Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для специалистов, работающих с программой

Поиск

 

В ходе программы необходимо придерживаться следующих правил:

· воздерживаться от оценочных суждений, то есть не критиковать высказывания подростка;

· поддерживать непринужденный свободный тон общения во время программы и вне ее;

· не давать оценок его поведению, одежде, манере держаться; воздерживаться от пожеланий, советов и других способов влияния на поведение подростка;

· вести беседу необходимо в спокойном, доброжелательном тоне, называя подростка по имени;

· беседа с подростками направлена на установление контакта с ними;

· в ходе выполнения заданий по некоторым методикам необходимо сообщать в некоторых случаях об их результатах и предоставить подростку возможность самому оценить свой ответ и ответ товарищей;

· для выяснения характера и роли социального окружения подростка необходимо использовать систему косвенных вопросов, применять метод визуализации и ассоциативного мышления, психосемантического анализа сопровождающих рисунок надписей, речевых оборотов, сленга и т.д.;

· придерживаться главной стратегической линии в работе с подростком – помочь ему оценить свои интересы и ценностные ориентации, планы на будущее, проанализировать отношение к своему прошлому, дать оценку своих поступков, некоторых личностных качеств и себя в целом;

· поставить перед ним перспективы жизни;

· дать ему навыки самоконтроля и самоанализа;

· методики должны предъявляться в определенной последовательности, иметь связующий характер. Порядок предъявления экспериментальных методик определен таким образом, чтобы создать оптимальные условия для работы с детьми. Поэтому надо начинать с методик, в наименьшей степени затрагивающих «Я-концепцию» подростка, а затем переходить к более личностно значимым.


Приложение 2.

