Выделение стадий процесса решения задач в различных экспериментальных школах.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выделение стадий процесса решения задач в различных экспериментальных школах.



Классической “схемой процесса” является описание решения творческих задач по Г.Уоллесу. Выделяется 4 стадии: 1) подготовка к решению, 2) “созревание”, непроизвольный поиск возможных путей решения и выдвижение гипотез, 3) “озарение”, нахождение принципа решения, 4) проверка его истинности. Эта схема родилась на основе глобальных описаний или самоописаний мыслительной деятельности крупных ученых, изобретателей.

В классической ассоциативной психологии мышление представляет собой систему диффузных репродукций. Это означает, что следы в памяти одновременных психических процессов так связаны (ассоциированы) между собой, что при возвращении одного из процессов снова протекают и другие. Ассоцианисты пытались вывести решение задач непосредственно из прошлого опыта. Остается вопрос: как быть с задачами, где основывающееся на памяти решение невыполнимо?

С критикой ассоцианизма выступил О.Зельц. Согласно Зельцу, задача представляет “схематически антиципируемый комплекс”. Искомое решение является неопределенной частью, но с самого начала уже связано с целостным комплексом. Впервые исследовал мышление как процесс, развернутый во времени, в котором предыдущие стадии подготавливают и обуславливают последующие этапы. Также первым поставил проблему основных интеллектуальных операций и попытался детально исследовать их состав. Развивая представления о процессе решения задачи, Зельц большое значение придает образованию “общей задачи”. В результате образуется проблемный комплекс, в котором: 1) выделены характеристики известного, 2) определено место неизвестного, 3) выделены отношения между данным и искомым. В незавершенности комплекса – суть проблемности. При решении новых задач интеллектуальные операции определяются структурой общей задачи и антиципацией результатов этих операций. Зельц выделяет следующие интеллектуальные операции: дополнение комплекса, абстракция и репродукция сходства. Дополнение комплекса – операция, которая направлена на актуализацию уже известных методов решения. Абстракция ведет к открытию новых методов решения. Направление процесса абстракции определяется соответствующей схематической антиципацией (Франклин увидел змея на проволоке и решил, как провести электричество). Репродукция сходства имеет место, когда ценностные сочетания воздействий уже были открыты при помощи процессов абстракции, но лишь впоследствии были продуктивно использованы. Сюда принадлежат, например, отношения переживания и поэтического творчества.

Гештальтисты, не отрицая прошлого опыта, видели решающий фактор в организации условий задачи. Подчеркивали, что прошлый опыт может оказать и тормозящее воздействие на решение новой задачи. Им принадлежит заслуга внедрения идеи функционального развития в изучение мышления. Решение задачи состоит из качественно различных фаз – фазы нахождения принципа, основной идеи решения и фазы ее проверки или реализации. Процесс состоит из качественно разнородных фаз, кроме того, одни и те же элементы ситуации имеют разное значение для испытуемого на разных этапах решения задачи. Анализ ситуации и цели приводят к тому, что для субъекта задача приобретает новую психологическую структуру, переструктурируется. Каждое переструктурирование является качественно новым этапом решения. Переструктурирование – это одновременно и психологический механизм решения, и критерий выделения стадий решения.

Мотивационная и эмоциональная регуляция мышления.

 

Психоанализ: Мышлениекак мотивированный процесс

Зигмунд Фрейд:1856г.р. венский профессор. Проблема мотивов человеческого поведения была выдвинута на первый план психоанализом. В основе человеческой активности лежат 2 основных мотива: 1. стремление к Эросу (связан с сексуальной жизнью человека), 2. стремление к Танатосу (связан с агрессией). Основные мотивы носят бессознательный характер: сновидения; оговорки, обмолвки, симптомы болезни (особенно невроза).

Сновидения − это разновидность образного мышления, развертывающегося непроизвольно. Существуют два типа сновидений: «детские сны» (прямые и явные связи − «поедание конфеты»→ частичное удовлетворение потребности) и «символические сны». Метод свободных ассоциаций: непроизвольное образное мышление, свободные ассоциации трактуются в психоанализе как одна из важнейших областей проявления бессознательных мотивов. Связь образов и мотивов может быть разной. «Ошибки» могут встречаться и в мыслительной деятельности.

З.Фрейд: ◊ «Остроумие и его отношение к бессознательному». Остроумие − это одно из проявлений творческого мышления, характеризующееся порождением контекстуальных смыслов. В основе остроумия всегда лежат бессознательные первичные мотивы.

Теория сублимации, согласно которой творчество (и его продукты в форме культуры) возникает в результате ограничений, которые накладываются на возможности непосредственного удовлетворения первичных потребностей, возникает «окольное», сублимированное удовлетворение, но тех же самых потребностей.

Вопрос об осознании мотива. В классическом психоанализе бессознательный мотив не исключает саму возможность осуществлять мыслительную деятельность по отношению к этому мотиву, но вместо подлинного понимания мотива оно может быть мнимым (феномен рационализации мотива).

(−) ограниченность теории мотивации, предложенной психоанализом (биологизаторство)

(−) ограниченность анализа связей между мотивацией и мышлением. Мышление (сновидение, остроумие, творчество) трактуется как область проявления мотивации, конкретный же вклад мотивации в организацию, строение мыслительной деятельности не изучался.

