Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ассоцианизм: Мышление как ассоциация представленийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Главный объяснительный принцип всей психической жизни: понятие ассоциация Причинный подход к поведению и сознанию человека. В основу легло представление о том, что последовательность идей, возникающих в сознании, отражает порядок внешних воздействий на организм. Взаимодействие организма с физическим миром совершается по законам механики - и связи идей возникают по этим же законам. Это положение, впервые выдвинутое английским философом Т. Гоббсом, было развито голландским философом Б. Спинозой, сформулировавшим закон ассоциации: "Если человеческое тело подвергалось однажды действию одновременно со стороны двух или нескольких тел, то душа, воображая впоследствии одно из них, тотчас будет вспоминать и о других". Термин " ассоциация " философа Дж. Локка (в 1698), который, однако, обозначил им "... неверные и неестественные сочетания идей..." Д. Гартли опираясь на механику И.Ньютона, обосновал теорию о том, что все проявления психической жизни, включая разум и волю, подчиняются закону ассоциации - универсальному и неотвратимому, как закон всемирного тяготения. Теория: любая связь представлений и действий выводима из ощущений и оставленных ими следов в мозгу. принцип ассоциаций: образование и актуализация связей между представлениями («идеями»). Основной закон ассоциаций формулировался так: ассоциация тем прочнее и вернее, чем чаще она повторяется. Выделялось 4 вида ассоциаций: по сходству по контрасту по близости во времени или в пространстве по отношению (причинность, присущность) Педставители: Д.Гартли, Дж.Пристли, С.Милля, Д.Милля, А.Бэна, Т.Цигена и др. Главное: ассоциация признавалась в качестве основной структурной единицы психического. Рациональное сводилось к чувственному, отсутствовал анализ субъекта, его деятельности, направленности, активности. На этом этапе еще не было представления о мышлении как особой форме деятельности субъекта. Тип всякого умственного процесса: непроизвольное следование образов-представлений: Мышление − всегда образное мышление, Процесс − всегда непроизвольная смена образов. Развитие мышления − процесс накопления ассоциаций. Т. Циген рассматривал понятие как «ассоциацию представлений», суждение как «ассоциацию понятий», а умозаключение как «ассоциацию суждений». Всякая ассоциация может рассматриваться в 2х аспектах − образования и актуализации уже образованной ассоциации. Экспериментальные исследования умственной деятельности в рамках ассоциационизма касались только актуализации ассоциаций и измерения скорости последовательных словесных ассоциаций. Считалось, что мыслительные процессы вообще не могут подвергаться экспериментальному изучению: мышление предлагалось изучать только по продуктам человеческой культуры (В.Вундт). Поскольку вопрос о репродукции идей был одним из основных вопросов ассоциативной теории умственной деятельности, ее часто называют теорией репродуктивного мышления. Особую роль в мышлении играют ассоциации по сходству.
В отечественной литературе подход развивали: Самарин, Шеварев, Эсаулов Тест Медника: RAT на оригинальный ответ: Вода – Дунай – Голубой → Река, Голубая кровь Структурализм: В.Вундт: также ассоциации могут быть одновременными (ассимиляция) и последовательными (узнавание, воспоминание) Мышление и воображение – ф-и апперцепции (внимания, активности S-та) Единицы познания: (→ по нарастающей, в более крупные единицы) ощущения (качество, интенсивность, отчетливость, длительность), образы (впечатления – следы прошлых ощущений), чувствования (любовь и ненависть, радость и печаль), идеи. Идеи → Суждения → Умозаключения Э.Титченер (США): Внимание и мышление имеют сенсорную природу и не содержат нового элементарного процесса). Он против «безобразного мышления» Вюрцбургской школы ó выдвигает контекстную теорию значения.: психическое ограничивается здесь сферой осознанного (тезис о непосредственном познании психического – совпадение явления и сущности), (Но: по аналогии с восприятием, мысль разделить на элементы (круглое, красное) оказалось очень тяжело). Функционализм: У. Джемс: «В нас бежит поток различных состояний сознания – чувствований, желаний, размышлений, которые следуют друг за другом». Все это находится в полях сознания. Понятие фокуса сознания. 2 ф-ции сознаия: познание, действие. Законы ассоциации: ∙ по смежности (приходилось раньше встречать эти О-ты вместе) по сходству (не приходилось). Апперцепция (само понятие ввел Лейбниц, его использовал Вундт)– процесс, посредством которого мы приобретаем новые сведения, получаем и обрабатываем новый опыт (- акт восприятия чего-то одного и множества). Понятие (представление) – внутренние О-ты нашего созерцания в отрыве от фактов.
