Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международная ассоциация по борьбе с наркоманией и наркобизнесом

Поиск

Международная ассоциация по борьбе с наркоманией и наркобизнесом

Министерство социальной защиты Республики Татарстан

Казанская государственная медицинская академия

Республиканский центр социально-психологической помощи населению

Программа

Социальной профилактики наркотической зависимости несовершеннолетних,

Находящихся в трудной жизненной ситуации

«ШАГ ЗА ШАГОМ»

Казань 2003


Международная ассоциация по борьбе с наркоманией и наркобизнесом

Министерство социальной защиты Республики Татарстан

Казанская государственная медицинская академия

Республиканский центр социально-психологической помощи населению

Программа

Социальной профилактики наркотической зависимости несовершеннолетних,

Находящихся в трудной жизненной ситуации

«ШАГ ЗА ШАГОМ»

Часть вторая

Казань 2003


УДК 613.83

ББК 51.1(2)2

О75

Авторский коллектив:

Руководители и авторы-разработчики проекта:

Карпов А.М. – доктор медицинскихх наук, профессор, зав.кафедрой психиатрии, психотерапии и наркологии Казанской государственной медицинской академии, член МАБНН,

Исланова Н.Н. -кандидат философских наук, зам.директора по научно-методической работе Республиканского центра социально-психологической помощи населению Министерства социальной защиты Республики Татарстан, член МАБНН

Герасимова В.В., Трошина Л.П. – авторы-разработчики программы «Шаг за шагом»

 

Под общей редакцией Новиковой К.Н. - кандидата социологических наук, Министра социальной защиты Республики Татарстан.

 

Научные консультанты:

Яскевич Е.А. - кандидат медицинских наук, директор департамента медицинских программ и проектов Международной ассоциации по борьбе с наркоманией и наркобизнесом

Рогов М.Г. - доктор психологических наук, профессор ИДПО КГТУ

Мингазова Э.Н. - доктор медицинских наук, доцент кафедры гигиены детей и подростков КГМУ

Шатров А.В. - кандидат философских наук, руководитель Центра гуманитарных исследований и разработок

 

Пособие подготовлено под эгидой Международной ассоциации по борьбе с наркоманией и наркобизнесом (МАБНН), в рамках реализации программ «Дети Татарстана», «Республиканская комплексная программа борьбы с преступностью в Республике Татарстан на 2003-2005годы», «Республиканская комплексная программа профилактики наркотизации населения в Республике Татарстан на 2002-2006 годы».

О75 Основы социальной профилактики наркотической зависимости несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации: Учебно-методическое пособие Казань: Отечество, 2003.- с.

 

В пособии изложены результаты экспериментальной работы авторского коллектива под руководством д.м.н., проф., зав. кафедрой психотерапии и наркологии КГМА Карпова А.М., предложена инновационная программа «Антропоцентрическая модель социальной профилактики наркомании несовершеннолетних», основанная на разумном эгоизме детей и объединяющая детей на основе их актуальных переживаний и потребностей.

Пособие может быть полезно психологам, социальным работникам, педагогам, наркологам.

ОБРАЩЕНИЕ

К руководителям областных, городских и районных органов

Представительной и исполнительной власти, лидерам предприятий и

учреждений, предпринимателям и банкирам России

 

Уважаемые господа!

К началу нового тысячелетия на планете практически не осталось ни одного государства, власти которого не были бы обеспокоены обострившейся проблемой наркомании. Эту болезнь, переросшую в эпидемию, вместе с масштабами незаконного оборота наркотиков сегодня можно смело признать угрозой национальной безопасности любой страны, а в целом – угрозой генофонду человечества.

Наркобизнес изменил все наше общество. Он повлиял на рост преступности, на значительное ухудшение здоровья и повышение смертности среди молодежи, размыл ее ценностные ориентиры. Несмотря на усилия государства и общественности, изменить наркоситуацию к лучшему не удается. Нужны новые стратегии противодействия наркомании, адекватные современной социально-экономической ситуации и менталитету общества.

