависят или от специфических химических условий в организме, или от особенно сильного периферического раздражения. 4. У высших животных наиболее важными мотивами являются мотивы эмоциональные. Они способны изменяться в результате научения. Они действуют с учетом как отдаленных, так и ближайших целей и тончайших условий складывающихся ситуаций. 5. Эмоциональные процессы могут рассматриваться как один из видов перцептивных процессов, они ими являются. утята на ясреба 6. Если они являются перцептивными, то уже в сравнительно ранние периоды жизни они должны становиться все более разнообразными и индивидуализированными.дитя-мать 7. Изменение эмоциональных процессов и эмоциональных привычек. Пример с оценкой дядюшки: сначала его считают скрягой, а потом узнают, что он помогал больным детям, отношение меняется.
Представления об эмоциях, как о субъективно различаемых осознаваемых переживаниях 1) Значительная часть эмоциональных процессов осознано; 2) По субъективному критерию люди способны только различать разные эмоции. 3) Сознательное переживания могут подвергаться изучению и служить источником гипотез. Следования: Ø Исследования должны проводиться не только на взрослых, но и на младенцах, детях, животных, а это невозможно с помощью субъективного критерия Ø При субъективном исследовании человек не может описать, что он ощущает; вместо этого он описывает ситуацию, свои мысли и действия, связанные с этой ситуацией. Эмоции как дезорганизующие процессы: 1). Эмоции – дезорганизуют; мотивы – организуют. 2). Нет метода различения сильных эмоций и сильных мотивов; оба процесса оказывают дезорганизующее действие. 3). Нет эффективных средств для различения дезорганизующих эмоциональных процессов (страх, гнев, радость). Вывод: Липер подводит итог долгих исследований в сфере эмоций. Выделяет 5 моделей эмоций: I. Эмоции – социальные переживания, отличающиеся субъективными свойствами. II. Эмоции – специфические физиологические состояния или процессы, зависящие от нейрофизиологических процессов (вегетативной нервная система и т.п.) III. Эмоции отличаются от других психических процессов своей дезорганизующей ролью. IV. Эмоции – результат недостатка средств для адекватной адаптации к ситуации. V. Эмоции отличаются друг от друга и от других процессов производимыми ими мотивационными эффектами. Он выступает с критикой этих моделей, не предлагая своей. «Периферическая» теория эмоций Джемса-Ланге Одна из первых теорий, в которой сделана попытка связать эмоции и вегетативные сдвиги в организме человека, сопровождающие эмоциональные переживания. Эта теория была выдвинута независимо и почти одновременно американским психологом У. Джемсом (в 1884 году) и датским анатомом Г. Ланге (1885). Та или иная эмоция представляет собой ощущения, вызываемые изменениями в произвольной сфере (внешние движения) и непроизвольной (сердечная, сосудистая, секреторная деятельность). Таким образом, периферические органические изменения трактовались не как следствие эмоционального процесса, а как их причина. Она предполагает, что после восприятия события, вызвавшего эмоцию, человек переживает эту эмоцию как ощущение физиологических изменений в собственном организме, т.е. физические ощущения и есть сама эмоция. Вместо выдвигавшейся обычно последовательности: стимул (причина, ситуация) → ощущение → внешнее выражение, эта теория указывает иную последовательность: стимул → телесное изменение → ощущение.
Джемс: «Мы огорчены, потому что плачем; разгневаны, потому что наносим удары; испуганы, потому что дрожим». Ланге большое внимание уделял сосудодвигательной системе. У него органические (телесные) изменения – изменения в мышцах и сосудах (вазомоторные реакции). Критика теории Джемса-Ланге:
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 1108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.69.45 (0.033 с.) |