Гербарт: Понятия, которые встречают и ассимилируют новое впечатление – «апперцептирующая масса». Вюрцбургская школа: Метод: ретроспективный отчет – как происходило понимание 1. Дают определение исп-му – спрашивают: понял, не понял. 2. Оценка правильности высказывания (Пословицы), Согласен? Почему? 3. методика «частное – общее» (Фермер – профессия) Эк-ты: Пример: передать смысл выражения «Мышление так необычайно трудно, что многие предпочитают просто делать умозаключения». Задачи: «род – вид». «часть» - целое». Ах нашел объективный метод: систематическая интроспекция: ориентация на отслеживание основных стадий процесса мышления на основе ретроспективного отчета. В 1886г Освальд Кюльпе в Вюрцбурге организовал Ψ лабораторию (~ Вундта). Основные представители Вюрцбургской школы: О. Кюльпе → Следуя проведенному Брентано различию между содержанием и актом сознания, применил методику систематической экспериментальной интроспекции (испытуемые д.б. квалифицированными) к исследованию мышления, акты и содержание к-рого трактовались в качестве лишенных образного (сенсорного) содержания. В познавательной деятельности К. выделил такие феномены, как осознание отношений, установка и др., Отто Зельц, Карл Бюллер → В первый период творчества примкнул к Вюрцбургской школе, где разрабатывал методики экспериментального изучения мышления, в частности метод свободного отчета испытуемого о своих психических процессах при решении сложных задач. Считал, что к содержаниям сознания следует отнести особые, лишенные сенсорной ткани элементы - мысли. Он предложил доказательство безобразности М−я. в 1913 году присоединился к гештальт−школе. После первой мировой войны сосредоточился на изучении проблем развития детской психики. Бюлером была предложена схема трех стадий развития психики у животных и человека (инстинкт, дресура, интеллект). Г.Майер, К.Марбе, Х.Уатт, Н.Ах, А.Мессер. П Ψ: Мышление – акт усмотрения отношений! (внутреннее целенаправленное действие) О. Зельц (просто там жил): Мышление как функционирование интеллектуальных операций (◊"Законы продуктивной и репродуктивной духовной деятельности", 1924) Зельц ставил перед собой задачу показать: ∙ как происходит формирование того или иного результата мыслительной деятельности, ∙ функцию каждого этапа интеллектуальной деятельности в осуществлении последующих стадий (так называемый генетический и функциональный анализ), пытался преодолеть разные противопоставления репродуктивного и продуктивного мышления, → говоря о репродуктивных и продуктивных аспектах единой интеллектуальной деятельности. → Классической “схемой процесса” является описание решения творческих задач по Г.Уоллесу (1926г). Выделяется 4 стадии: 1) подготовка к решению, 2) “созревание”, непроизвольный поиск возможных путей решения и выдвижение гипотез, 3) “озарение”, нахождение принципа решения, 4) проверка его истинности. В классической ассоциативной психологии мышление представляет собой систему диффузных репродукций. Это означает, что следы в памяти одновременных психических процессов так связаны (ассоциированы) между собой, что при возвращении одного из процессов снова протекают и другие. Ассоцианисты пытались вывести решение задач непосредственно из прошлого опыта. Остается вопрос: как быть с задачами, где основывающееся на памяти решение невыполнимо?
