Предпосылки восприятия, определяемые влиянием социальных структур



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предпосылки восприятия, определяемые влиянием социальных структур



Существует много гипотез относительно того, на­сколько возросшая чувствительность к иллюзиям Мюл­лера — Лайера и восприятие пространственных свойств в двухмерных объектах могут быть обусловле­ны переменными социальной структуры, а не частотой, с которой воспринимающий сталкивался с прямоуголь­ными объектами. Одна из гипотез состоит в том, что об­разование, модернизация и урбанизация (все SS-nepe-менные) оказывают влияние на субъекта, изменяя его внимание или навыки сканирования стимулов, что приводит к большей точности в суждениях. Поскольку эти SS-переменные являются предпосылкой Е-пере-менной (прямоугольности), то смешиваются два объяс­нения чувствительности к иллюзии. Другая гипотеза предполагает, что такие переменные, как строгость, с которой мать добивается выполнения ребенком всех требований общества, или отсутствие требований к независимости суждения вызывают развитие зависи-мости от поля, что увеличивает чувствительность к иллюзии. Однако всеобщность этого эффекта в отно­шении многих иллюзий остается еще непроверенной.

Экологические требования аграрных обществ способ-ствуют развитию зависимости от поля в большей сте-пени, чем аналогичные требования внутри обществ, в которых больше распространена охота. Этот перечень зависимостей необходимо расширить за счет включе­ния предпосылок эндокринного характера, связанных с питанием, которые либо а) в связи с диспозициями матери ведут к более строгому обращению с детьми мужского пола и тем самым приводят к большей зави­симости от поля, либо б) способствуют развитию боль­ший зависимости от поля через более прямые воздей­ствия, которые эндокринная система оказывает на познавательные перцептивные процессы. Этот интег-ративный подход, объединяющий классы биосоциаль-ных переменных, кажется весьма перспективным и важным для дальнейших исследований.

Другая возможность, вновь заводящая в тупик проб­лему объяснения восприятия мира как прямоугольно­го, заключается в том, что чувствительность к иллюзи­ям обратно связана с пигментацией глазного дна, Которая уменьшает возможность различать контуры. Берри сообщает о высокой корреляции между цветом Кожи и чувствительностью к иллюзия. Однако, отмеча­ет Даусон, как цвет кожи, так и прямоугольность смешиваются с такими переменными, как модерниза­ция и урбанизация. Данные Яходы показывают, что среди менее пигментированных испытуемых эффект зависит от цвета объектов, причем красные объекты выявляют большую чувствительность к иллюзии Мюл­лера — Лайнера, чем голубые. Сигалл, Кэмпбелл и Хер-сковичи использовали частично красные стимулы и действительно обнаружили разницу между западными (преимущественно менее пигментированными) и аф­риканскими экспериментальными группами, о чем говорилось выше. Это противоречие попало в ловушку метода измерения основной диспозиции (чувствитель­ности к геометрическим иллюзиям). Это особенно пе-чально, поскольку те, кто использует материалы Сигал-ла, Кэмпбелла и Херсковичи, могли бы получить данные

по другим иллюзиям, которые пролили бы свет на «все­общность соотношения между пигментацией кожи и чувствительностью к иллюзиям и тем самым убедили бы в его важности как разрушающего гипотезу прямо-угольноети мира.

Последняя гипотеза, которую, впрочем, следовало бы исключить до момента, когда восприятие получит объяснение, заключается в том, что ответ обусловлен социальными факторами, влияющими на ответные реакции, а не объектом перцепции самим по себе. Методики Сигалла и других адекватны такой постанов­ке проблемы.

Другие психофизические подходы к измерению и контролю ошибок включают применение теории детек­ции сигнала к объяснению узнавания лиц своей и дру­гой расы и этнической идентификации лиц, выступаю­щих в качестве стимулов.