(+) акцент на проблеме мотивов, анализ проявления мотивов в мышлении, значимость БСЗ в мышлении

С динамикой мыслительного процесса связано эмоциональное самочувствие мыслящего субъекта, напряженное в начале и удовлетворенное или разряженное в конце. Поскольку мышление теснейшим образом связано с практикой и исходит из потребностей и интересов человека, эмоциональные моменты чувства, выражающего в субъективной форме переживания, отношение человека к окружающему, включаются в каждый интеллектуальный процесс и своеобразно его окрашивают. Мыслит не «чистая» мысль, а живой человек, поэтому в акт мысли в той или иной мере включается и чувство.

Роль чувства в мыслительном процессе зависит от того, какое соотношение устанавливается между чувством и мыслью. Иногда чувство, включаясь в мысль, нарушает субъективными элементами ее течение → стремление к соответствию с субъективным чувством, а не с объективной реальностью. Мысль, которая в основном следует «принципу удовольствия» вопреки «принципу реальности», относится уже к области патологии. Но и в пределах нормального мышления нередко случается, что мышление подчиняется «логике чувств», и мыслительный процесс (в этом слцчае происходит процесс оправдания) → эмоциональное мышление подбирает доводы, говорящие в пользу желаемого решения; Мышление в таком случаеслужит не для того, чтобы прийти к решению проблемы, а для того, чтобы оправдать решение,в пользу которого говорят «доводы сердца» − чувства, интересы, пристрастия, а не доводы разума.

(−) Чувство может иногда отклонить мысль от правильного пути.

(+) Когда в единстве интеллектуального и аффективного эмоциональность подчинена контролю интеллекта, включение чувства придает мысли большую напряженность, страстность, остроту. Мысль, заостренная чувством, глубже проникает в свой предмет, чем «объективная», равнодушная, безразличная мысль.

Про мотив:

Свойства мотива:∙ содержание, ∙ сила, ∙ интенсивность, ∙ устойчивость, ∙ степень осознанности, ∙ место в иерархии ∙ динамичность

Функции мотива:

4) побуждающая (стимулирующая к направленной деятельности)

Смыслообразующая

6) структурирующая или системообразующая − ярко проявляется в мыслительной деятельности. (Введено Тихомировым Олегом Константиновичем)

Было показано, что закон Йеркса-Додсона работает при решении задач неоднозначно. Чтобы объяснить эти противоречивые результаты школа Ярошевского разделила мотивацию на внешнюю и внутреннюю. Мотивы, которые по содержанию связаны с деятельностью, с условиями ее протекания называются внутренними (содержание деятельности имеет смысл, деятельность интересна, независимо от результата. Вознаграждение в форме эмоционального опыта). Те, которые не совпадают с логикой деятельности, условиями и целями называются внешними (важен не процесс деятельности не ее содержание, а результат).

Закон Йеркса-Додсона работает для внешней мотивации. При увеличении внутренней мотивации деятельность не ухудшается, здесь нет оптимума.

∙ Смыслообразующая функция мотива определяет смысл деятельности. Через мотивы и переживание смыслов мы фиксируем эмоциональное состояние.

∙ Побуждающая функция – побуждает к деятельности или к ее избеганию. Связана с силой и устойчивостью.

∙ Системообразующая функция мотива – организует деятельность, определяет какие цели возникают у субъекта самостоятельно, а какие готов принять извне, определяет процесс постановки промежуточных целей. Эта функция организует процесс мышления, определяет, как строится процесс мышления, каким образом осуществляется контроль, трансформация задачи.

Процесс целеобразования наиболее связан с такими свойствами мотива: содержанием, степенью его осознанности и местом в иерархии.

Эксперимент Богдановой.

В эксперименте принимают участие три группы испытуемых. Их устойчивая личностная мотивация не диагностировалась. А с помощью инструкции создавалась своя мотивация:

В первой группе – мотивация соревнования, во второй – мотивация самоутверждения (уровень интеллектуального развития). Давалась инструкция: как можно быстрее, меньше, но более точно решить сложные задачи. Третей группе давалась нейтральная инструкция: мы создаем новую программу эксперимента, помогите ее оценить. Результаты анонимны. Мотивация бескорыстная, деловая, немного познавательная. Гипотеза. Мотивы структурируют деятельность, определять цель и организовывать мышление в соответствие с этим мотивом. Результаты. В первой группе была более высокая скорость решения задач. Во второй – наибольшее количество правильно решенных задач. Возник феномен динамики мотивации во всех трех группах. Во второй группе возник внутренний мотив и включенность в задачу. В первой группе также часть испытуемых выходила из внутренней ситуации соревнования, и вели себя нелогично, поскольку появлялись другие мотивы. После окончания соревнования они остались дорешать задачи – произошел сдвиг мотивации соревнования на познавательную мотивацию. Сначала этот мотив выступал как дополнительный, а затем как основной. Вывод: Существует связь процессов целеобразования с мотивацией, регулирующей мыслительную деятельность. Мотив в этом случае выполняет структурирующую функцию. Продуктивность формирования целей возрастает при более сильной мотивации, в данном эксперименте исследование одаренности.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.177.171 (0.013 с.)