Когнитивные теории эмоций и личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Когнитивные теории эмоций и личности



Два класса теорий могут рассматриваться в качестве когнитивных: теория Я и теории, рассматривающие разум как причину или компонент эмоции. Центральной и широко распространенной переменной в теории Я является Я-концепция – восприятие индивидом самого себя и его размышления по поводу своего «Я», организованные в целостный и интегральный феномен, которому придается огромное объяснительное значение.

Теория Я, чувство и эмоция

Чем больше восприятие или познание связаны с ядром личности, тем в большей степени они включают в себя чувства или эмоции. Когда Я-концепция подвергается критике, индивид склонен к страху или к принятию оборонительной позиции, когда же Я- концепция подтверждается и одобряется, индивид испытывает интерес или радость.

Эмоция как функция разума

Некоторые современные теории рассматривают эмоцию в основном как ответ или как комплекс ответов, обусловленных когнитивными процессами.

Основные идеи (Аристотеля, Фомы Аквинского, Дидро, Канта и др):

(а) человек прежде всего и в наибольшей степени – рациональное существо;

(б) рациональное по своей сущности хорошо, а эмоциональное – плохо;

(в) когнитивные процессы должны использоваться как фактор, контролирующий и замещающий эмоции.

Теория Арнолд: эмоция возникает как результат последовательности событий, описываемых при помощи понятий восприятия («простого понимания объекта») и оценки.

До того, как эмоция возникнет, объект должен быть воспринят и оценен. В ответ на оценку объекта, так или иначе влияющего на воспринимающего, возникает эмоции как нерациональное принятие или отвержение.

«Интуитивная оценка ситуации побуждает действие, что ощущается как эмоция, выражается в различных телесных изменениях и обычно может вести к внешнему действию»

Эмоция – это чувственно-действенная тенденция, тогда как мотив – это действенный импульс плюс разум. Таким образом, мотивированное действие является функцией и эмоциий и когнитивных процессов.

Эмоции как интерпретация физиологического возбуждения

Шехтер и К°: эмоции возникают на основе физиологического возбуждения и когнитивной оценки. Некоторое событие или ситуация вызывают физиологическое возбуждение, и у индивида возникает необходимость оценить содержание ситуации, которая это возбуждение вызвала. Тип эмоции, испытываемой индивидом, зависит не от ощущения, возникающего при физиологическом возбуждении, а от трактовки ситуации.

Эксперимент Шехтера и Сингера (1962): в одной группе испытуемым вводили эпинефрин, выэывающий возбуждение, в другой – плацебо. Затем часть испытуемых получила «объяснение» о действии введенного препарата – либо истинное, либо ложное. Части испытуемых информации относительно влияния препарата не давали. Непосредственно после этого половина испытуемых попадала в общество человека, демонстрировавшего эйфорическое поведение, а другая половина – в общество человека, находившегося в ярости. Оказалось, что дезинформированные или не получившие вообще никакой информации индивиды были более склонны имитировать настроение и поведение, а субъекты, точно знавшие действие эпинефрина, были относительно устойчивы, хотя в группе, принимавшей плацебо, дезинформация к имитации эмоционального поведения не привела.

Эмоция как комплексный ответ, являющийся результатом оценки

Лазарус. Эмоциякомплексный ответ на, состоящий из трёх подсистем:

1). Сигнальные переменные или стимульные свойства;

2). Оценивающая подсистема. Функция мозговых процессов с помощью которых индивид оценивает стимульную ситуацию.

3). Ответы:

- Когнитивный (механизмы защиты)

- Экспрессивный (мимика)

- Инструментальный (символы, обычаи)

три категории: 1) символы – сигнализируют о наличии некоторого аффекта, когда нет других форм коммуникации, могут также маскировать нежелательный аффект 2) средства – сложные целенаправленные инструментальные действия, такие, как агрессия и избегание 3) обычаи – культурально обусловленные средства, такие, как траур или способы ухаживания. Все они целенаправленны

Теория дифференциальных эмоций Кэрролла Изарда

Центральное значение эмоций для мотивации, социальной коммуникации, познания и действия. Теория дифференциальных эмоций получила свое название из-за центрации на отдельных эмоциях, которые понимаются как отличающиеся переживательно-мотивационные процессы.