В эпоху перехода к рынку, капитализму и демократии у молодежи формируются соответствующие концепции собственной личности и общества, определяются жизненные приоритеты и принципы, позволяющие достигать успеха в реальных условиях, опираясь на реальные собственные возможности. Рационализм, прагматизм, эгоизм, индивидуализм конкуренция стали востребованными свойствами личности и базой для построения отношений с обществом. Идея профессора А.М. Карпова ввести противодействие наркомании в структуру самых сильных потребностей личности, перевести профилактику наркомании в русло самозащиты от наркотизма на основе разумного эгоизма людей, нам представляется наиболее конструктивной и перспективной, соответствующей современным задачам и социально-экономическим условиям. Модель противодействия наркомании в рамках самозащиты позволяет решить самые трудные вопросы организации этого противодействия. Это вопросы о ресурсах. Для самозащиты люди сами проявляют желание и волю, находя необходимую информацию, силы, средства, место и время. Для защиты других людей этих ресурсов не хватает.

Это российская модель профилактики наркомании (по определению Главного санитарного врача России, первого заместителя министра здравоохранения Российской Федерации Г.Г. Онищенко) выбрана для профилактики наркотизации среди уязвимого и проблемного контингента детей-воспитанников детских приютов.

Авторы настоящего труда провели уникальные исследования, проявили при этом любовь и доверие к детям, смогли раскрыть интеллектуальные, творческие и нравственные ресурсы детей. Образовательно-воспитательная технология профилактики наркомании казанских авторов позволяет преобразовать решение отдельной проблемы до фундаментальных аспектов воспитания и образования, выработки разумных и социально-полезных стратегий решения сложных жизненных проблем, которые помогут детям выбирать правильные пути в жизни.

Президент Международной ассоциации

По борьбе с наркоманией и наркобизнесом

А.А.Колмогоров

СОДЕРЖАНИЕ:

О т а в т о р о в

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

РАЗДЕЛ I. ПОДРОСТОК – АДРЕСАТ ПРОФИЛАКТИКИ

Программа модели социальной профилактики наркозависимости несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации

«Шаг за шагом». Герасимова В.В. Трошина Л.П.

 

Планы – конспекты занятий с детьми.

Занятие № 1. Знакомство – Это я, а это Родина моя.

Занятие № 2. Мне это надо? (Организм и наркотики)

Занятие № 3. Я этого хочу?

Занятие № 4 «Разрушенный мир»

Занятие № 5Суд над наркоманией

Занятие № 6 «Мой дом»

Занятие № 7. «Я и люди вокруг меня»

Занятие № 8. Моя жизненная перспектива

Занятие № 9 Созидательный мир удовольствий.

Занятие № 10. Итоговая встреча.

Сведения об авторах

РАЗДЕЛ 2. ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ПРОГРАММЕ

Приложение 1. Инструкция для специалистов, работающих с программой

Приложение 2. Перечень психолого-педагогического инструментария программы.

Приложение 3. Великие люди о Родине (К.Д. Ушинский, С. Соловейчик).

Приложение 4. Стихотворение «Друг» (В. Артемьев).

Приложение 5. «Самозащита от наркомании». Письмо в редакцию от наркомана

Приложение 6. Анкеты для педагогов «Отношение к наркотикам»

Приложение 7. Анкета для сотрудников «Мое здоровье»

Приложение 8. Анкеты для подростков «Мое отношение к наркотикам»

Приложение 9. Анкета для подростков «Мечты подростка» (1 вариант)

Приложение 10. Анкета для подростков «Мечты подростка» (2 вариант)

Приложение 11. Протокол суда над наркоманией

Приложение 12. Анкета для подростков «Мое здоровье»

Приложение 13. Анкета для подростков «Мои ценности»