Перечень психолого-педагогического инструментария программы

Метод Технологии Цель
Анкетирование Анкеты 1«Мечты подростка».     2.«Мое отношение к наркотикам».   3.«Мое здоровье»   4.«Социологический опрос» 1.Обозначить основные жизненные потребности подростков, их ресурсный потенциал. 2.Определение уровня инфор-мированности по проблеме, личного отношения к наркотикам. 3.Определение отношения подростка к своему здоровью. Актуализация ценности здоровья, необходимость ведения здорового образа жизни. 4.Выявление у подростков представлений об общечеловеческих ценностях, их актуализация
Моделирование 1. Стихотворение К. Артемьева «Друг». 2.Письмо в газету 18-летней Ольги (больной СПИДом)   3.Сочинение Абдулгазимова Ришата «Жизнь сложна, но прекрасна!» 4.Литературная иллюстрация «Великие люди о Родине - К.Д. Ушинский, С. Соловейчик» 1.Вызвать соответствующие переживания, заострить внимание на проблеме наркомании 2.Осуществлениевстраивания участников группы в мир отношений сверстников на когнитивном уровне, озвучивание мыслей подростков включенных в решение проблемы наркомании. Определение ценностей старших подростков, осуществление всеобщей интеграции ценностного мира подрастающего поколения   Актуализация понятия «Родина». Осознание причастности и значимости подростка для окружающего мира
Беседа Лекции, беседы, дискуссии с элементами визуализации о влиянии наркотических веществ на организм и жизнь человека с использованием наглядности (рис. «Портрет наркомана 1»). Формирование представлений о негативных, практически необратимых изменениях, которые происходят с человеком, пристрастившимся к приему ПАВ
Экспресс – метод 1.«Что я возьму с собой в космос?»   2.Ассоциативный тест «праздник»   3. Ассоциативный тест «Мое настроение», 4. Ассоциативный тест «Я вижу жизнь без наркотиков такой…». 5. Ассоциативный тест «Родина и Я» Выявить ценностные ориентиры подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, определить их значимость Цветовое видение ребенкомпроблемы гражданства, патриотизма. Элемент социальной адаптации
Естествен ный экспери мент (Упражне ния – тренинги) 1.«Доверяющее падение» 2.«Свеча» 3.«Транспортное средство» 4.«Марионетка» 5.«Вырвись из круга»   6.«Рыбацкая сеть»   7.«Щепки на реке»   8.«Испуганный ежик»   1.Переживание чувства доверия к человеку 2.Спонтанное расслабление, релаксация 3.Помощь в самораскрытии   4.Прожить состояние зависимости от чужой воли 5.Получить телесный опыт сопротивления фрустрирующим факторам общества 6.Воспитание душевной стойкости, умения не теряться в стрессовой ситуации 7.Показать каждому ребенку, что он является важной частью целой группы. Развитие коммуникативных навыков Создание спокойной атмосферы доверия. 8.Формирование умения заслужить доверие, дать возможность почувствовать, что необходимо для его возникновения
Игры – актива торы 1.«Хлопки по кругу» 2.«Запомни ритм» 3.«Верно – неверно» 4.«Я внимательный» 5.«Приветствие + комплимент» 6.«Добрый день» 7.«Имена -качества» 8.Подборка игр – «Я и все о нас и о себе» 9.«Собери слово по буквам» 10.«Пропусти сигнал» 11.«Шустрая мышь» 12.«Строй древнерусских воинов» Построение конструктивных отношений, сплочение группы, активизация внимания, настрой на продуктивную деятельность
Ролевые и сюжетные игры 1.«Волшебный стул»     2.«Разброс мнений»     3.«Конверт вопросов»   4.«Искажение информации» 5.«В одной связке»     1.Помочь обрести уверенность в себе, привести ребенка к осознанию себя как носителя достоинств, развить эмпатию 2.Смягчить психологический климат в группе, акцентировать внимание ребят на их достоинствах 3.Выявить групповое общественное мнение по проблеме. Развитие умения действовать самостоятельно, принимать и вести свободный обмен мнениями по проблеме 4.Формирование умения грамотного восприятия информации и эффективной ее трансляции 5.Сформировать значимость чувства ответственности как при выборе способов выхода из ситуации, так и в выборе способов взаимодействия с людьми  
  «Суд над наркоманией»   Формирование умения осознавать и выражать личное отношение к наркотикам, анализируя их действие на организм человека, его поведение и жизнь в отрицательном аспекте и проводить синтез полученной информации, проецируя ее на себя. Подвести к мысли о том, что в современном стихийном распространении наркомании повинен сам человек из-за своего невежества и халатного к себе отношения
  «Разрушенный мир» Воссоздание целостной картины мира гармоничного общества. Развитие навыков коллективного взаимодействия, саморефлексии и самоидентификации

 

 

 


Приложение 3.

Великие люди о Родине (К.Д. Ушинский, С. Соловейчик)

 

Самое прекрасное на свете – Родина. Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы ее зовем потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы ее зовем потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов…

Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина.

Без Родины и без своего народа человек не может жить.

 


 

Приложение 4.

Стихотворение «Друг»

Автор: Владимир Артемьев

 

У меня был дружище. Теперь его нет.

Оттого я не плачу, а вою.

Ему было неполных 14 лет,

Когда он подружился со мною.

Я был маленьким и беззащитным щенком,

Не ходил, ковылял неуклюже.

Он купал меня в ванне, поил молоком

И, смеясь, вытирал за мной лужи.

Через год я огромной овчаркою стал.

Наша дружба росла вместе с нами.

Но однажды я друга совсем не узнал.

Был мой друг возбужденным и странным.

Он рукой ослабевшей меня обнимал,

А глаза полны мути и мрака.

«Высший кайф: лишь для избранных, - он бормотал,

Ты меня не поймешь, ты – собака».

А потом он от боли катался и выл

Рвал из шкуры моей шерсти клочья.

«Это ломка! – кричал, - Помоги, нету сил!»

Я страдал с ним, но чем мог помочь я?

И однажды он очень надолго исчез

Я искал его всюду, страдая.

