Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Виды образных явлений. Специфика перцептивного образа в ряду других видов образов.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Последовательный образ (послеобраз). Человек долго смотрит на ярко освещенный объект, затем переводит взгляд на пустой экран, либо закрывает глаза. В этот момент и возникает образ ранее рассматриваемого объекта, который называется последовательным образом. Последовательный образ может быть положительным или отрицательным. Положительный по своим цветовым характеристикам полностью соответствует предшествующему ему образу восприятия. Если послеобраз приобретает дополнительный цвет, он называется отрицательным. Дополнительный цвет - это такой цвет, который, смешиваясь с основным, дает ощущение белого цвета. Например, у человека - дополнительным к синему, будет желтый цвет. Если человек смотрел на синий по цвету объект, а появился этот же объект желтого цвета, то это будет отрицательно последовательный образ. Закон, описанный немецким психологом М.Эммертом – наличие прямопропорциональной зависимости между величиной последовательного образа, спроецированного на определенную фронтально расположенную поверхность и расстоянием до этой поверхности. Предположим, у человека создали последовательный образ, который он проецирует на фронтально располо- женный экран, стену. Этот человек отходит на расстояние 1 м, затем на 2 м. В результате, послеобраз, спроецированный на этот экран увеличивается в два раза.
2. Фосфен – может возникать вследствие самопроизвольных возбуждений рецепторов сетчатки. Если оказаться в полной темноте, то можно наблюдать некие вспышки света (искрами), которые возникают перед нами. Фосфенами называются образы, которые возникают при возбуждении рецепторов глаза или других отделов зрительного анализатора при воздействии неспецифических раздражителей (не световой образ). Например: если пальцем надавить на глазное яблоко, стукнуть по глазу – «искры из глаз». При надавливании на глаз возникает образ, напоминающий шахматную доску. Если раздражать зрительный нерв электрическим током, возникают образы-фосфены в виде определенных линий или простых геометрических фигур. У.Пенфилд – канадский хирург описывал фосфены при раздражении определенных участков зрительной коры – возникали не геометрические фигуры, а целые сцены, имевшие место в реальной жизни человека. 3. Фантом – образ отсутствующей конечности, возникающий после ее ампутации. У больных, которые перенесли ампутацию конечностей, например, руки, наблюдается очень яркий и живой образ реально существующей руки, люди даже пытаются совершать какие-то действия отсутствующей рукой. 4. Эйдетический образ (его часто называют фотографическим образом, но ведутся споры) – это образ памяти, в котором во всех подробностях и деталях запечатлены реальные объекты, события и ситуации прошлого. Встречается лишь у 5% населения. Этот образ ярко выражен у людей, которых в обыденной жизни называют мнемонистами, люди, которые зарабатывают себе на жизнь, демонстрируя свои выдающиеся способности памяти. Исследования психологов указывают, что именно эта способность к эйдетизму позволяет этим людям запоминать и сохранять в памяти гораздо больше информации, чем это свойственно обычным людям. Например: человеку предъявляется матрица – 10х10=100 клеточек, которые заполнены разными цифрами – он на нее смотрит несколько секунд, потом отворачивается и воспроизводит эту матрицу уже по памяти, с точностью до мельчайших штрихов, которыми она была нарисована. Когда просят назвать цифру на пересечении второй строки и второго столбца – они с легкостью это делают. Эти образы очень сходны по условиям возникновения с последовательными образами. Но по своим свойствам, они отличаются: · эйдетические образы бывают только положительными, у них нет обращения по цвету и превращения в отрицательный образ; ·· эти образы могут вызываться через гораздо больший промежуток времени. А.Р.Лурия в своих экспериментах описал случай, когда профессиональный мнемонист мог воспроизвести какой-то список слов, который ему диктовали много лет назад; ··· эйдетические образы можно произвольно изменять, чего нельзя сделать с послеобразами. Лурия описал забавный случай – мнемонист мог вызвать образ матрицы, а потом в образе взять мокрую тряпку и стереть этот образ с доски. Эта техника помогала ему забывать эти многочисленные матрицы, с которыми он работал, чтобы избежать ошибок, не дай бог вспомнится какая-то матрица, предъявленная вчера. 5. Галлюцинации – возникают в отсутствие специфической стимуляции органов чувств, но при этом человеком воспринимаются очень живо и ярко, так как будто эти образы есть реальные объекты, и нет такой силы, которая могла бы человека в этом разубедить. Специфика галлюцинаций и состоит в том, что они переживаются, как образы реально существующих объектов. В основном они возникают при психических болезнях. Исследования психологов говорят о том, что галлюцинации можно вызвать искусственным путем, но все-таки они будут немножко другими. Часто используют ЛСД, нискалин – нискалиновые галлюцинации. В США эта техника вызывания искусственных образов используется в практике обучения психиатров. Чтобы человек, который общается с больными, понимал мир, который открывается в их сознании в результате галлюцинаций. 6. Псевдогаллюцинации – галлюцинации, но не совсем. Человек слышит голоса, видит образы, но вместе с тем сознает, что эти голоса звучат у него в голове. 7. Иллюзия – возникает, когда стимул искажается. 8. Синестезия - сопутствующие образы, часто встречаются в жизни человека, но мы об этом не знаем, например цветной слух. При неком воздействии на органы чувств, например на рецепторы глаза, у нас должен возникнуть зрительный образ, но наряду со зрительным образом у нас возникают сопутствующие образы, образы другой модальности. Наиболее известны в литературе – образы, которые возникают при слуховом восприятии. Хотя многие психологи говорят, что синестезии наблюдаются в самых разных модальностях. Такого рода смешение образов фиксируется в обыденном языке, мы часто говорим такие слова: теплый цвет. Вероятно, за этими фразами стоит реальность, иначе их бы не появилось в языке. Как утверждают люди, занимающиеся исследованиями синестезий, что это обыденные явления. Но что бы это проверить, нужно разлагать свои образы на составные части, как это делал Вундт. 8. Образы, связанные с нашими сновидениями. Традиционные образы сновидения, которые возникают в состоянии сна: - гипнагогический образ – когда мы засыпаем, дремотное состояние, предшествующее сну; - гипнопомпический образ – перед пробуждением. Может быть зрительным или слуховым, иногда бывает и в других модальностях. 9. Сенсорное обуславливание – галлюцинация, вызванная экспериментально с помощью стимулов разных модальностей. Особенно эффективно при гипнозе. Необходимо заметить, что во всех этих образах нет реального стимула, т.е. дистального. Главное и принципиальное отличие перцептивного образа – в том, что только в перцептивном образе есть реальный объект, т.е. чувственная основа. Во всех вышеперечисленных чувственной основы нет.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 1658; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.52.108 (0.007 с.) |