Приложение 14. Примеры изобразительной деятельности детей, участвовавших в программе

Приложение 15. Рисунок собирательного, гротескного образа наркомана

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список рекомендуемой литературы

ГЛОССАРИЙ


О т а в т о р о в

 

Кардинальные перемены, переживаемые нашим обществом во всех сферах политической и социально-экономической жизни, не могут не распространяться на превентивную практику в области предупреждения наркомании среди несовершеннолетних. Превентивная профилактика должна быть антропоцентрической, охранно-защитной и представлять комплекс мер адекватных социальной, правовой, медико-психологической и педагогической помощи и поддержке семье, детям и юношеству.

Практическая реализация антропоцентрической концепции социальной профилактики наркозависимости несовершеннолетних возможна лишь после проведения экспериментальной работы по апробации превентивных методик.

Как научная проработка, так и практическое решение проблем превентивной практики существенно затруднены тем, что, с одной стороны, к участию в профилактической работе привлечено значительное количество социальных институтов и общественных организаций, а с другой - исследование проблем первичной профилактики наркомании среди несовершеннолетних ведется многочисленными представителями различных министерств и ведомств, общественных организаций, слабо представляющих специфику учреждений социальной защиты населения и самой проблемы.

Вместе с тем, в настоящее время между сложившейся превентивной практикой и теорией ощущается заметный разрыв, что, прежде всего, отрицательно сказывается на действенности, результативности профилактической работы всей системы социальной профилактики наркозависимости. Такое положение дел сложилось не случайно. Поскольку применение в профилактической практике результатов исследований, ведущихся в узкоспециализированных отраслях научного знания и непосредственно связанных с деятельностью реально действующих учреждений и социальных институтов, оказывается делом весьма затруднительным для практического использования. Поэтому сегодня возникла острая необходимость объединить и систематизировать результаты научных исследований по первичной профилактике наркозависимости и ее предупреждению в рамках единого прикладного знания.

Создание системы социальной профилактики наркозависимости несовершеннолетних в условиях учреждений социального обслуживания и социальной защиты населения является важнейшим условием повышения эффективности всей превентивной работы. Отсюда возникает необходимость в проведении системного анализа накопленного опыта в области превентологии и проведения экспериментальной работы по разработке, апробации и внедрению методов первичной профилактики наркозависимости несовершеннолетних, находящихся в учреждениях социальной помощи семье и детям. Результаты данной работы и представлены в настоящем пособии.

Материал изложен в форме учебно-методического пособия и состоит из четырех разделов. Первый можно назвать научно-теоретическим, второй – методологическим, третий – экспериментальным, четвертый раздел содержит путеводитель по программе.

В первом разделе представлены теоретические результаты экспериментальной работы по разработке, апробации и внедрению специализированных методик первичной профилактики наркозависимости несовершеннолетних, находящихся в учреждениях социального обслуживания семьи и детей Республики Татарстан. По итогам первого этапа была подготовлена концептуальная основа организации первичной профилактики наркомании среди подростков. Первый раздел мы назвали: «От самозащиты к профилактике».

По стилю первый раздел – коллективная монография. Он состоит из теоретической и практической частей. В теоретической части кратко представлено наше понимание организации первичной профилактики наркозависимости среди несовершеннолетних в учреждениях социального обслуживания семьи и детей. Здесь также говорится о возможностях реализации данной программы в условиях учреждений системы образования, здравоохранения и др.

Во втором разделе первой части содержатся результаты экспериментальной работы и дневник эксперимента.

Вторая часть пособия «Подросток – адресат профилактики» содержит конкретное описание психолого-педагогической части программы, методологические подходы к психологическим техникам, к организации и проведению тренингов, игр, ассоциативного тестирования и т.п. Здесь же представлены методические рекомендации и программа первичной профилактики наркозависимости среди несовершеннолетних в учреждениях социального обслуживания семьи и детей. Особенностью этой программы является то, что она была апробирована на экспериментальных площадках Министерства социальной защиты Республики Татарстан - в учреждениях социального обслуживания семьи и детей.

