Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Процесс восприятия и массовая коммуникацияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Знание и учет законов восприятия в процессе подготовки материалов для ИПД (СМИ) — условие эффективности информационной деятельности. Усилия психологов и социологов сосредоточены на публике, аудитории, воспринимающей ('или отвергающей) информационное 'сообщение, на изучении факторов, способствующих и препятствующих усвоению информации, передаваемой по различным каналам информации. В восприятии аудитории могут возникать препятствия для адекватного постижения сообщений. Этим препятствием может стать и сама личность с присущим ей вкусом и способностью самостоятельно выносить суждения, и групповые факторы (человек соотносит себя с другими, обменивается мнениями и корректирует свои суждения относительно увиденного по телевидению, услышанного по радио или прочитанного в журнале или газете). Понятно, что для эффективного общения в условиях массовой коммуникации, помимо прочих условий, необходимо одинаковое понимание символов (объективирующих душевное состояние) теми, кто их воспринимает. Информация должна быть понятна реципиенту и в содержательном, и языковом- аспекте. Отсюда— проблема осмысления материала. Восприятие психологи определяют как осознание материальных объектов, находящихся перед нашими органами чувств. Оно — результат истолкованных внешних и внутренних сигналов, обращенных в мысленные образы. Поиск и выбор сигнала зависят от уровня врожденных потребностей, приобретенных -в течение жизни мотиваций и эффективных компонентов эмоций и чувств.^ Восприятие зависит не только от содержания информации, но и от особенностей субъкта, реципиента. Оно опосредуется целями, интересами, социальным опытом человека. Законы восприятия действуют на разных стадиях взаимодействия коммуннкатора и аудитории, начиная с момента контакта с источником информации. Теоретик печати Е. П. Прохоров обращает внимание на то. что восприятию предшествуют предиспозициональные факторы. К ним он относит состояние внутреннего мира реципиента, его социальную направленность и жизненный опыт. систему интересов и предпочтений.^ Уровень готовности к восприятию информации будет зависеть от состояния человека, от того. напряжен он или расслаблен. Само качество психического состояния—это своего рода проекция отношения личности на конкретную ситуацию. Закономерно говорить поэтому о порогах восприятия и разных его уровнях — физиологическом, биологическом и психологическом. В организации информационного материала необходимо учитывать, что мозг человека испытывает перегрузку, если он не в состоянии сделать выбор среди слишком большого количества сигналов. В этом случае происходит сенсорная адаптация, т. с. привыкание. Многое в восприятии информации зависит от внимания реципиента. Внимание— форма психической деятельности, которая выражается 'в особой связи сознания и объекта восприятия; выделение сознанием воспринимаемых объектов с одновременным отвлечением от других. Это направленность сознания на определенный объект. Во внимании проявляется избирательность сознания." Часто внимание достигается.с помощью воли, особой формы психического состояния, помогающей осознанию цели и удовлетворению ее достижения.^ Известна, например, такая форма максимального внимания, как медитация — сосредоточение внимания 'субъекта с целью сузить поле его зрения. Организм расслабляется, а 'сознание концентрируется на внутреннем мире.^ Существуют различные виды внимания: непосредственное и опосредованное. Непосредственное внимание наступает, когда объект интересен сам по себе. При опосредованном внимании объект связан какими-то ассоциациями с интересующими индивид объектами. Опосредованное, пассивное, или рефлекторное. внимание называют еще произвольным. Оно продолжается всего несколько секунд. Для поддержания внимания объект должен изменяться. Задача коммуникатора — находить в объекте все новые и новые стороны. Непроизвольное внимание, как правило, быстро проходит. Если же внимание поддерживается специальными средствами и приемами, оно становится более длительным, однако отнюдь не бесконечным. Иногда оно ослабляется 'или усиливается, или исчезает совсем. Например, экспериментально доказано, что