Пять ключевых допущений:

Девять фундаментальных эмоций образуют основную мотивационную систему человеческого существования.

Каждая фундаментальная эмоция обладает уникальными мотивационными и феноменологическими свойствами.

Фундаментальные эмоции ведут к различным внутренним переживаниям и их различным внешним выражениям.

Эмоции взаимодействуют между собой – одна эмоция может активировать, усиливать или ослаблять другую.

Эмоциональные процессы взаимодействуют с побуждениями и с гомеостатическими, перцептивными, когнитивными и моторными процессами и оказывают на них влияние.

Эмоции как основная мотивационная система

Эмоции – личностные процессы, придающие смысл и значение человеческому существованию.

Эмоция – сложный процесс, имеющий нейрофизио-логический (электрохимическая активность н.с.), нервно-мышечный (мимическая деятельность, пантомимические, иногда голосовые реакции) и феноменологический (сильно мотивированное переживание или переживание, имеющее непосредственную значимость для субъекта).

Причины эмоции

А. Взаимоотношения субъекта с окружающей средой, которые вызывают эмоцию:

Восприятие, следующее за стимуляцией, являющееся производным от избирательной активности рецептора или чувственного органа.

Восприятие окружающей среды (прежде всего, ориентировочный рефлекс).

Спонтанное восприятие, или активность, присущая воспринимающей системе.

Б. Индивидуальные процессы, которые могут вызывать эмоции:

Память (как активная, так и испытанная).

Воображение.

Образное и предвосхищающее мышление.

Проприоцептивные импульсы от пантомимической или другой двигательной активности.

Эндокринная деятельность, воздействующая на нервный или мышечный механизм эмоции.

Три компонента эмоции:

нейронная активность мозга и соматической нервной системы;

деятельность поперечно-полосатой мускулатуры, или мимической и пантомимической экспрессии.

субъективного переживания.

Отечественная школа.

С.Л. Рубинштейн, П.К. Анохин, П.В. Симонов

Л.С. Выготский.

Согласно Выготскому, существует тесная связь между эмоциональными и познавательными процессами («связь аффекта с интеллектом»), что находит свое проявление в «интеллектуализации» эмоций как в ходе общественно-исторического развития человека, так и в онтогенезе. Анализируя различные теории эмоций (Джемса-Ланге, Дарвина и др.), Выготский утверждал, что ни одна из них не отвечает основным требованиям, необходимым для создания строгой научной концепции. Антиисторичность «органической теории» Джемса-Ланге в сочетании с общим механистическим мировоззрением авторов были для Выготского так же неприемлемы, как и антиорганичность «эволюционной теории» Дарвина, полностью игнорировавшего физиологические основы эмоций. Выготский подчеркивал, что основу новой психологии эмоций должны составлять, с одной стороны, принципы историзма, системности, социальной природы психики, а с другой – принципы особой биологической (органической, мозговой) реализации эмоциональных явлений, отличные от принципов реализации познавательных процессов.

Выготский разделял представления о существовании низших («натуральных») и высших (приобретенных) эмоций, считая, что первые связаны с относительно элементарными, а вторые – с более сложными, социально-обусловленными потребностями.

А.Р. Лурия

Два эта в научной деятельности Лурия относительно эмоций:

1. До знакомства с Выготским. 1920-е гг. Регистрация следов аффекта (подробнее см. вопрос № 45).

2. Нейропсихологический анализ нарушений эмоционально-личностной сферы. 1960-е. Лурия специально этим не занимался, но материалы довольно обширные. Главное:

ü Нарушения эмоционально-личностной сферы возникают преимущественно при поражении лобных долей;

ü Различный вклад левого и правого полушарий. Левое отвечает за положительный эмоциональный фон, правое – за отрицательный.

С.Л. Рубинштейн.

Эмоция отражает отношение человека к миру в форме непосредственного переживания; эмоция отражает состояние субъекта и его отношение к объекту.

