Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Выделение стадий процесса решения задач в различных экспериментальных школах.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Классической “схемой процесса” является описание решения творческих задач по Г.Уоллесу. Выделяется 4 стадии: 1) подготовка к решению, 2) “созревание”, непроизвольный поиск возможных путей решения и выдвижение гипотез, 3) “озарение”, нахождение принципа решения, 4) проверка его истинности. Эта схема родилась на основе глобальных описаний или самоописаний мыслительной деятельности крупных ученых, изобретателей. В классической ассоциативной психологии мышление представляет собой систему диффузных репродукций. Это означает, что следы в памяти одновременных психических процессов так связаны (ассоциированы) между собой, что при возвращении одного из процессов снова протекают и другие. Ассоцианисты пытались вывести решение задач непосредственно из прошлого опыта. Остается вопрос: как быть с задачами, где основывающееся на памяти решение невыполнимо? С критикой ассоцианизма выступил О.Зельц. Согласно Зельцу, задача представляет “схематически антиципируемый комплекс”. Искомое решение является неопределенной частью, но с самого начала уже связано с целостным комплексом. Впервые исследовал мышление как процесс, развернутый во времени, в котором предыдущие стадии подготавливают и обуславливают последующие этапы. Также первым поставил проблему основных интеллектуальных операций и попытался детально исследовать их состав. Развивая представления о процессе решения задачи, Зельц большое значение придает образованию “общей задачи”. В результате образуется проблемный комплекс, в котором: 1 ) выделены характеристики известного, 2) определено место неизвестного, 3) выделены отношения между данным и искомым. В незавершенности комплекса – суть проблемности. При решении новых задач интеллектуальные операции определяются структурой общей задачи и антиципацией результатов этих операций. Зельц выделяет следующие интеллектуальные операции: дополнение комплекса, абстракция и репродукция сходства. Дополнение комплекса – операция, которая направлена на актуализацию уже известных методов решения. Абстракция ведет к открытию новых методов решения. Направление процесса абстракции определяется соответствующей схематической антиципацией (Франклин увидел змея на проволоке и решил, как провести электричество). Репродукция сходства имеет место, когда ценностные сочетания воздействий уже были открыты при помощи процессов абстракции, но лишь впоследствии были продуктивно использованы. Сюда принадлежат, например, отношения переживания и поэтического творчества.
Гештальтисты, не отрицая прошлого опыта, видели решающий фактор в организации условий задачи. Подчеркивали, что прошлый опыт может оказать и тормозящее воздействие на решение новой задачи. Им принадлежит заслуга внедрения идеи функционального развития в изучение мышления. Решение задачи состоит из качественно различных фаз – фазы нахождения принципа, основной идеи решения и фазы ее проверки или реализации. Процесс состоит из качественно разнородных фаз, кроме того, одни и те же элементы ситуации имеют разное значение для испытуемого на разных этапах решения задачи. Анализ ситуации и цели приводят к тому, что для субъекта задача приобретает новую психологическую структуру, переструктурируется. Каждое переструктурирование является качественно новым этапом решения. Переструктурирование – это одновременно и психологический механизм решения, и критерий выделения стадий решения. Мотивационная и эмоциональная регуляция мышления.
Психоанализ: Мышление как мотивированный процесс Зигмунд Фрейд: 1856г.р. венский профессор. Проблема мотивов человеческого поведения была выдвинута на первый план психоанализом. В основе человеческой активности лежат 2 основных мотива: 1. стремление к Эросу (связан с сексуальной жизнью человека), 2. стремление к Танатосу (связан с агрессией). Основные мотивы носят бессознательный характер: сновидения; оговорки, обмолвки, симптомы болезни (особенно невроза). Сновидения − это разновидность образного мышления, развертывающегося непроизвольно. Существуют два типа сновидений: «детские сны» (прямые и явные связи − «поедание конфеты»→ частичное удовлетворение потребности) и «символические сны». Метод свободных ассоциаций: непроизвольное образное мышление, свободные ассоциации трактуются в психоанализе как одна из важнейших областей проявления бессознательных мотивов. Связь образов и мотивов может быть разной. «Ошибки» могут встречаться и в мыслительной деятельности.