Предпосылкиклассификации, научении, памяти и мышления, определяемые влиянием социальных структур

Основным исследованием в этой области являют­ся работы Коула и сотр.3. Используя стандартные экспериментальные психологические процедуры, он исследовал способность к классификации, обучае­мость, память и мышление у народности кпелле (Ли­берия) . Испытуемые различались как по возрасту, так и по уровню образования. Сильная выраженность куль­турных детерминант в экспериментальных результа­тах привела авторов к решению адаптировать экспе­риментальные материалы применительно к изучаемой культуре. Иногда американские дети тестировались с помощью материалов, использованных для кпелле. По­лученные данные являются достаточно сложными. Ав­торы приходят к выводу о том, что культурные разли­чия больше связаны с отдельными когнитивными процессами, а не заключаются в наличии какого-то по­знавательного процесса в одной культуре и в его от­сутствии — в другой.

Субъективная культура. Социально-структурные предпосылки субъктивной культуры

Люди обычно дают одинаковые ответы на совер- шенно различные стимулы. Это явление получило на- звание категоризации. Категоризация — явление универсальное, но то, что подвергается категоризации, отличается в разных культурах. Большая межкультур-ная работа была проведена с категориями цвета, в ос-нованном потому, что было легко установить отношения между физическим характером стимулов и ответами испытуемых. Большая часть материалов этого иссле-дования опубликована Берлином и Кэем, где также приводятся свидетельства в пользу вывода о том, что в терминологии цвета в нашей культуре существуют и употребляются семантические универсалии, а также факт соответствия в основных названиях цветов. Не-смотря на то что в словарях разных языков зашифро-ваны различные наборы основных цветовых катего­рий, существует одиннадцать основных категорий, на базе которых образуются названия цветов в каждом языке. Эта последовательность такова:

Эти авторы доказывают, что все языки имеют тер­мины для черного и белого цветов, третьим обычно бы-вает красный, четвертым, если он существует, — жел­тый или зеленый и т. д. Они предполагают, что овладение названиями цветов у детей происходит в том же порядке.

Когнитивные схемы. Одни категории связывают­ся с другими категориями так, что можно говорить о когнитивных схемах. Члены различных культур исполь­зуют различные схемы. Например, Шафер, Сандберг и Тайлер показали, что индусы, если их попросить напи­тать двадцать пять слов, первых, которые придут на ум, выдают больше слов, относящихся к названию пищи, в то время как в ответах детей Дании содержится больше строительных терминов, а в перечне американских де-тей- больше слов, относящихся к школе, играм, движению. Для изучения доминантных тем в разных куль­турах Желей выработал подход — «ассоциативный групповой анализ».

Классификации жизненных явлений и изменений по их важности показывают значительное сходство в различных культурах и в то же время позволяют нам обратить большее внимание на некоторые различия между ними. Триандис (и др.) изучал применительно к двадцати основным терминам в Японии, Индии, Гре­ции и США, какие именно признаки выделялись в ка­честве предпосылок, необходимых для проявления обозначаемого соответствующим термином содержа­ния, и следствий, вытекающих из его наличия. Было обнаружено как сходство, так и различие в значениях этих основных терминов в разных культурах. Напри­мер, к числу предпосылок успеха во всех культурах включаются высокая способность и терпение. Но аме­риканцы преувеличивают, а японцы преуменьшают такие аспекты, как преданность делу и тяжелая работа как предпосылки к успеху; во всех культурах имеются слова «радость», «гордость», «удовлетворение» как следствие успеха, но американцы считают достижение основным следствием, а греки не обращают внимания на это понятие, но в свою очередь выделяют любовь как следствие успеха. Индусы видят социальное различие и важность как вполне возможные следствия успеха, в других же культурах таких толкований следствий успе­ха вообще не наблюдается. Сохранение дистанции меж­ду двумя индивидуумами в различных социальных ситу­ациях было изучено Литтлом в Европе и Енгебретсоном и Фалмером на Востоке. Согласно их исследованиям, только в условиях контактных культур уместно общать­ся в публичных ситуациях, в других культурах — нет.

