Угашение, торможение и эффективный потенциал реакции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Угашение, торможение и эффективный потенциал реакции



Если реакция неоднократно вызывается при отсут­ствии связи с редукцией потребности, то способность данной стимульно-мотивационной комбинации вызывать реакцию постепенно уменьшается; это уменьшение называется экспериментальным уташением. Такое прекращение бесполезной активности в высшей степени адаптивно, так как оно предотвращает растрачива-ние энергетических ресурсов организма. Что экспери­ментальное угашение касается не просто силы навыка — об этом свидетельствует тот факт, что одно усиление no­требности способно возобновить способность стимула вызвать реакцию, которая была угашена. Тщательное изучение многочисленных фактов экспериментального угашения, вероятно, вместе с относящимися к ним фе­номенами первичной мотивации позволило сформули-ровать гипотезу, согласно которой экспериментальное угашение в известной степени имеет мотивационную природу. Очевидно, что каждый раз проявление реак­ции вызывает в организме усиление состояния утом-ления за счет выработки определенных веществ, т. е. приводит к образованию условий, определяющих возникновение потребности в отдыхе. Среднее количество такого рода веществ, получаемое при каждой реакции, представлено позитивной функцией возрастания от работы или энергозатраты. (W), совершенной при испол­нении действия. Далее предполагается, что эти вещества имеют способность, тормозить влияние S, направленное на возбуждение R; по этой причине данное явление по­лучило название реактивного торможения (IR). Их накоп­ление впоследствии приводит к экспериментальному угасанию, а постепенное вынесение из волокон потоком крови приводит к спонтанному восстановлению.

В случае если реакция сопровождается подкрепле­нием и проявляется через сравнительно большие интер­валы времени, а начальная мотивация сохраняется на довольно высоком уровне, то увеличение силы навыка поддерживает потенциал реакции выше порога реак­ции. Спонтанное рассеивание эффекта торможения, как известно, происходит гораздо быстрее, чем обыч­ная утрата навыка. Из этого проистекает феномен реминисценции, специально изученный в опытах на научение.

Поскольку наличие IR определяет потребность, пре­кращение активности, вызвавшей потребность, будет инициировать процесс редукции потребности; но по­скольку редукция потребности есть критический эле­мент подкрепления, из этого с известной вероятностью следует молярный принцип: прекращение активности будет — связано в дальнейшем с любым стимулом, ко­торый последовательно ассоциирован с этим прекра­щением. Но тенденция к прекращению акта будет вы­ступать прямым тормозом к исполнению этого акта. Следовательно, включение такого тормозящего стиму­ла в стимульную структуру, остальная часть которой положительно обусловливает ответ, будет приводить к тенденции препятствовать вызыванию ответа; факти­чески это есть обычный эмпирический тест на услов­ное торможение (SLR, схема).

Согласно приведенной выше точке зрения, что SLR есть отрицательный навык, введение в комплекс стиму­лов некоторого иного стимула согласно принципу аф­ферентного взаимодействия вызовет растормаживание, т. е. временное прекращение либо полную ликвидацию SLR. Но, допустив, что SLR возникает в процессе накоп-ления 1, мы приходим к выводу, что полное торможение (iR) в конце экспериментального угасания есть от­части IR, а отчасти — SIR. Поэтому растормаживание будет иметь место, только если IR есть производная от SLR, а спонтанное восстановление будет иметь место, только если iR есть производная от LR; это означает, что ни растормаживание, ни спонтанное восстановление не могут полностью восстановить утраченный потен­циал реакции до его первоначального уровня. Из вышесказанного следуют еще и такие выводы: в экспе­риментах на научение более экономичны разбросан­ные во времени, нежели массированные повторения; а также при прочих равных условиях организмы, полу­чающие одинаковое подкрепление после двух реакций, одна из которых требует меньших энергозатрат, в конце концов, как показывает практика, выберутменее трудо­емкую реакцию. Таков «закон наименьшей работы».

Из вышесказанного неявно вытекает следующее допущение: потенциал реакции, реально ответственный за вызов реакции, т. е. эффективный потенциал реак­ции {SFR, схема), есть остаток от вычитания полного тор­можения IR из потенциала реакции SER, т. е. = SER — iR

А поскольку SER и iR взаимосвязаны с объективно наблюдаемыми условиями, то таким же образом SER оказывается взаимосвязанным с ними.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.218.147 (0.006 с.)