Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятия субъекта, индивида, личности.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Субъект – это родовое понятие, базовая психологическая категория, охватывает все названные понятия. Деятельность – взаимодействие внешних и внутренних условий. Внешние – окружающий нас мир, социальные отношения, внутренние условия – субъект. Субъект – совокупность внутренних условий деятельности. S-O-R Свойства субъекта: 1. Активность. Субъект активно строит свое поведение. Рубинштейн выражает это такими словами: внешние условия действуют только через внутренние. Это значит, что воздействие внешних условий на поведение не является прямым. Значит, субъект активен. Он модифицирует, изменяет внешние воздействия. 2. Способность к развитию и саморазвитию. Леонтьев: "внутреннее (субъект) действует через внешнее и этим само себя изменяет". Субъект способен к развитию, преобразованию себя. 3. Наличие противоречий. Субъект неоднороден, есть разные инстанции в субъекте, между которыми могут возникать противоречия. Способность к развитию должна содержать некие условия. Условием любого развития является противоречие Итак, субъект активен, способен к развитию потому, что в нем содержаться противоречия. Субъекта нельзя рассматривать изолированно от мира, в котором он живет и действует. Если в человеке сочетается несколько субъектов, значит каждый человек одновременно существует в нескольких мирах. Он является частью различных предметных областей. Таких основных областей можно выделить 3: природа, общество, культура. А) природный субъект, Б) социальный В) культурный. А: субъект активного, гибкого приспособления к изменяющимся условиям окружающей среды (на основе врожденного опыта, полученного в биологической эволюции). Так человек, как часть природы (животное), есть представитель своего биологического вида. Б: субъект присвоения и адекватного применения коллективных сознательных представлений, способов поведения, имеющихся в данном обществе. Каждый человек – член определенного общества, обладающий психическими свойствами, приемами общения, адекватными занимаемой им позиции. В: субъект самостоятельного и ответственного решения собственных проблем на основе универсальных, т.е. общечеловеческих норм. При решении собственных проблем (например, в ситуации мотивационного конфликта) человек может стать субъектом культуры, способным к осмысленному преобразованию уже присвоенных им социальных правил.
В современной психологии слово "личность" используется в разном объеме. Объем понятия имеет, по крайней мере, три варианта. 1-й вариант. Личность понимается широко, все три субъекта вместе. Личность – синоним понятия субъект (по С.Л.Рубиншнейну). Индивидуальность – это совокупность всех психических свойств, способов поведения субъекта, которые отличают его от других. Личность – это индивидуальность. Но индивидуальностью обладают и животные – тоже есть свой характер, темперамент. В этом случае и животных приходится называть личностями. 2-й вариант. В понятие "личность" входит совокупность субъектов Б и В. Этот вариант в отечественной психологии принадлежит А.Н.Леонтьеву. Личность прежде всего социальное понятие, а тот, кто является природным субъектом, тот именуется индивидом. "есть социальные и культурные субъекты – личность, природный – индивид, организм, представитель вида. Индивид – природно, личность – социально". В мировой психологии 2-й вариант понятия личность ярко представлен в концепции А.Адлера. Так, согласно концепции, индивидуальной психологии Адлера исходным для развития личности является социальное чувство, или чувство общности, связанное с необходимостью войти в общество и занять в нем полноценное место. Реализации этого чувства препятствуют: а) физические дефекты (их интерпретация), б) авторитарное воспитание, в) излишняя эмоциональная опека. Если эти препятствия имеют место, то весьма вероятен комплекс неполноценности – собственная проблема, которую надо как-то разрешить, компенсировать. Есть два пути – негативный и позитивный. Негативную компенсацию комплекса неполноценности следует признать только социальную: это попытка компенсации последствий комплекса, но не его истоков. Такова по Адлеру неверная личностная защита – стремление к личному превосходству, власти. Позитивная компенсация комплекса должна быть названа культурной. Она начинается с того, что человек не компенсирует последствий, а обращается к истокам комплекса неполноценности. Цель достигается через сотрудничество с другими людьми. Совокупность способов достижения жизненной цели есть индивидуальный жизненный стиль, характер человека – основное понятие Адлера.