Два вида потребностей:

ü Проявляются в виде органических ощущений и могут порождать эмоции.

ü Сами выражаются в форме чувства, которое является сигналом о наличии потребности.

Знак эмоции зависит от удовлетворения/неудовлетворения потребности, интереса.

Структура эмоционального переживания:

- Собственно аффективный

- Волевой (выражается в стремлении)

- Интеллектуальный

Функции эмоций:

1) Оценочная. Эмоция сигнализирует о мотивационной значимости объекта для субъекта.

2) Побуждающая. Пример: аффект.

3) Организующая/дезорганизующая деятельность. Чаще бывает организующая.

4) Регулирующая. Сохранение прошлого опыта.

Эмоциональная амбивалентность (амбивалентность чувств) – внутреннее противоречивое эмоциональное состояние или переживание, связанное с двойственным отношением к человеку, предмету, явлению и характеризующее его одновременным приятием и отвержением, например переживание ревности, в котором могут сочетаться чувства любви и ненависти. Амбивалентность чувств появляется при конфликте потребностей.

Различные виды эмоциональных переживаний: три уровня эмоциональной сферы.

1). Уровень органической эмоционально-аффективной чувствительности. Сюда относятся элементарные так называемые физические чувствования – удовольствия, неудовольствия, связанные по преимуществу с органическими потребностями (окраска. Тон отдельного ощущения или выражение разлитого органического самочувствия организма (беспредметная тоска)). Выражение состояния организма.

2). Предметные чувства, соответствующие предметному восприятию и предметному действию. Здесь более высокий уровень осознания чувства. Осознанное переживание отношения человека к миру. Возможна классификация этих чувств: интеллектуальные, эстетические, моральные.

3). Обобщенные чувства: чувство юмора, иронии, чувство возвышенного, трагического. Они выражают общие более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности.

Отличительны от чувств, но родственные им аффекты и страсти.

Аффект: стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать неподчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. Аффективное состояние выражается в заторможенности сознательной деятельности.

Страсти – сильное, стойкое, длительное чувство, которое пустив корни в человеке захватывает его и владеет им. Характерное: сила чувств, выражающаяся в соответствующей направленности всех помыслов личности, и его устойчивость. Страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель. В страсти ярко выражен волевой момент стремления; страсть представляет собой единство эмоциональных и волевых моментов; стремления в нем преобладают над чувствованиями.

Настроение – общее эмоциональное состояние личности, выражающееся в строе всех ее проявлений. Настроение не предметно, а личностно (ему радостно!). это разлитое общее состояние. Бессознательная, эмоциональная оценка личностью того, как на данный момент складываются для нее обстоятельства (не знает причины).

Эмоция отражает отношения человека к миру форме непосредственного переживания; выражает состояние субъекта и его отношение к объекту.

Эмоции и деятельность.

u Эмоции формируются в ходе человеческой деятельности, направленной на удовлетворение потребностей.

v Возникая, таким образом, в деятельности, эмоции или потребности, переживаемые в виде эмоций, являются побуждениями к деятельности.

Положительные эмоции – цель совпадает с результатом деятельности.

Отрицательные эмоции – цель не совпадает с результатом деятельности.

Влияние эмоций на деятельность:

ü Целостные эмоции (все 3 компонента) служат побуждениями, мотивами деятельности.

ü Если в эмоции выделить аффективность, как таковую, то можно сказать, что эмоция не детерминирует деятельность, а лишь регулирует определяемые иными моментами деятельность человека.

Эмоциональная (аффективная) сторона эмоции обуславливает динамический аспект деятельности.

А.Н. Леонтьев.

Эмоциональные процессы – процессы внутренней регуляции деятельности. Эмоция – отношение мотива к результатам деятельности. Эмоции имеют инстинктивную природу.

К эмоциональным процессам принято относить аффекты, собственно эмоции и чувства.