удержать внимание свыше 45—50 минут практически невозможно (именно столько длится урок в школе). Усиление, ослабление или исчезновение внимания именуются колебаниями и учитываются во всех видах информационной деятельности. Поток информации организуется таким образом, чтобы обеспечить высокий уровень внимания при передаче особо важных сведений, чтобы акценты на ключевых моментах были замечены аудиторией. В качестве первичной ориентации читателей, слушателей, зрителей может быть использовано непроизвольное внимание. Оно возникает при неожиданном раздражении, которое может быть вызвано громкостью, резкостью, цветом, движением и т. д. В журналистской практике часто используются «заставки», броские заголовки, анонсы. Однако, как мы заметили ранее, продуктивным является внимание произвольное, которое характеризуется активными намерениями читателя (слушателя, зрителя) и целенаправленным усилием его воли. Решение смотреть передачу, читать газету возникает как акт воли человека. Наиболее эффективны журналистские произведения, использующие все виды внимания. Сколько же объектов, не объединенных в одну систему, может сознательно воспринимать человек? Психологи установили, что субъект может охватить не более 4—5 независимых друг от друга объекта. Поэтому надо учитывать, что реципиент всегда поставлен в условия альтернативного выбора объектов, испытывает на себе импульсы, отвлекающие его и уводящие в сторону. Часто общение с источником информации сопровождается другой деятельностью: водитель слушает радио, хозяйка готовит ужин. Некоторые передачи могут служить фоном, на котором осуществляется ожидание человеком нужной ему передачи «От создаваемой автором телесреды наш зритель надежно защищен мощной броней внутренней отграниченности. И все это развертывается на фоне полного принятия зрителем телевизионной ситуации: просматривая такую передачу, зритель не выключает телевизор, поскольку она подобно тихой музыке, ровно струящейся по комнате, и ни у кого не вызывает чувства протеста».^ Журналист заинтересован в том, чтобы внимание аудитории было устойчивым в течение всего времени восприятия. Его задача — донести до зрителя в минимум времени максимум информации, вызвать к ней 'интерес, запечатлеть в сознании картину события. Поэтому важно повторять основную мысль, включая ее в контекст соответствующих сведений и впечатлений, переключать внимание на другие объекты и цели. Здесь деиствует правило: «Объект зрения с течением времени становится невидим, объект слуха перестает быть слышим, если мы будем неподвижно направлять на него внимание».^ Воспринятая информация закрепляется в памяти. Память' рассматривается психологами как форма психического отражения, способ сохранения информации в сознании. Она есть знание о событии или факте, о котором в данную минуту не думал и которое осознается нами теперь как явление, имевшее место в нашем прошлом. «В памяти человека реализован принцип мгновенной выборки необходимой информации из системы хранения». В памяти не представлено единого массива информационных фондов, а состоит она из ряда массивов, специализированных для решения задач различного класса и уровня." Память определяет ход и результаты психологической переработки информации аудиторией и многие аспекты деятельности журналистов, которые опираются на принцип работы человеческой памяти. Наиболее устойчивым оказывается материал, «набираемый памятью постепенно, день за днем. в связи с различными контекстами, освещенный с разных точек зрения, связанный ассоциациями с другими событиями, неоднократно подвергается обсуждению. Память образует такую систему, вступает в такую связь с остальными сторонами нашего интеллекта. легко возобновляется такой массой внешних поводов, что. остается надолго прочным приобретением».'" Восприимчивость памяти каждого отдельного человека различна. Один помнит то, что вписывается в какую-то логическую' схему, другой — то. что ассоциируется с уже известными объектами, третий расширяет объем памяти при увеличении впечатлений. Отсюда различение памяти воспроизводящей (точное хранение информации), опознающей (воспроизводящей с помощью намекающих признаков), облегчающей запоминание (при повторном предъявлении информации той же или вариативно возобновляемой). Если 