Характеристика процесса воплощения мысли в слово. Значение и смысл слова (Выготский) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика процесса воплощения мысли в слово. Значение и смысл слова (Выготский)



Для того чтобы разъяснить свои представления о процессе воплощения мысли в слово, Выготский предлагает рассматривать его в виде последовательно сменяющих друг друга 6-ти этапов, очень быстро разворачивающихся во времени. Выготский эти этапы называет планами и отсчитывает их от конца.

1. Конечный этап – внешняя, звуковая, фазическая (явно воспринимаемая) речь, т.е. набор слов связанных между собой какими-то грамматическими или синтаксическими правилами.

2. План значений, он непосредственно примыкает к звуковому выражению.

Внешняя речь и план значений образуют некое единство, но, тем не менее, по Выготскому, они являются относительно самостоятельными. Нет жесткого сцепления значений, которые выражаются в языке теми же способами или словами.

Например, часто в высказываниях можно найти несовпадение грамматического и смыслового подлежащего и сказуемого. Возьмем фразу, состоящую из двух слов: «часы упали». Контекст: «что случилось с часами?» Ответ: «часы упали» - полное совпадение грамматического и смыслового подлежащего и сказуемого. Поместим слово часы в другой контекст: «что упало?» Ответ тот же самый: «часы упали». Грамматически ничего не изменилось, но психологически подлежащие и сказуемое поменялись местами в том смысле, что нечто упавшее – и это подлежащее, есть часы – это сказуемое. Получается, что одна и та же фраза, помещенная в разные контексты, звучит одинаково, но внутренний план значений, который связан с этой фразой, разный и зависит от контекста. Т.о. здесь нет жесткой связи между внутренним планом значений и внешним ее выражением.

3. План внутренней речи – это зарождение внешней речи. По каким характеристикам план внешней речи отличается от плана внутренней речи? Выготский дает две существенных характеристики:

- внутренняя речь предикативна. Поскольку внутренняя речь в большей степени - речь для себя, то в ней отсутствуют подлежащие. Когда мы говорим, или пытаемся что-то сказать для себя, мы прекрасно понимаем что хотим сказать. Пример: люди стоят на остановке и ждут автобус. Кто-то выходит вперед и говорит: идет. И все понимают, о чем идет речь, потому, что все думают об одном и том же.

- сокращенность, когда мы говорим, или пытаемся что-то сказать для себя, нам вовсе не обязательно совершать какие-то развернутые высказывания, мы можем строить фразы из обрывков звуков, которые нам вполне понятны. Мы не должны проговаривать даже все слова. С точки зрения Выготского должен быть этап зарождения внешней речи, который начинается с внутренней речи.

4. План значений внутренней речи. Здесь наблюдается симметрия между внешней – внутренней речью. Этот план для Выготского является центральным. План значений внутренней речи характеризуется тем, что здесь смысл превалирует над значением. Для того, чтобы понять, что это значит, необходимо провести различение таких понятий, как значение и смысл слова.

Существенные характеристики значения слова:

1.Объективность. Значение слова существует в языке не зависимо от субъекта.

2.Устойчивость Значение и слово относительно жестко связаны.

3.Универсальность. Значение слова одинаково для всех людей.

4.Внеконтекстность. Значение слова существует только вне контекста.

Тогда какого рода реальность скрывается под словом значение? Такими характеристиками обладают отдельные слова в словаре. Таким образом:

Значение – это объективное, устойчивое, универсальное содержание слова, существующее только вне контекста.

Характеристики смысла слова:

1. Субъективность. Содержание, обозначаемое словом, зависит от желания субъекта придать слову то или иное значение или тот или иной смысл.

2. Изменчивость (текучесть). Содержание, обозначаемое словом, может меняться. Т.е. одно и то же слово может использоваться человеком в разных значениях.

3. Индивидуальность. Для разных людей одно и то же слово может обозначать разное содержание, смысл которого может восприниматься не однозначно.

4. Возникает только в контексте. Смысл слова всегда задается контекстом и содержанием мысли, которое человек пытается передать с помощью слова.

Смысл – это субъективное, изменчивое содержание слова, возникающее только в определенном контексте.

Разъясняя такое определение смысла, Выготский приводит пример известной басни Крылова «Стрекоза и муравей», которая заканчивается словами: «пойди и попляши». Мы все знаем вне контекста, что такое плясать, но вот это слово помещается в контекст басни и ему придается смысл, который хотел передать с помощью этого слова и связанного с ним значения, автор. И тогда слово попляши, приобретает что-то новое – то, что Выготский называет смыслом.