Стереотипы. Особенно широко изучены когнитив­ные схемы, относящиеся к стереотипам в различных этнических группах. Наиболее важной в этой области является статья Кэмпбелла4. Высказываются предполо­жения, что стереотипы зависят от числа межгрупповых контактов и типов этих контактов. Таджфел представил теорию развития стереотипов и проиллюстрировал ее

экспериментами. Показано, что детей привлекают кар­тинки, которые большинство из них рассматривают как принадлежащие к их собственной национальной груп-пе Корреляция между симпатией и принадлежностью и национальной группе с возрастом падает.

Аффективное значение. Под руководством Осгуда проводится исследование в 25 различных регионах зем-ногo шара. В результате этого исследования будет со-здан «Атлас аффективных значений» для 500 слов. Ис­пользование эмических средств, которые обеспечивают проведение этических .измерений, является одним из самых значительных достоинств этого исследования.

Поведенческие интенции и ролевые восприятия. Изучались поведенческие интенции у американцев и греков. Выявлено 4 параметра: ассоциация —диссоци-ация (релевантна взаимодействию членов внутри груп-пы и вне группы); суперординация— субординация (отражает различия в общественном положении); ин-тимномть —формальность (соответствует .межлично-стным отношениям); враждебность— соревнование между взаимодействующими членами группы. Осгуд получил такие же этические факторы, используя дру-гие методы. Ролевые восприятия исследовались Три-андисом и сотр. на материале ответов американцев и греков. В результате выявлены те же 4 основных пара­метра поведения. Анализ по 2 факторам позволил не только исследовать структуру ролей, но также и струк­туру поведенческих интенций. В исследованиях, про­веденных в Греции, выявился факт очень четкого раз­граничения ролей внутри группы и вне группы; в исследованиях по США, такого четкого разграничения не наблюдалось. Это позволило предсказывать поведе­ние американских и греческих начальников отделов кадров при наборе новых сотрудников на работу, реко­мендованных знакомыми или совершенно неизвестны­ми людьми. Эти предложения были подтверждены высоко значимым взаимодействием между культурой и источником рекомендации. Дальнейшие исследова­ния на материале 5 очень различающихся культур по­казали, что каждая культура использует 5 или 6 эмичес­ких поведенческих факторов: из них 4 фактора являются этическими. Конкретно в каждой изученной культуре такие эмические факторы, как способность любить,

сотрудничество, воспитание подрастающего поколе­ния, отсутствие враждебности, предполагают наличие этического фактора, который может быть назван соли­дарностью. Другие этические факторы предполагают отрицание статуса (контроль другого, субординацию) и проявления интимности (поцелуи, нежность, сексу­альная близость). Наконец, соединение солидарности и статуса появляется в таких эмических факторах, как формальное одобрение, уважение и подчинение. Мож­но заключить, что мы имеем дело с основными ве­личинами социального поведения, которые указывают как на их универсальность, так и на филогенетическую непрерывность, поскольку солидарность и статус явля­ются основными единицами анализа, используемыми некоторыми социальными психологами, изучающими животных.

Ценности. Кон установил у детей важные связи между принадлежностью социальному классу и пред­почтением конформизма или независимости. Как в США, так и в Италии родители, принадлежащие к за­житочному слою общества, предпочитали независи­мость, а родители менее обеспеченные — подчинение. Его теоретический анализ, устанавливающий связь между характером работы родителей и обучением ре­бенка, с одной стороны, и ценностями родителей, с дру­гой стороны, очень интересен. Две исследовательские программы, выполненные Беррьеном и Гордоном, скон­центрировали свое внимание на сравнении ценностей у японцев и американцев со стандартизированными каталогами Эдварда и Гордона. Беррьен, Акоф и Ива-хара изучали сходство между ценностями родителей и детей в Японии и США, обнаружив при этом большие расхождения между поколениями, а не между культу­рами. Диаз-Гереро рассматривает пассивно-активную ориентацию в качестве социокультурной предпосыл­ки. Он утверждает, что американцев характеризует активность, мексиканцев — пассивность, и считает, что эти различия можно объяснить умственными способ­ностями и экономическим развитием.