3-й вариант. Личность в точном, узком смысле есть только субъект культуры (В). Личность – только субъект, сам решающий свои проблемы и отвечающий за их решения. Социальный субъект здесь социальный индивид, природный – природный организм. Опираясь на Леонтьева, индивид и личность различаются так: индивид присваивает опыт (как правило, не свой: природы, формированный в обществе), а личность – преобразует опыт, и, прежде всего, собственный. В мировой психологии этот вариант восходит к архетипу самости Юнга – центральному среди остальных. Самость – подлинное Я. Понятие самости перешло в гуманистическую психологию, получив новое название – реальное, или подлинное Я. При рассмотрении личности в узком смысле охватываются критические моменты жизненного пути человека, требующие самостоятельного решения собственных проблем, ответственного выбора, в результате которого происходит становление, осознание и преобразование мотивационной сферы. Тогда личность следует отличать от индивида, имея в виду не только природную особь, но и представителя конкретного общества – социального индивида: в своем культурном развитии личность может не совпадать с носителем конкретных сложившихся общественных установлений. Структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри себя иерархизованных мотивационных линий. Многообразные деятельности субъекта пересекаются между собой и связываются в узлы. Узлы, их иерархии образуют «центр личности», который называют Я, он находится не в индивиде, не за поверхностью его кожи, а в его бытии. Представление о личности – представление о мотивационной сфере. А. Н. Леонтьев: три направления развития личности и измерения ее структуры: 1) широта связей человека с общественным миром (число потенциальных мотивов деятельности). Набор. Например, когнитивная сложность. 2) степень иерархизации мотивов (соподчинение мотивов), упорядоченный набор. 3) индивидуальный профиль мотивационной сферы. Изучение с помощью временных срезов. Жан Пиаже: качественно разные стадии развития. Эти параметры и определяют развитие личности. Увеличение числа мотивов не является развитием личности по Леонтьеву. Развитие происходит только в плане предметных связей, социальных отношений. 1-е рождение. Феномен горькой конфеты. Соподчинение мотивов. 2-е рождение. Самосознание. Мотивация бессознательна, нужен специальный анализ. Мотивационная сфера может быть осознана. Рождение личности в узком смысле – осознание мотивационной сферы, которая сложилась стихийно. Осознание – необходимо, но не достаточно. Личность входит во внешний мир и себя изменяет. Развитие требует усилия, работы. Деятельность направлена на внешний мир, только тогда возможны изменения, нельзя просто так сесть и изменить внутренний мир. Строение личности постоянно меняется (стадии Пиаже), каждая стадия развития личности – завершение какого-либо этапа, но на нем сохраняются определенные противоречия, которые станут источником последующего развития. Точное понимание личности содержит противоречие. Ведь личность, возникает лишь при вхождении человека в общество, а теперь она отличается от социального индивида, выходит за его пределы. Данное противоречие разрешается в опоре на известную фразу Леонтьева: "Личность рождается дважды". 1-е рождение происходит внутри социального индивида. При рождении личность и социальный индивид совпадают, культурные нормы в данном случае тождественны социальным правилам. 2-й раз личность рождается вне социального индивида. Обретает черты: самостоятельность, ответственность, понимание культуры, и, если это необходимо, отделяет культурные нормы от конкретного общественного опыта.