Во втором разделе второй части пособия представлен путеводитель по программе, в который вошли: список рекомендуемой литературы, глоссарий, перечень используемого психолого-педагогического инструментария, а также приложения – анкеты, вопросники и другие материалы

Коллектив авторов выражает благодарность администрации, специалистам и психологам учреждений социального обслуживания семьи и детей Республики Татарстан – социального приюта для детей и подростков Авиастроительного района г.Казани «Марина», социального приюта для детей и подростков Приволжского района г.Казани «Гаврош», социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, «Балкыш» г.Нижнекамска Республики Татарстан, начальнику отдела социальной поддержки семьи и детей Фомичевой Т.В., декану спец.факультета «Психология» Института дополнительного профессионального образования при КГТУ профессору, доктору психологических наук Рогову М.Г., а также ГалимовойТ.Г, преподавателю кафедры психиатрии, психотерапии и наркологии КГМА.

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

В настоящее время самую большую тревогу и озабоченность каждого россиянина вызывает процесс депопуляции населения. Ежегодно жителей нашей страны становится на один миллион меньше. Российские средства массовой информации опубликовали прогноз ООН о том, что к 2050 году в нашем государстве будет проживать всего 50 млн. человек. Более того, возможно к 2080 году при сохранении нынешнего уровня смертности российский народ будет находиться на грани вымирания.

Такие прогнозы вызывают возмущение и негодование. Но процесс наступления преждевременной смерти населения в течение последних десяти лет является подтвержденным фактом. На фоне этой глобальной проблемы теряется моральный и физический смысл в накоплении капитала и собственности, поскольку при спаде производства в стране, а также из-за разрушения экономики, обогащение «избранных» идет не благодаря развитию производства, а за счет «конвертирования» в частную собственность ресурсов жизнеобеспечения и численности населения.

Особую остроту проблеме «исчезновения» трудоспособного населения придает то, что оно происходит в основном за счет деструктивного поведения детей, реализующегося через токсикоманию, курение, алкоголизацию, наркотизацию, сексуальную распущенность, пренебрежение известными требованиями здорового образа жизни. На уровне государства наркомания признана угрозой национальной безопасности и потери целого поколения.

Стабильно высокая распространенность наркоманий, курения и алкоголизма среди молодежи, сохраняющаяся вопреки крупномасштабной профилактической работе в школах, вузах и средствах массовой информации, представляет самостоятельную проблему для изучения. Она имеет как минимум три аспекта.

1.Существуют разнообразные механизмы формирования ориентации детей и молодежи на саморазрушительное поведение. Заказчики и исполнители этого курса пока не устранимы. Они хозяева положения. Экономическая эффективность этого способа депопуляции «гениальна». Известно, что если «посадить на иглу» одного подростка, то он за год вовлекает в наркотизацию до 10 человек. Наркозависимые личности живут, в среднем, 5-7 лет. Они умирают молодыми, не оставляют потомства и являются причиной преждевременной смерти своих родителей из-за тяжелейших стрессов, душевных страданий, болезней и финансового разорения семьи. Да, наркотизация молодежи позволяет устранить три поколения людей, вынудив их «добровольно» отдать огромные деньги производителям и распространителям наркотиков.

2. Дети и подростки не знают о технологиях и последствиях наркотизации, алкоголизации, курения, поэтому не сопротивляются тому, что их «сажают на иглу», приучают пить пиво и курить, а через это обрекают на моральное банкротство и смерть. Реклама пива и сигарет стала настолько масштабной, интенсивной, высоко технологичной и практически безальтернативной, что «свободный выбор» детей предопределяется выбором саморазрушительных способов удовольствий и развлечений.