Безэмоциональная жизнь, по сути, невозможна. Первоначально эмоциональные процессы не отделяются от познавательных процессов и, соответственно от картины объективного мира. И только у человека происходит разделение

Общение, творчество, просто познание, даже запоминание постоянно получают свое регулирование также и в форме возникающих эмоциональных процессов

Проблемы учения об эмоциях:

▪ место эмоциональных процессов и состояний в деятельности человека, опосредствованной психическим отражением мира

▪ классификация эмоциональных явлений и процессов

В ходе общественно-исторического развития человека эмоциональные процессы дифференцировались, произошла специализация

Аффектысильные, внезапно возникающие эмоциональные процессы и состояния, которые характеризуются большой степенью выраженности, интенсивности и которые иногда (но не всегда!) связаны с биологическими потребностями, биологическими отношениями

«Сдвинутость» аффектов как бы к концу – события уже наступили. Сам аффект может предвидеться и вызывать эмоциональные переживания, эмоциональные процессы

Функция следообразованияаффект накапливается, складывается, фиксируется в виде аффективного знака объектов или ситуаций, при этом фиксируется очень быстро (не нужно повторений), не так, как навыки (это особая вещь, особый род фиксаций) Þ аффективные комплексы

Аффекты как бы метят данную ситуацию и имеют законы своего распространения по общности ситуаций, что особенно важно в условиях, когда инстинктивной реакции на данную ситуацию вообще не существует

Предупредительная функция через следообразование, через образование аффективных следов. Следообразование может быть на любом уровне, и на социальном уровне тоже

Принципы действия аффективных следов:

принцип бдительности, навязчивости этих следов, постоянного вылезания по всякому поводу, чтобы предупредить – «а не то ли это»

функция оберегания, которая выражается в торможении

принцип аккумуляциипри каждом повторении аффективной ситуации соответствующий аффект увеличивается. В аффектогенной ситуации привыкания, адаптации нет, а есть лишь аккумуляция аффектов

«Канализация» аффективных процессовкак бы проделывание, прокладывание путей для вытекания аффектов, аккумулированных к следам

Однако, если уж вас спровоцировали на то, чтобы бушевала ваша деструктивная работа, то, конечно, в результате этого бушевания вы так или иначе сникнете, правда, по самым элементарным, простым основаниям. Что же касается аффектов, все-таки личностных образований, что с ними делается в результате таких приемов – это еще очень большой вопрос

Для субъекта, для Я, аффекты всегда выступают не как то, что является моим, а как то, что происходит со мной Þ техника управления аффектами (отвлечение внимания от аффектогенной ситуации, замещение невозможного действия, неадекватного, каким-то другим и т.д.)

Психологические знания – это знания тех процессов, тех явлений, которые обязательно (иначе они не существуют) реализуются теми или другими физиологическими механизмами, причем положенными на свой морфологический субстрат Þ знания физиологические всегда отвечают на вопрос: как, посредством каких процессов и посредством участия каких мозговых, морфологических элементов реализуются соответствующие процессы

Эмоцииособый класс явлений, относящихся к процессам внутреннего регулирования деятельности. Это смысловые образования, связанные чрезвычайно тесно с мотивами

Отличия эмоций от аффектов:

имеют характер идеаторных процессов – эмоциональные процессы могут относиться к ситуации, которая еще не сложилась, к событиям, которые еще не наступили

Эмоции вовсе не отличаются от аффектов меньшей силой или меньшими эффектами. Они отличаются по своей функции, по способу, каким осуществляется регуляция, регулирование деятельности

не закрепляются за неким объектом или за некоторыми элементами ситуации

осознаются, обобщаются и, вследствие этого, поразительным образом коммуницируются, то есть передаются (посредством, например, языка, выразительных движений)

Аффекты не передаются, происходит заражение аффектом, может быть такое заражение

Эмоции имеют свой язык. Это мимические компоненты речи, имеющие ясно выраженную общественную, историческую природу

Когда мы вступаем в общение с любым другим человеком, то мы безотчетно, не осознавая этого, непременно учитываем эмоциональное состояние собеседника. Неучет этого состояния приводит к нарушению синтонности общения

В язык эмоций входит и пантомимика

Þ Эмоции коммуницируются, существуют в системе значений особого порядка, несущих обобщения различных многообразных эмоциональных состояний. Набор эмоций исторически изменчив