Все подвалы облазил, овраги и лес

И нашел его в старом сарае.

Он лежал без движенья, закрывши глаза,

Грязный шприц в кулаке зажимая.

Я холодные щеки и руки лизал

И будил его радостным лаем.

Только друг мой не встал, не стряхнул сна оков.

И я понял: он больше не встанет.

Вот тогда я завыл, словно стая волков,

Как голодная хищная стая.

У меня был дружище, теперь он погиб.

С той поры я не лаю, а вою.

Если ты – человек, чем – нибудь помоги

Изувеченным грязной иглою.


Приложение 5.

«Самозащита от наркомании» Автор: А.Карпов

Письмо в редакцию от наркомана [2]

 

Для кого и для чего появилась книга о самозащите от наркомании? Это ответ на вопросы сотен и тысяч людей, которые они задают с большим опозданием. Одно из писем, содержащих много вопросов, а также страданий и боли, упреков и сожалений людей, обреченных умирать молодыми, было опубликовано в газете «Советская Россия» 17 мая 2001 года. В этом письме содержится конструкция ответа на вопросы и проблемы, ставшие перед современным Российским обществом.

Дорогая редакция!

Пишу вам, потому что вы еще не писали о таких, как я. Прошу мое письмо напечатать. Мне очень надо, чтобы его прочитали молодые - девушки, ребята. Хочу им сказать, чтобы подумали и поняли. Я и другие из моего окружения многого раньше не понимали.

Мне 18 лет. Зовут Ольга. Фамилию не сообщаю. Вот уже два года, как я больна СПИДом. В больнице я не одна, здесь у меня такие же подруги и друзья. Теперь на все смотрю иначе, чем раньше.

Зачем вы, взрослые, нас, детей своих, под «танк» бросили? Зачем смяли сексом, «порнухой», наркотиками? Мы были еще детьми, а нас «папаши» уже тащили в постель. «Мамаши» получали за детей деньги. Вы, вы виноваты в наших болезнях и наших смертях!

Вам хотелось «раскованности», «расслабленности», «свободы». Вы развели «голубых», вы поощряете «порнуху». Проповедуете «свободные связи», афишируете режиссеров-гомиков. Вы лелеете все это, удовлетворяете свое беснование. А мы умираем! -" Мы медленно умираем и не надо врать, что ничего с нами не случилось, что мы будем жить... У нас не будет любви, не будет семей, мы не родим детей. Вы понимаете, что происходит с нами, поколением, которое пришло после вас?!

Мы еще живы, и нас уже нет. Нас лишили детства и отобрали наше будущее. Когда я встречаю на улице пожилых людей, смотрю на стариков и старух, меня охватывает непонятное чувство, не знаю, с чем его сравнить. В нем обида. Злость. Безысходность, страх, зависть, бессилие и невозможность что-либо поправить, изменить. Поздно. Мы не знаем, что значит любовь, не знаем понятий «стыд», «нравственность», «позор». Все это ушло из школы, из жизни. Но вы-то знали?! Вот вы дожили до 70 лет, до 80 и больше. А мы не доживем! Мы умрем молодыми! За что? Почему? Четверо моих друзей, вчерашних школьников, умерли. В моргах лежат молодые. Мы уже хороним друг друга...

Почему вы нас не предупредили с вашим «безопасным сексом»? Нам хочется жить! Лучше бы нам целину пахать, трактора водить, чем в иномарках умирать от СПИДа.

И никто вас не будет судить за нас. Вы же никого из нас собственными руками не убивали. Вы растлевали нас, вы развращали нас вашими «картинками», вашими «произведениями». Вы жеманничали в школах, «открывая» нам глаза, как «хорошо» «этим» заниматься не в подвалах, а «цивилизованно», и преподносили фильмы, брошюры. Таких насильников ныне не судят, их поощряют, выбирают во власть.

Вы продолжаете это делать с другими детьми, которые младше нас. Остановитесь!