'информация совершенно не знакома аудитории, то рас чет должен идти на воспроизводящую память с последующим использованием облегчающей. Если аудитория уже имеет информацию о какой-то области, то важно задействовать опознающую и облегчающую память и на этом фоне передавать. новую информацию. Такие рекомендации дает. Прохоров." По такому принципу строится информационно-аналити ческая передача «Воскресенье» (телестудия «Останкино», ведущий И. Алексеев). Известные уже зрителям факты из политической и социальной жизни комментируют в программе автоитетные политики, социологи, общественные деятели. по скольку эти люди принимают участие в программе постоянно, они сами являются «опорными» точками памяти телезрителей».'^ Вместе с тем иногда информационные передачи строятся без- учета психологии восприятия аудитория. Одна и та же информация в одних и тех же блоках в течение дня звучит по радио, телевидению и репродуцируется в нескольких газетах одновременно. Информация выражена в одних и тех же словесных формулах, хотя ее передают разные дикторы. Неоднократно прослушанная и просмотренная, она производит впечатление навязывания, и у человека срабатывает психологический механизм защиты. Как утверждает В. Нойман. для повышения уровня запоминаемости материала не имеет значения ни природа СМИ, ни изменение формы подачи материала. Решающую роль. по его мнению, играет значимость информации для потребителя. "Действительно, как показали исследования, около 80% опрошенных: запомнили сюжет потому, что он показался им интересным или важным.'* Однако запоминаемость сюжетов про просмотра: телепередач крайне низкая. Обычно из 15—16 сюжетов люди запоминают лишь 2—3." Считается, что наиболее запоминаются сведения, поддерживающие статус реципиента, совпадающие с его позицией. С этим связана избирательность запоминания и внимания, которая состоит в особом, соответствующим установкам человека восприятии содержания журналистских произведений, при котором само сообщение преобразуется так чтобы оно соответствовало ожиданиям и настроению человека Важной функцией памяти служит забвение. Без временного:.забвения громадного количества объектов и впечатлений чело век не мог бы запомнить новое. В этом отношении массовая коммуникация выполняет значительную роль. Коммуникация конденсируя опыт в понятиях и мыслях, «освобождает человеке от необходимости сохранять громадное количество конкретных впечатлений. Это обстоятельство.. - служит мощным побуждающим мотивом для восприятия продукции СМК. в которой в откристаллизованном виде даются впечатления других о фактах действительности важных, интересных, но фактически недоступных для непосредственного созерцания миллионам людей»." 1 Запоминаются лучше те материалы, в которых содержится не только оценка, но и решение ситуации. Иные материалы откладываются в памяти при сходстве или различии с чем-то знакомым. Наилучшее усвоение материала происходит, когда коммуникатор побуждает реципиента к активной умственной деятельности, когда возникает напряженное обдумывание сообщений. Именно такими являются передачи «Ключ к успеху». «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?» ориентированные на интеллектуальную аудиторию. Особенно запоминается информация, включающая эмоциональные картины, оставляющие яркие впечатления. Однако психологи предупреждают, что ^описание кошмаров дает кратковременный наркотический эффект, который быстро стирается в памяти, уступает воздействиям новым, но такого же рода».^ Наиболее активным является зрительное восприятие. С помощью зрения воспринимается 60—80% информации. Особое значение придается порядку расположения кадров в телепрограммах, особенно информационных. Важные сведения включаются в начало или конец блока. Наиболее сложные для восприятия материалы также даются в конце передачи. Не рекомендуется чередование однотипных сюжетов. Для повышения уровня внимания к материалам, заключенным в середине информационного блока, используется метод контраста. В специально разработанных для Санкт-Петербургской программы «Информ-ТВ» инструкциях (разработчик А. И. Ершов) рекомендуется ключевые слова, имена, фразы, располагать в самом начале сообщения, поскольку социологические исследования показали, что внимание к сообщениям повышается при уплотнении информации и сохранении быстрого ритма передачи. Журналистам предложено помещать сообщение в интервале 8—10 секунд. Многое зависит от расположения ведущего на телеэкране: опыт показал, что ведущего лучше располагать на экране слева. а гостя справа. Запоминание экранной информации значительно облегчается показом заголовков новостей в конце выпуска. Запоминаются прежде всего общие сведения. Текст и визуальный ряд проходивших в эфир новостей от выпуска к выпуску обновляются, что позволяет сохранять их актуальность для телезрителей, уже увидевших сюжет.