3. Подростки также как и родители, учителя знают о последствиях алкоголизации, курения и наркотизации, но эти знания не становятся защитным барьером от добровольного потребления психоактивных веществ. Это происходит по ряду причин. Одна из них: знания, процесс мышления и поведение современного взрослого человека и юношества дезинтегрированы и потому наступает тяжелейшее психическое расстройство – диссоциация, которое все чаще становится стабильной «нормой» нашей жизни. Например, мы признаем, что курить вредно, но видим, что другие люди курят, осуждаем курение, но выбираем третий путь поведения - начинаем курить сами. В результате психическая деятельность утрачивает целостность. Дезинтеграция психики ведет к дезинтеграции в поведении и во всех сферах деятельности отдельных людей и общества – в экономике, политике, культуре и т.д.

Для спасения молодого поколения от вымирания, а страны от дезинтеграции на всех названных направлениях нужно работать. Для выбора адекватной стратегии и тактики необходимо оценить ситуацию в стране, уточнить объем и содержание работы, определить свои силы, то есть людей, которые будут вести честную, принципиальную, последовательную борьбу с наркотизацией. Такие люди в стране есть. Они обладают преимущественно нравственными, интеллектуальными, волевыми, информационными ресурсами, но у них недостаточно административных, организационных и финансовых ресурсов.

Необходимо также определить людей, противостоящих этой борьбе, которые утверждают, что наркотики и наркомания вечны, что первичная профилактика наркотизации не демократична и не научна. В руках этих людей сосредоточены определенные информационные, финансовые, административные и иные ресурсы.

Отсутствие мощного общественного движения против наркомании является следствием того, что у большинства людей представления о ней фрагментарны. Личная позиция недостаточно четкая. Так, результаты социологического опроса

(цель исследования – определить степень диссоциации общества по отношению к наркомании) жителей Республики Татарстан показали, что 92% опрошенных граждан желают, чтобы наркомания как социальное явление исчезла, однако только 41,5% считают, что обладают нужными знаниями для того, что ее искоренить. Но лишь 23% из всех участвующих в опросе готовы принять личное участие в ликвидации наркомании, а изъявили желание помочь деньгами – 3%. Можно отметить, что в обществе нет ясного понимания и критической оценки социального значения наркомании – идет рассогласованность эмоциональных, рациональных, волевых и нравственных компонентов общественного сознания. Большинство людей хотят, чтобы проблема исчезла, но без их личного участия. Этот результат очень показателен и типичен для большинства населения. При таком, пассивно-инфантильном отношении к наркомании не приходится рассчитывать на существенные успехи в профилактике и мощное общественное движение. Недостаточны также меры наказания для крупных наркодельцов.

Отсутствие замотивированности общества на всех его уровнях противостоять наркомании проявляется и в том, что через средства массовой информации, особенно телевидение, допускается распространение «наркоманского» образа мышления и поведения. Косвенной рекламой наркотизации является, например, реклама пива, после употребления которого «время летит незаметно», потому что у принявших утрачивается чувство реальности во времени, месте и значимости собственной личности. Хотя общеизвестно, что потеря способности ориентироваться является признаком расстройства сознания, наступившего в результате опьянения. А все виды опьянения – алкогольного, наркотического, никотинового - имеют сходный механизм. Это есть рассогласованность между психическими функциями – восприятием, эмоциями, мышлением, памятью, волей, интеллектом и сознанием. Реклама пива и состояний, во время которых возникает расстройство сознания, это косвенная реклама наркотизации. В средствах массовой информации такого рода рекламы не должно быть. Это зло, с которым современное демократическое государство не должно мирно сосуществовать.

Действительность показывает, что с распространителями потребления пива, сигарет и наркотиков среди детей и молодежи бороться трудно, так как эта борьба встречает мощное сопротивление заинтересованных сил. Если успехи в этой деятельности ставить в зависимость от административных, финансовых и информационных ресурсов заказчиков, ориентации молодежи на саморазрушительные удовольствия, то их никогда не одолеть. Общество, ориентированное на потребление и накопление, не может иметь надежной защиты от наркотизации. Необходимо определить такие категории людей, которые будут сохранять принципиальную позицию при любых условиях и ни за какие деньги не согласятся распространять наркотики, проявят при защите других от наркомании такую же твердость, которую они проявляют для самозащиты.