Модернизация, аккультурация и социальные изменения. Современного человека теперь рассматри­вают как индивидуума, обладающего субъективной культурой, отличной от культуры традиционного чело-

века. Одно из направлений противопоставления каса-ется сравнения степени синдрома модернизации и традиционного синдрома по одному или нескольким признакам. Работы Инкелеса, Даусона, Дуба и Кала построены на использовании одного признака модер­низации. Шнайберг и Вубер придерживаются концеп­ции множества признаков. В контексте такого подхода индивид может быть современным по одному признаку и традиционным по другим. Это противопоставление соответствует противопоставлению Спирмена — Тер-стоуна и вполне вероятно, что в конце концов линия на сопоставление по многим признакам победит,

Центром другой области исследования являются ра­боты Макклеланда, который .пытается продемонстриро­вать соотношения между моделями, созданными в дет­стве, человеческими мотивами и экономическим развитием. Парик предложил считать, что экономичес­кое развитие требует появления личностей, обладающих высоким уровнем мотива достижения и экстенсивнос-ти, а не стремлением к зависимости. Мотив экстенсив­ности определяется как забота о других. Мотив зависи­мости включает потребность в руководстве и управлении посредством других, а также тенденцию избегания Инициативы или проявления лидерства. Макклеланд и Винтер предложили, что мотив достижения может изме­няться.

Методологические трудности, связанные с работой Макклеланда (надежность измерения с помощью ТАТ, выбор переменных), делают необходимыми дальнейшие исследования, прежде чем мы признаем эти выводы.

Модернизм может быть измерен, и некоторые факторы, такие, как достижения в области образования, социоэкономический статус, уровень производства, очевидно, связаны с ним. Некоторые виды методов воспитания детей также соотносительны с модерниз­мом. Однако еще предстоит исследовать очень мно­гое — структуру модернизма и его признаки, факторы, обусловливающие его, и его следствия. Среди след­ствий — быстрое увеличение уровня стремления и как результат — неудовлетворение в достижении жизнен­ных целей, отчужденность и социальные отклонения, более низкое чувство собственного достоинства и фру-страция.

 

Личностные диспозиции

Окружающая среда через социальные структуры влияет на поведение другого, и таким образом на межличностные диспозиции человека (E-SS-О— P-O-PD). Минтерн и Ламберт предполагают, что переменные (физическая структура жизненного про­странства) и 55-переменные (число детей в семье, тре­бования матери) являются важными условиями пове­дения матери (О) по отношению к ребенку (Р). Манроу обнаружил, что в больших семьях в племени логоли в Кении проявляется в целом больше заботы о детях (но меньше, чем забота собственно матери), чем в мало-детных семьях. Другая форма этих отношений осве­щается Даусоном. ^-переменные (плохое питание) приводят к физиологическим результатам (например, к эндокринным нарушениям), Эти результаты приво­дят к тому, что у мальчиков уменьшается чувство ответственности, а тело приобретает особенности женской фигуры. Последнее во взаимодействии с практикой социализации (55) приводит к материнско­му поведению (О), отличному от ее поведения в отно­шении других детей. В результате у ребенка закрепля­ется уровень зависимости от окружающих, который является более типичным в этом обществе для жен­щин. Эта последовательность отношений соответствует предположению Белла о том, что родители по-разному реагируют на генетически обусловленные черты по­ведения своих детей... (отношение Р-О—Р).



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.177.17 (0.007 с.)