Критерии сформировавшейся личности: 1. Существует иерархия мотивов, человек способен преодолевать непосредственные побуждения ради чего-то другого (первое рождение личности). 2. Существует способность к сознательному руководству своим поведением, наличие самосознания (второе рождение личности). Развитие личности. I. Личность в общественной истории. II. Личность в онтогенезе
Личность в общественной истории. Условно выделим два типа обществ:
1.Традиционное общество (средневековая община, ремесленный цех; первобытные общества (Дюркгейм)). При всем многообразии наших проблем все они сводятся к двум – выбор профессии и создание собственной семьи. В традиционном обществе у человека нет выбора, права решать эти проблемы. Решение принимается в соответствии с социально-культурными нормами. Человек становится личностью, когда входит в социальное целое. Нет разницы между Я и Мы. Это целое всегда противопоставляет себя кому-то. Личность есть в определенном социальном сословии – шаманы, священники, учителя – они сохраняют культуру. Личность – это социально-политический институт, особый слой хранителей культуры. Отдельный человек не является личностью в принципе. У него неполная самостоятельность, а ответственность совместная. Соотношение общественных правил и культурных норм: социальное = культурное. Самостоятельность человека всегда подкреплена помощью воспитателя. Личностный поступок разделен между 2 людьми. Личность - взаимодействие между людьми. За результат личностного поступка отвечает воспитатель, он разделяет ответственность. В первом рождении – личность внутри социального индивида. Вывод: культурные нормы и социальные правила совпадают, социокультурная регуляция поведения. Личность внутри социального индивида. 2.Современное общество. У человека возникает возможность собственного выбора, смены социальных позиций, самостоятельного осуществления 2 главных выборов (“мещанин во дворянстве”). Даниэль Дефо, «Робинзон Крузо» – учебник по второму рождению личности. Первое – выскакивает из своей семьи. Он открывает на собственном примере правило «Не убий». То, что туземцам, здесь, на этом острове можно (социальные нормы племени), ему – нельзя (культурные нормы - нельзя убивать себе подобного). Социальные правила относительны, универсальные правила (культурные) – абсолютны. За их сохранение отвечает каждый человек. Опора на собственные возможности и способности - человек самостоятелен. Личность выходит за пределы социального индивида.
Личность в онтогенезе
Развитие личности состоит из двух этапов: 1) развитие потребностно–мотивационной сферой (первое рождение, в поступке), 2) развитие самосознания (второе рождение, в поступке осознанном). 1.Первое рождение личности: кризис 3 лет. Кризис – смена побуждений, мотивов. Личность начинается с определенного поступка в неопределенной ситуации (феномен “горькой конфеты”). «Я сам», ребенок готов к сотрудничеству со взрослыми. На столе лежит предмет, а стул, на котором сидит ребенок – далеко от стола. Нужно достать предмет не вставая со стула. Какова ситуация мотивационного выбора? Один объект привлекателен (материальная награда), но социокультурный запрет – не вставать со стула. Пока взрослый в комнате, ребенок сидит – социокультурный запрет соблюдается, ответственность совместная. Взрослый уходит. Социальный индивид может лгать, это игра. Ребенок не должен лгать взрослому, если это личность. Феномен – уникальное явление. Ребенок ест и плачет. “Конфета оказалась горькой по личностному смыслу” (Леонтьев). Не был соблюден социокультурный запрет – нарушена договоренность со взрослым. Перед поступком мотивы были рядоположены, после него – один победил, а другой стал соподчиненным. Результат первого рождения личности - иерархия мотивов. Существует ведущий мотив (для детей – в присутствии взрослых). Дети могут не осознавать ведущие мотивы своих поступков, решения они принимают вместе со взрослыми. Функции мотива – побуждать к действию и образовывать смыслы (конфета горькая по личностному смыслу). Эти функции мотив будет выполнять даже тогда, когда неосознаваем. Ребенок существует как личность только вместе с взрослым, внутри социального индивида. 2.Второе рождение личности: подростковый возраст 10 - 14 лет. Происходит осознание своих мотивов. У человека появляется возможность действовать самостоятельно. Когда мотивы осознаются, то возможно изменение их структуры, преобразование ядра личности. На этом этапе человек непременно сам участвует в формировании себя, осознанно и целеустремленно устанавливает свою иерархию мотивов. Но эта работа не ограничивается работой сознания, а подкрепляется конкретными поступками.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 644; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.145.41 (0.01 с.) |