ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мир, отраженный в психических образах (гештальтисты о восприятии информации)



ВОСПРИЯТИЕ ЖУРНАЛИСТСКОЙ ИНФОРМАЦИИ И ОСНОВЫ ЕГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

С неожиданной, новой стороны на процесс восприятия в первой трети XX в. стали смотреть представители германской школы психологов — гештальтисты (от «гештальт» — форма,. образ, конфигурация). Гештальтисты (В. Келлер, М. Бекер,; Н. Кляйн, М. Вертхеймер) опровергли принципы бихевиоризма и структурной психологии и отстаивали позицию, согласно которой наследственные интеллектуальные функции позволяют' развиваться интеллекту в процессе активного воздействия индивидуума на среду. Представители этого направления видели, исходную запрограммированность определенных внутренних; структур, которая заранее ориентирует перцептивные и когнитивныпроцессы. "

Представители гештальтистов проводят мысль о генетически заложенных особенностях восприятия. Экспериментально ими доказано, что с первых лет жизни ребенок может реагировать на некоторые формы (гештальты)." Поскольку мир состоит из организованных форм, восприятие также организовано. Достаточно убедителен их тезис о том, что мы воспринимаем мир как целое, а не как сумму частей. Гештальтисты пришли к выводу, что предметы воспринимаются чувствами не в виде отдельных элементов, которые должны интегрироваться сознанием (как утверждали структуралисты) или механизмами обусловливания (ка'к считают бихевиористы), а в виде фигуры. Все явления психической жизни сводятся представителями этого направления к образованию «целостных переживаний» или структур. Психологи этой школы не признают объекта вне сознания человека. С помощью экспериментальных исследований они убеждают нас в том, что любой образ воспринимается на каком-либо фоне, а мозг структурирует информационные сигналы так, что все, что имеет для нас смысл, воспринимается как фигура. ^ Эксперимент выявил зависимость образа предмета от его окружения (фона). Теперь возникновение образа связывалось с психическим актом постижения отношений в воспринимаемом поле. Так, например, специфические визуальные образы могут возникнуть в сознании человека при прослушивании музыки. Увергюра к опере Визе «Кармен» вызывает образы сцены, арены, тореодора, боя быков. У большинства европейцев прелюдии Листа реанимируют воспоминания второй мировой войны, та'к как эти произведения использовались нацистской пропагандой ка'к музыкальная интродукция к новостям, передаваемым через громкоговорители в оккупированных городах. В практике радиовещания часто используются музыкальные заставки (фразы) к различным передачам. Незаконченные музыкальные фрагменты являются позывными, акцентирующими внимание аудитории слушателей на начале известной передачи. Позывные ассоциируются с образом передачи. Гештальтпсихологи ввели понятие инсайт (insite), что означает озарение, которое, по их мнению, возникает мгновенно, внезапно. Оно не связано с прошлым опытом. Благодаря внезапному пониманию отношений и структуры ситуации в целом достигается решение. Действие мозга заключается в том, что он отдельные части проблемной ситуации интегрирует в целое (новый «гештальт»). Элементы ситуации воспринимаются в новых отношениях в зависимости от нового «гештальта». Это опровергало взгляды бихевиористов о постепенном, «слепом» научении, которое происходит методом проб и ошибок. Представители школы подвергли критике и сторонников структурной психологии за отрицание предметного характера восприятия и за трактовку сознания как «устройства из кирпичей и цемента». Структуралисты вели речь об ошибке стимула, подмене индивидуумом своих реально испытываемых ощущений (при восприятии) знанием о вызвавшем его раздражителе. Гештальтисты установили: свойством восприятия является предметность. Все многообразие психической деятельности человека проходит в форме зрительных образов, по этому наиболее адекватным постижением внешнего мира является визуальный. Исследования показывают, что 87% информации поступает в мозг через зрительные рецепторы, 9% через слуховые и 4% через другие органы чувств. Телевидение является некой «машиной» визуальной информации, стилей и пластических образов, создающей для телезрителя мир целенаправленных визуальных форм. Телезрителя «бомбардируют» потоки образов. Именно с помощью образов работники телевидения формируют изобразительный облик телевидения, выражают свои мысли и пластические концепции." Зритель же воспринимает поток хаотических образов, преломляя их через свою психику, упорядочивая. Визуальному способу отдается предпочтение в рекламе. Рекламный образ, созданный телевидением, лучше «западает» в память, чем созданный с помощью текста. Гештальтисты описали принципы методического характера, которые легли в основу теории восприятия. Заслуживают внимания открытые представите лями этой школы законы восприятия. Первый выражается в том, что части тяготеют к образованию симметричного целого. Мозг систематически собирает воедино и добавляет недостающие части. Поэтому, когда мы слышим мелодию известной песни или стихи, мы тотчас восстанавливаем в памяти недостающие строки. На этом принципе строятся рекламные слоганы. Так, при слове «баунти» немедленно восстанавливается определение «райское наслаждение», при слове «твикс» из памяти всплывают слова «сладкая парочка» (в рекламе шоколада).