Такие люди имеются в нашей стране и составляют они большинство населения. Для того чтобы их антинаркотический потенциал реализовался, нужно противодействие наркотизации перенести из ограниченного круга людей «при деньгах» в безграничную сферу интеллектуальных, нравственных, творческих, волевых ресурсов всего народа. Главными борцами с наркотизацией должны стать сами дети, подростки, рядовые граждане. Они вполне справятся с этой задачей, причем самым демократичным и незатратным способом – в форме добровольного отказа от всякого «дурмана». Для этого детям и юношеству нужно дать правдивые сведения о психоактивных веществах и научить соотносить их действие с человеческими потребностями. Роль надежного барьера между человеком и наркотиком, который в ситуации выбора – принять наркотик или отказаться - всегда определит однозначный и уверенный отказ от наркотика, могут выполнять такие потребности и ценности человека, которым нет альтернативы. Например: жизнь или смерть, свобода или зависимость, здоровье или болезнь. Здравомыслящий человек всегда предпочтет болезни – здоровье, старости – молодость, зависимости – свободу. На этих естественных и понятных ценностях любой подросток всегда сам будет строить самозащиту от наркомании. Механизмы самозащиты у всех сознательных людей уже есть. Они это делают самостоятельно, ради самих себя, без всяких запретов. Их надежно удерживают от таких действий знания о последствиях. Эти уже существующие надежные механизмы самозащиты людей от видимых и осязаемых опасностей нужно использовать для самозащиты от психоактивных веществ. Дети сами это осуществят, если им помочь узнать о наркотиках правду и научить соотносить действие наркотиков с биологическими и социальными потребностями людей. Этот вариант профилактики наркотизации через образовательно-воспитательную деятельность удовлетворяет потребность подростков в знаниях, в свободе выбора своих действий, в самоуважении и подъеме социального статуса.

Добровольный отказ людей от наркособлазнов соответствует их собственным интересам, желаниям и правам быть живыми и здоровыми, иметь право на полную информацию об опьяняющих веществах и на основе этих знаний самим делать выбор: принимать или не принимать психоактивное вещество.

Ребенок, обладающий соответствующими знаниями, умеющий логически мыслить и поступать, руководствуясь своими интересами, всегда откажется от наркотика. Разумный эгоизм – основа самой демократичной и незатратной модели профилактики наркотизации. Самозащита от наркомании на основе разумного эгоизма привлекла внимание общественности и ведущих специалистов.

«Российской моделью профилактики наркомании» назвал этот подход Главный государственный санитарный врач России, Первый заместитель министра здравоохранения страны – Г.Г. Онищенко. Аналогов в западном мире нет. Международная ассоциация по борьбе с наркоманией и наркобизнесом выбрала эту модель для распространения в регионах России и многих странах мира. Республиканский центр профилактики наркотизации населения при Кабинете Министров Республики Татарстан тиражирует этот вариант первичной профилактики наркомании. В Татарстане книга «Самозащита от наркомании» переиздавалась 5 раз.

Модель профилактики наркотизации в форме самозащиты от наркомании отвечает запросам современной молодежи и условиям профилактической работы. Ее воспринимают даже подростки, оппозиционно настроенные ко всяким воспитательным мероприятиям. Самозащита основана на любви к самому себе. С тем, что себя необходимо любить, согласны все, и все к этому утверждению присоединяются. Любви к себе, то есть эгоизма, у людей всегда достаточно. Это самый большой и неисчерпаемый ресурс и самый надежный фундамент для построения системы профилактики наркотизации. Сохранив эгоистические конструкции, в их структуру нужно ввести знания, задействовать разум и создать новую привлекательную конструкцию из представлений о самом себе и своем будущем, в котором человек сможет удовлетворить свои биологические, социальные и духовные потребности в полной мере, с максимальной пользой и радостью, но без вреда себе и людям. Воспитательные воздействия, включенные в структуру «любви к себе», не вызывают у детей возражений, оппозиционности и агрессивности. Это позволяет объединять детей и увлекать их творческими, коллективными занятиями.