С критикой ассоцианизма выступил О.Зельц: задача представляет “схематически антиципируемый комплекс”. Искомое решение является неопределенной частью, но с самого начала уже связано с целостным комплексом. Он впервые исследовал мышление как процесс, развернутый во времени, в котором предыдущие стадии подготавливают и обуславливают последующие этапы. Он первым поставил проблему основных интеллектуальных операций и попытался детально исследовать их состав. Развивая свои представления о самом процессе решения задач, О. Зельц наибольшее значение придает самой первой фазе − образованию «общей задачи» в результате обработки данного экспериментатором материала, главное звено которой состоит в выделении «предметных отношений» между элементами. В результате образуется проблемный комплекс (- по сути: задача с условиями), в котором: 1 ) выделены характеристики известного, 2) определено место неизвестного, 3) выделены отношения между данным и искомым. В незавершенности комплекса – суть проблемности. В незавершенности комплекса О. Зельц видел суть проблемности. Эта незавершенность может касаться либо компонента комплекса, либо отношения между известными компонентами. Целостный комплекс – это не гештальт – там есть элементы. (Комплекс – задача. Цель. Условия. Средства и т.д.) Мышление – функционирование интеллектуальных операций (акт завершения комплекса). Мышление как бы обеспечивает дополнительное звено. Связующее данные и приводящее к решению. Образование общей задачи и состоит в создании определенной схемы, в которой искомое характеризуется через то место, которое оно занимает в комплексе. О. Зельцем введено важное понятие антиципация (предвосхищение): антиципируется искомое. Если бы искомое вообще было неизвестным, оно не могло бы быть найденным. Неизвестное получает как бы косвенное определение через отношение к известному. В выявлении отношений между известным и искомым и создании на этой основе антиципации искомого и заключается образование общей задачи. Постановка цели, по Зельцу, ведет к актуализации более или менее общих интеллектуальных операций, которые пригодны для осуществления определенной цели.
В простейшем случае задача прямо актуализирует уже имеющиеся у человека готовые способы решения. При решении новых задач интеллектуальные операции определяются структурой общей задачи и антиципацией результатов этих операций. Задача не является лишь пусковым механизмом, а ∙ контролирует, ∙ направляет ход осуществления операций, человек периодически возвращается к предметному содержанию задачи с целью ее более глубокого анализа. При решении новых задач интеллектуальные операции определяются структурой общей задачи и антиципацией результатов этих операций. Зельц выделяет следующие интеллектуальные операции: Дополнение комплекса – операция, которая направлена на актуализацию уже известных методов решения. Абстракция ведет к открытию новых методов решения. Направление процесса абстракции определяется соответствующей схематической антиципацией (Франклин увидел змея на проволоке и решил, как провести электричество). Репродукция сходства имеет место, когда ценностные сочетания воздействий уже были открыты при помощи процессов абстракции, но лишь впоследствии были продуктивно использованы. Сюда принадлежат, например, отношения переживания и поэтического творчества. Открытие- «Отношение цели и средства между целеполаганием и известным методом решения внезапно входит в сознание». В наиболее сложных формах творческой деятельности открытию требующегося метода предшествует целеполагание. Критика Зельца: «структура и состав каждой из основных операций мало дифференцированы», когда Зельц говорит об образовании задач или проблемного комплекса, то, по существу, речь идет лишь о дифференциации и уточнении уже полностью сформулированной проблемы; суть же мышления заключается не столько в заполнении, сколько в создании проблемных комплексов → На базе работ Зельца: голландский психолог А. де Грот: 1. Стадия ориентировки, 2. Стадия обследования 3. Стадия исследования 4. Стадия доказательства.
Нарцисс Ах: Известен своими экспериментами с использованием метода систематической интроспекции, в которых показал, что возникновение тех или иных ассоциаций управляется так называемой детерминирующей тенденцией и процесс мышление строится под определенную задачу. Также создал методику формирования искусственных понятий, которая затем была модифицирована Л.С. Выготским и Л.С. Сахаровым под названием методики „двойной стимуляции“. Ах: метод исследования понятий, основанный на следующих теоретических положениях: 1. Нельзя ограничиться исследованием готовых понятий, важен процесс образования новых понятий 2. Метод экспериментального исследования должен быть генетически-синтетическим; в ходе эксперимента испытуемый должен постепенно приходить к построению нового понятия. Отсюда вытекает необходимость создания экспериментальных понятий с искусственной группировкой признаков, входящих в их содержание 3. Необходимо исследовать процесс приобретения словом сигнификативного значения, процесс превращения слова в символ, в представителя предмета или группы сходных между собой предметов. Отсюда необходимость применения искусственных экспериментальных слов, вначале бессмысленных для испытуемого, но в ходе экспериментов приобретающих для него смысл
4. Нельзя рассматривать понятия как замкнутые самодовлеющие образования и отвлекаться от той функции, которую они играют в цепи психических процессов. В мышлении и действовании выработка понятия играет роль средства для достижения известных целей. В данном эксперименте испытуемый должен быть поставлен перед задачами, выполнение которых возможно лишь на основе выработки испытуемым определенных понятий
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 2031; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.219.221 (0.011 с.) |