Аффекты тоже историчны, но эмоции меняются по содержанию в ходе истории, а аффекты – по условиям, их вызывающим

Эмоции тоже образуют эмоциональные следы, но это следы особого рода – постэмоциональные состоянияпродолжающиеся эмоциональные сигналы после того, как эмоциогенная ситуация отошла во времени

Þ Настроениясвоеобразные хронические эмоциональные состояния, сигнализирующие соотношение между субъективным долженствованием и реальными условиями, реальными событиями, реальными действиями; отношение мотивов к их осуществлению, то есть выполнению, реализации этого побуждения, этого мотива, или возможности такой реализации

Настроения представляют собой субъективные сигналы неадекватности деятельности ее мотивам и, следовательно, сигналы необходимости поиска адекватной деятельности

Аффект может быть источником эмоции. Это еще раз подтверждает их несовпадение

Чувства – не ситуативные эмоциональные, аффективные процессы, а предметные. Это особая форма обобщения эмоций. Например, любовь предполагает всегда любовь к кому-то или к чему-то. То есть предполагает всегда предметную отнесенность

П.К. Анохин

Биологическая теория эмоций разработана П.К. Анохиным. Это — теория эмоций, которая объясняет возникновение положительных (отрицательных) эмоций тем, что нервный субстрат эмоций активируется в тот момент, когда обнаруживается совпадение (рассогласование) акцептора действия, как афферентной модели ожидаемых результатов, с одной стороны, и сигнализации о реально достигнутом эффекте, с другой.

Эмоции – физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека. Главная характеристика эмоций: интегральность (охватывают весь организм). Эмоции могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм. Всем жизненным потребностями и отправлениям сопутствует соответствующий эмоциональный тонус, благодаря которому организм непрерывно остается в русле оптимальных жизненных функций. Все функции организма санкционируются или отвергаются на основании их соответствия сформировавшемуся в данное время определенному эмоциональному состоянию. Стадии поведения живых существ: 1) формирование потребностей и основных влечений. Потребности связаны с эмоциональным состоянием беспокойного характера; 2) удовлетворение потребностей – связано с чувством удовольствия. С биологической точки зрения эмоциональные ощущения закрепились как своеобразный инструмент, удерживающий жизненный процесс в его оптимальных границах и предупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка каких-либо факторов жизни данного организма. Основным признаком положительного эмоционального состояния является его закрепляющее действие, как бы санкционирующее полезный приспособительный эффект.

Биологическая теория эмоций. Эмоциональные ощущения – своеобразный инструмент, удерживающий жизненный процесс в оптимальных границах и предупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка каких-либо факторов жизни данного организма. Во всех эмоциях используется одна и та же физиологическая архитектура (т.к. эмоции – приспособительный акт). Общая закономерность – формирование аппарата оценки результатов действия до совершения самого действия и получения его результатов. Признак положительной эмоциональной реакции – закрепляющее действие. Акцептор действия – удовлетворению какой-либо потребности предшествует формирование центрального аппарата оценки результатов будущего действия. От него посылается множества эфферентных возбуждений к системе удовлетворения потребности. Обратная информация (афферентная) – об успешности выполнения. Положительное эмоциональное состояние типа удовлетворения какой-либо потребности возникает лишь в том случае, если обратная информация от результатов происшедшего действия точнейшим образом отражает все компоненты положительного результата и потому точно совпадает с акцептором действия. Отсюда закрепление функционального проявления. Отрицательная информация – поиск новой комбинации эффекторных возбуждений.

П.В. Симонов

Потребностно–информационная теория предложена П.В. Симоновым (1964 г.). Здесь постулируется, что эмоция является отражением мозгом человека и животных какой–либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта. Соотношение этих переменных представлено в формуле: Э = f [П, (Ин–Ис),...], где Э — эмоция; П — сила и качество актуальной потребности; (Ин–Ис) — оценка вероятности удовлетворения потребности на основе врожденного и приобретенного опыта; Ин — информация о средствах, ресурсах и времени, прогностически необходимых для удовлетворения потребности, Ис — информация о средствах, ресурсах и времени, которыми располагает субъект в данный момент времени.