Возвратимся к характеристике плана значения внутренней речи. Когда мы говорим, что смысл превалирует над значением, речь идет о том, что план значения внутренней речи понятен самому человеку больше чем другим людям, и в этом смысле он индивидуален, субъективен и пристрастен. На этой стадии смысл еще не развернут в виде готовых слов, имеющих жестко фиксированное значение, и поэтому он больше понятен самому, чем каким-то другим людям.

5. План чистой мысли. В этом плане мысли в концентрированной форме содержат общий смысл всего будущего высказывания. Например, часто говорят - я понимаю, что хочу сказать, но не могу это выразить. По Выготскому, в плане чистой мысли высказывание еще пока не зародилось.

6. План потребностно-волевой сферы. Мысль всегда возникает в связи с чем-то и ради чего-то. Здесь происходит процесс воплощения некоторого первоначального смысла, содержащегося в мысли, в речь, которая связана с устойчивыми значениями.

Таким образом, с точки зрения Выготского, процесс воплощения мысли в слово - это процесс перехода мысли из одного плана в другой. От мысли только что зародившейся и в большей степени понятной самому субъекту через ряд промежуточных планов к мысли озвученной во внешней речи и, следовательно, понятной всем слушателям.

Коротко

В филогенезе есть доречевое мышление и доинтеллектуальная речь. Доказательства - опыты Келера, Йеркса: антропоиды обнаруживают человекоподобный интеллект в одних отношениях (зачатки употребления орудий) и человекоподобную речь - совершенно в других (фонетика, эмоциональная функция речи). Леви-Брюль: первобытное мышление. Оно нелогично и иначе ориентировано (ищет не вторичные причины, которые предшествуют чему-то, а мистические + тотемы, большое внимание сновидениям...)

Петровский. Три стадии развития м. в онтогенезе:

1)наглядно-действенное (как в ходе фило-, так и онтогенеза) Сначала люди научились измерять шагами расстояние (практическая деят), а затем возн. потребность в геометрии (теоретическая деятельность) До 3-х лет у ребенка это наглядно-действейнное мышление (с помощью рук, рта и т.п. он исследует окружающий мир)

2) наглядно-образное. 4-7 лет. Часто уже не нужно манипулирование предметом, но всегда нужно отчетливо его воспринимать. Т.е. они еще не владеют понятиями. (Два одинаковых шара. Спрашивают «равны?». Говорит «да». А затем один расплющивают. И ребенок говорит «нет».)

3) Отвлеченное (теоретическое). К концу школы формируются не только отдельные понятия, но и их системы.

Четыре стадии развития речи и мышления в онтогенезе:

1. Примитивная, натуральная стадия. Доинтеллектуальная речь и доречевое мышление.

2. Стадия «наивной психологии». Овладение грамматическими структурами и формами без овладения логическими структурами и операциями.

3. Стадия внешнего знака, внешней операции. «Счет на пальцах», эгоцентрическая речь.

4. Стадия «вращивания». Внешняя операция переходит внутрь, кардинально при этом меняясь. В онтогенезе: мышление ребенка проходит в своем развитии доречевую стадию. Примерно в 2 года линии развития мышления и речи ребенка перекрещиваются, совпадают, после чего мышление становится речевым, а речь - интеллектуальной. Штерн ошибочно считал, что ребенок открывает символическую функцию речи (излишняя интеллектуализация), тогда как для ребенка слово выступает не как символ, а скорее как свойство предмета.

 

Социальная природа мышления. Познание необходимо предполагает преемственность всех знаний, приобретаемых в ходе человеческой истории. Эта преемственность возможна только в случае их фиксации, сохранения и передачи от поколения к поколению. Это осуществляется с помощью языка. Развитие мышления совершается в процессе усвоения знаний, выработанных человеком в ходе общественно-исторического развития. Процесс познания мира человеком обусловлен, опосредован историческим развитием научного знания, результаты которого каждый человек усваивает в ходе обучения. В школьном периоде обучения перед человеком выступает готовая, сложившаяся, выработанная ранее система знаний. Но это не является для ребенка новым на этом этапе. Т.о., это требует от него работы большой мышления и его самостоятельность. В противном случае, это усвоение будет формальным и поверхностным. Т.о., (вывод Петровского), мыслительная деятельность - необходима основа и для усвоения знаний (напр. детьми) и для поиска новых знаний (напр. учеными) в ходе исторического развития человечества.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 1468; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.32.230 (0.008 с.)