Как была бы я теперь благодарна тому, кто вырвал бы у меня из рук сигарету, кто отхлестал бы крапивой по заднему месту, когда меня можно было спасти, вытащить из-под «танка».

Помогите тем, кто болеет за народ, остановить то, что происходит в стране повсюду. Помогите прекратить безумие. Примите законы и запретите порнорекламу, порнолитературу, фильмы, наркотики, водку. Мы погибаем, и вы тоже.

Кто там на «танке»? Пьяные, «голубые», «свободные» от стыда и ответственности?!

А мы под ними... Нас проехали. Все!

Ольга

Краснодарский край.

Данное письмо было напечатано в газете «Советская Россия» от 17 мая 2001г., а также перепечатано в книге А.М.Карпова «Самозащита от наркомании», изданной в Казани в 2002г., которая использовалась в качестве раздаточного материала для детей и сотрудников учреждений, участвующих в экспериментальной программе. Можно рекомендовать использовать в программе любое другое письмо подобного содержания.

 

 


Приложение 6

Анкеты для педагогов

«Отношение к наркотикам»

Ваш возраст ___________ Пол ___________ Образование ________

Место работы, должность ____________________________________________

 

Пожалуйста, обведите кружком правильные ответы

1. Наркотнкн - это средства для:

1.1.получения удовольствия;

1.2.устранения боли;

1.3.укажите ваше мнение ____________________

2.Наркотики действуют на дыхание, кровообращение, пищеварение:

2.1.положительно;

2.2 отрицательно;

2.З. не знаю;

2.4. никак не действуют;

3. Если человек принимает наркотики, то он живет:

3.1.интереснее других - (да \ нет)

3.2.веселее – (да \ нет)

3.3. умеет доставать деньги - (да \ нет)

4.Средн людей, которых я знаю, наркотики употребляют:

4.1.1 человек - (да \ нет)

4.2.5 человек - (да \ нет)

4.3. 10 человек - (да \ нет)

4.4. все - (да \ нет)

5. Я не принимаю наркотики потому, что:

5.1. считаю их вредными для моего здоровья - (да \ нет)

5.2. у меня нет денег, чтобы их покупать - (да \ нет)

5.3. не имею к ним интереса - (да \ нет)

5.4. осуждаю прием наркотиков - (да \ нет)

5.5. не «знаю где их достать - (да \ нет)

6. Я не откажусь от приема наркотиков в некоторых ситуациях: 6.1.в компании - (да / нет)

6.2. в состоянии алкогольного опьянения - (да \ нет)

6.3. когда мне будет плохо - (да/ нет)

6.4. при головной боли – (да/ нет)

6.5. при зубной боли- (да/нет)

7.Я знаю, где и у кого можно купить наркотики: ( да \ нет)

8. При желании легко можно прекратить прием наркотиков: (да \ нет)

9. Если мне бесплатно предложат попробовать наркотик, то я:

9.1. попробую - (да \ нет)

9.2. откажусь - (да \ нет)

9.3. не знаю, как поступлю - (да \ нет)

9.4. возмущусь - (да \ нет)

10. Считаю, что с распространением наркотиков надо вести борьбу: ( да/ нет)

11. Эффективными мерами противостояния распространению наркомании могут быть:

11.1. разъяснение их вреда - (да \ нет)

11.2. запрет на торговлю - (да \ нет)

11.3. наказание - (да \ нет)

12. Пиво и курение способствуют употреблению наркотиков: (да \ нет)

13. Я могу внести свой вклад в борьбу с наркотиками, например:

Для этого мне нужно ______________________________________________

Автор и исследователь: Карпов А.М.

 

 


Приложение 7

 

 

Анкета для сотрудников

«Мое здоровье»

Ваш возраст ___________ Пол ___________ Образование ________

Место работы, должность ____________________________________________

 

Пожалуйста, обведите кружком правильные ответы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.108.174 (0.009 с.)