З.Фрейд: ◊ «Остроумие и его отношение к бессознательному». Остроумие − это одно из проявлений творческого мышления, характеризующееся порождением контекстуальных смыслов. В основе остроумия всегда лежат бессознательные первичные мотивы. Теория сублимации, согласно которой творчество (и его продукты в форме культуры) возникает в результате ограничений, которые накладываются на возможности непосредственного удовлетворения первичных потребностей, возникает «окольное», сублимированное удовлетворение, но тех же самых потребностей. Вопрос об осознании мотива. В классическом психоанализе бессознательный мотив не исключает саму возможность осуществлять мыслительную деятельность по отношению к этому мотиву, но вместо подлинного понимания мотива оно может быть мнимым (феномен рационализации мотива). (−) ограниченность теории мотивации, предложенной психоанализом (биологизаторство) (−) ограниченность анализа связей между мотивацией и мышлением. Мышление (сновидение, остроумие, творчество) трактуется как область проявления мотивации, конкретный же вклад мотивации в организацию, строение мыслительной деятельности не изучался. (+) акцент на проблеме мотивов, анализ проявления мотивов в мышлении, значимость БСЗ в мышлении С динамикой мыслительного процесса связано эмоциональное самочувствие мыслящего субъекта, напряженное в начале и удовлетворенное или разряженное в конце. Поскольку мышление теснейшим образом связано с практикой и исходит из потребностей и интересов человека, эмоциональные моменты чувства, выражающего в субъективной форме переживания, отношение человека к окружающему, включаются в каждый интеллектуальный процесс и своеобразно его окрашивают. Мыслит не «чистая» мысль, а живой человек, поэтому в акт мысли в той или иной мере включается и чувство. Роль чувства в мыслительном процессе зависит от того, какое соотношение устанавливается между чувством и мыслью. Иногда чувство, включаясь в мысль, нарушает субъективными элементами ее течение → стремление к соответствию с субъективным чувством, а не с объективной реальностью. Мысль, которая в основном следует «принципу удовольствия» вопреки «принципу реальности», относится уже к области патологии. Но и в пределах нормального мышления нередко случается, что мышление подчиняется «логике чувств», и мыслительный процесс (в этом слцчае происходит процесс оправдания) → эмоциональное мышление подбирает доводы, говорящие в пользу желаемого решения; Мышление в таком случае служит не для того, чтобы прийти к решению проблемы, а для того, чтобы оправдать решение, в пользу которого говорят «доводы сердца» − чувства, интересы, пристрастия, а не доводы разума. (−) Чувство может иногда отклонить мысль от правильного пути. (+) Когда в единстве интеллектуального и аффективного эмоциональность подчинена контролю интеллекта, включение чувства придает мысли большую напряженность, страстность, остроту. Мысль, заостренная чувством, глубже проникает в свой предмет, чем «объективная», равнодушная, безразличная мысль. Про мотив: Свойства мотива:∙ содержание, ∙ сила, ∙ интенсивность, ∙ устойчивость, ∙ степень осознанности, ∙ место в иерархии ∙ динамичность
Функции мотива: 4) побуждающая (стимулирующая к направленной деятельности) Смыслообразующая 6) структурирующая или системообразующая − ярко проявляется в мыслительной деятельности. (Введено Тихомировым Олегом Константиновичем) Было показано, что закон Йеркса-Додсона работает при решении задач неоднозначно. Чтобы объяснить эти противоречивые результаты школа Ярошевского разделила мотивацию на внешнюю и внутреннюю. Мотивы, которые по содержанию связаны с деятельностью, с условиями ее протекания называются внутренними (содержание деятельности имеет смысл, деятельность интересна, независимо от результата. Вознаграждение в форме эмоционального опыта). Те, которые не совпадают с логикой деятельности, условиями и целями называются внешними (важен не процесс деятельности не ее содержание, а результат). Закон Йеркса-Додсона работает для внешней мотивации. При увеличении внутренней мотивации деятельность не ухудшается, здесь нет оптимума. ∙ Смыслообразующая функция мотива определяет смысл деятельности. Через мотивы и переживание смыслов мы фиксируем эмоциональное состояние. ∙ Побуждающая функция – побуждает к деятельности или к ее избеганию. Связана с силой и устойчивостью. ∙ Системообразующая функция мотива – организует деятельность, определяет какие цели возникают у субъекта самостоятельно, а какие готов принять извне, определяет процесс постановки промежуточных целей. Эта функция организует процесс мышления, определяет, как строится процесс мышления, каким образом осуществляется контроль, трансформация задачи. Процесс целеобразования наиболее связан с такими свойствами мотива: содержанием, степенью его осознанности и местом в иерархии. Эксперимент Богдановой. В эксперименте принимают участие три группы испытуемых. Их устойчивая личностная мотивация не диагностировалась. А с помощью инструкции создавалась своя мотивация: В первой группе – мотивация соревнования, во второй – мотивация самоутверждения (уровень интеллектуального развития). Давалась инструкция: как можно быстрее, меньше, но более точно решить сложные задачи. Третей группе давалась нейтральная инструкция: мы создаем новую программу эксперимента, помогите ее оценить. Результаты анонимны. Мотивация бескорыстная, деловая, немного познавательная. Гипотеза. Мотивы структурируют деятельность, определять цель и организовывать мышление в соответствие с этим мотивом. Результаты. В первой группе была более высокая скорость решения задач. Во второй – наибольшее количество правильно решенных задач. Возник феномен динамики мотивации во всех трех группах. Во второй группе возник внутренний мотив и включенность в задачу. В первой группе также часть испытуемых выходила из внутренней ситуации соревнования, и вели себя нелогично, поскольку появлялись другие мотивы. После окончания соревнования они остались дорешать задачи – произошел сдвиг мотивации соревнования на познавательную мотивацию. Сначала этот мотив выступал как дополнительный, а затем как основной. Вывод: Существует связь процессов целеобразования с мотивацией, регулирующей мыслительную деятельность. Мотив в этом случае выполняет структурирующую функцию. Продуктивность формирования целей возрастает при более сильной мотивации, в данном эксперименте исследование одаренности.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 1089; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.49 (0.012 с.) |