Реклама наркотизации тоже адресуется к эгоизму людей, но она присоединяется к ним «снизу», ориентирует на самые примитивные и пустые удовольствия, призывает к отключению интеллекта, отвержению культурных и нравственных норм, к переходу в «животное» состояние, при котором человек перестает быть человеком, выпадает из жизни.

В рамках разумной любви к самому себе профилактика наркотизации поднимает значимость личности. Молодые люди получают знания, обучаются рассуждать, понимать свои задачи, разрабатывать адекватные стратегии поведения, конструктивно взаимодействовать с людьми, повышается их самооценка, социальный статус, оптимизм, желание реализовать свои возможности. Любовь к себе незаметно перерастает в приятие других людей, с которыми самореализация расширяется. Дети становятся мотивированными и способными к проявлению своих эмоциональных, интеллектуальных, волевых, творческих, социальных и других ресурсов.

В условиях доминирования прагматической морали и рыночных отношений мотивация к защите самого себя гораздо мощнее и надежнее, чем к защите каких-то других, чужих, неизвестных и невостребованных людей. Через актуализацию любви к себе и необходимости самозащиты можно формировать сознательное стремление к объединению с единомышленниками и со всем народом, развивать патриотические чувства и потребности. Молодежь признает, что людей, страдающих от наркотизации, неизмеримо больше индивидуумов, заинтересованных в этом. Осознание общей опасности и стремление устранить ее является надежной базой для объединения людей и организованной, целенаправленной деятельности.

В этом направлении нужно работать, потому что основной причиной отсутствия значительных успехов в противодействии наркотизации является отсутствие единства и системности в отношении к наркотизации у отдельных людей и населения в целом. Процесс дезинтеграции, разрушение единой экономики, промышленности, обороны, науки, образования, здравоохранения и т.д., является проявлением системного кризиса. Как важнейший элемент он включает дезинтеграцию и разрушение нравственного, психического, а затем и физического здоровья народа. Проблемы наркомании связаны со всеми аспектами жизни общества.

Наркомания – это видимая часть айсберга. Она является итогом идеологической, социальной, экономической, политической, образовательной, культурной, нравственной деструкции современного общества. На примере наркомании можно и нужно развивать у подростков политическое, социальное, идеологическое и иные виды мышления, использовать для всестороннего развития человека, формировать чувство ответственности не только за себя, любви к родине. Мышление людей сейчас фрагментарно, их психическая деятельность и поведение диссоциированы. Необходимо восстанавливать целостность и системность представлений о мире и человеке. На примере наркоманий можно убедительно показать значение нравственности и идеологии для жизни человека и общества и начать восстановление нравственного здоровья в обществе, противостояние современному курсу средств массовой информации, рекламы и эстрады на деструктивность.


Программа

I. Диагностический.

Определяется:

· информированность детей по заявленной проблеме;

· ценностный мир ребенка;

· поведенческие особенности и стили межличностных отношений (ребенок – ребенок, ребенок – взрослый);

· уровень развития понятийного аппарата;

· сформированность смысло-речевых конструктов и коммуникативных навыков;

· качество социальной осведомленности и представление о ближней и дальней перспективах жизни.

 

II. Практический.

Состоит из занятий, включающих:

· психотехнические упражнения с элементами скрытой профилактики наркомании;

· элементы тренинга развития поведенческой коммуникативной гибкости подростков и расширения их ролевого репертуара;

· развитие конструктивных социально-психологических навыков;

· формирование и развитие установок на самопознание и саморазвитие;

· сюжетно-ролевые игры.