^ Экспериментально доказано, что использование графических способов донесения телеинформации способствует лучшему усвоению информации и запоминанию." Мало заострить внимание аудитории на конкретном факте, цифре, утверждении, важно воссоздать схему события. В последнее время наше телевидение охотно обращается к такому способу подачи материала. когда освещает итоги опросов населения, проводимых еженедельно независимыми социологическими службами, или когда дает сводку о боевых действиях в горячих точках стран СНГ и России (например, в программе «Доброе утро»). Специалистами разработаны методики для изучения особенностей запоминания. Американский журнал «TV Guide» приводит пример такой методики, составленный Верком. Телезритель запомнил один значимый элемент рекламного ролика, он получил одно очко, средний балл запоминания (припоминания) — 24 очка. Эффективной считается реклама, набравшая 30 и более очков. Компания «Берк» время от времени спрашивает телезрителей о рекламе, которой в действительности не было. Такие «призраки» обычно набирают от трех до пяти очков. Эти эффекты свидетельствуют о наличии неизученных феноменов памяти.^" Восприятие телепередач дискретно во времени и отмечено качественно различными степенями внимания. Уровень внимания находится в зависимости от содержания передач. Информационные и рекламные передачи смотрят со значительно меньшим вниманием, чем художественные фильмы или телесериалы. Характерным для последнего времени феноменом, приведшим к новой, глубокой трансформации активности телезрителей. является переключение каналов, т. е. постоянное скольжение по многочисленным каналам с помощью дистанционного управления. Это учитывают, например, создатели рекламы, уплотняя ее до 15 секунд (один сюжет). Человек переключает канал, стараясь избежать рекламы, но она в него «выстреливает». Создается эффект «зэпинга» — мгновенного прикосновения, при котором происходит быстрая запись информации в памяти Уровень внимания можно повысить, изменяя цвета и оформительские элементы, продолжительность сюжетов, их насыщенность. Но это, на взгляд психологов, не гарантирует полной заинтересованности и запоминаемости. Реципиент не всегда может запомнить имена, черты характера персонажей, цифры, конкретные факты, доказательства, однако в его сознании (долговременной памяти) остаются некие впечатления, если восприятие информации шло на эмоциональном фоне. Эмоциональное -воздействие не просто ведет к запоминанию сюжетов, а вызывает одобрение или неодобрение человеком информации,.принятие или неприятие ее: от положительного или отрицательного знака эмоции зависит удовольствие или огорчение при восприятии сообщения, усиление или уменьшение восприятия (вплоть да) прерывания потока воздействия). Готовность воспринимать новую информацию, понимать и запоминать ее часто создается через удовольствие (т. е. эмоционально), которое вызывается опознаванием или припоминанием объекта психологической деятельности. Так, зная время начала любимых передач, подобных «Джентельмен-шоу», «Аншлаг. Аншлаг», «Под знаком зодиака», «Счастливый случай», /реципиент настраивает себя на благоприятную «волну» приема передачи. Однако сознательно использовать связь, существующую между запоминанием и эмоциональным впечатлением, нужно разумно: нельзя злоупотреблять эксплуатацией эмоциональных факторов, иначе фактическое содержание передачи будет утрачено или превратится в фон. Таким образом, знание механизмов памяти, идентификации является фактором значительного 'повышения эффективности функционирования средств массовой информации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 891; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.190.231 (0.014 с.) |