Второй принцип восприятия — группировка отдельных частей по признакам максимальной простоты, близости, равновесия. Это связано со свойством мозга группировать одни элементы по признакам сходства с другими (ассоциативно). Практика рекламы показала, например, что человек лучше воспринимает простые, симметричные фигуры, чем сюрреалистичные, асимметричные. В технике создания рекламы ставка делается на лаконичную и простую форму. То же самое показывает практика политических отношений. Простой, доходчивый лозунг, в котором сконцентрирована одна простая идея, воспринимается как готовая формула («Земля — крестьянам^, «Хлеб—голодным!», «От каждого – по труду, каждому – по способностям» или потребностям).

Третий принцип восприятия, описанный гештальтистами, состоит в том, что существует тенденция 'к восприятию образа в более определенной, отчетливой форме.

Наконец, еще один принцип — зависимость сознания от предметного мира и деятельности нервной системы на основе психофизического параллелизма. Итак, благодаря гештальтпсихологам мы понимаем, что паше сознание и восприятие организованы, что любой объект мы видим на каком-либо фоне, а наш мозг группирует элементы по признакам сходства, близости, симметрии и непрерывности, заполняя при этом пробелы в воспринимаемом материале. Гештальтисты, в этом их заслуга, утверждали си стемный подход к изучению процессов человеческого мышления. Однако психические образы и их трансформация трактовались ими как свойства индивидуального сознания (феномен восприятия), а не ка'к психический образ объективной реальности, который строится в соответствии с предметной деятельностью и зависит от опыта. В этом большой недостаток тео рии.

В последнее время мы наблюдаем новый виток в изучении восприятия с помощью гештальта (работы М. Джеймса, Д. Джонгварда, Дж. Энрайта).^ К этому подтолкнули исследо вания трансперсональных переживаний человека в условиях психоделической терапии. До сих пор считалось, что как внутреннее, так и внешнее восприятие ограничено привычными пределами времени и пространства. В обычных условиях мы переживаем с помощью наших чувств те события, которые в данный момент исходят из окружающей обстановки. Мы можем вспоминать прошлое, заглядывать в будущее, но то и другое доступно непосредственному опыту. Транса«циозный анализ переживаний человека на сеансах психоделической терапии показал, что человек в состоянии выходить за эти пределы." Он может идентифицировать себя с животными, растениями, объектами неорганического мира, с космическим со знанием, универсальным разумом, вакуумом, пустотой, с ни что и т. д.(пример, занятия по глубинной экологии) Исследования известного психолога С. Грофа зафиксировали различные переживания человека во время сеансов, выраженные в образах. ^ Так, переживания, связанные со стадией внутриутробного существования, сопровождаются образами океана, неба, рая; осознание смерти находит свое выражение и образах (картинах) разлагающихся тел, скелетов, кладбищ, похорон; переживание безысходности сопровождается образами узников, тюрем, концлагерей, «психушек»; переживания преодоления смерти и возрождения вызывают характерные картины—мифологических битв (с ангелами, демонами, богами), сопровождаются картинами сатанинских оргий, шабашей ведьм.^

Будет несправедливым, если не упомянуть вклад гештальтистов в теорию групп. Положение о том, что группа является неким целым, а не суммой входящих в нее индивидуумов, оказывается важным при проведении групповых экспериментов. В группе интерпретация события может плохо согласоваться с реальными фактами. Психологами описаны негативные эффекты, наблюдаеме при воспроизведении эксперментов. Например, отмечается эффект Хоторна: в эксперименте люди обычно ведут себя так, как ожидают от них экспериментаторы, что влияет на результаты исследования. Влияет на получение результатов и эффект аудитории, который заключается в том, что испытуемый ощущает на себе присутствие посторонних, которые оказывают воздействие на выполнение поставленной задачи («аудитория смущает» или «подбадривает»). Эффект плацебо проявляется в том, что аудитория, подвергшаяся эксперименту, убеждена в эффективности воздействия передачи (хотя никакого действия не происходит).^ К сожалению, гештальтпсихология при всех своих заслугах не дает цельной модели восприятия, а ограничивается •описанием лишь отдельных психических феноменов.