Эмоции зависят и от других факторов: 1. Индивидуальные особенности субъекта; 2. Фактор времени (развитие аффекта); 3. Качественные особенности потребностей. Но все эти факторы обуславливают вариации эмоций, необходимыми и достаточными являются два: потребность и вероятность ее удовлетворения. Информация, которая нужна для удовлетворения потребности – совокупность всех средств достижения цели (знания, совершенство навыков, энергетические ресурсы, время и т.д.). Если Ин больше, чем Ис – отрицательная эмоция и наоборот. В этой формуле заключены отражательная и оценочная функции эмоци й.

Переключающая функция эмоций. При конкуренции эмоций (какая потребность вызывает большую эмоцию). Подкрепляющая функция эмоций Их роль в образовании условного рефлекса, подтвержденная экспериментально. Например, у крыс не удалось выработать инструментальный условный рефлекс при введении пищи через канюлю в желудок, т.е., минуя вкусовые рецепторы, а на морфин выработали – вызывает очень быстрое эмоциональное состояние). Компенсаторная (замещаюшая) функция эмоций. Эмоция – целесообразная избыточная мобилизация ресурсов (учащение сердцебиений, подъем кровяного давления и т.д.). Эмоция сама по себе не несет в себе информации об окружающем мире, недостающая информация пополняется путем поискового поведения, совершенствования навыков, мобилизации в памяти энграмм. Компенсаторное значение эмоций заключается в их замещающей роли. При положительной эмоции компенсаторная функция – инициирование поведения (положительная эмоция усиливает потребность достижения цели согласно правилу П = Э/ (Ин – Ис). Стремление испытать положительную потребность – поиск неудовлетворенной потребности и ситуации неопределенности. На основе этого компенсируется недостаток неудовлетворенных потребностей, который мог бы привести к остановке процесса самодвижения и саморазвития.

П. К. Анохин

ЭМОЦИИ

Эмоции – физиологические состояния организма, имеющие ярко выра­женную субъективную окраску и охватывающие все виды чувство­ваний и переживаний человека – от глубоко травмирующих страда­ний до высоких форм радости и социального жизнеощущения.

Эволюция эмоций. На основании дарвиновского понимания эволюции приспособительных реакций организма можно утверждать, что эмоциональные состояния сыграли когда-то положительную роль при адаптации.

В чем же состоит это более совершенное приспособление?

Решающей чертой эмоционального состояния является его интегральность – его исключительность по отношению к другим состояниям и другим реакциям. Эмоции охватывают весь организм, они придают состоянию человека определенный тип переживаний. Производя почти моментальную интеграцию (объединение в единое целое) всех функций организма, эмоции сами по себе и в первую очередь могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм.

Именно это свойство организма – определять благодаря эмоции качество воздействия – с помощью критерия выживаемости – и придало эмоциям уни­версальное значение в жизни.

→ т.о. организм ока­зывается чрезвычайно выгодно приспособленным к окружающим условиям, поскольку он, даже не определяя частных параметров воздействий (цвет, форма) может со спасительной быстротой отреагировать на них с помощью определенного качества эмоционального состояния, сведя все параметры к общему биологи­ческому знаменателю: полезно или вредно для данное воз­действие.

П: после травмы болевая эмоция помогает организму воздерживаться от несовместимых с жизнью движений, вызывающих боль.

Стоит только представить себе, что этот подбор не вредящих здоровью движений производился бы на основе каких-либо других критериев, например степени натяжения мышцы, угла отклонения в суставе и т. д.

Всем жизненным потребностям и отправлениям, включая и ителлектуальную деятель­ность, сопутствует соответствующий эмоциональный тонус, благода­ря которому организм непрерывно остается в русле оптимальных жизненных функций.

Все разнообразные функции организма санк­ционируются или отвергаются на основании одного и того же прин­ципа: принципа их соответствия сформировавшемуся в данное время определенному эмоциональному состоянию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 871; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.154.171 (0.087 с.)