 

III. Контрольный.

Производится:

· психолого – педагогическая диагностика изменений произошедших как в групповой, так и в индивидуальной динамике;

· подведение итогов курса занятий с подростками;

· соотнесение критериям эффективности программы результатов деятельности специалистов.

 

Структура занятия

 

Структура занятия представлена следующими блоками:

1. Организационным.

Активизация и формирование настроя группы на продуктивное взаимодействие во время занятия, эмоциональное подключение.

2. Информационнодискуссионным

Получение значимой информации, ее анализ.

3. Практическим

Актуализация и развития имеющихся конструктивных паттернов поведения. Приобретение личностно-значимого нового опыта в межличностных отношениях, групповом общении, расширение информационно-речевого поля.

4. Итоговым

Анализ, обобщение.

 

Выбранная структура занятий не случайна. Она ориентирована на достижение конкретных целей в каждом блоке и способствует разностороннему представлению о проблеме. Каждый блок представляет собой самостоятельную единицу с завершенной смысловой нагрузкой. Является одновременно гибкой, прозрачной конструкцией, позволяющей осуществлять интеграцию необходимых элементов.

Приоритетная форма проведения занятия смешанная - предполагает использование многофункционального набора психолого-педагогических технологий: экспресс – методики, анкетирование, визуализация и т.д.

 

 

Методические рекомендации к программе

Руководствуясь полученными данными экспериментальной программы (см. дневник эксперимента), результатами анкетирования подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и сотрудников учреждений министерства социальной защиты, практический курс занятий по программе первичной наркопрофилактики был скорректирован. Однако, логика построения курса, структура занятий остались неизменными. Каждое занятие представляет собой развернутый конспект, в котором в доступной форме описаны все апобированные психологические и педагогические технологии. Это позволит специалистам использовать эту программу в полном объеме.

Рекомендации к организации занятий:

 

· наличие двух постоянных ведущих: психолог и воспитатель;

· оптимальное количество занятий – 10;

· продолжительность занятий - 60 – 90 мин;

· возраст детей от 11 до 14 лет;

· количество человек в группе - 10 – 15.

 


Требования к ведущим занятий

 

1. Структурированная информированность о проблеме наркомании. Получение теоретических и практических знаний по программе первичной наркопрофилактики на учебно-методическом семинаре.

2. Готовность к сотрудничеству с детьми в рамках программы (один из критериев качества восприятия и осознания детьми информации по проблеме и эффективности результатов совместной деятельности).

3. Собственная определенная позиция к наркотикам, понимание необходимости здорового образа жизни. Умение создать доверительные отношения с подростками.

4. Наличие следующих личностных качеств: общительность, открытость, склонность к сотрудничеству и эмпатии, развитая мотивация помощи.

5. Базовое или (дополнительное) психологическое, педагогическое образование.

6. Опыт работы с детьми. Навыки групповой работы.

 

Требования к помещению

В течение курса должна проходить смена помещений, желательно два – три раза. Первое и последнее занятия лучше провести в комнате психологической разгрузки или кабинете психолога. Практические занятия и тренинги - в актовом или спортивном залах, непосредственно занятия - в жилых помещениях детей (где дети выполняют домашнее задание). Заключительное занятие проводится снова в кабинете психолога.

В помещении не должно быть ничего лишнего, лишь то, что необходимо для занятий. Исключается вход посторонних и их присутствие во время занятий. Нежелательно присутствие посторонних звуков. Дверь во время занятий должна быть закрыта. Необходимо создать условия для размещения на стенах рекомендуемых образцов наглядной агитации и работ, созданных самими детьми в ходе занятия. Естественно, помещение должно быть комфортным, светлым, теплым и проветренным.

 

Рекомендации к материально-техническому обеспечению занятий

Ж



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.195.90 (0.014 с.)