Среди современных психоаналитиков выделяется фигура С. Московиси. Важной посылкой его рассуждений является утверждение, что социальные представления детерминированы условиями жизни индивида, причем сами социальные представления он рассматривает как свойства обыденного практического сознания, направленного на осмысление социального, материального и идеологического окружения. С. Московиси, отвечая на вопрос, 'как люди осмысливают окружающий мир, учитывает три измерения: информацию, поле представления и установку. Информация в его понимании — это сумма знаний об объекте или степень осведомленности. Содержание поля представлений определяется социальной группой. Установка— общее отношение субъекта к объекту представления. Функционально назначение представления состоит в том, чтобы адаптировать свершившиеся факты, явления к уже сформировавшимся взглядам. С. Московиси вводит понятие «идентификационная матрица». Матрица наделяет объект соответствующим смыслом. «Не отбрасывая новость, но и не меняя позиции, субъект пытается установить эквивалентность между полученной информацией и не.которым элементом представления^ уже вошедшего в область знаний здравого смысла». Установление сходства, зависимости и других отношений выступает как процедура, позволяющая соотносить воспринятую целостность и прототип. Существуют схемы реакций, которые накладываются субъектом на любую информацию. Многие положения теории С. Московиси значительно расширяют наши представления о процессе восприятия человеком различных объектов и знаковых систем, в том числе текстов. По мнению С. Московиси, с помощью СМИ создается образ объекта, который вписывается в идеологический универсум группы и обеспечивает ее статус-кво. Формирование образа-представления «энергетически мобилизует поведение», так как переход познавательного плана в эмоциональный рождает «чувство убежденности».'^ Психолог, изучив методом контент-анализа 640 статей, содержащих психоаналитическую тематику, из 110 парижских и 120 провинциальных газет, получил парадоксальные результаты. Оценочные суждения исходили от некомпетентных лиц (82% авторов), 30%—от анонимов и лишь 2%—от специалистов-психоаналитиков. Данные свидетельствовали о том, что психологическая наука еще не завоевала своих позиций в системе массовой коммуникации. Отчасти это объясняет причины кризиса в психологии в конце 70-х годов XX в., который обусловлен тем фактом, что результаты экспериментальной социальной психологии были малоприемлемы и почти не применимы к массовым явлениям. С середины 70-х годов психологические исследования все более сосредоточиваются на изучении целостности личности, уникальности свойств, включающих онтологические характери стики.'^ Исследования все более нацелены на преодоление разрыва между субъектом и объектом. Представители еще одного направления — феноменологии призывают изучать мифы, символы, предания, воплощающие долговечные культурные и исторические сгустки человеческого опыта. В их представлении феноменология обладает способностью схватывать фундаментальные связи и познавать феномены человека поэтапно — от простого к сложному.

Итак, бихевиористы сосредоточивают свои усилия на изучении особенностей поведения людей — участников коммуникации. В лабораторных условиях (эксперимент) постоянно варьируются внешние условия коммуникативной ситуации, рассматриваемой как частный случай научения. Изучаются разные 'коммуникаторы, каналы, построение текстов. Бихевиористы исследуют поведение людей под воздействием СМИ без учета субъективного компонента. Психологи-когнитивисты видят предмет сквозь призму сознательных процессов психики, исследуют глубинные мотивы поступков с помощью психобиографического метода. Они изучают психологические факторы, действующие в системе СМИ, с помощью «человеческих измерений». Характер реакций человека на воздействие СМИ определяется его когнитивной интерпретацией информации; изучая мотивации и причины селекции информации, картину представлений, усваиваемую- индивидами, когнитивисты не учитывают собственно поступок, т. е. то, как действует человек под влиянием СМИ. Психоанализ вскрывает бессознательные мотивы и проявления деятельности человека. Согласно психоаналитическому подходу, воздействие человека на окружающую среду в том или- ином направлении определяется конфликтом между его подсо знанием и внешней реальностью, в качестве которой могут вы ступать средства информации. Гештальтпсихология объясняет принципы организации нашего восприятия при получении информации, а также его виды (зрительное, слуховое). В поле зрения гештальтпсихологов попадают эффекты восприятия человеком движения, времени, глубины, различные искажения восприятий (зрительные и слуховые иллюзии).





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.221.159.255 (0.01 с.)