Восприятие как процесс категоризации (Брунер) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Восприятие как процесс категоризации (Брунер)



В центре находится понимание предметности образа восприятия в аспекте соотнесения образов восприятия предметов с их значениями. (Я смотрю на предмет, говорю, что это магнитофон, я понимаю, что это магнитофон). С точки зрения Брунера, это свойство образа восприятия возникает в процессе категоризации.

Категоризация – это процесс отнесения единичных воспринимаемых предметов по их признакам к более общему классу предметов, который Брунер называет категорией.

Например, человек смотрит на какой-то предмет и воспринимает следующий набор признаков: предмет круглый, шероховатый, оранжевого цвета и определенной формы (это апельсин). Процесс категоризации описывается Брунером, как состоящий из 4-х основных идущих друг за другом последовательных стадий:

1. первичная категоризация

2. поиск признаков

3. подтверждающая проверка

4. окончательное подтверждение

1 стадия. Первичная категоризация – выделяются признаки воспринимаемых предметов, на основании которых будет осуществляться их последующая категоризация - особенности формы предмета, его величина, расположение в пространстве, особенности его поверхности, цвет, является ли этот объект движущимся или он неподвижен и т.д.

На этой стадии выявляются признаки предметов, воспринимаемые в виде определенных сенсорных качеств или особенностей их конфигурации. Брунер не обсуждает, как происходит выделение этих признаков, он лишь указывает на то, что если признаки не будут выделены, то процесс категоризации не начнется.

2 стадия. Поиск признаков и 3 стадия. Подтверждающая проверка – не всегда присутствуют в процессе восприятия, т.к. в них может не быть необходимости. Если признаки, выделенные на предыдущей стадии, полностью соответствуют какой-то имеющейся у человека категории, то категоризация происходит мгновенно, минуя вторую и третью стадии.

Если признаки достаточно неопределенны, то начинается развернутый, а нередко и сознательный поиск признаков, которые позволили бы отнести воспринимаемый предмет к той или иной категории. Стадия поиска признаков завершается тем, что по дополнительно найденным признакам воспринимаемого предмета происходит либо предварительная, либо окончательная его категоризация. Если категоризация является предварительной, то наступает 3-я стадия: «подтверждающая проверка». На этой стадии поиск признаков продолжается, однако, в отличие от предыдущей стадии этот поиск становится более узким и более направленным. Цель этого поиска – найти дополнительные признаки, подтверждающие сделанную на предыдущей стадии предварительную категоризацию.

4 стадия. Окончательное подтверждение – процесс категоризации завершается, перцептивный образ приобретает определенные значения и все признаки, даже соответствующие сделанной категоризации, игнорируются, т.е. человек больше не работает с этими признаками.

Эксперимент. Испытуемым предъявлялись слайды, с изображениями различных ситуаций. При этом данные слайды были в определенной степени расфокусированы так, чтобы испытуемым с первого взгляда было понятно, что же изображено на этих слайдах, чтобы затруднить процесс восприятия. Это позволяет несколько развернуть во времени стадии категоризации. Одному из испытуемых предъявлялся расфокусированный слайд в коричнево-белых тонах, на котором были изображены: корова и мужчина, они смотрят друг на друга с близкого расстояния через изгородь. Ответы испытуемого:

1. этот снимок цветной, похоже на 2-х людей, которые фехтуют в белых жилетах;

2. выглядит также, но на полу слишком много всего, чтобы двое могли фехтовать;

3. пока ничего нет;

4. кажется, что они стоят вокруг каштана или чего-то похожего, с этими сферическими черными штуками;

5. может быть куча всякого;

6. начинает походить на препарат, как в биологической лаборатории;

7. это и нелепо, но похоже, парень в белой рубашке с рыжими волосами целует корову, на которой надет белый чепчик;

8. а, он я думаю, смотрит на корову в стойле;

9. я почти уверен, что это корова, и я думаю, что это не мужчина, а женщина, которая смотрит в глаза коровы.

Три последние стадии здесь выявлены достаточно ярко. Отчетливо выражена стадия «поиска признаков», которая длится до 7-го высказывания. На 7-м впервые появляется высказывание о корове и человеке. Предварительная категоризация произошла и далее идет стадия «подтверждающая проверка», больше нет перебора гипотез, а ищутся дополнительные признаки, которые могли бы подтвердить сделанную предварительно категоризацию.

Последнее высказывание – хорошая иллюстрация окончательного подтверждения после сделанного выбора перцептивная система испытуемого не работает больше с признаками, хотя, возможно, категоризация сделана и не верно.

Следующая важная характеристика процесса категоризации состоит в том, что этот процесс является избирательно-направленным, что тесно связано с основной функцией восприятия в жизни человека, которая состоит в том, чтобы снабжать человека информацией об окружающем мире, необходимой для решения задач поведения.

Следовательно, из всего потока стимульной информации (можно вспомнить пример вечеринки с коктейлем), которая буквально обрушивается на органы чувств человека – человек должен уметь выбирать только ту информацию, которая ему нужна и одновременно игнорировать любую другую информацию, которая ему не нужна.

Брунер считает, что избирательная направленность процесса восприятия обеспечивается так называемой перцептивной готовностью.

Перцептивная готовность – степень готовности различных категорий для восприятия, которая зависит от целого ряда личностных факторов и факторов окружения.

Эксперимент: Брунер сажал испытуемых перед экраном, на котором проецировались различные слова на достаточно короткое время, так чтобы можно их было разобрать. Инструкция – как только опознаешь, что это за слово – нажми на ключ, который регистрирует время реакции. Внезапно испытуемому предъявляются нецензурные слова. Оказалось, что время их опознания существенно увеличивалось, по сравнению с обычными словами. Брунер объясняет это тем, что в данной ситуации, у испытуемых готовность категорий для восприятия нецензурных слов достаточно низкая. Если испытуемых предупреждали, что будут нецензурные слова, время реакции, наоборот, для опознания существенно уменьшалось, они их опознавали гораздо быстрее, чем нормальные слова.

В другом исследовании испытуемым в сходной ситуации на экране последовательно ряды чисел, либо ряды букв:

 

ряды чисел – 11 17 14 13 – говорит «13»

ряды букв – А Б Г 13 – говорит «В».

 

Испытуемым предъявляется конфигурация одного и того же символа, но как он его оценит, будет зависеть от контекста, который предшествовал этому символу.

Пример влияния личностных факторов на готовность категорий для восприятия - эксперимент Бодалева с разными установками на восприятие. В качестве личностного фактора выступает целенаправленно созданное у человека установка на восприятие (сейчас вам будет предъявлен преступник, потом герой).

Мы создаем предубеждение у человека и он, в соответствии с ним, обращает внимание на те признаки, которые в большей степени соответствуют приведенным в состояние готовности категориям, с помощью которых описывается преступник или герой.

В отношении каких свойств образов восприятия, предлагаемые теоретические объяснения сохраняют свою актуальность и в настоящее время?

Данная теория успешно объясняет 2 основных свойства восприятия:

предметность, в аспекте соотнесенности образов восприятия с их значениями;

установка.

Что собой представляет с точки зрения той или иной теории проксимальный стимул для восприятия?

Основными субъектными детерминантами процесса восприятия являются категории, которые обеспечивают процесс восприятия.

Как авторы теории описывают процесс восприятия?

Процесс восприятия описывается как процесс категоризации, который осуществляется в виде последовательно сменяющих друг друга стадий и является избирательно направленным. Избирательная направленность процесса восприятия определяется перцептивной готовностью или, что то же самое, – готовностью тех или иных категорий для восприятия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 2436; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.01 с.)